Концепция государственной национальной политики Российской Федерации (извлечения) 4 глава




В мире достаточно примеров национальных конфликтов — кризис и многолетняя кровопролитная война в бывшей Югославии, территориальные споры между республиками­ бывшего Советского Союза, сепаратистские настроения в Северной Ирландии и в канадской провинции Квебек, войны­ между центральноафриканскими государствами и так далее.

Основу этих конфликтов составляют представления об особой роли своей группы в обществе, которые еще с древних времен были характерны для многих народов. Приведем пример из одного индейского мифа: «Чтобы закончить устройство мира, Бог вылепил из теста три человеческие фигурки и положил их в печь. Через некоторое время, сгорая от нетерпения, он вынул из печки первого человечка, наружность которого была слишком светлой и не очень приятной. Он был «непропечен» и внутри. Чуть позже Бог достал второго, он удался на славу — был красиво коричневым снаружи и «спелым» внутри. С радостью Бог сделал его основателем индейского рода. Ну а третий за это время сильно подгорел и стал совсем черным. Первый из испеченных человечков стал основателем белого рода, а последний — черного». Такой подход в своих крайних формах приводит к выводу, что определенные люди по своим биологическим расовым качествам изначально якобы более одарены и талантливы, как физически, так и психически, и поэтому более способны для руководства и управления.

Позиция этнического превосходства приводит в итоге к дискриминации — сокращению или лишению прав и свобод для определенной группы населения. В быту это выражается запрещением посещения отдельных ресторанов, пляжей, кинотеатров или городских районов; в производственной сфере — запретом на профессии, труднодоступностью образования, невозможностью успешной карьеры; в психологическом плане — обидными кличками, насмешками, анекдотами о «недоразвитом» народе и т. п. В крайних случаях меньшинства отдельно проживают в особых поселениях, заключают браки внутри своей группы. Такая система разделения долгое время существовала в ЮАР (Южно-Африканской Республике), где черное население изолировалось и лишалось большинства прав.

ХХ век дал много примеров разжигания страстей на национальной почве. Фашистская Германия взяла на вооружение расистские идеи о превосходстве одной группы людей над всеми остальными и существовании особой расы арийцев — избранного народа, который должен управлять всем миром. Воплощение этой идеи в жизнь привело к стремлению полностью уничтожить евреев, цыган, поляков, а других подчинить «истинным арийцам». Были даже определены внешние параметры высшей расы — определенный цвет волос, телосложение, разрез глаз, форма лица и т. п. Любопытно, что ни Гитлер, ни многие из его приближенных сами не подходили под эти параметры.

Сейчас появилось много неонацистских партий и движе­ний, которые используют националистические идеи для повышения своего авторитета и популярности. Кому не хоче­тся слышать, что он лучший в мире, самый умный и благородный, имеет единственно истинную религию, обладает герои­ческой историей, а его предки господствовали над другими лю­дьми? Подобные идеи используются на митингах, пропове­дуются в печати. Новоявленные лидеры заявляют о несправе­дливых притеснениях со стороны «чужих» и необходимости силой «навести порядок», для чего создаются особые боевые отряды. Обычно чем меньше у человека внутренней культу­ры, тем проще его убедить в особой исключительности и наличии врагов, не дающих ей проявиться. Стоящие же за всем этим люди стремятся к власти, славе и популярности, к личному обогащению через погромы. За их видимыми пере­живаниями о судьбе нации стоят ярко выраженные личные­ интересы. Это было, есть и, наверное, еще сохранится. Насколько долго? Многое зависит от самих граждан — до тех пор, пока будет существовать болезненное национальное самолюбие и стремление возложить ответственность за свои личные неудачи на внутренних или внешних врагов, останутся этнические противоречия и неприязнь между народами.

Человечество пытается решить эту проблему. Существуют различные организации, занимающиеся вопросами взаимодействия народов, — Организация Объединенных Наций, Лига арабских государств, Организация африканского единства, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии и другие. Многие конфликты были прекращены благодаря их содействию или при непосредственном вмешательстве этих организаций.

Разумное решение национальных проблем возможно лишь при сочетании двух основных тенденций в развитии национальных отношений — дифференциации (стремление народа к самостоятельности, сохранению и развитию национальной культуры, экономики, политики) и интеграции (тесное сотрудничество, обмен культурными ценностями, преодоление отчуждения и поддержание взаимовыгодных контактов). Многообразие национальных культур не должно вести к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними.

При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение следующих гуманистических принципов:

— отказ от насилия и принуждения;

— поиск согласия (консенсуса);

— признание прав и свобод человека важнейшим принципом;

— готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

 

6.15. Социальный конфликт и пути его разрешения

Древние китайцы говорили: «Хороший климат не сравнится с плодородной землей, плодородная земля не сравнится с согласием». Уже давно люди знают о том, что конфликты и ссоры до добра не доводят. Тем не менее человек достаточно часто вынужден вступать в различные конфликтные ситуации. Существуют разные мнения как по поводу причин возникновения конфликтов, так и по стратегии поведения в конфликтной ситуации. Одни воспринимают конфликт как стресс и считают, что необходимо ликвидировать причины его возникновения. Другие же утверждают, что конфликт является естественным фоном человеческой жизни, он неизбежен и надо уметь находиться в нем, не испытывая чрезмерного напряжения и волнения.

Попробуем выяснить, почему же возникают конфликты между людьми. Среди основных причин перечислим:

- неблагоприятные условия работы, неудовлетворенность оплатой труда, психологическая несовместимость работающих вместе людей, разное отношение к собственности;

- противоположные взгляды на мир (на любовь, семью и брак, манеру поведения, искусство, спорт и т.п.);

- несовместимость культур, различное индивидуальное восприятие ситуации, идеологические разногласия (политические и религиозные);

- несправедливое распределение благ (доходов, знаний, информации), перераспределение влияния в группе или между группами.

Конфликт – столкновение, вызванное противоречивыми установками, целями и способами действия по отношению к конкретному предмету или ситуации.

 

Наличие противоречий создает ситуацию, когда достаточно одной искры, чтобы внутренняя напряженность вылилась в открытое столкновение. Спровоцировать такое обострение могут подозрение или недоверие, несдержанность, открытая личная антипатия, постоянные мелочные придирки, унижение одного человека другим, угрозы, подчеркивание своего превосходства, нежелание признавать ошибки, навязывание своего мнения, неискренность.

В данной ситуации существуют разные варианты дальнейшего поведения — приспособление (если предмет конфликта не очень ценен для одной из сторон, то она может поступиться своими интересами и изменить позицию), компромисс (ведутся переговоры, в результате которых стороны договариваются о взаимных уступках), сотрудничество (стороны садятся за стол переговоров и вместе вырабатывают общее решение, обсуждая каждый шаг), игнорирование (делается вид, что конфликта не существует, его причины не устраняются) и соперничество (упорное отстаивание своей позиции, нежелание поступаться принципами, агрессивная линия поведения). Нельзя сказать, какой из этих путей является самым лучшим, ведь многое зависит от конкретной ситуации и характерных особенностей участников.

Ученые выделяют конструктивные и деструктивные способы разрешения конфликтов. Конструктивные способы ведут к примирению сторон, нахождению взаимоприемлемого решения. Деструктивные же чаще всего завершаются взрывом ситуации, может быть даже ликвидацией одной из конфликтующих сторон. Крайняя степень подобного деструктивного разрешения – применение насилия.

В современном мире, когда общение людей становится все более тесным, столкновения интересов случаются постоянно. Конкурирующие фирмы вступают в конфликт друг с другом, претенденты на освободившуюся должность стараются оттеснить соперников, подростки отстаивают свое понимание жизни в спорах с родителями. Не всегда эти конфликты заметны постороннему человеку. Они могут сопровождаться обманом, провокациями, интригами, а в открытом противоборстве выливаются в словесные прения с обменом угрозами и оскорблениями, в драки и поножовщину, а также в забастовки, демонстрации, политическую борьбу.

Самым же опасным и трагическим разрешением конфликта является война. Никто не в состоянии подсчитать, сколько людей погибло в войнах за всю историю человечества. Особенно ужасными были последствия двух мировых войн в ХХ веке, которые унесли жизни почти 100 млн человек, а ведь войны продолжаются до сих пор. Каждый день кто-то гибнет в результате бессмысленного кровопролития. К сожалению, человечество пока не всегда умеет находить разумные пути разрешения конфликтов.

А разве каждый из вас умеет это делать в своей повседневной жизни? Тысячи скрытых «войн» ежедневно разворачиваются на кухнях, на рабочих местах, в магазинах, в школьных классах, везде, где сходятся люди: соседи завидуют друг другу; курильщик в тамбуре электрички не думает о том, что отравляет других пассажиров; парень включает ночью магнитофон на полную громкость, мешая спать другим людям; кто-то вместо мусоропровода бросает мусор с балкона на прохожих и т.д. В большинстве случаев всем этим нарушителям даже в голову не приходит, что они создают конфликтные ситуации, не считаясь с другими людьми.

Конфликты часто возникают в семьях, в школьной среде, во дворе. Например, в квартире всего один телевизор. Дедушка хочет смотреть по телевизору футбольный матч, внук – детективный сериал, а бабушка – передачу по кулинарии. Стороны не смогли договориться, вот вам и конфликт. Разрешить его можно либо покупкой дополнительных телевизоров, либо походом кого-либо из участников конфликта к соседям или друзьям, либо попытками проникнуться интересами друг друга, попытаться всем вместе посмотреть что-то одно, к примеру, футбольный матч, тем более, если дедушка будет пояснять и комментировать происходящее на поле своим близким. Можно избрать и еще один путь – вообще избавиться от телевизора, но подобное наиболее неконструктивно. Частой причиной конфликта в школе выступает представление ученика, что учитель его недооценивает, придирается. Ну, не выучил я сегодня урок, сижу тихо, едва видно меня из-под парты. Зачем же меня спрашивать, вызывать к доске?

Социальных конфликтов немало, они мешают жить. Чтобы их не было, нужно с детства воспитывать в человеке уважение к другим, культуру поведения, терпимость и бережное отношение ко всему, что его окружает.

Все конфликты можно разделить на несколько видов.

Внутриличностный – столкновение происходит в душе самого человека. В течение жизни у каждого наступает такой момент, когда он задумывается о смысле своей жизни, сопоставляет свои достижения с достижениями других людей, разочаровывается в своих целях и интересах. Нестойкую личность это может надломить и вся оставшаяся жизнь пойдет по течению, без надежд на будущее и стремления что-то изменить. Только тот, кто готов к возникновению внутреннего конфликта, кто верит в свои силы и полон решимости бороться за счастье, выстоит, пересмотрит некоторые свои представления и пойдет дальше.

Межличностный – разногласия возникают между двумя или более членами группы, но при этом главными сторонами являются личности, а не группы людей. Такие ситуации встречаются на каждом шагу – в часпик пассажиры становятся свидетелями скандалов, возникающих почти из ничего, даже в самой благополучной семье время от времени случаются столкновения.

Межгрупповой – в борьбу втягиваются группы людей, каждая из которых имеет собственные интересы и цели. Большинство самых опасных конфликтов относятся именно к этой категории – национальные, расовые, религиозные и большая часть производственных. Часто в этом случае большую роль играют групповые лидеры, которые способны как раздуть конфликт до огромных масштабов, так и попытаться урегулировать его.

Конфликт принадлежности – человек входит в две группы, которые конкурируют между собой. Вспомните трагическую историю Ромео и Джульетты – их семьи враждовали между собой, а двое влюбленных оказались в сложной ситуации – они одновременно были членами своей семьи и любили человека из вражеского стана. В такое же положение попадает представитель оппозиционной партии, вошедший в правительство, или футболист, играющий против команды своего родного города. Человек в таких конфликтах должен сделать свой выбор, не боясь его последствий и понимая свою ответственность.

Конфликт с внешней средой – неприятие государственных организаций, законов, норм, правил, традиций и обычаев. В такое противостояние вступают преступники, революционеры, некоторые представители интеллигенции, отдельные журналисты. В нормальном демократическом обществе каждый имеет право выступить с критикой государственной политики и положения в стране, а недовольные люди могут повлиять на ситуацию в ходе выборов в органы власти. Если же законы не предусматривают открытых путей разрешения конфликта или народ в них разочаровывается, то возникают тайные общества, распространяется запрещенная литература, поднимаются восстания.

Каждый из представленных видов конфликтов имеет свои последствия. И совсем не обязательно, что они окажутся отрицательными. Так, например, люди или группы в ходе конфликта раскрывают свои цели и ожидания, что позволяет остальным, при желании, лучше понимать их; внутри конфликтующих сторон усиливается сплоченность и взаимопонимание, это особенно заметно в периоды войн, когда народ объединяется для отпора врагу во имя общей цели – защиты Родины, несмотря на существовавшие ранее внутренние противоречия и разногласия. Наконец, в результате конфликта у всех его участников часто возникает желание перемен, обновления. Даже неудачные революции и восстания влекли за собой изменение государственной политики, принятие новых законов и принципов управления.

Вместе с тем, никогда не следует забывать о том, что конфликт ведет и к озлоблению, гибели людей, материальному ущербу, потере времени, беспорядку и неустойчивости. В случаях, когда нерешенные проблемы или обиды остаются и после прекращения конфликта, тлеющие угли неприязни в любую минуту могут вспыхнуть огнем нового столкновения.

6.16. Конституционные основы национальной политики
в Российской Федерации

Россия — многонациональная страна. Века и века, словно в огромном плавильном тигле, смешивает и соединяет­ она судьбы больших и малых народов и народностей, многие культуры и многие языки. И все они становятся россиянами. Это и финно-угорские народы — мурома, весь, водь, чудь, корела, меря, что издревле проживали в соседстве со славянским племенем, ассимилируясь с ним. Историки спорят о происхождении племени вятичей, живших от начала Руси между верхней Волгой и Окой, в тех местах, где сейчас расположена столица России — Москва. Славяне ли они? Или угро-финны? А может, и та и другая кровь текла в их жилах? Да и само имя Москва — не угро-финского ли происхождения, ведь «ва» означает на этом языке «вода».

Мощный поток своей крови и силы влили в Русь и тюрко-монгольские народы, Великая степь — хазары, торки, печенеги, половцы, позднее монголы. И не только кровь, но и обычаи, обряды, одежду, язык. Мы уже трудно представляем себе, что были времена, когда русская женщина не носила сарафана, а только рубаху. От истоков своих Русь складывается как полиэтничная государственность. С течением времени изменяется сам облик россиян, черты лица, цвет волос, глаз. Шире становятся скулы, темнее и жестче волосы, глаза привыкают смотреть в лицо степному ветру. Интересен в этой связи скульптурный портрет — реконструкция князя Владимиро-Суздальской земли Андрея Юрьевича Боголюбского. Его облик схож скорее всего с обликом матери — половецкой княжны.

Многое, многое в нас от них, пришельцев из Азии, детей степи. Послушайте музыку «Половецких плясок» из оперы Бородина «Князь Игорь». В ней безбрежность и вольность степи, ее удаль, необузданный порыв, только мечется пламя костров. Мог ли написать композитор такую могучую музыку, если бы не текла в жилах многих из нас кровь степняков? «Да, скифы мы, да, азиаты мы, с раскосыми и жадными очами» (А. Блок). Недаром прошли на Руси века ига. Князь Николай Трубецкой отмечал: «Иго есть не только несчастье, но и школа».

Русь — держава, царство, империя ломала этнические перегородки, взрывала замкнутость народов.

У А. С. Пушкина находим строки о том, что «только в империи россиянин может быть свободным». От кого и от чего? От этнической изоляции, замкнутости в своем узком мирке.

И сегодня огромное евро-азиатское пространство населяет целый конгломерат народов. Но все они — россияне.

Вдумайтесь в различие смысловых аспектов слов — русский и российский. Чем они отличаются? Об использовании этих понятий разгорелась целая дискуссия при принятии, к примеру, Выборгского воззвания депутатов разогнанной царем 8 июля 1906 года 1-й Государственной думы. Сначала первые парламентарии обратились к народу таким образом — «К русским гражданам!», затем после дискуссии формулировка изменилась — «Ко всем гражданам России!», и, наконец, в окончательном виде документ начинался словами — «Народу от народных представителей!».

Расширяя землю, присоединяет Русь все новые и новые народы. Каждое столетие делает палитру народов нашей страны все более и более многоцветной. Современная Российская Федерация является многонациональным государством. В ее состав в настоящее время входят более 100 этносов, в том числе около 30 крупных этнических общностей.

Сегодня мы пытаемся решить проблемы, которые существовали в царской России, были при советской власти и необычайно активизировались в последнее время. В целом их можно назвать национальным вопросом. Под национальным вопросом понимается проблема равенства народов, их самоопределения, экономического развития, сохранения культурных особенностей и традиций, создания условий для всестороннего развития любой этнической группы, в том числе и в составе многонационального государства.

Распад СССР и образование суверенной России не сняли остроты национального вопроса в стране. В ряде республик в начале 1990-х годов появились националистические силы, провозглашающие курс на отделение от России и образование самостоятельных государств.

Самым серьезным проявлением межнациональной проблемы на территории России был кризис в Чеченской республике. После затяжного противостояния сегодня в республике налаживается мирная жизнь, строятся новые школы, поликлиники, жилые дома, восстанавливаются промышленные предприятия. Восстановлено воздушное сообщение между столицей России — Москвой и столицей Чеченской республики — Грозным. Восстановлен аэропорт, уже принявший первые пассажирские авиалайнеры. Восстановлено железнодорожное сообщение. Постепенно восстанавливаются и иные нити и связи между республикой и всей страной, разорванные во время конфликта.

Другой проблемой современной России является сохранение так называемых малых народов, в первую очередь северных. Экономические рыночные преобразования осложнили их положение — традиционные занятия (оленеводство, рыболовство и резьба по кости) окончательно пришли в упадок. В районах Крайнего Севера царят безработица, бедность, высокая смертность и низкая рождаемость. Необходимы согласованные действия как центральных, так и местных властей по сохранению этнической самобытности этих народов, их уникального древнего языка и культуры. В ряде регионов подобные проблемы уже успешно решаются. Например, в Якутии. Интересен опыт по сохранению своего национального языка и культуры в Туве, Хакасии, Бурятии, Калмыкии. В школах преподается наряду с русским языком национальный язык, бережно поддерживаются традиции, изучается народное искусство, песенное творчество, танцы. Дети вместе с родителями и учителями участвуют в подготовке и проведении народных праздников. Важно при этом, чтобы данные культурные традиции изучались разными детьми, обучающимися в классе. Чем больше языков ты знаешь — тем больше раз ты человек. Так звучит мудрость древних.

Национализм не пользуется повсеместной поддержкой в нашей стране, где в течение многих лет народы дружно жили между собой, совместно боролись против фашистской агрессии. Однако в период резких перемен в обществе, снижения уровня жизни населения повышается число людей, недовольных своим положением. На этом фоне можно успешно пропагандировать ненависть к врагам и все неудачи списывать на заговор отдельных стран и наций. Поэтому нужно внимательно относиться ко всем проявлениям ксенофобии в окружающем нас мире, выступать против малейшего проявления национальной нетерпимости, розни, оскорбления людей за то, что они говорят на другом языке, придерживаются иной веры.

Познакомимся с основными положениями нормативных документов, принятых в РФ в рамках государственной национальной политики.

Концепция государственной национальной политики Российской Федерации (извлечения)

«Концепция государственной национальной политики Российской Федерации представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов в деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее именуются — органы государственной власти) в сфере национальных отношений. Концепция учитывает необходимость обеспечения единства и целостности России в новых исторических условиях развития российской государственности, согласования общегосударственных интересов и интересов всех населяющих ее народов, налаживания их всестороннего сотрудничества, развития национальных языков и культур.

Государственная национальная политика основывается на принципах Конституции Российской Федерации и ­общепризнанных нормах международного права и находит свое выражение в системе федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, а также договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Концепция призвана стать ориентиром для органов государственной власти при решении задач национального развития и регулирования межнациональных отношений, обеспечения конституционных прав человека и гражданина.

Российская Федерация — одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более ста народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов.

В условиях переходного этапа в жизни страны непо­средственное влияние на межнациональные отношения оказывает ряд взаимосвязанных тенденций общественного развития:

— стремление народов к самоопределению и объективный процесс интеграции российского общества;

— возрастающая самостоятельность субъектов Россий­ской Федерации и воля граждан к упрочению общероссийской государственности;

— потребность в проведении общего курса экономических и политических реформ и разные социально-экономические возможности регионов, обусловленные их исторической и хозяйственно-культурной спецификой;

— стремление сохранить и развивать национально-культурную самобытность и приверженность духовной общности народов России».

На развитие межнациональных отношений оказывает существенное влияние наследие прошлого. Тяжелый удар по всем народам страны, включая русский, был нанесен тоталитарной системой, массовыми депортациями и репрессиями, разрушением многих национальных культурных ценностей. Наряду с достижениями в развитии и сотрудничестве народов, которые имелись в советский период, проводился курс на унификацию, заложивший основу нынешних противоречий.

После распада СССР начался новый этап в развитии государства на основе традиций российской государственности, принципов федерализма и гражданского общества. Однако отсутствие концепции государственной национальной политики затрудняло процесс становления Российского федеративного государства, осуществления реформ и достижения межнационального согласия.

Наследие прошлого, геополитические и психологические последствия распада СССР, социально-экономические и политические трудности переходного периода обусловили ряд кризисных ситуаций и сложных проблем в области межнациональных отношений. Наиболее остро они проявляются в местностях, соседствующих с зонами открытых конфликтов, местах сосредоточения беженцев и вынужденных переселенцев, в регионах с проблемами разделенных народов, на территориях со сложной социально-экономической, экологической и криминогенной обстановкой, в местностях, где ощущается резкая нехватка ресурсов жизнеобеспечения.

На межнациональные отношения серьезное негативное воздействие оказывают также безработица, особенно в районах, располагающих избыточными трудовыми ресурсами, правовая неурегулированность земельных и других отношений, наличие территориальных споров, проявление этнократических устремлений.

Каждый из перечисленных факторов находит свое специфическое проявление в жизни населения различных регионов, что требует, помимо общей концепции, разработки специальных региональных и местных программ.

Узловыми проблемами, требующими решения, являются:

— развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов Российской Федерации и целостности Российского государства;

— развитие национальных культур и языков народов Российской Федерации, укрепление духовной общности россиян;

— обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств;

— достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;

— поддержка соотечественников, проживающих в государствах — участниках Содружества Независимых Государств, а также в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, содействие развитию их связей с Россией.

Принятие Конституции Российской Федерации, подписание Федеративного договора и ряда договоров и соглашений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации снизили остроту нерешенных проблем. В то же время сохраняются факторы, ослабляющие государственность России и порождающие межнациональную напряженность. Об этом свидетельствуют как сепаратистские, так и унитаристские тенденции, факты дискриминации и нарушений конституционных прав граждан по национальному признаку.

На государственном уровне еще не утвердился системный, взвешенный взгляд на национальный вопрос. Не стали нормой при разработке и проведении государственной национальной политики опора на научный анализ и прогноз, учет общественного мнения и оценка последствий принимаемых решений.

Дает о себе знать отсутствие эффективных программ национальной политики, а также необходимых нормативных правовых актов, призванных регулировать различные стороны федеративных и национальных отношений.

В государственной национальной политике нужны новые концептуальные подходы, прежде всего осознание того, что национальный вопрос не может занимать второстепенное место или быть предметом спекуляций в политической борьбе. В ходе его разрешения перед обществом встают все новые задачи. Действия в этой сфере должны учитывать реальное состояние и перспективы национальных отношений в Российском государстве.

Национальная политика может стать консолидирующим фактором лишь в том случае, если она будет отражать все многообразие интересов народов России, иметь в своем арсенале четкие механизмы их согласования. В этой связи особое значение приобретает общность позиций органов государственной власти, различных политических и общественных сил в национальном вопросе, основанных на конституционных принципах, научно обоснованных выводах и рекомендациях.

Основными принципами государственной национальной политики в Российской Федерации являются:

— равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;

— запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

— сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;

— равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;

— гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: