Освоение курса предполагает самостоятельную работу по освоению теоретического материала, подготовке к аудиторным занятиям, выполнение домашних заданий, подготовку презентаций, а также работу над ситуационными проектами в группах.
Самостоятельная работа должна носить непрерывный и систематический характер. Внеаудиторные самостоятельные занятия учащихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания.
Основными задачами самостоятельной работы являются: закрепление и углубление знаний, умений и владений студентов, полученных в ходе плановых учебных занятий; объективное оценивание собственных учебных достижений; формирование умений студентов мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; подготовка студентов к предстоящим занятиям.
Выделяются следующие виды и формы самостоятельной работы студентов:
- работа с видеолекциями, электронными презентациями, размещенными в образовательной среде Moodle, рекомендованными учебниками, учебными пособиями, лингвистическими словарями (см. п. 9 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины);
- подготовка к контрольным работам и тестам по отдельным разделам учебного курса;
- выполнение заданий и тестов, размещенных в образовательной среде Moodle.
6.2 Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения учебной дисциплины
1. Какова роль языка в жизни человека? Назовите основные функции языка. В чем состоит различие между понятиями «язык» и «речь»?
2. Назовите основные характеристики и условия функционирования письменной и устной речи. В чем заключается различие между ними?
3. Приведите речевые формулы приветствия, прощания, извинения, обращения с просьбой, предложения чего-либо, отказа от чего-либо, уместные:
1) в письменной речи;
2) в устной речи. Что такое современный русский литературный язык? Каковы его исторические границы и современные тенденции развития?
4. Какие элементы языка относятся к нелитературным? Можно ли использовать их в своей речи? Почему и для чего?
5. Охарактеризуйте собственную речевую культуру по следующим параметрам: знание правил русского языка; умение грамотно писать и говорить; умение слушать; владение речевым этикетом; умение дифференцированно использовать языковые средства в разных ситуациях общения; навыки выступлений перед аудиторией; наличие в речи слов-паразитов, просторечных, вульгарных оборотов. Составьте программу повышения личной речевой культуры.
6. Дайте определение нормы литературного языка. В чем состоит необходимость нормирования языка? Каковы роль и функции вариантов нормы?
7. Приведите примеры основных лексических, морфологических, синтаксических и стилистических ошибок. Покажите способы их исправления.
8. Назовите основные функциональные разновидности литературного языка. Чем вызвана их необходимость в языке?
9. Сформулируйте основные языковые особенности научного, официально-делового, разговорного, художественного стилей и стиля средств массовой информации.
10. Перечислите основные жанры научной разновидности литературного языка. Объясните, в чем сходство и различие между ними.
11. Сформулируйте основные требования, предъявляемые к научным текстам различных жанров. Опишите процесс подготовки реферата.
12. Перечислите основные жанры письменного делового общения. В чем состоит их специфика? Сформулируйте основные правила составления текстов в сфере делового общения.
13. Сформулируйте основные этические правила составления деловых писем.
14. Составьте следующие деловые документы: резюме; рекомендательное письмо; заявление; доверенность; объяснительную записку; письмо-приглашение; письмо-извещение; письмо-коммерческое предложение; письмо-претензию.
15. Сформулируйте основные принципы речевого общения. Объясните, какие факторы определяют эффективность речевой коммуникации. Что такое вербальный и невербальный аспекты речевого воздействия?
16. Сформулируйте основные правила устного делового этикета. Каковы принципы грамотного ведения телефонных переговоров?
17. Назовите правила проведения эффективных деловых бесед и переговоров.
18. Сформулируйте основные правила построения и произнесения ораторской речи.
19. Назовите основные жанры устных публичных выступлений. Объясните, в чем состоит их специфика?
20. Что такое «аргументация»? Для чего необходимо использовать аргументы? Какие аргументы являются наиболее убедительными? Каковы основные правила эффективной аргументации?