Программа курса
«ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ»
НАУКА И НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
Наука как фактор социального развития
Научное познание как предмет эпистемологии
Специфика социального познания
Аспекты науки
Классификация наук и номенклатура специальностей научных работников
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА СУЩЕСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУКИ
Научное исследование и его виды
Уровни научного исследования
Научное исследование как творческий процесс
Этапы научного исследования
Субъекты научного исследования
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Программа научного исследования
3.2 Руководство и планирование научного исследования
Организация НИОКР
МЕТОДОЛОГИЯ И ЛОГИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Методологическая база научного исследования
Методологические концепции динамики научного знания
Основные методы и подходы в научном исследовании
Статистические методы в социально-экономических исследованиях
Логика научного исследования
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА НАУКИ И УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Правовая база и организационная структура российской науки
Государственная научно-техническая политика
Система подготовки и аттестации научных кадров
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫКАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Общая характеристика социально-экономических и политических процессов
Специфика научных исследований в экономике
Особенности научных исследований в политологии
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ И ПОЛИТИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ
Понятие социального управления. Инновационный менеджмент
Роль государства в управлении экономикой
Государственное управление в структуре политического процесса
Федеральные целевые государственные программы и национальные проекты как механизм реализации государственной политики
ВОПРОСЫК ЗАЧЕТУ по дисциплине
«Исследование социально-экономических и политических процессов»
1. Наука как фактор социального развития. Эволюция науки
2. Особенности современной науки и реформа российского высшего образования
3. Виды познания. Особенности научного познания
4. Социальное познание, его объект и структура. Отличия социального познания от естественнонаучного
5. Аспекты науки. Особенности современной науки и реформа российского высшего образования
6. Классификация наук и номенклатура специальностей научных работников.
7. Научное исследование, его виды и уровни
8. Научное исследование как творческий процесс
9. Этапы научного исследования
10. Субъекты научного исследования. Научные школы в области экономики
11. Программа научного исследования, ее структура и функции
12. Руководство и планирование научного исследования
13. Организация научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР)
14. Понятие методологии научного исследования. Типы методологии
15. Методологические концепции динамики научного знания (К.Поппера, Т.Куна, И.Лакатоса, П.Фейерабенда)
16. Методы и методологические подходы в научном исследовании
17. Системный подход в экономических исследованиях
18. Системный подход в изучении политики
19. Междисциплинарный и комплексный подходы в научном исследовании
20. Синергетика и глобальный эволюционизм как интегративные концепции современной науки, значение их идей для современного этапа научных исследований
21. Статистические методы в социально-экономических исследованиях
22. Логика научного исследования
23. Современные институциональные формы организации науки
24. Академический и вузовский секторы науки. Национальные исследовательские университеты – новая форма интеграции науки и образования
25. Государственная научно-техническая политика: цели, направления, принципы, уровни
26. Реализация государственной научной политики в деятельности Российской академии наук (РАН)
27. Государственные фонды, Центры трансфера технологий (ЦТТ), Федеральные целевые программы (ФЦП) в системе государственного управления наукой
28. Система подготовки и аттестации научных кадров
29. Основные параметры, элементы и свойства социального процесса.
30. Факторы социальных изменений
31. Конфликт как источник социальных изменений
32. Социально-экономические процессы. Экономические циклы
33. Политические процессы. Виды политических изменений.
34. Типологизация социально-экономических и политических процессов. Управляемые социальные процессы.
35. Социальное управление, его методы
36. Инновационный менеджмент. Менеджер как профессия и призвание.
37. Управление и рынок. Функции государства в рыночной экономике.
38. Государственное управление в структуре политического процесса
ТЕМЫКУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ по дисциплине
«Исследование социально-экономических и политических процессов»
- Особенности современной науки и реформа российского высшего образования
- Научное исследование как основная форма существования и развития науки
- Субъекты научного исследования. Научные школы в экономике
- Этика научного исследования. Влияние личности исследователя на результаты и эффективность исследования
- Методология научного исследования
- Программы научного исследования: виды, цели и ресурсное обеспечение
- Научно-исследовательская программа, ее структура и функции
- Организация научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР)
- Фактологическая база исследования социально-экономических и политических процессов: способы формирования и значение
- Основные методы сбора и обработки информации о социальных процессах
- Социологические методы в структуре социально-экономических и политических исследований
- Маркетинговое исследование социально-экономических и политических процессов. Социологические методы в маркетинговых исследованиях
- Роль научных исследований в совершенствовании практики управления
- Системные исследования в экономической и политической науке
- Междисциплинарный подход в исследовании социально-экономических и политических процессов
- Диагностика социально-экономических и политических проблем как метод междисциплинарного анализа
- Опыт междисциплинарного исследования собственности и власти, государства и экономики (по работам Ф.Шамхалова)
- Теоретико-методологические основы, новые формы и тенденции взаимодействия власти и бизнеса
- Проблемы комплексного анализа взаимосвязи социально-экономических и политических процессов в работах современных исследователей
- Государственно-частное партнерство как форма взаимодействия власти и бизнеса
- Инновационные центры как современная форма организации науки (отечественный и зарубежный опыт)
- Наукограды и технопарки как формы организации науки, их роль в инновационном развитии экономики
- Особые экономические зоны (ОЭЗ) и их роль в научно-техническом развитии страны
- Центры трансфера технологий (ЦТТ) в национальной инновационной системе
- Государственная научно-техническая политика, основные направления и механизмы реализации
- Управление наукой через систему государственных фондов
- Федеральные целевые программы в системе государственного управления наукой
- Социально-экономические процессы как объект научного исследования
- Политические процессы как объект научного исследования
- Экономические реформы в России 1990-х гг.: опыт и проблемы исследования
- Реформы в российской системе образования: теория и практика
- Социальные реформы в российском обществе: программно-целевое обеспечение
- Реформирование государственного и муниципального управления в современной России
- Процессы модернизации российского общества как объект научных исследований
- Исследование систем управления
- Комплексные исследования социально-экономических и политических процессов, их место в решении проблем государственного и муниципального управления
- Региональные программы в системе государственного управления
- Федеральные целевые программы в системе государственного управления
- Национальные проекты как механизм реализации государственной политики
- Управление инновационной деятельностью в условиях модернизации национальной экономики: теория и практика