Равнодушие и отзывчивость




Смелость и трусость

«Война и мир», Толстой

Князь Андрей («Я не могу бояться!»). Помогает Тушину под обстрелом убрать все пушки до последней в сражении при Шенграбене.

Тушин. Размышление о смерти накануне Шенграбенского сражения («А всё боишься…») и мгновенное перерождение при начале сражения. Перечитать эпизод.

Несвицкий, адъютант. Не довез до батареи Тушина приказа Багратиона об отступлении, развернулся и уехал.

 

«Премудрый пескарь», Салтыков-Щедрин

«жил - дрожал и помирал – дрожал»

«Севастопольские рассказы», Л.Толстой

Михайлов, отстояв свою вахту в боях за Севастополь, собирается послать солдата, чтобы выяснить, убит или только ранен его сослуживец. Понимая, что никому не хочется возвращаться на участок 4 бастиона, идет под снаряды сам

«Сотников», Василь Быков

Рыбак предает товарища, выбивая из-под его ног чурбан. Он думает, что сможет вернуться в отряд, собирается это сделать, ощущая себя полезным членам партизанского отряда. Но путь отрезан, на него смотрят горящие ненавистью глаза мальчика из толпы согнанных на место казни селян. Полицаи, не оглядываясь на Рыбака, идут с места казни: они знают, что у него нет другого выхода теперь, кроме как примкнуть к предателям.

Человек и общество

Комментарий ФИПИ: "Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации".

Итак, давайте попробуем разобраться, с каких позиций можно рассматривать эти два понятия.

1. Личность и общество (в согласии или в противостоянии).

Человек как часть общества.

Невозможность существования человека вне социума. («Преступление и наказание»)

 

Независимость суждения отдельно взятого индивидума. («Герой нашего времени», «Обломов»)

 

Влияние социума на решения человека, влияние общественного мнения на вкусы человека, его жизненную позицию. («Евгений Онегин» - принятие вызова на дуэль.«Горе от ума» - из монолога Чацкого - слова про мундир и армию: «но кто б тогда за нею не повлекся…»)

 

Противостояние или конфликт общества и отдельно взятой личности. (Печорин и «водяное общество», Онегин и провинциальное дворянство, Мастер и его роман)

 

Желание человека стать особенным, оригинальным.

(Сильвио из повести «Выстрел», Грушницкий в своем подражательстве, Паратов в «Бесприданнице»)

 

Противопоставление интересов человека и интересов общества. («Борис Годунов» - Самозванец, стремясь к власти, ведет в Москву полчища поляков, «Война и мир» - Наполеон ведет в Россию «силы двунадесяти языков», губя тысячи людей с обеих сторон)

 

Способность посвятить свою жизнь интересам общества, человеколюбие и мизантропия. («Идиот» Достоевского – князь Мышкин; княжна Марья, привечающая «божьих людей», «Отец Сергий» Л.Толстого; Наташа Ростова и 32 подводы)

 

Влияние личности на общество.(исторические примеры: Чаадаев, Байрон, Сталин, Ленин,..

Литературные примеры: Сильвио из повести «Выстрел» Пушкина; Печорин и его влияние на «водяную молодежь»; «Русские женщины» Некрасова)

 

Место человека в обществе.

 

Отношение человека к обществу, себе подобным. (Харпер Ли «Убить пересмешника», «Хижина дяди Тома» Бичер-Стоу)

 

2. Общественные нормы и законы, мораль.

Ответственность человека перед обществом и общества перед человеком за все происходящее и будущее.

Решение человека принять или отвергнуть законы общества, в котором он живет, следовать нормам или нарушать законы.(Довлатов «Зона», «Заповедник», «Компромиссы». Раскольников. Алеко из поэмы «Цыганы» Пушкина)

3. Человек и общество в историческом, государственном плане. Роль личности в истории. («Война и мир» - Кутузов и Наполеон)

Связь между временем и обществом. Эволюция общества.

4.Человек и общество в тоталитарном государстве.

Стирание индивидуальности в обществе.

Равнодушие общества к своему будущему и яркая личность, способная бороться с системой.

(«Рассказ о семи повешенных», «Из рассказа, который никогда не будет окончен» Андреева, Данко из рассказа «Старуха Изергиль» Горького). Жизненные примеры: Валерия Новодворская, 7 человек, вышедшие на Красную площадь после введения войск СССР в Чехословакию; декабристы; Солженицын, Владимир Буковский)

Противопоставление «толпы» и «личности» в тоталитарном режиме.(Отношение общества и литераторов к роману Пастернака «Доктор Живаго»,

Болезни общества. Алкоголизм, наркомания, отсутствие толерантности, жестокость и преступления («Людочка» В.Астафьева, «Печальный детектив» В.Астафьева; Незнанский в повести «Поединок» Куприна; «После бала» Л.Толстого; сцена убийства Верещагина в «Войне и мире»)

· Проблема верности и измены

· - Как вы понимаете слова Эрнста Хайне: «Измена – вещь более позорная, чем убийство»?

·

рассказывается о предательстве гетмана Украины Мазепы. Он восстаёт против власти России и лично Петра Iи идёт на союз с королём Швеции – Карлом XII. Причина измены Отечеству и ненависти Мазепы к русскому царю – оскорбление, некогда нанесённое Петром Мазепе. Царь за дерзко сказанное слово схватил гетмана за усы. Изменнику после разгрома шведских войск под Полтавой пришлось постыдно бежать.

• также поднимается проблема верности и измены, которая тесно связана с главной проблемой произведения – честь и бесчестие. Верность здесь можно рассматривать как в личном аспекте, так и в социальном. Так, главный герой произведения – Пётр Гринёв – отказывается присягать на верность бунтовщику Емельяну Пугачеву и готов принять смерть, говоря, что уже присягал матушке-императрице. Не таков его противник и бывший товарищ по службе в Белогорской крепости – Алексей Швабрин. Этот герой с легкостью отказывается от офицерской шпаги и переходит в подчинение Пугачева.

• Пётр Гринёв верен своей любви к Маше Мироновой: пообещав девушке жениться на ней, он не смиряется с запретом своих родителей, отказывавшим влюблённым в благословении. Героя также не останавливает пленение Маши Швабриным, который командует теперь Белогорской крепостью и удерживает дочь своего бывшего начальника, насильно склоняя её к замужеству с ним. Гринёв не оступается от решения вызволить Машу из рук Швабрина и едет в крепость, несмотря на то что начальник Оренбургского гарнизона отказывает герою в военной поддержке. Пётр едет за помощью к Пугачёву, рассказывая ему о самоуправстве своего бывшего товарища.

• Маша Миронова так же верна своей любви, она прямо заявляет, что для неё лучше умереть, чем выйти замуж за нелюбимого.

• Младший сын Тараса – Андрий – из-за любви к польской панночке предаёт своих товарищей и Родину:

• говорит он панночке, когда тайно приходит к ней в осаждённый казаками город. Тарас Бульба не в силах перенести подобного унижения. Он не может простить сына за измену и в одном из боев, где Андрий сражается на стороне поляков, заманивает его в лес и убивает. В отличие от Андрия, старший сын Тараса – Остап, попав в плен к полякам, не склоняет головы перед врагом. Его пытают, но ни один стон не вырывается из его груди; после страшных пыток Остапа казнят.

• проблема верности и измены также важнейшая. Испугавшись «мненья света», боясь потерять свою репутацию, Онегин не идёт на примирение с Ленским, изменяет их дружеским отношениям. Хотя избежать дуэли было так просто. Сам главный герой понимал, что небольшая ложь Владимира о том, что на именинах у Татьяны будет лишь тесный семейный круг, чтобы заставить его, Онегина, принять приглашение, и дальнейший флирт «в отместку» с невестой Ленского – Ольгой, повод для поединка несущественный. Да и Владимир уже на следующее утро после именин, заехав повидаться перед дуэлью с Ольгой и увидев её радость и счастье от встречи с ним, осознаёт, что для неё вчерашние танцы и разговоры с Онегиным не более, чем развлечение.

• Примером истинной верности в этом произведении становится главная героиня – Татьяна Ларина. Она влюбляется в Онегина с первого взгляда и сохраняет это чувство и после того, как понимает, что её возлюбленный вовсе не тот романтический герой, каким ей его нарисовала воображение. Даже выйдя замуж за дальнего родственника Онегина – знаменитого генерала, в душе она продолжает хранить верность своей первой любви. Несмотря на это, Татьяна отказывает Евгению во взаимных чувствах, когда тот возвращается в Россию после нескольких лет странствий и влюбляется в преображённую Татьяну. Она с горечью и гордостью отвечает ему:

• из-за зависти и ревности идёт на предательство Печорина, так как тот оказался счастливее его в любви. В Печорина влюбляется княжна Мери Лиговская, которая прежде симпатизировала Грушницкому, имевшему на девушку свои планы. Лишённый великодушия, Грушницкий не может простить Печорину своего поражения и решается на подлый шаг – бесчестную дуэль. Он клевещет на Печорина, обвиняя того в близких отношениях с княжной Мери, а во время поединка предлагает бывшему приятелю пистолет, заряженный холостыми патронами.

• помолвленная с Андреем Болконским, поддаётся страсти, вспыхнувшей в ней при встрече с Анатолем Курагиным. Она тоскует по Болконском, который оставил её, чтобы поехать на лечение за границу, но порочная красота Курагина заставляет девушку на время забыть о женихе. Наташа думает, что её чувства к Анатолю настоящие, а главное – взаимные, она отказывается верить упорным слухам о непорядочности и распутстве Курагина. Девушка даже решается на побег с ним. К счастью, побег не состоялся. Но Наташе пришлось горько разочароваться в Анатоле. Она понимает, как больно сделала и Андрею, и своей семье, какой позор она навлекла на всех них. Осознание своей неправоты заставляют девушку обратиться к Богу, она раскаивается и горячо молится о прощении. В конце романа мы видим, как умирающий Болконский прощает Наташу за её поступок, когда девушка приходит к нему и говорит, что знает, какая она была «нехорошая», но теперь она изменилась.

• Не такова другая героиня романа – Элен Курагина. Подобно своему брату Анатолю, она порочна и корыстна. Не особо скрываясь от мужа – Пьера Безухова, она окружает себя фаворитами. Пьер узнаёт об этом и оставляет Элен, но женщину это мало заботит. Главное, чтобы муж не переставал оплачивать её счета. Впоследствии она решает любыми путями развестись с Пьером. Именно в это время Элен встречается с двумя мужчинами и мучительно пытается выбрать между ними, мечтая о том, чтобы можно было выйти замуж сразу за двоих.

• мы видим, как хранит верность первой и единственной любви героиня Надежда. Совсем юной, она, служившая при господах в доме, влюбилась в молодого барина – Николая Алексеевича. По словам Надежды, она отдала ему всю «свою молодость, свою горячку», да так и осталась ни с чем. Молодой барин бросил её, женился на девушке из своего круга. Встретившись случайно через тридцать лет на постоялом дворе, который держала Надежда, полковник Николай Алексеевич, вспоминает, как прелестна была девушка в молодости. Он просит прощения у Надежды за свой поступок тридцатилетней давности, целует ей руки и признается, что никогда в жизни счастлив не был. Уезжая, он думает, что действительно именно Надежда подарила ему не просто лучшие, но поистине волшебные мгновения жизни, но тут же предаёт свои воспоминания. «Вздор!» – думает герой. «Что бы мы делали, если бы я тогда её не бросил?». Ведомый социальными предрассудками и собственным эгоизмом, Николай Алексеевич не может представить себя Надежду матерью его детей и хозяйкой его дома.

• Хранит верность первой любви и другая героиня Бунина

• Маргарита остаётся верной Мастеру даже тогда, когда тот бесследно исчезает. Она делает всё, чтобы разыскать любимого и спасти его и его детище – роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Маргарита идёт даже то, что соглашается продать душу дьяволу. Ведь для неё вечное блаженство на небесах – ничто без того, кого она ждала всю жизнь, кого искала когда-то с жёлтыми цветами в руках. И верность женщины вознаграждена: Мастер найден, а его роман возрождён из пепла. И даже поступок Маргариты – продажа собственной души – прощается. Ведь сделано это было не ради эфемерных вещей вроде денег, славы или вечной молодости. Она пожертвовала душой ради спасения другого человека, а это важное обстоятельство для прощения.

• Изменника Родины мы видим

Попав в плен к фашистам вместе со своим напарником Сотниковым, партизан Рыбак становится предателем. Видя окровавленные руки товарища, которого приволокли в подвал после пыток, Рыбак думает, что так просто он не дастся… На допросе он отвечает толково, хитро и старается понравиться полицаю. На следующий день Сотникова, Рыбака и ещё несколько крестьян, укрывавших их, ведут на казнь. Сотников пытается спасти товарища и кричит, что это он убил полицая, а Рыбак здесь ни при чём, оказавшись рядом случайно. Но это не трогает прислужников фашистов – местных полицаев. Видя, что жизнь его обречена, Рыбак падает в ноги к немцам и соглашается сотрудничать. Чурбак из-под Сотникова пришлось выбивать ему: немцам было нужно проверить Рыбака «в деле», «связать ему руку» кровью русского партизана. После этого герой ещё надеется сбежать, но, вглядевшись в полные ненависти глаза мужика-крестьянина, видевшего казнь, понимает, что после совершённого бежать ему некуда…

Равнодушие и отзывчивость

"После бала", Л.Н. Толстой

Равнодушие

Равнодушен полковник из рассказа. Блистательный, предупредительный, любящий и заботливый отец для Вареньки, в которую страстно влюблён главный герой произведения – Иван Васильевич, он безжалостен к солдату, подвергнутому страшному наказанию – битью шпицрутенами. Полковника не в силах разжалобить стоны: «Помилуйте, братцы!» Он не позволяет ослабить наказание, но напротив, бьёт по лицу одного из солдат, не слишком сильно опустившего свою палку на спину наказуемого.

Отзывчивость

Всё увиденное повергает в шок Ивана Василь

евича, случайно ставшего свидетелей этой сцены. Его буквально тошнит от ужаса, так как он не понимает, чем может быть вызвано подобное не просто равнодушное, но бесчеловечное отношение к людям. После этого главный герой принимает решение отказаться от какой бы то ни было карьеры, чтобы никогда в жизни никому, даже случайно, не причинить зла. И из слов других героев мы узнаём, что всю жизнь он занимался помощью близким.

"Крыжовник", А.П. Чехов - равнодушие

Николай Иванович Чимша-Гималайский - всю жизнь мечтал об одном – купить поместье и разводить там крыжовник. Ко всему, кроме жизни барином и разведения крыжовника, герой был безучастен. Своей мечте он посвятил все силы, от жадности даже жену в могилу свёл. Чехов показывает, как жалка жизнь героя, стремится донести до читателя, что равнодушие ко всему, кроме собственного благополучия и спокойствия, губительно для души человека. Чехов словами рассказчика обращается к читателям с призывом не быть равнодушными к проблемам других людей. Используя образ человека с молоточком, который должен стоять за дверью у каждого счастливого и благополучного человека и стуком напоминать ему о том, что на свете есть те, кто нуждается в помощи, писатель восклицает: «Делайте добро!»

"Судьба человека", Шолохов - отзывчивость

Андрей Соколов (главный герой), переживший фашистский плен, потерявший во время войны всю семью, не очерствел. Его сердце ещё готово любить, поэтому он берёт на себя ответственность и берёт на воспитание мальчика-сироту Ванюшу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: