Общепедагогические методы обучения и воспитания, применяемые при обучении технике циклических двигательных действий




Словесные методы: дидактический рассказ, описание, объяснение, беседа, лекция, инструктирование, комментарии, замечания, распоряжения, команды, указания. Дидактический рассказ – изложение учебного материала в повествовательной форме. Назначение: обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятельности. Объяснение: метод представляет собой последовательное, строгое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов, например понятий, законов, правил. Разбор – форма беседы, проводимая преподавателем и учениками после выполнения какого-либо двигательного задания, участия в соревнованиях, игровой деятельности, в которой осуществляются анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого. Комментарии в краткой форме оценка качества выполнения задания. Замечание – указание на допущенные ошибки при выполнении задания. Указание – словесное воздействие с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выполнении двигательных действий [11].

Обучение каждому циклическому двигательному действию опирается на уже имеющиеся и вновь приобретаемые учеником знания. Физическая подготовленность человека характеризуется степенью развития основных физических качеств – силы, выносливости, гибкости, быстроты, ловкости.

Под двигательными качествами принято понимать отдельные существенные стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий [5]. Уровень их развития определяется физическими и психическими факторами в частности степенью развития интеллектуальных и волевых качеств. Физические качества необходимо развивать своевременно и всесторонне.

Ещё одно определение физическим качествам дал Б.А. Ашмарин: «Под физическими качествами понимают определённые социально обусловленные совокупности биологических и психологических свойств человека, выражающих его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность». Он также указывает, что к числу основных физических качеств, обеспечивающих всё многообразие решения двигательных задач, относят физическую силу, физическую выносливость, физическую быстроту и физическую ловкость [21; 30].

Итак, в общем виде двигательные способности можно определить как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. Но не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые связаны с успешностью осуществления какой- либо двигательной деятельности. Различают пять физических качеств: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость. Их проявление зависит от возможностей функциональных систем организма и подготовленности к циклическим двигательным действиям.

Обучение – составная часть любого педагогического процесса, в том числе и в сфере физической культуры. Специфика обучения в физическом воспитании состоит в том, что основным предметом являются разнообразные двигательные действия. В нашем случае более подробно рассматриваются циклические двигательные действия и техника их выполнения. При их освоении фор­мируются знания, двигательные умения и навыки, которые необходимы в различных сферах че­ловеческой деятельности [31].

Двигательные действия — это материал для изучения и демонстрации общих принципов и приемов всякого обучения.

Обучение циклическим двигательным действиям необходимо в любой деятельности. Однако только в сфере физического воспитания изучение их является основой обучения, потому что здесь двигательная деятельность выступает как объект, средство, и как цель совершенствования. В физическом воспитании обучение специфично. Суть специфики в том, что основная масса нового познается при освоении разнообразных двигательных действий, выступающих в форме физических упражнений. Обучение осуществляется при тесном взаимодействии преподавателя и обучающегося [18].

Процесс обучения циклическим двигательным действиям во многом определяется тем, что в нем сочетаются закономерности формирования двигательных умений и навыков с законами теории управления и требованиями дидактических принципов.

Этапы построения процесса обучения технике циклических двигательных действий.В построении процесса обучения можно выделить следующие этапы: 1. Происходит начальное разучивание физического упражнения, создается умение выполнять основу техники циклического двигательного действия. Для достижения этой цели первоначально создается общее представление о значении физического упражнения и его рациональной технике, а затем о том образце техники, которым предстоит овладеть обучаемым. 2. Физическое упражнение разучивается углубленно, создается умение выполнять его правильно, в объеме намеченных технических требований. Некоторые элементы циклического двигательного действия при этом частично закрепляются и автоматизируются [19]. Внимание учеников должно быть сосредоточено на педагоге и на анализе отдельных деталей техники циклического двигательного действия, осознании его пространственных, временных и динамических характеристик. При этом мыслительная деятельность учеников направляется на понимание смысла разучиваемых движений и причин возникновения ошибок, которые могут возникнуть при выполнении циклического двигательного действия. 3. Обеспечивается закрепление и совершенствование техники выполнения физического упражнения, создается навык и формируется способность целесообразно применять циклическое двигательное действие в реальных условиях практической деятельности. Закрепление происходит в процессе многократного повторения разученного циклического действия в относительно постоянных внешних условиях [28].

Успешность обучения во многом зависит от формулы двигательной задачи, поскольку именно ее смысл и условия определяют способ решения — циклическое двигательное действие, которое должно быть освоено.

Итак, первое требование к формулировке двигательной задачи: она должна быть подлинной. Второе требование: она должна быть правильной, то есть правильно сформулированной. Для выполнения второго требования необходимо, чтобы: все условия задачи реально существовали; например, при изучении технике бега с высоким подниманием бедра учитель даёт задание «бег на месте», в упоре. Для этого обращают внимание на подъём бедра (колена). Все условия задачи были конкретно связаны с ее смыслом. В приведенном примере необходимо сохранять структуру беговых движений. Это касается выполнения упражнений на месте и в упоре; и, кроме того, важна обязательность акцентированного подъема бедер при естественном положении голеней, но не акцентированное сгибание голеней при низком несении бедер.

При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника циклических двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура [37].

Обучение циклическим двигательным действиям занимает одно из центральных мест в физическом воспитании и повседневной жизни. Знакомство с многообразием методов выполнения физических упражне­ний позволяет сделать вывод о том, что ни один из них, применяемый в от­дельности, никогда не сможет оказаться как единственно полноценный и са­мый эффективный. Каждый метод, хотя и обладает своими ярко выраженны­ми особенностями, которые не позволяют заменить его другими методами, в то же время оправдывает себя только в тесной связи с ними.

В зависимости от способа освоения структуры циклического двигательного действия в процессе разучивания правильно выбранный метод обеспечивает оптимальные условия для обучения циклическим двигательным действи­ям, а также развития физических качеств. Предполагают твердо предписанную про­грамму движений, точную дозировку нагрузки и отдыха, создание или использо­вание внешних условий, облегчающих управление действиями обучающихся [35].

 

 

ВЫВОДЫ

Двигательные действия — это материал для изучения и демонстрации общих принципов и приемов всякого обучения. Все двигательные действия подразделяются на виды: циклические (кратковременное повторение движений): ходьба, бег, лазание, ползание. Ациклические (каждое движение не требует цикла): прыжки, метание. Смешанные: прыжки с разбегом.

Для циклических движений характерно постоянное выполнение однообразных циклов, когда все его отдельные части возвращаются в исходное положение. К таким движениям относятся ходьба, бег, ползание, лазание. Движения такого типа быстро усваиваются и автоматизируются. Этому способствуют регулярные повторения циклов, которые закрепляют последовательность двигательных элементов цикла в систему. При этом вырабатывается определенный ритм данного движения.

В методике обучения технике циклического двигательного действия можно использовать такие методы как: 1) целостно-конструктивного упражнения; 2) расчлененно-конструктивного упражнения; 3) метод сопряженного воздействия; 4) строго регламентированного упражнения; 5) частично регламентированного упражнения; 6) стандартного упражнения; 7) повторного упражнения; 8) переменного упражнения.

Обучение циклическим двигательным действиям занимает одно из центральных мест в физическом воспитании обучающихся. Таким образом, поставленные задачи решены, а цель достигнута.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: