БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И ЛИЦ ИЗ ИХ ЧИСЛА




ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ"

 

Учитывая численность детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, законопроектом предлагается расширить формы и механизмы обеспечения жильем указанной категории граждан, а также ввести нормы, направленные на сокращение численности детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.

Предлагаемые законопроектом механизмы планируется реализовать за счет бюджетных ассигнований, которые ежегодно предусматриваются в бюджетах субъектов Российской Федерации на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и лиц из их числа.

Так, законопроектом предлагается лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выдавать государственный жилищный сертификат - именной документ, удостоверяющий право, на однократное получение за счет бюджета субъекта Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, установленных на текущий финансовый год выплаты для приобретения жилого помещения в собственность.

Выплата гражданину для приобретения жилого помещения в собственность посредством выдачи лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей государственных жилищных сертификатов примерно будет составлять 1 487,3 тыс. рублей (33 кв. м. x 45 068 руб. = 1 487,3 тыс. рублей).

По состоянию на 1 декабря 2019 г. приказом Минстроя России от 18 сентября 2019 г. N 553/пр по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2019 г. установлен норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации.

Средняя стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на IV квартал 2019 г. составляет - 45 068 рублей (средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья в i-м субъекте Российской Федерации, утвержденная федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации на определение показателей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, на 4 квартал текущего финансового года).

В соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", социальная норма площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемая для расчета размера субсидии, составляет 33 кв. метра.

Законопроектом предлагается установить перечень условий, при которых невозможно проживание детей-сирот в жилых помещениях одновременно с лицами, лишенными родительских прав. К таким условиям предлагается отнести случаи, когда эти лица:

больны хроническим алкоголизмом или наркоманией;

имеют или имели судимость, подвергались уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности;

имеют неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные выше.

Законопроектом предлагается признать утратившими силу подпункт 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ. Перечень обстоятельств, наличие которых свидетельствует о невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, должен быть исчерпывающим, поскольку установление в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации иных обстоятельств невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях приводит к увеличению численности граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Законопроектом вводится обязанность детей-сирот информировать один раз в полгода уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о своем фактическом месте нахождения, при непредоставлении в установленные сроки указанных сведений дети-сироты могут быть исключены из списка.

Вместе с тем, за ними будет сохранено право на повторное обращение с заявлением о включении в список в установленном порядке.

Указанное обстоятельство обусловлено тем, что зачастую при приобретении для детей-сирот жилых помещений, является крайне затруднительно заключить с ними договор найма специализированного жилого помещения ввиду отсутствия сведений о реальном месте нахождении гражданина. В связи с чем органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляют несвойственные им функции по розыску граждан указанной категории, а приобретенное жилое помещение на протяжении продолжительного периода времени остается не предоставленным.

Указанные ситуации имеют места быть на территории 66 субъектов Российской Федерации.

Для совершенствования механизмов, обеспечивающих сохранение жилых помещений нанимателями, членами семьи нанимателя или собственниками которых являются дети-сироты законопроектом предлагается на уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложить обязанность по формированию и ведению реестра таких жилых помещений, включая жилые помещения детей-сирот, в отношении которых установлен факт невозможности проживания.

Порядок формирования и использования реестра, его форма будет устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан.

Функции контроля за исполнением субъектами Российской Федерации законодательства в части сохранности жилых помещений нанимателями, членами семьи нанимателя или собственниками которых являются дети-сироты, предлагается возложить на Минпросвещения России.

Статью 8 Федерального закона N 159-ФЗ предлагается дополнить новым пунктом 6.1, который предусматривает возможность сокращения срока действия договора найма специализированного жилого помещения.

Учитывая, что обеспечить жильем всех нуждающихся детей-сирот по достижению ими возраста 18 лет одномоментно невозможно, граждане указанной категории зачастую получают жилые помещения после 23 лет, то есть после того, как получили образование, трудоустроились, вступили в брак, имеют на иждивении несовершеннолетних детей.

При проведении уполномоченными органами субъектов Российской Федерации обследования жилищных условий детей-сирот выявляются факты, когда граждане не проживают в предоставленном жилье или используют его не по назначению (сдают в поднаем), в связи с изменением фактического места жительства, либо потребности в улучшении жилищных условий путем ипотечного жилищного кредитования, использования средств материнского капитала.

Кроме того, согласно положениям статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.

Несмотря на то, что наниматели жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов несут расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственник муниципальных и государственных помещений продолжает нести бремя содержания общего имущества (пункт 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации) (далее - ЖК РФ), вносит ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1 статьи 169 ЖК РФ), а также налог на имущество в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Бремя указанных расходных обязательств несет соответствующий субъект Российской Федерации.

Реализация предлагаемых изменений позволит также сократить расходы региональных бюджетов на содержание жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Также законопроектом предлагается при наличии на территории субъекта Российской Федерации наемных домов социального использования предоставлять жилые помещения в таких домах детям-сиротам во временное владение и пользование до предоставления им жилых помещений специализированного жилищного фонда с правом дальнейшего выкупа субъектом Российской Федерации жилого помещения за вычетом платы за наем, установленной договорами.

Кроме того, законопроектом предлагается дать определение понятию "лицо, ранее относящееся к числу детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей", которое до настоящего времени не регламентировано нормами Федерального закона N 159-ФЗ.

Полагаем, что понятие лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выводится путем системного толкования действующих норм гражданского и семейного законодательства Российской Федерации.

Так, статья 1 Федерального закона N 159-ФЗ устанавливает критерии, на основе которых ребенок подпадает под категорию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом о лицах, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, говорится в пункте 3 Правил формирования списка детей-сирот, лиц, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397.

К ним относятся лица, которые достигли возраста 23 лет, если они ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а соответственно не реализовали свое жилищное право.

Предлагаемые законопроектом изменения не приведут к сокращению числа детей-сирот, которые уже получили право на обеспечение жилыми помещениями, но позволят предотвратить увеличение численности граждан, указанной категории, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по указанным основаниям.

Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: