МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МИКРОЭКОНОМИКА») – модуль2




 

Теоретические исследования должны быть творческими. Творчество — это создание по замыслу новых ценностей, новые открытия, изобретения, установление неизвестных науке фактов, создание новой, ценной для человечества информации.

Творческий характер мышления при выполнении творческого задания (научно-исследовательского) заключается в создании представлений воображения, т. е. новых комбинаций из известных элементов, и базируется на следующих приемах: сборе и обобщении информации; постоянном сопоставлении, сравнении, критическом осмыслении; отчетливом формулировании собственных мыслей, их письменном изложении; совершенствовании и оптимизации собственных положений.

 

Предлагается собрать и проанализировать деятельность предприятия (произвольный выбор студента) и охарактеризовать модель товарного рынка на котором данное предприятия работает. Выполненную работу представить при помощи презентации Power Point и защитить (в случае необходимости)

Предлагается использовать следующую последовательность изложения материала (см. табл. 1)

Характеристики Чистая конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Количество предприятий Очень много много несколько Одно
Тип продукции стандартизированный дифференцированный Стандартизированный или дифференцированный Уникальная продукция
Контроль за ценами отсутствует ограниченный Влияет ценовой лидер полная
Условия выхода на рынок Препятствия отсутствуют Относительно легкие тяжелые Вход заблокирован
Доступ к информации полный частичный ограниченный отсутствует
примеры Сельское хозяйство Производство одежды автомобилестроение Газовые поставки

 

Степень монополизации рынка. Как известно, свободная конкуренция порождает концентрацию производства, которая в свою очередь, на определенной ступени своего развития ведет к монополии. «Пик» свободной конкуренции в Европе пришелся на 60-е – 70-е годы ХIХ века, после чего последующее развитие привело к тому, что целые сферы экономики путем монополизации стали изыматься из свободной конкуренции. На смену конкурентной борьбе мелких и крупных, технически отсталых и технически передовых предприятий пришло господство монополий с его закулисными сговорами, насильственными методами достижения целей и затруднением конкурентной борьбы. Это породило целую систему антимонопольной борьбы, включая антимонопольное законодательство, антимонопольную инфраструктуру, систему методов защиты конкуренции. В Украине конкурентная борьба регулируется Законами Украины от 11.01.2001 г. №2210-III «О защите экономической конкуренции», от 26.11.1993 г. №3659-ХII «Об Антимонопольном комитете Украины», от 20.04.2000 г. №1682-III «О естественных монополиях» и др. Сегодня монополии не только существенное влияние на масштабы, методы и остроту конкуренции, но и определяют состояние конкурентной среды.

Показатели оценки уровня монополизации множество. Наиболее распространенные:

1. Индекс концентрации:

где, CR i – Индекс концентрации некоторого количество (n) предприятий, %;

qi – доля реализации i-го предприятия, %;

Значения индекса для предприятий имеют следующие пояснения:

CR3 <45% - рынок концентрированный;

45%<CR3 <70% - рынок умеренно концентрированный;

CR3 <70% - рынок высококонцентрированный.

 

2. Индекс Херфиндаля – Хиршмана:

где, HHI – индекс Херфиндала – Хиршмана, коэффициент;

qi – доля реализации каждого из m предприятий отрасли, i = 1, …., m.

Значения HHI: около 0 – рынок неконцентрированный, около 1 – высококонцентрированный, монопольный.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: