Концепция курса
Курс включает в себя три тематических блока:
- управление компанией,
- управление проектами и процессами,
- бизнес-этика и корпоративная социальная ответственность.
Первый блок посвящен изучению основ управления компанией, в частности, понятия, структуры, уровней и участников управления, современных моделей управления и особенностей управления российскими компаниями.
Второй блок охватывает методы обеспечения результативности процессов в компании, планирования потребностей в ресурсах и информации, необходимых для поддержки и мониторинга этих процессов, методы достижения запланированных результатов деятельности и их улучшения.
Третий блок посвящен понятию этики бизнеса и корпоративной социальной ответственности, в том числе современным требованиям к соблюдению поведения компаний, концепциям, стандартам и уровням корпоративной социальной ответственности, а также программам реализации и участия компаний в социальных проектах.
На занятиях будут рассматриваться аспекты управления компанией на различных этапах развития бизнеса, функциональные области управления, особенности разработки и реализации стратегии развития компании, технологии управления проектами и процессами в компании, а также основные инструменты реализации бизнес-этики и корпоративной социальной ответственности.
Курс является практико-ориентированным и основан на конкретных примерах управления деятельностью и развитием компании.
Цели курса
- сформировать у студентов системное представление об управлении компанией на различных этапах ее развития, современных подходах к управлению компанией, в том числе эффективных инструментах развития бизнеса;
- выработать у студентов представление о возможностях и принципах выбора технологий управления развитием компании в зависимости от рыночной ситуации и собственных возможностей.
3. Методы обучения
Основными методами обучения являются: интерактивные занятия, разбор конкретных ситуаций в деятельности компаний, выполнение практических заданий в аудитории, самостоятельное изучение студентами литературы и выполнение домашних заданий.
Вид работы | Трудоемкость (в акад. часах) |
Аудиторная нагрузка | |
Самостоятельная индивидуальная работа | |
Всего |
4. Учебные материалы
Основная (обязательная для изучения) литература:
- Бочарова И.Ю. Корпоративное управление / И.Ю. Бочарова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 368 c.
2. Гаврилов, Л.П. Управление предприятием: финансовые и инвестиционные решения: Учебное пособие / Л.П. Гаврилов. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 184 c.
- Иванова Е.А. Корпоративное управление / Е.А. Иванова, Л.В. Шишикина. - М.: Феникс, 2012. - 256 c.
- Исаев Д.В. Корпоративное управление и стратегический менеджмент. Информационный аспект / Д.В. Исаев. - М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2013. - 220 c.
- Трикер Боб. Карманный справочник директора. Основы корпоративного управления. От А до Я: моногр. / Боб Трикер. - М.: Олимп-Бизнес, 2015. - 304 c.
- Ширяев, В.И. Управление предприятием: Моделирование, анализ, управление / В.И. Ширяев, И.А. Баев, Е.В. Ширяев. - М.: КД Либроком, 2015. - 272 c.
Дополнительная литература:
1. Керцнер, Г. Стратегическое управление в компании. Модель зрелого управления проектами. / Г. Керцнер. - М.: ДМК, 2014. - 320 c.
2. Корпоративное управление деловой активностью в неравновесных условиях / Ю.П. Анискин и др. - М.: Омега-Л, 2015. - 304 c.
3. Спасенных М.Ю. Инновационный бизнес. Корпоративное управление НИОКР / М.Ю. Спасенных. - М.: Дело АНХ, 2013. - 148 c.
4. Стивен Кови. Семь навыков высокоэффективных людей. - М.: 2011.
5. Туккель И.Л.: Управление инновационными проектами. - СПб.: БХВ-Петербург, 2011.
6. Фридман, Майк Искусство и наука стратегии лидерства. Новый подход к корпоративному управлению: моногр. / Майк Фридман, Бенджамин Трегоу. - М.: ФАИР-Пресс, 2012. - 272 c.
7. Фунтов В.Н.: Управление проектами развития фирмы: теория и практика. - СПб.: Питер, 2008
8. Хенни ван Грюнинг. Анализ банковских рисков. Система оценки корпоративного управления и управления финансовым риском / Хенни ван Грюнинг, Соня Брайович Братанович. - М.: Весь Мир, 2013. - 304 c.
Электронные источники информации
1. https://www.ifc.org
2. https://moex.com
3. https://www.e-disclosure.ru
4. https://businessmodelgeneration.com/canvas
5. https://www.pmtoday.ru/project-management/documentation/project-charter.html
6. https://www.teambuilding.ru/info/articles/?ELEMENT_ID=671
7. https://www.teampoint.ru
8. https://www.marketing.spb.ru
5. Тематический план
Занятие | Тема |
1 | Введение в управление компанией Содержание и структура курса, подходы к изложению и изучению материала, практические упражнения и особенности самостоятельной работы. Форма и условия получения зачета по курсу. |
2 | Управление компанией: ключевые понятия и определения |
3 | Внутренние и внешние коммуникации компании |
4 | Система отношений компании со стейкхолдерами |
5 | Классификация стратегий бизнеса |
6 | Практическое занятие: разработка стратегии развития бизнеса |
7 | Управление процессами в компании: планирование, контроль и совершенствование |
8 | Управление проектами на основе PMBOK |
9 | Практика применения проектного и процессного подходов к управлению зарубежными и российскими компаниями |
10 | Бизнес-этика |
11 | Корпоративная социальная ответственность |
12 | Письменный зачет по курсу |
Тематика вопросов к зачету:
- Уровни управления компанией
- Модели управления компанией
- Участники управления компанией
- Внутренние коммуникации компании
- Внешние коммуникации компании
- Стейкхолдеры компании
- «Паблик рилейшнз»
- Технология внутреннего маркетинга
- Классификация стратегий бизнеса
- Управление процессами в компании: планирование
- Управление процессами в компании: контроль
- Управление процессами в компании: совершенствование
- Сущность управления проектами на основе PMBOK
- Этика бизнеса
- Корпоративная социальная ответственность