Лет.
7-9 лет (младший школьный возраст). Ведущая деятельность – учебная. Но учиться надоедает, они устают. Учебная деятельность сочетается с игровой. Т.к. эти дети считают себя взрослыми, нужны взрослые игры. Самооценка достаточно неустойчива и ориентирована на оценку взрослого.
РЕЖИМ: Должны обязательно спать (днем тоже). Симптомы недосыпания: разбалансированное поведение, капризы, несговорчивость, отказ от еды, жалобы на тошноту и головную боль. У маленьких мальчиков (за исключением спортсменов) спать не престижно.
Прогнозируемые трудности | Возрастные особенности | Варианты решения |
Могут быть слёзы. | Болезненно переживают разлуку с семьёй. | Отвлечь интересными делами, переключить внимание. |
Раздражительность, тоска по дому. | Чувство страха перед неизвестностью, боязнь новой обстановки, новые люди в окружении. | Дать какое – либо задание, чтобы ребёнок почувствовал себя нужным в данной обстановке. |
Множество вопросов. | Любознательность. | Внимательно выслушать и спокойно отвечать, повторяя столько раз, сколько необходимо для понимания. |
Быстрая утомляемость. | Большая активность детей. | Нужно быстрее «бежать» к финишу, к результатам в игре и т. п. |
Неуверенность в себе. | Есть робкие и физически слабые дети. | Давать нагрузку с учётом физического здоровья без акцентирования на этом внимания. |
Привычка есть медленно, всухомятку. | Семейные привычки. | Следить за тем, чтобы дети съедали первое. Посадить за отдельный стол, необходимо увидеть таких детей и принять все меры для предупреждения конфликтных ситуаций. |
Готовы пробовать всё на вкус. | Повышенный интерес ко всему новому, неизвестному. | Рассказать детям о ядовитых ягодах, растениях. |
Опасность. | Мальчики нарочито демонстрируют свою смелость. | Следует избегать чрезмерных ограничений в детской деятельности. |
Потеря интереса, рассеянное внимание. | Большая утомляемость от однообразия. | Частая смена видов деятельности. |
Обидчивость, вспыльчивость. | Неумение сосредоточиться на одном объекте. | Частая смена деятельности. |
Рассеянность, быстрое переключение внимания. | Легко отвлекаются на любой внешний раздражитель. | Игры, конкурсы, соревнования не должны быть продолжительными по времени. |
Желание играть с малышами. | Чувство взрослости по отношению к младшим. | Поддержка, поощрение и направление действий по опеке малышей. |
Копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых. | Слепое подражание взрослым. | Стремиться не подавать «дурной» пример. |
Постоянные опоздания. | Отсутствие чувства времени. | Не давать поручения, связанные с учётом времени. |
Впечатлительность. | Эмоциональная неуравновешенность. | Учитывая это, не рассказывать сказки и истории с плохим концом. |
Лет.
10-12 лет (младшие подростки). Ведущая деятельность – общение. Наблюдается ориентация на сверстников, отказ от ценностей взрослых. Самооценка неустойчива. Представление о себе размыто, что осложнено бурным физическим ростом и физиологическими изменениями.
Подросток боится быть как все и не таким как все одновременно. Характерна жестокость, несговорчивость, пытки уйти из-под контроля, отрицание, нереальные требования (нет оценки, анализа ситуации). Самое большое наказание – изолирование от сверстников. Некоторые подростки любят возиться с малышами. Важна благодарность, но не материальная!!! Необходим контроль, т.к. возможен садизм или насилие, подросток может недостаточно ответственно относиться к вопросам безопасности.
Прогнозируемые трудности | Возрастные особенности | Варианты решения |
Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости. Курение, игра в карты, проба спиртного, употребление взрослого лексикона; украшения, неумелое использование косметики. Стремление к самостоятельности. Неуверенность в себе, в своих силах после подавления инициативы, замкнутость. Появление тайн: укромные уголки, полянки, места рыбалки. Озорство, шалости. | Быстрый рост Диспропорция в развитии. Половое созревание. Внешнее проявление взрослости. Увеличение внимания к своим недостаткам. Непослушание, действие «наперекор», постоянные споры. Неуёмная фантазия. | Разумно использовать физические нагрузки. Уметь понять причины, соизмерять возможности и требования. Вести разъяснительную работу с привлечением всех специалистов и показом кинофильмов. Приучать к выполнению режима дня, направлять ночную «деятельность». Стремиться переключить внимание. В зависимости от причин безразличия выбрать средства борьбы. Знать такие секреты, совместно сохранять их и совместно разумно использовать. Проводить интересные игры с элементами романтики. |
Лет.
13-15 лет (старшие подростки). Самооценка более устойчива и ориентирована на себя. Оценка ситуации более реальна. Но права осознаются больше, чем обязанности. Происходит осознание взрослости, более ответственно относятся к тому, что взяли на себя. Сами знают, что делают и что хотят. Однако ответственность за нежелательное развитие событий на себя брать отказываются.
Прогнозируемые трудности | Возрастные особенности | Варианты решения |
Поиск кумира; конфликтность как вызов обществу; решающее мнение - мнение сверстников, упрямство. Замкнутость, агрессивность, отсутствие навыков общения, лёгкая ранимость. Чередование плохого и хорошего настроения, уход в «себя», жизнерадостность и пассивность. Замкнутость, одиночество, сильная ранимость, вспыльчивость, раздражительность, интерес к себе. Чрезмерная самостоятельность. Несбывающиеся мечты. | Самоутверждение. Развитие интереса к противоположному полу; появление новых ощущений, чувств, переживаний. Стремление к независимости, агрессивность. Мечтательность. | Умение понять. Сотрудничество. Объяснить, что это за чувства. Стараться понять, помочь пережить данную ситуацию. В индивидуальной беседе разъяснить, как сделать, чтобы «этого» было меньше. В коллективной беседе находить лучшие качества у таких детей и выделять их. Учитывать это и давать как можно больше подконтрольной самостоятельности. Мечтать вместе. |
Психологические особенности разновозрастного коллектива/отряда (РВО)
Как правило, разновозрастность используется на профильных сменах или в профильных отрядах.
Разновозрастные группы обладают и своей психологической спецификой. Можно говорить о преимуществе разновозрастных коллективов с точки зрения большего разнообразия социальных ролей. Для подростка такие отряды – то, что нужно! Именно в подростковом возрасте потребность в общении со взрослыми стремительно угасает, а на её место встает чувство ценности мнения детского общества. Весьма удачно реализуется это качество в РВО. У малышей же возникает с 7 лет потребность выразить свое «Я» и доказать свою «нужность» тому же детскому обществу, что тоже отлично используют вожатые разновозрастных отрядов.
Есть такое мнение, что в безвозрастном отряде вполне можно добиться результатов, но есть одно «но» — дети никогда не станут единым организмом, коллективом, все части которого равноценны и равнозначны. Да, дети могут относиться друг к другу с уважением, поддерживать друг друга... Но вы не увидите в этом коллективе то, что называют «одной компанией». Отряд все равно будет делиться на разные слои.
На самом деле, существуют нехитрые приемы быстрой адаптации в отрядах с разным возрастом ребят:
1. В самом начале смены ребенку стоит предложить выполнить первое творческое поручение, требующее реализации творческих способностей — сконструировать самостоятельно маску для выступления на сцене. Маска может понравиться, а может не понравиться, но никто над ним не будет смеяться, никто не упрекнет, наоборот, постараются подсказать, помочь, исправить сделанное. Важен психологический комфорт.
2. Следующий этап – роль в общем ответственном задании. Деятельность принимает все более творческий характер и способствует проявлению задатков организатора, соответственно повышается и уровень ответственности за себя и других.
3. По мере накопления жизненного опыта в отряде ребенок поднимается на следующую ступеньку. Человечек представляет свой отряд на общем сборе, а значит, должен уметь отстоять решение перед другими, проявить свою волю и характер.
4. Следующий этап – помочь стать ответственным человеком, которому доверяет весь отряд. Это может быть как помощник вожатого (для малышей до 10 лет), так и руководитель спецгруппы (для 12–14 лет).
Важно отметить: как сами группы, так и их «предводители» должны меняться каждые 3–5 дней, это даст возможность всем попробовать свои силы и избежать деспотичности в отрядах.