Методические указания и порядок изучения дисциплины по каждой теме




Для успешного изучения материала обучаемому необходимо учитывать следующие рекомендации.

Тема 1. Предмет и задачи риторики. Из истории риторики.

Общие рекомендации по теме

Риторика — наука об убеждающей речи. Энциклопедия «Русский язык» дает следующее развернутое определение риторики: риторика — «филологическая дисциплина, объектом которой является теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных жанрах устной и письменной речи), близко соприкасается с поэтикой, стилистикой и культурой речи».

Риторика как наука о построении текстов противостояла герменевтике как науке об истолковании текстов. Однако это не означает, что риторика обслуживает только нужды говорящего. Убеждающую речь можно рассматривать и с позиции слушающего. Тогда главной проблемой будет оценка достоверности речи, распознавание случаев манипулирования.

Предусмотрена программой лекция (2 часа)

Вопросы для изучения:

1. Речь как предмет изучения риторики.

2. Риторика как учебная дисциплина.

3. Риторика как наука и искусство красноречия.

4. Из истории риторики. Возникновение риторики. Источники риторики.

5. Из истории российской риторики.

Рекомендуется выполнение практических заданий, например:Сопоставьте различные определения риторики, выделите в них общее и различное. Какое их этих определений, на Ваш взгляд, отличается наибольшей объясняющей силой и практической целенаправленностью? Мотивируйте свой ответ.

Риторика – это:

1. Искусство хорошо говорить (Квинтилиан).

2. Наука о приемах убеждения (В.В. Виноградов).

3. Наука о построении и правильном использовании речи (Ю.В. Рождественский).

4. Неформальная логика человеческого общения (Х. Перельман).

5. Наука об ораторском искусстве и – шире – о художественной прозе вообще (Советский энциклопедический словарь. Издательство «Советская энциклопедия». М., 1986).

6. Теория красноречия, наука об ораторском искусстве (Словарь русского языка: В 4 т. М. Издательство «Русский язык», 1983).

7. Так называли в старину специальную науку о красноречии, ораторском искусстве; в наше время риторика – осуждающее определение напыщенного, внешне красивого, но малосодержательного произведения, речи (Словарь литературных терминов. М. ООО Издательство «Мир и Образование», 1994).

8. Наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию в целях получения желаемого эффекта (А.К. Авеличев).

9. Теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи (А.К. Михальская).

Рекомендуемая литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. – Ростов н/Д, 2014. – С. 194 – 200, 208 – 231.

2. Щербаева А.А. Риторика. – Краснодар, 2013. – С. 6 – 14.

 

Тема 2. Условия эффективной речевой коммуникации.

Общие рекомендации по теме

Важными аспектами изучения данной темы являются: речевая деятельность; организационные принципы речевой коммуникации: принцип кооперации, принцип вежливости; психологические принципы: принцип равной безопасности; принцип децентрической направленности; принцип адекватности; слушание, его виды, условия эффективного слушания, принципы хорошего слушания, приёмы правильного слушания.

Очень важно создать позитивный коммуникативный климат, помогающий установить контакт и взаимоотношение в процессе общения. Учёные установили, что количество, передаваемое информации и точность её понимания увеличивается в атмосфере доверия и открытости между участниками общения.

Созданию такого климата способствует соблюдение участниками диалога принципа кооперации Г.П.Грайса и принципа вежливости Дж.Н.Лича, установление партнёрских отношений, а также применение ряда психологических принципов общения, сформулированных в научной и методической литературе.

Важно помнить о социально-психологических механизмах, которые создают барьеры на пути коммуникативного воздействия, предложенных выдающимся учёным Б.Ф.Поршневым, и способах их преодоления.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Речевая деятельность.

2. Организационные принципы речевой коммуникации: принцип кооперации, принцип вежливости.

3. Психологические принципы: принцип равной безопасности; принцип децентрической направленности; принцип адекватности.

4. Слушание. Виды слушания.

5. Условия эффективного слушания. Принципы хорошего слушания. Приёмы правильного слушания.

6. Барьеры восприятия в процессе общения.

7. Преодоление барьеров в речевой коммуникации.

Рекомендуемая литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. – Ростов н/Д, 2014. – С. 7 – 30.

2. Щербаева А.А. Риторика. – Краснодар, 2013. – С. 14 – 25.

 

Тема 3. Невербальные средства общения.

Общие рекомендации по теме

В рамках изучения данной темы подробно рассматриваются вопросы мимики, жестов, анализируются виды жестов: ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные, символические и подражательные; национальный характер жестов; изучается взаимосвязь жестов и характера человека; невербальные средства усиления коммуникативной позиции говорящего (фактор организации пространства общения, внешности, позы).

Невербальная коммуникация призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замеще­ние речи, репрезентация эмоциональных состояний партнёров по ком­муникативному процессу.

Общение, будучи сложным социально-психологическим про­цессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный - от ла­тинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь как средство общения одновременно вы­ступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

Исследования показывают, что в ежедневном акте комму­никации человека слова составляют 7 %, звуки интонации - 38 %, неречевое взаимодействие - 53%.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Мимика.

2. Жестикуляция. Типы жестов. Виды жестов: ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные, символические и подражательные.

3. Национальный характер жестов. Жесты и характер человека.

4. Интонация.

5. Пауза.

6. Невербальные средства усиления коммуникативной позиции говорящего (фактор организации пространства общения, внешности, позы).

Рекомендуемая литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г Риторика и культура речи. – Ростов н/Д, 2014. – С. 44 – 63, 360 - 400.

2. Щербаева А.А. Риторика. – Краснодар, 2013. – С. 26 – 33.

 

Тема 4. Вербальные средства общения.

Общие рекомендации по теме

Общение, будучи сложным социально-психологическим про­цессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный — от ла­тинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь как средство общения одновременно вы­ступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

В структуру речевого общения входят:

1. Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»). Играет важную роль точность употреб­ления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл ин­тонации.

2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наи­более привлекательной в общении является плавная, спо­койная, размеренная манера речи.

3. Выразительные качества голоса: характерные специфичес­кие звуки, возникающие при общении: смех, хмыкание, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки — это кашель; нулевые звуки — паузы, а также звуки назализации.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Слово в речи юриста. Слово – причина судебного разбирательства. Слово – средство номинации.

2. Эмоционально-экспрессивная оценка – принадлежность слова.

3. Виды вербальных средств общения.

4. Письменная речь.

5. Устная речь.

6. Стилистически окрашенные слова.

Рекомендуемая литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. – Ростов н/Д, 2014. – С. 5 – 7.

2. Щербаева А.А. Риторика. – Краснодар, 2013. – С. 34 – 41.

Тема 5. Основные качества юридической речи.

Общие рекомендации по теме

В рамках данной темы особое внимание следует обратить на анализ следующих понятий:

точность речи, лексическое значение слова, полисемия, лексическая омонимия; синонимия, синонимический ряд и доминанта; антонимия и антонимические пары; паронимия; приёмы точной речи: доказательство и противопоставление;

понятность речи; профессионализмы; диалектная лексика, жаргонизмы, термины, иноязычная лексика, способы объяснения слов: логический; синонимический; описательный, этимология;

чистота речи, слова-паразиты;

правильность речи, языковые нормы современного русского литературного языка, признаки нормы, виды норм;

Средства выразительности. Фразеологизмы. Пословицы. «Крылатые» слова и выражения.

Следует учитывать, что точность речи чаще всего связывают с точностью словоупотребления. Точность словоупотребления зависит от того, насколько говорящий знает предмет речи, эрудирован, умеет логически мыслить, знает законы русского языка. Наиболее типичны следующие случаи нарушений точности речи: употребление слов в несвойственном им значении, не устраненная контекстом многозначность, порождающая двусмысленность, смешение паронимов, омонимов.

Понятность речи связана с действенностью, эффективностью устного слова. Общепонятность языка определяется отбором речевых средств, а именно необходимостью ограничить использование слов, находящихся на периферии словарного состава языка и не обладающих качеством коммуникативной значимости: профессионализмов, диалектизмов, жаргонизмов, терминов, то есть слов, употребляемых в определенной сфере – профессиональной, территориальной, социальной.

Чистота речи предполагает отсутствие диалектизмов, жаргонизмов и т.п., что также относится к введению нормативного аспекта. Различные типы языковых норм помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять свою основную функцию – культурную.

Культура речи предполагает прежде всего правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями (говорящими и пишущими) в качестве образца. Языковая норма – это центральное понятие речевой культуры, а нормативный аспект культуры речи считается одним из важнейших.

Примерный план практического занятия:

Практическое занятие – 2 часа.

Цель: изучить понятие речевой культуры юриста, ее необходимых качеств.

Вопросы:

1. Речевая культура юриста.

2. Точность речи.

3. Понятность речи.

4. Чистота речи.

5. Правильность речи.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Точность речи. Лексическое значение слова. Полисемия. Лексическая омонимия. Синонимия, синонимический ряд и доминанта. Антонимия и антонимические пары. Паронимия. Приёмы точной речи: доказательство и противопоставление.

2. Понятность речи. Профессионализмы. Диалектная лексика. Жаргонизмы. Термины. Иноязычная лексика. Способы объяснения слов: логический; синонимический; описательный; этимологический.

3. Чистота речи. Слова-паразиты.

4. Правильность речи. Языковые нормы современного русского литературного языка. Признаки нормы. Виды норм.

5. Выразительность речи. Тропы. Метафора. Сравнение. Эпитеты.

6. Фигуры речи. Риторический вопрос и риторическое восклицание. Инверсия.

7. Средства выразительности. Фразеологизмы. Пословицы. «Крылатые» слова и выражения.

Рекомендуемая литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. – Ростов н/Д, 2014. – С. 63 – 194.

2. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (Риторика для юристов): – М., 2011. – С. 20-47

3. Щербаева А.А. Риторика. – Краснодар, 2013. – С. 41 – 47.

 

Тема 6. Общение в юридической практике.

Общие рекомендации по теме

Деловое общение представляет собой довольно сложное явление. На его характер оказывают влияние как вертикальные, так и горизонтальные связи в процессе взаимодействия. В деловом общении людям постоянно приходится общаться с лицами, стоящими на разных ступенях иерархическое лестницы, а также с коллегами, сотрудниками одного с ними уровня. В связи с этим целесообразно говорить о разных типах отношений, которые складываются в процессе делового общения между его участниками. По вертикали это, как правило, субординационные отношения, а по горизонтали – партнёрские.

В центре внимания должны находиться такие понятия, как виды делового общения, беседы, классификация бесед: кадровые, дисциплинарные, проблемные, организационные, творческие; условия успешной беседы; совещание, типы совещаний по характеру проведения, по управленческим функциям, по тематике; этапы подготовки совещания; методика проведения совещания; поведение участников совещания; переговоры, их виды; этапы подготовки к переговорам, приёмы ведения переговоров; разговор по телефону, основные элементы композиции разговора по телефону, общепринятые правила ведения телефонного разговора.

В практической деятельности существуют разнообразные формы делового общения, например, различные виды деловых бесед, переговоры, совещания, собрания, пресс-конференции, брифинги, телефонные разговоры, деловая переписка, организационно-техническое общение (компьютер, факс) и т.п. Чтобы эффективно взаимодействовать в деловом общении, необходимо знать специфические особенности этих форм, владеть методикой их подготовки и проведения.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Сущность общения и факторы, его определяющие.

2. Характеристика и содержание общения.

3. Коммуникативная компетентность. Стратегии и тактики общения.

4. Профессиональная коммуникация сотрудников органов внутренних дел.

5. Виды делового общения. Беседа. Условия успешной беседы. Совещание. Поведение участников совещания.

6. Разговор по телефону. Основные элементы композиции разговора по телефону. Общепринятые правила ведения телефонного разговора.

Рекомендуемая литература:

1. Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова Риторика и культура речи. – Ростов н/Д, 2014. – С. 5 – 63.

2. Щербаева А.А. Риторика. – Краснодар, 2013. – С. 47 - 56.

Тема 7. Основы ораторского мастерства.

Общие рекомендации по теме

В рамках изучения данной темы необходимо ознакомится с понятиями теории ораторского искусства, особенностями ораторского искусства. Особое внимание следует уделить таким вопросам, как подготовка к выступлению, основные этапы подготовки к выступлению, виды планов по цели и назначению выступления: предварительный, рабочий, основной; композиция выступления, основные элементы композиции: вступление, основная часть, заключение, виды вступлений: обычное, прямое начало, тонкий подход, полемическое, с ораторской предосторожностью, внезапное, методы подачи материала в основной части (индуктивный, дедуктивный, концентрический, ступенчатый, исторический, метод аналогии), изложение материала, хрия, элементы хрии, виды аргументации (причина, контрариум, пример, подобие, свидетельство). Виды заключений: обобщение, побуждение, полемическое заключение, клаузула; агитационная речь и особенности её композиции, торжественная речь и её особенности, взаимодействие оратора и аудитории, виды аудитории, факторы, влияющие на установление контакта между оратором и аудиторией, приёмы управления аудиторией.

Любая речь – выступление перед слушателями, доклад на научную тему или поздравление – требует подготовки. Все речевые жанры имеют свои правила развёртывания, которые изучает риторика.

Предусмотрена программой лекция (2 часа)

Вопросы для изучения:

1. Основы ораторского искусства.

2. Оратор и его аудитория.

3. Приемы управления аудиторией.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Основные понятия теории ораторского искусства. Особенности ораторского искусства. Оратор и ораторская речь. Особенности ораторской речи.

2. Подготовка к выступлению. Основные этапы подготовки к выступлению. Виды планов по цели и назначению выступления: предварительный, рабочий, основной.

3. Композиция выступления. Основные элементы композиции: вступление, основная часть, заключение.

4. Виды вступлений: обычное, прямое начало, тонкий подход, полемическое, с ораторской предосторожностью, внезапное.

5. Основная часть. Методы подачи материала в основной части (индуктивный, дедуктивный, концентрический, ступенчатый, исторический, метод аналогии). Изложение материала.

6. Рассуждение. Хрия. Элементы хрии. Виды аргументации (причина, контрариум, пример, подобие, свидетельство).

7. Заключение. Виды заключений: обобщение, побуждение, полемическое заключение, клаузула.

8. Торжественная речь и её особенности.

9. Взаимодействие оратора и аудитории. Виды аудитории. Факторы, влияющие на установление контакта между оратором и аудиторией. Приёмы управления аудиторией.

Рекомендуемая литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. – Ростов н/Д, 2014. – С. 241 – 325.

2. Щербаева А.А. Риторика. – Краснодар, 2013. – С. 56 – 67.

Тема 8. Основы полемического мастерства.

Общие рекомендации по теме

Изучая данную тему, слушатели знакомятся с историей искусства спора, видами спора по цели, формами проведения спора, организованностью спора, основными правилами ведения спора, полемическими приёмами спора, психолого-риторическими аспектами убеждения, понятием дискуссии, основными речевыми действиями ведущего, основными речевыми действиями спорящих.

Язык и речь занимают особое место в профессиональной деятельности юриста. Изучение языка законов, судебных речей осуществляется двумя науками: юриспруденцией и лингвистикой.

Полемическое мастерство предполагает знание и использование следующих убеждающих техник: постановка проблемы, ее место в ряду других, актуальность и сроки решения, их значимость (возможные потери), варианты решения, их достоинства и недостатки, последствия, необходи­мые средства, затраты, другие условия; увеличение достоинств предложения и уменьшение его недостат­ков; увеличение ценности данного варианта и уменьшение цен­ности альтернативных вариантов; раскачка собеседника и дальнейшее его убеждение путем пре­дставления различных точек зрения и разбора прогнозов; внушение важности предложения, возможности его осуществ­имая и простоты этого; принцип постепенного охвата: разбить предложения на этапы и двигаться последовательно, добиваясь согласия на каждом из них. Другое применение этого принципа, например: перед предстоя­щим обсуждением предварительно обсудить свой вопрос с каждым из участников отдельно и заручиться их согласием (поддержкой); прием программирования, когда можно задать вопрос с определенным акцентированием (обычно по существу дела), но не тре­бовать на него немедленного ответа. Через какое-то время вопрос сам возникнет в мыслях партнера и заставит его думать.

Убеждение – это метод воздействия на созна­ние личности через обращение к собственному ее критическому суждению. Чтобы убедить в чем либо профессиональных партне­ров, коллег, чей интеллект, как правило, высок, участникам пе­дагогического общения необходимы коммуникативные техники. Результат убеждения считается успешным тогда, когда собеседник может самостоятельно обосновать принятое им решение или мнение, увидеть положительные и отрицательные его стороны, а также оценить возможности и последствия других вариантов и ре­шений.

Программой предусмотрено Практическое занятие – 2 часа.

Цель: развивать способности вести дискуссию, учитывая логические законы племики.

Вопросы:

1. Понятие «полемическое мастерство».

2. Спор. Виды спора. Виды спора по цели. Формы проведения спора. Организованность спора. Основные правила ведения спора. Полемические приёмы спора.

3. Логические законы, необходимые полемисту.

4. Логические ошибки в споре.

5. Использование полемических приемов.

6. Уловки в споре.

Рекомендуемая литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. – Ростов н/Д, 2014. – С. 401 – 509.

2. Щербаева А.А. Риторика. – Краснодар, 2013. – С. 67 – 72.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Из истории искусства спора.

2. Психолого-риторические аспекты убеждения.

3. Дискуссия. Основные речевые действия ведущего. Основные речевые действия спорящих.

При оценке теоретических знаний и практических умений обучающихся на зачете учитываются их участие в работе на практических занятиях, выполнение ими письменных работ по профилю данной дисциплины. Зачет проводится в одной из следующих форм: по билетам, путем выполнения тестовых заданий, письменной работы, собеседования по вопросам, выносимым на зачет. Для подготовки обучающихся к зачету кафедрой разрабатывается перечень вопросов, охватывающих весь программный материал части дисциплины.

При проведении зачета обучающемуся объявляется оценка. Оценка «положительная» выставляется, если обучающийся продемонстрировал знания и умения по дисциплине, соответствующие уровню сформированности компетенции, оцениваемому на оценку «удовлетворительно» и выше. Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся не показал знания и умения, соответствующие уровню сформированности компетенции, оцениваемому на положительную оценку.

Перечень вопросов для подготовки к промежуточной аттестации (зачету) по дисциплине «Риторика»

1. Коммуникация – основа человеческой деятельности. Речь как предмет изучения риторики.

2. Риторика как наука и искусство красноречия.

3. Возникновение риторики. Из истории российской риторики.

4. Речевая деятельность человека. Организационные и психологические принципы речевой коммуникации.

5. Слушание. Виды слушания. Условия, принципы и приёмы эффективного слушания.

6. Невербальные средства общения. Мимика.

7. Невербальные средства общения. Жесты. Виды жестов. Национальный характер жестов.

8. Невербальные средства усиления коммуникативной позиции говорящего.

9. Вербальные средства общения. Эмоционально-экспрессивная оценка – принадлежность слова.

10. Вербальные средства общения. Слово – причина судебного разбирательства.

11. Виды вербальных средств общения.

12. Письменная речь и её особенности.

13. Устная речь и её особенности.

14. Речевая культура юриста.

15. Основные качества юридической речи. Точность речи. Синонимы. Синонимический ряд и доминанта.

16. Основные качества юридической речи. Точность речи. Омонимы. Антонимы.

17. Основные качества юридической речи.Понятность речи. Профессионализмы. Диалектная лексика. Жаргонизмы.

18. Основные качества юридической речи.Понятность речи. Термины. Иноязычная лексика.

19. Основные качества юридической речи.Понятность речи Способы объяснения слов: логический; синонимический; описательный. этимологический.

20. Основные качества юридической речи.Чистота речи. Слова-паразиты.

21. Основные качества юридической речи. Правильность речи. Языковые нормы современного русского языка. Признаки нормы.

22. Основные качества юридической речи. Правильность речи. Виды норм.

23. Основные качества юридической речи.Выразительность речи. Тропы. Метафора.

24. Основные качества юридической речи.Выразительность речи. Сравнение. Эпитеты.

25. Основные качества юридической речи. Средства выразительности. Пословицы. «Крылатые» слова и выражения.

26. Основные качества юридической речи. Средства выразительности. Фразеологизмы.

27. Общение в юридической практике.Виды делового общения.

28. Общение в юридической практике. Условия успешной беседы.

29. Общение в юридической практике. Разговор по телефону. Общепринятые правила ведения телефонного разговора.

30. Основы ораторского мастерства.Основные понятия теории ораторского искусства.

31. Основы ораторского мастерства. Особенности ораторского искусства.

32. Основы ораторского мастерства. Оратор и ораторская речь.

33. Основы ораторского мастерства. Подготовка к выступлениям. Основные этапы подготовки к выступлению.

34. Основы ораторского мастерства. Виды планов по цели и назначению выступления.

35. Основы ораторского мастерства. Основные элементы композиции.

36. Основы ораторского мастерства. Вступление. Виды вступления.

37. Основы ораторского мастерства. Методы преподнесения материала оратором.

38. Основы ораторского мастерства. Изложение материала. Виды изложения.

39. Основы ораторского мастерства. Рассуждение. Структурные элементы рассуждения.

40. Основы ораторского мастерства. Заключение. Виды заключения.

41. Основы ораторского мастерства. Торжественная речь. Особенности торжественной речи.

42. Основы ораторского мастерства. Основные характеристики аудитории ораторской речи.

43. Основы ораторского мастерства. Взаимодействие оратора и аудитории. Виды аудитории.

44. Основы ораторского мастерства. Факторы, влияющие на установление контакта между оратором и аудиторией.

45. Основы ораторского мастерства. Приёмы управления аудиторией.

46. Основы полемического мастерства.Из истории искусства спора.

47. Основы полемического мастерства. Спор и его виды.

48. Основы полемического мастерства. Виды спора по цели.

49. Основы полемического мастерства. Формы проведения спора.

50. Основы полемического мастерства. Организованность спора.

51. Основы полемического мастерства. Основные правила ведения спора.

52. Основы полемического мастерства. Полемические приёмы спора.

53. Основы полемического мастерства. Дискуссия. Речевые действия ведущего и спорящих.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: