Психологические особенности разновозрастного коллектива/отряда (РВО)




Лет.

7-9 лет (младший школьный возраст). Ведущая деятельность – учебная. Но учиться надоедает, они устают. Учебная деятельность сочетается с игровой. Т.к. эти дети считают себя взрослыми, нужны взрослые игры. Самооценка достаточно неустойчива и ориентирована на оценку взрослого.

РЕЖИМ: Должны обязательно спать (днем тоже). Симптомы недосыпания: разбалансированное поведение, капризы, несговорчивость, отказ от еды, жалобы на тошноту и головную боль. У маленьких мальчиков (за исключением спортсменов) спать не престижно.

Прогнозируемые трудности Возрастные особенности Варианты решения
     
Могут быть слёзы. Болезненно переживают разлуку с семьёй. Отвлечь интересными делами, переключить внимание.
Раздражительность, тоска по дому. Чувство страха перед неизвестностью, боязнь новой обстановки, новые люди в окружении. Дать какое – либо задание, чтобы ребёнок почувствовал себя нужным в данной обстановке.
Множество вопросов. Любознательность. Внимательно выслушать и спокойно отвечать, повторяя столько раз, сколько необходимо для понимания.
Быстрая утомляемость. Большая активность детей. Нужно быстрее «бежать» к финишу, к результатам в игре и т. п.
Неуверенность в себе. Есть робкие и физически слабые дети. Давать нагрузку с учётом физического здоровья без акцентирования на этом внимания.
Привычка есть медленно, всухомятку. Семейные привычки. Следить за тем, чтобы дети съедали первое. Посадить за отдельный стол, необходимо увидеть таких детей и принять все меры для предупреждения конфликтных ситуаций.
Готовы пробовать всё на вкус. Повышенный интерес ко всему новому, неизвестному. Рассказать детям о ядовитых ягодах, растениях.  
Опасность. Мальчики нарочито демонстрируют свою смелость. Следует избегать чрезмерных ограничений в детской деятельности.
Потеря интереса, рассеянное внимание. Большая утомляемость от однообразия. Частая смена видов деятельности.
Обидчивость, вспыльчивость. Неумение сосредоточиться на одном объекте.   Частая смена деятельности.
Рассеянность, быстрое переключение внимания. Легко отвлекаются на любой внешний раздражитель.   Игры, конкурсы, соревнования не должны быть продолжительными по времени.
Желание играть с малышами. Чувство взрослости по отношению к младшим.   Поддержка, поощрение и направление действий по опеке малышей.
Копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых. Слепое подражание взрослым. Стремиться не подавать «дурной» пример.
Постоянные опоздания. Отсутствие чувства времени. Не давать поручения, связанные с учётом времени.  
Впечатлительность. Эмоциональная неуравновешенность. Учитывая это, не рассказывать сказки и истории с плохим концом.    

 

Лет.

10-12 лет (младшие подростки). Ведущая деятельность – общение. Наблюдается ориентация на сверстников, отказ от ценностей взрослых. Самооценка неустойчива. Представление о себе размыто, что осложнено бурным физическим ростом и физиологическими изменениями.

Подросток боится быть как все и не таким как все одновременно. Характерна жестокость, несговорчивость, пытки уйти из-под контроля, отрицание, нереальные требования (нет оценки, анализа ситуации). Самое большое наказание – изолирование от сверстников. Некоторые подростки любят возиться с малышами. Важна благодарность, но не материальная!!! Необходим контроль, т.к. возможен садизм или насилие, подросток может недостаточно ответственно относиться к вопросам безопасности.

Прогнозируемые трудности Возрастные особенности Варианты решения
     
Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости.   Курение, игра в карты, проба спиртного, употребление взрослого лексикона; украшения, неумелое использование косметики.     Стремление к самостоятельности.     Неуверенность в себе, в своих силах после подавления инициативы, замкнутость.   Появление тайн: укромные уголки, полянки, места рыбалки.     Озорство, шалости. Быстрый рост Диспропорция в развитии.   Половое созревание.     Внешнее проявление взрослости.     Увеличение внимания к своим недостаткам.   Непослушание, действие «наперекор», постоянные споры. Неуёмная фантазия. Разумно использовать физические нагрузки.   Уметь понять причины, соизмерять возможности и требования. Вести разъяснительную работу с привлечением всех специалистов и показом кинофильмов.     Приучать к выполнению режима дня, направлять ночную «деятельность».   Стремиться переключить внимание. В зависимости от причин безразличия выбрать средства борьбы.     Знать такие секреты, совместно сохранять их и совместно разумно использовать.     Проводить интересные игры с элементами романтики.

 

Лет.

13-15 лет (старшие подростки). Самооценка более устойчива и ориентирована на себя. Оценка ситуации более реальна. Но права осознаются больше, чем обязанности. Происходит осознание взрослости, более ответственно относятся к тому, что взяли на себя. Сами знают, что делают и что хотят. Однако ответственность за нежелательное развитие событий на себя брать отказываются.

Прогнозируемые трудности Возрастные особенности Варианты решения
     
Поиск кумира; конфликтность как вызов обществу; решающее мнение - мнение сверстников, упрямство.   Замкнутость, агрессивность, отсутствие навыков общения, лёгкая ранимость. Чередование плохого и хорошего настроения, уход в «себя», жизнерадостность и пассивность.     Замкнутость, одиночество, сильная ранимость, вспыльчивость, раздражительность, интерес к себе. Чрезмерная самостоятельность.   Несбывающиеся мечты. Самоутверждение.     Развитие интереса к противоположному полу; появление новых ощущений, чувств, переживаний.   Стремление к независимости, агрессивность.   Мечтательность. Умение понять. Сотрудничество.   Объяснить, что это за чувства. Стараться понять, помочь пережить данную ситуацию.     В индивидуальной беседе разъяснить, как сделать, чтобы «этого» было меньше. В коллективной беседе находить лучшие качества у таких детей и выделять их. Учитывать это и давать как можно больше подконтрольной самостоятельности.   Мечтать вместе.

 

Психологические особенности разновозрастного коллектива/отряда (РВО)

Как правило, разновозрастность используется на профильных сменах или в профильных отрядах.

Разновозрастные группы обладают и своей психологической спецификой. Можно говорить о преимуществе разновозрастных коллективов с точки зрения большего разнообразия социальных ролей. Для подростка такие отряды – то, что нужно! Именно в подростковом возрасте потребность в общении со взрослыми стремительно угасает, а на её место встает чувство ценности мнения детского общества. Весьма удачно реализуется это качество в РВО. У малышей же возникает с 7 лет потребность выразить свое «Я» и доказать свою «нужность» тому же детскому обществу, что тоже отлично используют вожатые разновозрастных отрядов.

Есть такое мнение, что в безвозрастном отряде вполне можно добиться результатов, но есть одно «но» — дети никогда не станут единым организмом, коллективом, все части которого равноценны и равнозначны. Да, дети могут относиться друг к другу с уважением, поддерживать друг друга... Но вы не увидите в этом коллективе то, что называют «одной компанией». Отряд все равно будет делиться на разные слои.

На самом деле, существуют нехитрые приемы быстрой адаптации в отрядах с разным возрастом ребят:

1. В самом начале смены ребенку стоит предложить выполнить первое творческое поручение, требующее реализации творческих способностей — сконструировать самостоятельно маску для выступления на сцене. Маска может понравиться, а может не понравиться, но никто над ним не будет смеяться, никто не упрекнет, наоборот, постараются подсказать, помочь, исправить сделанное. Важен психологический комфорт.

2. Следующий этап – роль в общем ответственном задании. Деятельность принимает все более творческий характер и способствует проявлению задатков организатора, соответственно повышается и уровень ответственности за себя и других.

3. По мере накопления жизненного опыта в отряде ребенок поднимается на следующую ступеньку. Человечек представляет свой отряд на общем сборе, а значит, должен уметь отстоять решение перед другими, проявить свою волю и характер.

4. Следующий этап – помочь стать ответственным человеком, которому доверяет весь отряд. Это может быть как помощник вожатого (для малышей до 10 лет), так и руководитель спецгруппы (для 12–14 лет).

Важно отметить: как сами группы, так и их «предводители» должны меняться каждые 3–5 дней, это даст возможность всем попробовать свои силы и избежать деспотичности в отрядах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: