Памятка для логопеда
По заполнению речевой карты
Анамнестические данные
Характер протекания беременности – токсикозы, инфекции, травмы, хронические заболевания.
Роды – досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, затяжные, использование родовспоможений, стимуляции, когда закричал ребенок, наблюдалась ли асфиксия.
Перенесенные заболевания – пневмония, простуда, грипп, корь, скарлатина, коклюш, дизентерия, травмы головы, инфекционные и соматические, длительно текущие и вызывающие истощение нервной системы.
Слух – норма, снижение слуха.
Зрение – норма, близорукость, косоглазие, амблиопия, атрофия зрительного нерва, ограничение поля зрения.
Интеллект – соответствует возрасту, ниже нормы.
Раннее физическое развитие – норма, с задержкой (начал держать голову – N 2 мес., сидеть – 6 мес., ползать 5-6 мес., стоять 7-8 мес., ходить 1 год).
Раннее речевое развитие – норма, с задержкой (гуление – N 3 мес., лепет – 5 мес., первые слова – 1 год, первая фраза – 2 года, фразовая речь – 3 года).
Особенности артикуляционного аппарата
Зубы – норма, редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение зубного ряда, наличие стемы.
Прикус – норма, ортогнатический, открытый передний, боковой двусторонний, односторонний, глубокий, дистальный, мезиальный, прямой, перекрестный.
Твердое небо – норма, узкое, высокое (глубокое, куполообразное, готическое), плоское, низкое, наличие послеоперационных рубцов.
Мягкое небо – длинное, короткое, рубцы, увуля, субмукозная щель, подвижное, неподвижное.
Губы - - норма, толстые, тонкие, короткие, малоподвижные, подвижные, гипо-, гипертонус, хейлоскиз (расщелина губы), прохейлия (увеличение размеров верхней губы, нависание над нижней).
Язык – обычный, макроглоссия, микроглоссия, длинный, короткий, узкий, широкий, гипертрофия корня языка, раздвоенный, укороченная подъязычная связка, малоподвижен, подвижен, гипо-, гипертонус.
Моторная сфера
Общая моторика – норма, незначительно нарушены координация, темп, ритм движения, моторно неловок
Рекомендуемые исследования:
4 года – попрыгать на обеих ногах, прыгнуть в длину с места, потопать ногами и похлопать руками одновременно, бросить мяч от груди и поймать его.
5 лет – то же и дополнительно: попрыгать на правой, левой ноге, бросить мяч из-за головы, перепрыгнуть через игрушку.
6 лет – то же и дополнительно: подбросить и поймать мяч, влезть на гимнастическую стенку и слезть с нее.
Ручная моторика – норма (сохранность функции), недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объем движений (полный, неполный, строго ограничен), темп (норма, быстрый, медленный), переключаемость (точная, неточная), координация (норма, незначительные нарушения, нарушена, неполная)
Ведущая рука – левша, амбидекстер, правша.
Рекомендуемые исследования:
4 года – сложить в кольцо большой и указательный пальцы, поочередно сгибать и разгибать пальцы, выполнить упражнение «Заяц» правой, левой рукой, изменять положение кистей рук (кулак-ладонь).
5 лет – то же и дополнительно: выполнить упражнения «Коза», «Игра на рояле», пробу «Кулак-ребро-ладонь» ведущей рукой.
6 лет – то же и дополнительно: поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом – на левой, выполнять упражнение «Игра на рояле», пробу «Кулак-ребро-ладонь» левой рукой, одновременно обеими
Психофизические процессы
Внимание
Норма (достаточно устойчивое), низкая концентрация, неустойчивое, поверхностное, быстро истощается, плохое переключение
Восприятие
Зрительное: узнавание предметов в условиях наложения, в неполном изображении, в силуэтном изображении.
Тактильное:
4 года – угадывание предмета по контуру.
5-6 лет - то же и дополнительно: угадывание одинаковых предметов по дифференциальным признакам.
Слуховое – опознание и дифференциация шумов.
Цвет – нет представлений, сличает, различает (выделяет по слову), называет
4 года – красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный,
5 лет – то же и дополнительно: оранжевый, голубой;
6 лет – то же и дополнительно: фиолетовый, розовый, коричневый, серый.
Форма:
4 года – круг, квадрат, овал, треугольник;
5 лет – то же и дополнительно: прямоугольник;
6 лет – то же и дополнительно: многоугольник.
Ритм – восприятие, воспроизведение
4 года - - -., -. -,. -.;
5 лет -.. -, -.. -,. - -.;
6 лет - - -...;.. - -.;. - - -..
Временные представления – ориентация хорошая, недостаточная, слабая
4 года – части суток, времена года;
5 лет – то же и дополнительно: дни недели;
6 лет – то же и дополнительно: месяцы, понимание и использование логико-грамматических конструкций.
Пространство
4 года – показать предметы вверху, внизу, впереди, сзади.
5 лет – то же и дополнительно: слева, справа.
6 лет – то же и дополнительно: слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу.
Схема тела
4 года – показать правую, левую руку, ногу.
5 лет – то же и дополнительно: правый, левый глаз, правое, левое ухо.
6 лет – то же и дополнительно: правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо
Разрезные картинки – самостоятельно, с помощью педагога, по образцу, по подражанию
4 года – 2-4 части;
5 лет – 3-5 частей;
6 лет - 4-8 частей.
Фигуры из палочек
4 года – «стульчик» из 4-х палочек;
5 лет – «домик» из 6-ти палочек;
6 лет – «лодочка» из 7-ми палочек.
Память
Параметры кратковременной памяти – объем и линейность
Мышление
Обобщение
1-ый уровень – обобщение словом
2 –ой уровень – группировка по субъективным общим признакам
3 – ий уровень – родовидовое обобщение
4 –ый уровень – логический уровень обобщения. N – к 7 годам
Сериация
4-5 лет – расположение предметов в ряд по нарастанию, убыванию признаков,
6 лет – соотнесение между собой по ведущему признаку ряда предметов
Сравнение: выделяет существенные признаки, не выделяет, самостоятельно, с помощью, словесно объясняет, без объяснения
Импрессивная речь
Понимание обращенной речи в полном объеме, на бытовом уровне, ограниченное, в пределах ситуации.
Предложено-падежные конструкции
4 года - - в, на, над, под, у, с, по, до;
5 лет – перед, за, около, в, из, на, с.
6 лет – под, из-под, за, из-за.
Глаголы с приставками:
4 года – выходит, переходит, подходит;
5 лет – вылетает, подлетает, залетает;
6 лет – выезжает, отъезжает, объезжает, въезжает.
Выполнение инструкций:
4 года – одно-, двухступенчатые;
5 лет – двух-, трехступенчатые;
6 лет – покажи ручкой тетрадь, линейкой ручку.
Понимание предложений:
4 года – Где мама дочки? Где дочка мамы?
5 лет – Кого ловит девочка? Чем она ловит бабочку? Кто ловит бабочку?
6 лет понимание связной речи, логико-грамматических конструкций