МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева»
Кафедра электроснабжения горных и промышленных предприятий
Составитель
И. Н. Паскарь
ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ И ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА
Методические указания к самостоятельной работе по дисциплине «Электроснабжение и электрооборудование электротранспорта»
для студентов направления 13.03.02 «Электроэнергетика
и электротехника» образовательная программа
«Электроснабжение» для всех форм обучения
Рекомендованы учебно-методической комиссией направления 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника» в качестве
электронного издания для использования в учебном процессе
Кемерово 2015
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
С. А. Захаров – заведующий кафедрой «Электроснабжение горных и промышленных предприятий»
И. Ю. Семыкина – председатель учебно-методической комиссии направления 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника»
Паскарь Иван Николаевич. Электроснабжение и электрооборудование электротранспорта: методические указания к самостоятельной работе по дисциплине«Электроснабжение и электрооборудование электротранспорта» [Электронный ресурс]: для студентов направления 13.03.02 (140400.62) «Электроэнергетика и электротехника», всех форм обучения / сост.: И. Н. Паскарь, Наумкин И.Б. – Кемерово: КузГТУ, 2015. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); зв.; цв.; 12 см. – Систем. требования: Pentium IV; ОЗУ 32 Мб; WindowsХР; (CD-ROM-дисковод); мышь;. – Загл. с экрана.
Приведены общие положения для выполнения самостоятельной работы, формы и сроки текущего и промежуточного контроля, рекомендуемая литература.
© КузГТУ
© Паскарь И. Н.,
составление, 2015
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Важным компонентом обучения является самостоятельная работа студентов, направленная на формирование компетенций, необходимых не только в учебной, но и в будущей практической деятельности.
Самостоятельная работа заключается в подготовке к практическим занятиям (табл. 1), изучении и конспектировании материала данной дисциплины (табл. 2).
Для самостоятельной работы используются методические указания для практических занятий и рекомендуемое учебно-методическое и информационное обеспечение. Вопросы для текущего контроля знаний и проведения зачета по данной дисциплине приведены ниже, контрольные вопросы к практическим и лабораторным занятиям даны в методических указаниях к ним.
Таблица 1
Практические занятия
№ недели | Вид СРС | Литература |
1-2 | Подготовка к практическому занятию «Основы движения подвижного состава» [1-7] | 1, 2, 3 |
3-4 | Подготовка к практическому занятию «Характеристики тормозного режима подвижного состава с ТЭД постоянного тока» [1-7] | 1, 2, 3 |
5-6 | Подготовка к практическому занятию «Характеристика тягового и тормозного режима подвижного состава при ТИР» | 1, 2, 3 |
7-8 | Подготовка к практическому занятию «Построение кривых движения подвижного состава» | 1, 2, 3 |
9-10 | Подготовка к практическому занятию «Проверка нагревания тяговых двигателей применительно к условиям работы на линии» | 1, 2, 3 |
11-13 | Подготовка к практическому занятию «Выбор электрических аппаратов и элементов схем управления электротранспортом» | 2, 3 |
14-17 | Подготовка к практическому занятию «Расход энергии на движение подвижного состава. Определение расхода энергии аналитическим способом» | 1, 3 |
Таблица 2
Теоретическая часть самостоятельной работы
№ недели | Вид СРС | Литература |
1-2 | Изучение и конспектирование материала по теме: «Общие сведения об электрических железных дорогах и электрическом подвижном составе» | 1, 2, 3, 4, 6 |
3-4 | Изучение и конспектирование материала по теме: «Сопротивление движению поезда» [1-5] | 1, 2, 3, 4, 5, 6 |
5-6 | Изучение и конспектирование материала по теме: «Транспортные задачи электроэнергетики» [1-5] | 1, 2, 3, 4, 5, 6 |
Изучение и конспектирование материала по теме: «Сила тяги электровоза и ее реализация» [1-5] | 1, 2, 3, 4, 6 | |
7-8 | Изучение и конспектирование материала по теме: «Установившееся движение поезда» | 1, 2, 3, 4, 5, 6 |
Изучение и конспектирование материала по теме: «Принципы регулирования силы тяги и скорости электрического подвижного состава» [1-5] | 1, 2, 3, 4, 5, 6 | |
9-10 | Изучение и конспектирование материала по теме: «Пуск и торможение электрического подвижного состава» | 1, 2, 3, 4, 6 |
Изучение и конспектирование материала по теме: «Электрооборудование электрического подвижного состава» [1-7] | 1, 2, 3, 4, 5, 6 | |
12-17 | Изучение и конспектирование материала по теме: «Электроснабжение электрического подвижного состава и нетяговых потребителей на электрических железных дорогах» [1-5] | 1, 2, 3, 4, 5, 6 |
ТЕКУЩИЙ И ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ
Текущий контроль успеваемости представляет проверку домашних заданий. По результатам проверки домашнего задания студент получает оценку приобретенных знаний и навыков.
Подготовка к практическим занятиям заключается в самостоятельном литературном поиске информации по тематике занятия в соответствие со списком основной и дополнительной литературы, а также в сети Интернет.
В результате работы во время практических занятий, а также предусмотренной самостоятельной работы студентом формируется набор документов (отчеты), в совокупности представляющих собой контрольную работу, оцениваемую преподавателем.
В результате выполнения предусмотренной самостоятельной работы по дисциплине студентом формируется набор отчетов, в которых приводится конспект изученного материала в свободной форме. Набор отчетов в совокупности представляет собой контрольную работу, оцениваемую преподавателем в рамках текущего контроля. Оценка, полученная за данную контрольную работу, учитывается на экзамене.
Экзамен заключается в ответе на 2 вопроса по билету. При принятии решения о выставлении экзамене преподаватель также учитывает оценку, полученную студентом за контрольную работу.
Вопросы к экзамену
1. Классификация электрифицированного транспорта. |
2. Роль железных дорог в единой транспортной системе России. |
3. Развитие железнодорожного транспорта России. |
4. Организация управления железнодорожным транспортом. |
5. Устройства и технические средства железных дорог. |
6. Подвижной состав железных дорог. |
7. Устройство и эксплуатация систем электроснабжения железных дорог. |
8. Система электроснабжения подвижного состава. |
9. Система тягового электроснабжения постоянного тока напряжением 3 кВ. |
10. Системы тягового электроснабжения однофазного переменного тока. |
11. Тяговые подстанции. |
12. Контактная сеть. |
13. Структура дистанции электроснабжения. |
14. Техническая эксплуатация устройств электроснабжения. |
15. Вопросы перенапряжений и их ограничения в сетях низкого, среднего и высокого напряжения электрифицированного транспорта. |
16. Система электроснабжения объектов различных классов напряжения электрифицированной железной дороги. |
17. Улучшение защиты электрооборудования от перенапряжений. |
18. Технические характеристики ОПН для защиты электрических сетей НН, СН и ВН электрифицированной железной дороги. |
19. Сущность электрической тяги. Системы тока и напряжения применяемые в электрической тяге. |
20. Реализация сил тяги и торможения поезда. Ограничения тяговой и тормозной сил. Законы сцепления. |
21. Полное и удельное сопротивление движению. Основное сопротивление движению. |
22. Дополнительное сопротивление движению от уклонов, в кривых и от особых условий. Методы их определения. |
23. Эмпирические формулы основного удельного сопротивления движению. Структура формул. Влияние сопротивлению движению на энергетику поезда. |
24. Расчёт и построение кривых движения поезда. Расход энергии на движение. |
25. Задачи решаемые в тяговых расчётах. Построения кривых движения. |
26. Расчётно-графический метод построения кривых движения. |
27. Графические методы интегрирования уравнений движения поезда. |
28. Упрощенные способы расчёта кривых движения поезда. |
29. Тормозные задачи. Методы решения тормозных задач на основе построения кривых движения. |
30. Кривые потребления поездом тока и мощности. Расчёт и построение кривых потребления тока и мощности. |
31. Графический способ построения кривых расхода энергии. Полный и удельный расход энергии. Энергетика движения поезда. |
32. Аналитический метод определения расхода энергии на движение поезда. |
33. Снижение расхода энергии на электрическую тягу. Влияние на расход энергии различных факторов. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫПО
ДИСЦИПЛИНЕ
Для самостоятельной работы обучающихся используются литературные источники в соответствие со списком основной и дополнительной литературы, а также ресурсы сети «Интернет».
Основная литература
1. Устройство и эксплуатация высокоскоростного наземного транспорта [Электронный ресурс]: учеб. пособие / под редакцией Д. В. Пегова. – УМЦ ЖДТ (бывший «Маршрут»), 2014. – 267 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=55408
Дополнительная литература
2. Сапожников, В. В. Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В. В. Сапожников, Л. И. Борисенко, А. А. Лыков, В. П. Молодцов. – М.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2011. – 288 с. – Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226322&sr=1
3. Просвиров, Ю. Е. Электрические железные дороги [Электронный ресурс]: учеб. пособие /Ю. Е. Просвиров, В. П. Феоктистов. – М.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2010. – 356 с. – Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=227176&sr=1
4. Михеев, В. П. Контактные сети и линии электропередачи: Учебник для вузов ж.-д. транспорта. – М.: Маршрут, 2003. – 416 с.
5. Почаевец, В. С. Автоматизированные системы управления устройствами электроснабжения железных дорог. Учебник для СПО. М.: Маршрут, 2006 – 314 с.
6. Грибачев, О. В. Оперативное управление дистанцией электроснабжения железных дорог: учеб. пособие для студентов вузов ж.-д. транспорта. – М.: Маршрут, 2006. – 184 с.
Интернет-ресурсы
7. https://gisprofi.com/ – Единая информационной среда (портал) для профильных специалистов в области энергетики.