Теоретические исследования должны быть творческими. Творчество — это создание по замыслу новых ценностей, новые открытия, изобретения, установление неизвестных науке фактов, создание новой, ценной для человечества информации.
Творческий характер мышления при выполнении творческого задания (научно-исследовательского) заключается в создании представлений воображения, т. е. новых комбинаций из известных элементов, и базируется на следующих приемах: сборе и обобщении информации; постоянном сопоставлении, сравнении, критическом осмыслении; отчетливом формулировании собственных мыслей, их письменном изложении; совершенствовании и оптимизации собственных положений.
Предлагается собрать и проанализировать деятельность предприятия (произвольный выбор студента) и охарактеризовать модель товарного рынка на котором данное предприятия работает. Выполненную работу представить при помощи презентации Power Point и защитить (в случае необходимости)
Предлагается использовать следующую последовательность изложения материала (см. табл. 1)
Характеристики | Чистая конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия |
Количество предприятий | Очень много | много | несколько | Одно |
Тип продукции | стандартизированный | дифференцированный | Стандартизированный или дифференцированный | Уникальная продукция |
Контроль за ценами | отсутствует | ограниченный | Влияет ценовой лидер | полная |
Условия выхода на рынок | Препятствия отсутствуют | Относительно легкие | тяжелые | Вход заблокирован |
Доступ к информации | полный | частичный | ограниченный | отсутствует |
примеры | Сельское хозяйство | Производство одежды | автомобилестроение | Газовые поставки |
Степень монополизации рынка. Как известно, свободная конкуренция порождает концентрацию производства, которая в свою очередь, на определенной ступени своего развития ведет к монополии. «Пик» свободной конкуренции в Европе пришелся на 60-е – 70-е годы ХIХ века, после чего последующее развитие привело к тому, что целые сферы экономики путем монополизации стали изыматься из свободной конкуренции. На смену конкурентной борьбе мелких и крупных, технически отсталых и технически передовых предприятий пришло господство монополий с его закулисными сговорами, насильственными методами достижения целей и затруднением конкурентной борьбы. Это породило целую систему антимонопольной борьбы, включая антимонопольное законодательство, антимонопольную инфраструктуру, систему методов защиты конкуренции. В Украине конкурентная борьба регулируется Законами Украины от 11.01.2001 г. №2210-III «О защите экономической конкуренции», от 26.11.1993 г. №3659-ХII «Об Антимонопольном комитете Украины», от 20.04.2000 г. №1682-III «О естественных монополиях» и др. Сегодня монополии не только существенное влияние на масштабы, методы и остроту конкуренции, но и определяют состояние конкурентной среды.
Показатели оценки уровня монополизации множество. Наиболее распространенные:
1. Индекс концентрации:
где, CR i – Индекс концентрации некоторого количество (n) предприятий, %;
qi – доля реализации i-го предприятия, %;
Значения индекса для предприятий имеют следующие пояснения:
CR3 <45% - рынок концентрированный;
45%<CR3 <70% - рынок умеренно концентрированный;
CR3 <70% - рынок высококонцентрированный.
2. Индекс Херфиндаля – Хиршмана:
где, HHI – индекс Херфиндала – Хиршмана, коэффициент;
qi – доля реализации каждого из m предприятий отрасли, i = 1, …., m.
Значения HHI: около 0 – рынок неконцентрированный, около 1 – высококонцентрированный, монопольный.