Ответственность физических и юридических лиц за нарушение лицензионно-разрешительного законодательства.




В силу п. 2 ст. 61 ГК РФ юрлмб лик-но по реш- суда в случае осущ-я деят без надлежащего разрешения (лицензии) либо с неоднок=ми или грубыми наруш. закона или иных пр=х ак-в.

Треб-е о ликв-и юр.л.а по указанным основаниям м.б. предъявлено в суд гос.органом или органом мсу, кот-у право на предъявление такого треб-я предоставлено законом. В частности, иски о принуд- ликвидации юр.л. в связи с безлиц. Деят-ю либо нарушениями лицензиатами треб-ийзак-твам.б. заявлены налоговыми органами («О налоговых органах рф»), ЦБ РФ («О банках и банковской деятельности»), ФСФР России («О рынке ценных бумаг»). Под безлиц. понимается деятсть, продолжаемая субъектом предпринимва после аннулирования лицензии или истечения срока ее действия; осущмая по лиц.другого лица (в том числе на основании доверенности, договора подряда); в резтелицния неуполномоченным органом (лицензия, не имеющая юр.силы) и т. п. Гражданско-правовая ответсть за вред, причиненный гр-ну или юр.лиц. в рез-те незаконных действий (бездействия) гос.органов, органов мсу, а также их долж-х лиц в сфере лицензирования, наступает в соот. С нормами ГК РФ. Вред возмещается за счет соот-но казны рф, казны субъекта рф или казны мун. Образ.. Административная ответ-ть за осущ-е предпринимательской деятельности без спец. разрешения (лицензии) предусмотрена КоАП РФ. – предусм. Ответ.сть за осуществление предприним. Деят. с нарушением условий, предусм-х лицензией, с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного вида деятельности. По юр. конструкции правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, образует формальный состав. Оно является оконченным с момента осуществления безлицензионной предпринимательской деятельности. Как разъяснил Пленум Верх.Суда РФ в постановления № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса рф об адм-ных правонарушениях», при решении вопроса о наличии в действиях лица состава адм-гоправонар-я, предусм- ст. 14.1 КоАП РФ, необх проверять, содержатся ли в них признаки предприн. деятти, перечис.е в ст. 2 ГК РФ. При этом отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицом, не зарег. в кач. Инд. Предпр.я, не образуют состав данного адмго правя при условии, если колво товара, его ассортимент, объемы выпх работ, ока-х услуг и другие обстоятельства не свид-ют о том, что данная деят. была направлена на систематич. получение прибыли. Доказательствами, подтвержд. факт занятия получение прибыли, могут являться показания лиц, оплативших товары, работу, услуги, расписки в получении денежных средств. Вместе с тем само по себе отсутствие прибыли не влияет на квалификацию правонарушений, предусмотренных ст. 14.1 КоАП РФ, поскольку извлечение прибыли является целью предпринимательской деятельности, а не ее обязательным результатом. Привлечение к административной ответственности недобросовестного субъекта предпринимательства, по смыслу п. 3 ст. 2.1, ст. 2.4 КоАП РФ, не исключает возможности одновременного возбуждения дела об административном правонарушении в отношении конкретных должностных лиц, которые обязаны обеспечить как получение лицензии, так и соблюдение лицензионных условий. Федеральное законодательство об административных правонарушениях включает и ряд специальных лицензионных составов. по специальной норме.занятие частной мед. практикой или частной фармацев. Деят. лицом, не имеющим лиц.на данный вид деятельности, кв. по спец нормам КоАП РФ. КоАП РФ предус. Адм.отв. за непредоставление, несвоевременное предоставление или предоставление недостоверных сведений о юр. лице или об инд.предпр. в орган, осущ.йгос.юрег.ююр.лиц в случаях, если такое предоставление предусмотрено законом. Отношения по предоставлению сведений о наличии у юр.лиц и инд.пред. лицензий на осущ. отдельных видов деятельности, в силу фз «О гос.рег. юр.лиц и инд. Предп.», возникают между регистрирующими и лицензирующими органами. Поэтому должностные лица лицензирующих органов входят в субъектный состав названного правонарушения. Исполнение лицензирующим органом обязанности по направлению таких сведений в ФНС входит в предмет прокурорской проверки. В некоторых случаях адм. Отв.ость наступает при неисполнении иными субъектами права треб.йзак-ва, связанных с лицензированием. Так, согласно фз «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений. Рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации Неисполнение таких требований влечет установленную законодательством ответственность. УК РФ так же предусмответств за совершение лиц-х правонарий. Критерием разграничения административной и уголовной ответственности является причинение крупного ущерба либо извлечение дохода в крупном размере. Н-р ответ-сть за осуществление предпри-кой деят-ти без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило круп ущерб гражданам, организациям или гос-ву либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. Квалифицирующими обст-ами являются: совершение такого деяния орган-ной группой; с извлечением дохода в особо крупном размере. Согласно примечанию к ст. 169 УК РФ крупным размером(ущербом,доходом) признается в сумме, превышающей 1млн 500 тысруб, особ.круп.. 6 мил. Руб.. При осущ. организацией (независимо от формы собственности) незаконной предпринимательской деятельности привлечению к ответственности по ст. 171 УК РФ подлежит лицо, на которое в силу его служебного положения постоянно, временно или по специальному полномочию были непосредственно возложены обязанности по руководству организацией (например, руководитель

исполнительного органа юридического лица либо иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица), а также лицо, фактически выполняющее обязанности или функции руководителя организации. Специальными по отношению к названной статье являются в том числе ст. 172 УК РФ «Незаконная банковская деятельность» и ст. 235 УК РФ «Незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью». Неправомерный отказ в выдаче лицензии по основаниям, не предусмотренным законом, преднамеренное затягивание процедуры рассмотрения заявления соискателя лицензии, а также иное умышленное незаконное вмешательство в деятельность лицензиатов (в том числе установление запрета на поддержание коммерческих отношений с определенным кругом хозяйствующих субъектов, неправомерное приостановление действия лицензии) содержат признаки состава преступления, предусмотренного ст. 169 УК РФ. Преднамеренное затягивание процедуры рассмотрения заявления о предоставлении лицензии может выражаться, например, в непринятии заявления без каких-либо аргументов, по мотивам неполноты представленной документации при ее фактическом наличии, пропуске без уважительных причин установленного законодательством срока принятия решения. Состав преступления, предусмотренного частью 1 ст. 169 УК РФ, является формальным. Наступления каких-либо последствий при воспрепятствовании законной предпринимательской или иной деятельности для возникновения уголовной ответственности не требуется. Субъектом преступления является только должностное лицо

44.Административно-юрисдикционная деятельность: понятие и содержание.

 

Административная юрисдикция - установленная правовыми нормами деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих юридических санкций в административном порядке.
Административной юрисдикции присущи следующие черты.
1. Наличие правового спора (правонарушения). Юрисдикция возникает лишь тогда, когда необходимо решить спор о праве, нарушении установленных правовых норм. Относительно административной юрисдикции такого рода споры возникают между сторонами общественных отношений, которые регулируются административно-правовыми нормами, приобретая характер административно-правовых споров.
2. Административно-юрисдикционная деятельность вследствие своей особой социальной остроты требует надлежащего процессуального регулирования. Установление и доказательство событий и фактов, их юридическая оценка осуществляются в рамках особой процессуальной формы, которая является обязательной для юрисдикции.
3. Обязательность принятия решения в виде юридического акта - еще один важный признак юрисдикционной деятельности. Будучи способом решения правовых конфликтов, юрисдикция предусматривает необходимость принятия окончательного решения - акта применения норм права к конкретному случаю.
4. Разнообразие органов, которые ее осуществляют. Это обусловлено прежде всего возможностью инстанционного обжалования действий и решений органов и должностных лиц, которые нарушают права граждан. Иначе говоря, любой высший по отношению к ним орган должен рассмотреть такое обращение и принять по нему соответствующее решение. В подавляющем большинстве случаев рассмотрение дел об административных правонарушениях возложено законодателем на органы, основной задачей которых наряду с выполнением юрисдикционных является осуществление исполнительно-распорядительных функций в разных областях государственного управления.
Виды административно-юрисдикционного производства:
• Производство по делам об административных правонарушениях; установлено КОаП
• Дисциплинарное производство – применение к лицам, совершившим правонарушение в виде дисциплинарного проступка, предусмотренных нормами права дисциплинарных взысканий;
Производство по жалобам - жалобам (жалобы связаны с мнением жалобщика о нарушении его прав и законных интересов действиями или правовыми актами должностных лиц исполнительных органов; для установления правомерности или необоснованности жалоб граждан, а также в интересах защиты их субъективных прав предусмотрено специальное производство (его предмет – прямо выраженный спор о праве административном)).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: