«» 200 г.
Схема анализа содержит Приложение с комментариями, параметрами для расширенного анализа.
Приложение
1. Цели занятия.
виды целей:
Образовательная (дидактическая):
знакомство с новыми теориями, концепциями, понятиями; установление новых связей между понятиями; формирование, обобщение, закрепление знаний; формирование умений, навыков; проверка, анализ самостоятельной работы; актуализация опорных знаний; повторение, контроль; планирование, проведение эксперимента и т.д.
Воспитательная:
формирование научного мировоззрения; формирование жизненной позиции; воспитание культуры мышления; воспитание познавательного интереса к предмету; формирование коммуникативных умений; формирование умений контроля и самоконтроля; формирование навыков самообразования; формирование способности к критическому мышлению и т.д.
Развивающая:
развитие умений анализа, сопоставления, сравнения, переноса знаний на новую ситуацию; развитие профессиональных качеств
2. Организационный этап занятия:
подготовка слушателей к учебному занятию; характер взаимного приветствия, организационные моменты, установление эмоционального контакта; проверка подготовленности учебного кабинета;
подготовка аудитории к восприятию информации: предварительный контроль (повтор предыдущего материала, актуализация опорных знаний, учебных целей и задач, выяснение степени усвоения, ответы на вопросы, определение типичных ошибок, недочетов); актуализация и корректировка результатов самостоятельной работы, ликвидация причин обнаруженных недостатков.
3. Предъявление учебного материала:
структурирование материала; использование приемов сравнения,противопоставления, обобщения, систематизации, проблемного изложения; запись содержания в виде схем, таблиц; использование наглядного материала; приемы для обеспечения осмысления и условий для запоминания материала по ходу занятия; приемы привлечения внимания облегчение восприятия информации (слуховое, визуальное); запись терминов, цифровой и иной сложной для слухового восприятия информации на доске, раздаточный материал;
помощь преподавателя в рационализации записи конспекта (рекомендации по использованию схем, таблиц, способов записи); как реализовано преобразование научного текста в учебный текст; разнообразие видов деятельности, обеспечивающих оптимальный уровень работоспособности (снижающих утомляемость): разные способы предъявления материала, разные виды учебной деятельности - обдумывание, конспектирование, ответы на вопросы; активизирующие моменты, эмоциональная разрядка.
4. Оценочная деятельность преподавателя:
цели оценочной деятельности; реализованные на занятии функции контроля (ориентирующая, обучающая, воспитывающая); число, получивших оценку, комментирование оценок, рецензирование; предмет оценивания: проверка объема, степени, глубины усвоения материала, умения использования его на практике, навыков, интереса к учебному материалу; эффективности преподавания; выполнение психолого-педагогических требований к контролю (объективность, гласность, надежность, экономичность).
5. Педагогическое общение:
соответствие педагогического общения целям, этапам, формам, способам обучения (монологическое, диалогическое, групповое, информирование, объяснение, оценка, выявление чего-либо, доказательство, обращенность, конкретность, целенаправленность общения); тон работы (живой, бодрый, заинтересованный, решительный, вялый, медлительный, неуверенный, безразличный..) влияние характера установленных отношений на развитие студентов, глубину усвоения знаний, индивидуальное восприятие оценки.
6. Взаимодействие с аудиторией:
уважение к аудитории, внимание к ее потребностям, регулярность ответов на вопросы, изменение темпа, хода занятия в зависимости от потребностей аудитории, изменения ее состояния: умение организовать, влиять на учебную деятельность студентов: обеспечение активности, интереса, внимания, мотивированной дисциплины
степень включенности слушателей в учебную деятельность, активность аудитории наличие вопросов к преподавателю, показатели проявления интереса к занятию.
Приложение 2.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ (РЕБЕНКА)
План написания:
1. Формальные данные.
· Фамилия, имя, отчество.
· Возраст, пол.
· Состав семьи (полная – неполная, благополучная и т.д.).
· Медицинские сведения.
2. Особенности внешнего вида и организации взаимоотношений с другими людьми.
· Отдельные особенности внешнего вида, имеющие значение для психологической характеристики (одежда, прическа, стремление что-то выделить и подчеркнуть во внешнем облике).
· Особенности мимики и пантомимики (сдержанность, свобода, раскованность в движениях и поведении, и т.д.)
· Каков круг общения со сверстниками и взрослыми, на каких основаниях организуются взаимодействия.
· Как включается в общение со сверстниками и с взрослыми (замкнутый\общительный; инициирует процессы общения – избегает; чем характеризуются процессы общения и как завершаются).
· Какие ролевые позиции склонен занимать в процессах взаимодействия с другими людьми (положение в группе, лидер-подчиненный; в каких формах взаимодействий склонен себя проявлять, а также занимать лидерские позиции; стиль общения и т.д.)
3. Характеристика личностных качеств.
· Особенности потребностно-мотивационной сферы (интересы, увлечения, планы на будущее).
· Особенности отношений к себе, особенности самооценки и уровень притязаний.
· Особенности темперамента, ведущие черты характера и личностные качества (позитивные – вызывающие трудности у окружающих).
· Наличие способностей (в каких предметных областях проявляются успехи учащегося, сфера внешкольных увлечений – секции, кружки и т.д.).
· Особенности эмоциональной сферы (преобладающие настроения, наиболее часто наблюдаемые эмоции в ответ на приветствия, замечания, требования и т.д.).
· Особенности произвольной регуляции поведения и волевой сферы:
Способность самостоятельно ставить цели и достигать их в различных видах деятельности (учебная, спортивная, организация внеурочных и внешкольных взаимодействий и т.д.).
Умения подчинять свое поведение задачам, правилам, требованиям.
Умения выполнять действия по речевым указаниям других людей (педагогов, учителей и т.д.).
Умения владеть собой и осуществлять действия в предметно и эмоционально сложных ситуациях.
Волевые качества личности.
4. Характеристика познавательной сферы.
· Особенности внимания:
Способность к сосредоточению и концентрации на задаче. Наличие отвлекаемости.
Распределение и переключение внимания, объем внимания.
Способность быстро овладевать действиями, требующими постоянного контроля, и выполнять их без ошибок (действия наблюдения, практические, грамматические, математические и другие виды действий).
· Особенности восприятия.
· Особенности мышления и воображения.
В каких видах деятельности наиболее эффективно решает задачи и организует свои действия (успехи в различных предметных областях знаний и сферах деятельности).
Наиболее развитые уровни мышления (наглядно-действенный, образный, понятийный).
Сформированность мыслительных операций (аналитичность, синтетичность, абстрактность, обобщенность и т.д.).
Наличие или отсутствие логичности и последовательности в рассуждениях.
Качества мышления: широта, глубина, критичность, рефлексивность, самостоятельность и т.д.
· Особенности памяти (особенности запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания в различных сферах учебной и вне учебной деятельности).
· Особенности развития и использования речи в учебной деятельности и в общении.
5. Другие характерные особенности поведения, общения, личности, познавательной сферы. Возможные выводы, обобщения и рекомендации.
При написании характеристики следует:
· Указывать конкретные основания, в соответствии с которыми устанавливается определенная психическая особенность (по свидетельству учителей…; на основе проведенных измерений, наблюдений…; на основании беседы…; на основании конкретно указываемых наблюдаемых особенностей взаимодействия с людьми в определенных ситуациях и т.д.)
· Стремиться к тому, чтобы на основе чтения «психологического портрета» посторонний человек мог представить конкретный «психологический образ личности учащегося».
Приложение 3.