Технология составления портфолио педагога.




Сейчас стали привычными следующие виды образовательного портфолио:

· учебный портфолио ученика;

· профессиональный (методический) портфолио педагога;

· портфолио школы.

Мониторинг собственной деятельности посредством портфолио помогает учителю реально представить результаты своего труда, сравнить их с результатами труда других учителей, т. е. провести адекватную самооценку своей деятельности и иметь стимул к самосовершенствованию.

Назначение портфолио как формы оценки позволяет сместить акценты с того, что педагог не способен реализовать и не умеет, к тому, что он знает и умеет, с внешней оценки на самооценку. Соответственно в него может быть включено все, что служит свидетельством усилий, достижений и прогресса в профессиональной деятельности данного педагога (руководителя). Таким образом основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен»

Портфолио является многофункциональным инструментом как оценивания, так и самооценки собственных достижений.

Существенными характеристиками портфолио учителя является то, что он представляет собой не только инструмент, облегчающий внешнюю экспертизу деятельности педагога и ее результатов, но и обеспечивает возможность рефлексии и самооценки, а главное, служит средством, поддерживающим профессиональный рост, позволяет проектировать и контролировать его этапы, задачи, формы их реализации.

То есть, весьма важны именно проектный и рефлексивный аспекты портфолио учителя.

Основные функции портфолио:

· диагностическая - фиксирует изменения и рост за определенный период времени;

· целеполагание - поддерживает методические цели;

· мотивационная - поощряет результаты преподавателей;

· содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ;

· развивающая - обеспечивает непрерывность процесса деятельности учителя от года к году;

· рейтинговая - показывает профессионализм педагогов.

Формирование портфолио является творческой работой каждого учителя, поэтому единого образца или полного перечня материалов, входящих в него, быть не может. Но при составлении портфолио учителю необходимо помнить, что он должен показать свое умение в разработке:

· рабочих программ, программ для модульного, элективного курса, дополнительного образования и т. д. с учетом использования современных систем и технологий обучения;

· планов-конспектов уроков различных типов, внеклассных мероприятий;

· раздаточного дидактического материала для организации самостоятельной исследовательской, проектной работы учащихся с учетом дифференцированного подхода к обучению;

· заданий для групповой и индивидуальной работы школьников;

· содержания учебных проектов;

· тестовых материалов для текущего и итогового контроля;

• индивидуальных образовательных траекторий и т. д.

Таким образом отобранные в портфолио материалы должны показывать умения учителя применять различные приемы и методы работы, характерные для внедряемой технологии; проводить и анализировать уроки различных типов; обучать школьников новым приемам учебной деятельности; оценивать результатив­ность использования новой технологии средствами различных методов диагностики.

Анализ информационных источников позволяет выделить пять основных разделов в структуре портфолио:

· общие сведения об учителе;

· учебно-методическая работа;

· научно-методическая работа;

· внеурочная деятельность по предмету;

· результативность педагогической деятельность.

Раздел "Общие сведения об учителе" позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога и включает в себя материалы, отражающие достижения педагога в различных областях:

• фамилия, имя, отчество, год рождения;

• образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ;

· копии документов, подтверждающих прохождение курсов повышения квалификации; указание других форм повышения квалификации (семинары, конференции и т. д.): проблематика, год, месяц, местопроведения;

· копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;

· наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;

· дипломы различных конкурсов;

· другие документы по усмотрению учителя.

Раздел "Учебно-методическая работа" содержит:

· рабочие программы;

· дидактические материалы;

· материалы об используемых педагогических технологиях;

· авторские разработки учебных занятий;

· паспорт учебного кабинета.

Раздел "Научно-методическая работа" включает в себя:

· самоанализ;

· проекты, рефераты;

· научно-методические разработки;

· видеозаписи уроков;

· электронные ресурсы;

· исследовательские работы;

· отчет об участии в профессиональных конкурсах;

· справки о работе в методических объединениях школы и города (прил. 1-2);

· статьи, тезисы.

Раздел "Внеурочная деятельность по предмету" состоит из:

· списка творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;

· списка победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;

· сценариев внеклассных мероприятий, фотографий и видеокассет с записями проведенных мероприятий (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т. п.);

§ программ кружков, факультативов и др.

Учитель представляет документально зафиксированные результаты своей работы:

· Собственно учебные достижения учеников в динамике. Наиболее существенным показателем является именно прирост качества, учебный прогресс детей вне зависимости от их способностей, возможностей, сложности предмета и т.д.

· Учебные продукты: проекты; исследовательские, художественные работы учеников; модели и т.п.

· Продукты профессиональной преподавательской деятельности самого педагога: авторские программы, проекты, методические материалы и др.

· Результаты его научно-исследовательской деятельности: доклады, статьи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: