МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ




УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БРЕСТСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ

 

Методические указания по изучению УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ,

Задания для ДОМАШНЕЙ контрольной работы, рекомендации по ее выполнению

Для учащихся заочной формы ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность:

2-91 01 01 ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ (по направлениям)

Направление специальности

2-91 01 01- 01 ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ (производственная деятельность)

Специализация

2-91 01 01-01 31 Технология продукции НАЦИОНАЛЬНОЙ И мировой кухни

 

 

Брест


Методические указания разработаны в соответствии с действующим учебным планом и содержат основные требования к написанию и оформлению домашней контрольной работы.

 

Автор и составитель: Фиешко И.Н., преподаватель УО «Брестский ГТТК»

 

Рецензенты: Остапчук Р.М., преподаватель УО «Брестский ГТТК»

Гордей О.О., преподаватель УО «Брестский ГТТК»

 

 

Технический редактор: Фиешко И.Н., преподаватель УО «Брестский ГТТК»

 

 

Методические рекомендации одобрены цикловой комиссией технологических дисциплин

Протокол №___ от ________________ 201___г.

 

©Брестский государственный ТТК

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа дисциплины «Физиология питания» разработана в соответствии с образовательным стандартом специальности. Основной целью изучения дисциплины является получение учащимися знаний о потребности организма в пищевых веществах, о процессах их превращения в энергию организма и структурные элементы тканей тела человека; о рациональном питании, принципах расчета пищевой и энергетической ценности кулинарной продукции; о питании различных возрастных и профессиональных групп населения, диетическом, лечебном и лечебно-профилактическом питании.

Дисциплина «Физиология питания» изучается в тесной связи с такими дисциплинами как «Микробиология», «Гигиена и санитарная общественного питания», «Технология приготовление пищи», «Товароведение пищевых продуктов» и др.

В результате изучения дисциплины «Физиология питания» будущий специалист

должен знать на уровне представления:

основные задачи и цели дисциплины;

значение рационального питания для жизнедеятельности организма человека;

особенности нетрадиционного питания и нетрадиционных источников питания;

роль диетического питания для лечения и профилактики хронических заболеваний;

роль лечебно-профилактического питания как факторов защиты от вредных воздействий внешней среды;

должен знать на уровне понимания:

роль основных пищевых веществ в жизнедеятельности организма;

основы рационального питания и физиологические принципы его организации;

сущность процесса пищеварения;

роль обмена веществ и энергии в организме человека;

физиологическую роль нутриентов, их источников и суточную потребность в них;

принципы расчета пищевой и энергетической ценности кулинарной продукции;

особенности питания различных возрастных и профессиональных групп населения;

роль лечебно-профилактического питания в предупреждении заболеваний;

физиологические основы составления суточных рационов питания для различных групп населения в зависимости от пола, возраста, профессии;

принципы построения диетического питания и основные лечебные диеты;

особенности и назначение профилактических рационов питания;

должен уметь:

организовывать питание различных групп населения в соответствии с физиологическими требованиями;

составлять меню суточного рациона питания для различных групп населения, детей и подростков;

рассчитывать пищевую и энергетическую ценность блюд суточного рациона;

составлять меню суточного рациона питания в соответствии с указанной диетой, оценивать соответствие рациона требованиям, предъявляемым к лечебной диете;

пользоваться справочной литературой.

В целях углубления и закрепления полученных теоретических знаний по наиболее важным вопросам дисциплины учащиеся выполняют практические работы, тематика которых обусловлена задачей формирования навыков самостоятельной работы, умения пользоваться справочной литературой, выполнять расчеты пищевой и энергетической ценности блюд суточного рациона.

Изучение дисциплины должно способствовать развитию творческого мышления учащихся, их интереса к познавательной деятельности, умения анализировать факты, делать выводы.

Программой дисциплины определены цели по каждой теме и спрогнозированы результаты их достижения в соответствии с уровнями усвоения учебного материала.

Для осуществления тематического контроля результатов учебной деятельности учащихся предусмотрено написание домашней контрольной работы, содержание которой разрабатываются преподавателем и рассматривается на заседании предметной(цикловой) комиссии.

В программе приведены примерные критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся по дисциплине, которые разработаны на основе десятибалльной шкалы и показателей оценки результатов учебной деятельности обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29 марта 2004 г. № 17).

 

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы, темы Количество учебных часов
Всего В том числе Время на самост. работу уч-ся (часов)
Для дневной формы Для заочной формы На обзорные занятия На лаб.-практ. занятия
           
Введение.          
Раздел 1. Пищеварение          
Раздел 2. Обмен веществ и энергии          
2.1. Обмен белков.          
2.2. Обмен жиров и жироподобных веществ.   0,5 0,5   1,5
2.3. Обмен углеводов.   0,5 0,5   1,5
2.4. Витамины.          
2.5. Минеральные вещества. Водный обмен организма.   - -    
2.6. Обмен энергии.          
Раздел 3. Научные основы рационального питания          
3.1. Рациональное питание и физиологические основы его организации. Нетрадиционное питание.          
3.2. Питание лиц пожилого возраста, умственного и физического труда, спортсменов, студентов, беременных женщин и кормящих матерей.          
Практическая работа № 1. Составление меню суточного рациона (четырехразового питания) для различных групп населения в зависимости от пола, возраста, профессии.          
Практическая работа № 2. Определение пищевой и энергетической ценности блюд завтрака, обеда.          
Практическая работа № 3. Определение пищевой энергетической ценности блюд полдника и ужина.          
3.3. Питание детей и подростков.          
Практическая работа № 4. Составление набора продуктов суточного рациона в соответствии с указанной диетой. Определение пищевой и энергетической ценности набора продуктов суточного рациона.          
3.4. Диетическое питание          
Практическая работа № 5 Составление набора пищевых продуктов суточного рациона питания в соответствии с указанной диетой. Определение пищевой и энергетической ценности набора          
3.5. Лечебно-профилактическое питание          
Обязательная контрольная работа          
Итого:          

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение

Задачи и предмет дисциплины «Физиология питания», связь ее с другими дисциплинами учебного плана.

Краткий очерк развития науки о физиологии питания. Пропаганда принципов рационального питания.

Место и роль дисциплины в системе подготовки специалистов для сферы общественного питания.

 

Раздел 1. Пищеварение

Строение органов пищеварения. Сущность процесса пищеварения. Изменение пищевых веществ в каждом отделе желудочно-кишечного тракта. Ферменты, влияющие на расщепление пищевых веществ. Факторы, повышающие степень усвояемости пищи. Отрицательное влияние алкоголя, никотина и других токсинов на пищеварение.

 

Раздел 2. Обмен веществ и энергии

Тема 2.1. Обмен белков

Физиологическая роль белков. Состав белков. Показатели биологической ценности белков. Заменимые и незаменимые аминокислоты. Белки животного и растительного происхождения. Полноценные и неполноценные белки. Источники биологически ценных белков. Азотистое равновесие. Усвояемость белков. Потребность организма в белках, оптимальные их нормы. Белковые «обогатители»

Тема 2.2. Обмен жиров и жироподобных веществ

Физиологическая роль жиров и жироподобных веществ. Химический состав жиров. Насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. Физиологическая роль предельно ненасыщенных жирных кислот. Лецитин, кефалин, ситостерол, холестерин. Биологическая ценность пищевых жиров, их оптимальные нормы. Жиры животного и растительного происхождения. Влияние перегретых жиров на организм человека.

Тема 2.3. Обмен углеводов

Физиологическая роль моносахаридов, полисахаридов в организме. Нервная и эндокринная регуляция углеводного обмена. Потребность в углеводах. Проблема потребления «пустых калорий». Источники углеводов

 

Раздел 3. Научные основы рационального питания

Основные принципы построения пищевых рационов. Сбалансированность пищевых рационов. Сбалансированность пищевых веществ. Принципы нормирования пищевых веществ и калорийности в зависимости от пола, возраста, профессии. Теория адекватного питания. Режим питания.

Нетрадиционное питание. Альтернативные представления о питании человека. Раздельное питание. Голодание. Вегетарианство. Нетрадиционные источники питания. «Искусственная пища».

Пищевая ценность продуктов животного и растительного происхождения.

Защитное действие отдельных компонентов пищи. Антипищевые вещества, содержащиеся в пище.

Тема 3.2. Питание лиц пожилого возраста, умственного и физического труда, спортсменов, студентов, беременных женщин и кормящих матерей.

Особенности обменных процессов лиц пожилого возраста, умственного и физического труда, спортсменов, студентов, беременных женщин и кормящих матерей.

Липотропные, антиатеросклеротические факторы, онкологические протекторы в питании лиц пожилого возраста и умственного труда.

Особенности питания спортсменов в период тренировок, беременных женщин и кормящих матерей.

Практическая работа № 1

Составление меню суточного рациона питания (четырехразового) для потребителей в зависимости от пола, возраста, профессии.

Практическая работа № 2

Определение пищевой и энергетической ценности блюд завтрака и обеда.

Практическая работа № 3

Определение пищевой и энергетической ценности блюд полдника и ужина.

Тема 3.3. Питание детей и подростков

Детское питание и его особенности. Значение пищевых веществ в питании детей и подростков. Пути удовлетворения потребностей детей и подростков в энергии и пищевых веществ. Питание школьников и учащихся профессионально-технических учреждений образования.

Практическая работа № 4

Составление меню суточного рациона питания для детей и подростков. Определение пищевой и энергетической ценности блюд.

Тема 3.4. Диетическое питание

Значение диетического питания для лечения и профилактики хронических болезней. Основные принципы построения диет. Виды щажения. Назначение и общая характеристика основных лечебных диет. Организация диетического питания.

Практическая работа № 5

Составление набора пищевых продуктов суточного рациона питания в соответствии в указанной диетой. Определение пищевой и энергетической ценности набора

Тема 3.5. Лечебно-профилактическое питание

Цель лечебно-профилактического питания, его организация.

Принципы составления и характеристика лечебно-профилактических рационов питания


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа выполняется по варианту, который соответствует порядковому номеру учащегося в журнале. Варианты контрольной работы охватывают все разделы курса «Физиология питания». Всего разработано 20 вариантов домашней контрольной работы. В каждом варианте содержится 2 теоретических вопроса из разных разделов курса и практическое задание.

Выполнение контрольной работы является важнейшим условием для подготовки к экзамену, поэтому делать ее необходимо самостоятельно.

Структура контрольной работы:

· Титульный лист

· Теоретические вопросы

· Практическое задание

· Список литературы

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: