Государственное регулирование рынка труда.




Главные цели государственного регулирования рынка труда - это:

1. Обеспечение полной занятости – то есть отсутствие циклической без-работицы, при сохранении естественного уровня безработицы.

2. Создание гибкого рынка труда – то есть такого рынка труда, который может оперативно реагировать на изменения экономической ситуации и гибко приспосабливаться к ним, при этом оставаясь стабильным и управляемым (условия неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций).

 

Государственное регулирование проблем занятости и безработицы в РФ осуществляет Министерство труда и социального развития России, а также его органы на местах — службы занятости. Это же ведомство разрабатывает и реализует государственную политику в области труда, развития трудовых отношений на основе социального партнерства, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров [23].

Законодательное регулирование занятости и безработицы в России осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032 (ред. от 01.05.2017) «О занятости населения в Российской Федерации»1 [5], а также «Положением о порядке регистра-рации безработных граждан и условий выплаты пособий по безработице, принятым Правительством РФ 17 ноября 1992 г.». Рабочие отношения также регламентируются Трудовым и Гражданским кодексом.

Основными направлениями государственного регулирования рынка труда являются:

* увеличение числа рабочих мест;

* подготовка и переподготовка рабочей силы;

* содействие найму рабочей силы (например, служба занятости);

* социальное страхование безработицы (из госбюджета выделяются средства на пособия по безработице).

Особое место в системе государственного регулирования рынка труда занимают службы занятости. Они представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке труда. Наряду с государственными службами занятости функциони-руют частные посреднические фирмы.

Основными направлениями деятельности служб занятости являются:

* регистрация безработных;

* регистрация вакантных мест;

* трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу;

* изучение конъюнктуры рынка труда (сложившейся экономической ситуации) и предоставление информации о ней;

* тестирование лиц, желающих получить работу;

* профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных;

* выплата пособий по безработице [24].

_____________

1 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 18, ст. 565.

 

 

Государственное регулирование рынка капитала осуществляется соответствующими государственными органами в соответствии с норма-тивно- правовыми актами.

Целью государственного регулирования рынка капитала является:

1. Выработка четкой стратегии развития этого рынка, создание комп-

лексной программы мер, способствующих этому процессу.

2. Приток инвестиций в экономику.

3. Создание равных возможностей для реализации прав всем участни-кам рынка.

Особенностями государственного регулирования рынка капитала являются: регулирование его денежного, ссудного сегмента; зависимость финансовой и денежно-кредитной политики от сложившейся экономи-ческой ситуации в стране; зависимость рынка от внутренних и внешних инвестиций [25].

Система регулирования рынка ценных бумаг включает следующие главные составные части:

* создание и совершенствование необходимой нормативно-правовой базы;

* создание органов регулирования рынка;

* организация отбора и допуска юридических и физических лиц в качестве участников рынка ценных бумаг;

* контроль за соблюдением и исполнением нормативно-правовой базы;

* установление обязательных требований ко всем участникам рынка;

* лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных

бумаг;

* обеспечение гласности и равной информированности всех участников

рынка.

К настоящему времени сформированы правовые, экономические и организационные основы для развития отечественного рынка ценных бумаг, том числе:

* приняты федеральные законы, формирующие нормативно-правовую основу рынка;

* издан ряд указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, способствующих развитию нормативно-правовой базы рынка;

* Центральный банк Российской Федерации осуществляет функции по регулированию, контролю и надзору в сфере финансового рынка.

* появилось значительное количество профессиональных участников рынка, имеющих опыт практической работы на нем и осуществляющих деятельность на основании лицензии;

* сформированы основы для развития коллективных инвестиций;

* разработана комплексная программа защиты прав акционеров и вкладчиков [7, разд.1, ч. 2].

К числу основных принципов государственного регулирования рын- ка ценных бумаг относятся:

* функциональное регулирование в сочетании с институциональным регулированием по вопросам организации контроля и надзора за дея-тельностью профессиональных участников рынка;

* использование механизмов саморегулирования рынка, создаваемых при помощи государства и под его контролем;

* распределение полномочий по регулированию рынка между Россий-ской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также раз-личными органами исполнительной власти;

* приоритет в защите мелких инвесторов и населения, всех форм кол-лективных инвестиций при развитии системы регулирования рынка;

*развитие инфраструктурных организаций (биржи, аукционы, банки, налоговая система, информационные технологии и др.);

*максимальное снижение и разделение рисков;

*поддержка конкуренции на рынке [7, разд.2, ч. 4].

 

Государственное регулирование рынка земли направлено на со-вершенствование правового обеспечения земельных отношений, даль-нейшее развитие рыночной инфраструктуры, обеспечение субъектов рынка объективной информацией, стимулирование поведения его участников.

Правовая система земельных отношений базируется на основных положениях Конституции РФ, Земельного кодекса РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Земельные отношения в РФ в первую очередь опираются на Земель-ный кодекс РФ, который отражает проводимую государством земельную политику, исходит из теоретических положений о роли земли в общественном производстве, организации рационального землевладе-ния и землепользования, понимания научно обоснованного земле-устройства.

Для целей регулирования земельных правоотношений в сфере платы

за землю в законодательстве предусмотрены стоимостные показатели, отражающие оценку земельных участков: кадастровая стоимость земельного участка, рыночная стоимость земельного участка, норма-тивная цена земли (п. 5 ст. 65 ЗК). В соответствии с кадастровой стои-мостью рассчитывается земельный налог.

Арендные отношения с собственниками земли также регулируются законодательно (ст. 22 ЗК РФ). Установлено преимущественное право арендатора на заключение нового арендного договора и в случае продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на его покупку. Права арендатора защищены на период проведения полевых сельскохозяйственных работ, в этот период арендный договор не может быть расторгнут.

Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в соответствии со ст. 8 ЗК РФ, правовыми нормами.

С целью процесса закрепления прав собственности и объективной

оценки земельных ресурсов создана Федеральная служба государст-венной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) – регистрация

прав и учета недвижимости, предоставление гражданам сведений госу-

дарственного кадастра недвижимости.

ЗК РФ (ст. 67) установлена необходимость осуществления монито-

ринга земель (система наблюдений) для получения достоверной инфор-

мации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв. Объектами мониторинга являются все земли РФ независимо от форм собственности, их целевого назначения и разрешенного использования.

Государственный надзор за соблюдением земельного законодатель-ства ориентирует собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земли на рациональное использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением и условиями предоставления, на соблюдение требований, установленных законодательством [20, с.127].

 

Заключение

 

В заключенᴎᴎ данной курсовой подведем итоги проделанной работы:

1. Целью любого производства является получение готового продукта. Его качество и полезность определяется тем, насколько рационально и эффективно были использованы имеющиеся факторы производства: капитал, труд, земля, предпринимательские способности, информация.

Экономические ресурсы, как и обычные товары, являются объектом купли-продажи на соответствующих факторных рынках: рынке труда, рынке капитала, рынке земли.

Ресурсы взаимозаменяемы (альтернативны), взаимодополняемы, хотя и не полностью. Фирма (организатор производства) в условиях огра-ниченности средств постоянно отыскивает рациональную их комбина-

цию, используя взаимозаменяемость ресурсов. В результате взаимо-действия спроса и предложения формируются цены экономических ресурсов. Величина цены ресурсов обуславливает доходы собственни-ков ресурсов в виде: заработной платы, ренты, процента, прибыли.

На сегодняшний день большинство реальных факторных рынков - рынки несовершенной конкуренции, имеющие рыночные структуры: монополия, монопсония, олигопсония, двусторонняя монополия.

2. Рынок труда – совокупность экономических отношений по поводу

купли-продажи услуг труда.

Основными проблемами российского рынка труда являются: низкая цена труда; огромное неравенство в доходах; бедность; безработица; размывание границ между официальной и теневой занятостью, низкая трудовая мобильность работников и их незащищенность; низкий уровень пособий по безработице; слабость профсоюзов; недоверие к государству; «утечка умов».

Правительство принимает необходимые меры для стабилизации ситуации на рынке труда путём выделения денежных средств на увеличение пособий по безработице, увеличение минимальной оплаты труда, выделение субсидий, открытие новых рабочих мест, повышение квалификации работников. Работодатели стали активнее открывать вакансии в сфере сельского хозяйства. Без особых проблем найти работу в России могут инженеры и рабочие.

3. Российский рынок капитала находится в зависимости от сложив-шейся экономической ситуации в стране, от внутренних и внешних инвестиций. Целью государственного регулирования рынка капитала является: выработка четкой стратегии развития этого рынка, создание комплексной программы мер, способствующих этому процессу; приток инвестиций в экономику России.

Важную роль на рынке капитала играет ссудный капитал, с которым, связано накопление свободных денежных ресурсов и возможность полу-чения денежных ресурсов для развития хозяйственной деятельности. На рынке капиталов происходит перераспределение свободных капита-лов и их инвестирование в различные доходные финансовые активы.

Выражением дохода на капитал выступает годовая процентная ставка, которая всегда сопоставляется с величиной ожидаемой нормы прибыли инвестора. Решение о целесообразности инвестиций определяют: реальная процентная ставка (с учетом темпов инфляции) и процедура дисконтирования (приведение будущих доходов к настоящему времени ).

Если текущая дисконтированная стоимость будущих доходов выше, чем стоимость инвестиций, тогда инвестиционные решения при- нимаются. Перераспределение капиталов между сферами и отраслями экономики осуществляется через рынок ценных бумаг (государственные облигации; депозитные сертификаты; акции, чеки).

4. Россия является крупнейшим в мире обладателем земельных ресурсов. Повышение эффективности использования земли возможно при вовлечении ее в регулируемые государством рыночные отношения.

Сегодня в России преобладают арендные отношения среди всех сде-лок с землей. Рента - цена земли, уплачиваемая арендатором ее собст-веннику за возможность использования и получения прибыли.

Дифференциальная земельная рента связана с различиями в естест-венном плодородии участков земли, что обуславливает их различную предельную производительность, а следовательно, и получение более высокого дохода при одинаковых затратах.

Кроме того, земля является объектом купли–продажи. Цена земли определяется как капитализированная земельная рента. Следовательно, цена земли представляет из себя дисконтированную стоимость будущей земельной ренты. Арендная плата включает кроме ренты еще амортизацию на постройки и сооружения (которые находятся на земле), а также процент на вложенный капитал.

Причиной проблемного состояния рынка земли в России выступают большие затраты на освоение земли, недостаточность инвестиций в сельскохозяйственное производство и на восстановление земли, неразвитость производственной инфраструктуры в сельской местности.

Государство совершенствует правовое обеспечение земельных отношений, развивает рыночную инфраструктуру, обеспечивает финансовую поддержку предпринимателей, ориентированных на долгосрочное использование земли (предоставление льготных кредитов землепользователям). Существенным значением в развитии земельного рынка России будет создание земельных финансовых инструментов: земельных акций, сертификатов, облигаций, и иных ценных бумаг, обеспечивающих приток реальных инвестиций.

5. Таким образом, благодаря существованию рынков факторов производства происходит координация деятельности всех субъектов хо-зяйствования и контроль за использованием всех ресурсов общества – трудовых, финансовых, природных.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: