Цветовое зрение, как и острота зрения, является функцией колбочкового аппарата сетчатки и в основном зависит от состояния макулярной области сетчатки и папилломакулярного пучка зрительного нерва. Исследование цветового зрения крайне необходимо для диагностики врожденной и приобретенной патологии глазного дна и профориентации подростков.
Цветовое зрение у детей, как и у взрослях, проверяется с помощью полихроматических таблиц Рабкина. Таблицы построены с учетом общепринятых видов расстройства цветового зрения и позволяют с большой точностью установить его врожденную или приобретенную патологию уже начиная с 2-4 лет жизни ребенка.
Врожденные расстройства цветового зрения встречаются у 5-8% лиц мужского пола и у 0,05% женского. Наблюдаются нарушения восприятия только красного (протанопия) и зеленого (дейтеранопия) цвета. Врожденная слепота на синий (тританопия) цвет практически не встречается.
Приобретенные расстройства имеют общие черты, что позволяет отличить их от врожденных. У больных с приобретенными расстройствами цветового зрения снижается способность различать синие и фиолетовые тона, а также дифференцировать цвета по яркости и насыщенности. Кроме того, приобретенные расстройства могут быть монокулярными, претерпевать динамику и отличаются большим разнообразием.
Таблицы Рабкина содержат 3 таблицы (XXIII, XXIV, XXV), которые не могут быть прочитаны только лицами с приобретенной патологией цветового зрения. Так как тританопия и тританомалия как врожденные формы цветового расстройства не встречаются, нечитаемость этих таблиц говорит о приобретенной патологии цветового зрения. Степени приобретенных расстройств цветового зрения, как и врожденных, обозначают буквами А, В, С. Расстройство А (наиболее тяжелое) устанавливается тогда, когда пациент не читает более 12 таблиц, В (среднее) - когда не читает менее 12 таблиц, С (наименьшее) - когда не читает 6 таблиц.
|
Расстройства цветового зрения наблюдаются при ряде заболеваний глаз, при абиотрофии сетчатки с поражением центральной области глазного дна, при макулитах, невритах зрительного нерва, при атрофии зрительного нерва, при застойном диске зрительного нерва и некоторых других заболеваниях.
Исследование цветового зрения с помощью полихроматических таблиц Рабкина проводится у детей с 2-4 лет жизни при хорошем освещении таблиц. Таблицы располагают на уровне глаз ребенка в вертикальной плоскости. Исследование проводится монокулярно, с расстояния 0,5-1 м, при остроте зрения более 0,05. Если острота зрения 0,05-0,02, то ребенок может рассматривать таблицы с более близкого расстояния. Дети старшего возраста называют цифры и фигуры, младшего - обводят их пальцем или кисточкой.
Сначала показывают 2 демонстрационные таблицы (I, II). Если ребенок различает эти таблицы, то исследование продолжается, если не различает, то исследование прекращают. Затем показывают серию таблиц (III-XXII) общедиагностических и дифференциально-диагностических для выявления врожденной или приобретенной патологии цветового зрения. Исследование продолжают показом XXIII, XXIV и XXV таблиц для выявления патологии восприятия сине-фиолетового цвета.
Если обследуемый читает таблицы неуверенно, то исследование можно повторить.
|
Встречаются следующие варианты чтения таблиц: 1) правильное чтение; 2) неуверенное чтение; 3) неправильное типичное чтение; 4) неправильное атипичное чтение; 5) таблицы не читаются. Все ответы заносятся на специальную карточку.
Можно проверить цветовое зрение и "немым" способом. Ребенку дают рассыпанную мозаику, наборы цветных карандашей или нитки "мулине" различного тона, но приблизительно одной яркости и предлагают разложить их в стопки по тону. При нарушении цветового зрения в стопках оказываются предметы, близкие не по тону, а по яркости.
Наиболее объективно исследование цветового зрения, как правило, у детей школьного возраста, методом аномалоскопии с помощью специального прибора аномалоскопа.
Самым простым, доступным и быстрым ориентировочным способом проверки цветового зрения у детей первых лет жизни, уже знающих названия основных тонов, является, например, просьба: "покажи мне красную клетку на платье (галстуке, платке)" и т. д.
Таблицы Рабкина
(примеры)