ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ ГУМАНИТАРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ: ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА (Р. ШТАЙНЕР, ГЕРМАНИЯ)




 

Вальдорфское образование («штайнеровская» или «вальдорфско-штайнеровская педагогика») – альтернативная педагогическая система, основанная на антропософских представлениях.

Несомненно, каждый родитель стремится создать для своего ребенка все самое лучшее, поэтому прикладывает массу усилий для выбора «идеального» учебного заведения, при этом рассматривая варианты и нестандартных альтернативных подходов. К их числу можно отнести вальдорфскую педагогику – это довольно спорная и широко обсуждаемая методика, у которой есть и несомненные плюсы, и ряд отрицательных моментов.

Что же это такое? Приверженцы данной школы считают, что главная цель учебного процесса – не нагружать ребенка определенными знаниями, а воспитывать его как свободного, творческого, мыслящего человека, готового заняться любимым делом. Специфика учебного заведения заключается в том, что у ученика есть право выбора. Уроков в традиционном смысле нет, но учащиеся получают все условия для полного раскрытия творческих способностей. Главный принцип учебного заведения – помогать ребенку как можно дольше оставаться ребенком, не заставляя его взрослеть.

История школы. Своим происхождением необычное учебное заведение обязано немецкому исследователю и философу Рудольфу Штайнеру.

Вальдорфская школа и связанный с ней педагогический импульс возникли в Германии в первой четверти ХХ века в связи с поисками новых форм общественной жизни в послевоенный кризис. Рудольф Штайнер обратил внимание на то, что принятое в Германии разделение школьной системы на начальную школу, среднюю школу с Политехнической и научной направленностью и среднюю школу с гуманитарной направленностью усилило барьеры непонимания между различными социальными слоями общества.

Именно наличие этих барьеров в сознании людей разных групп населения стало, по его мнению, одной из существенных причин социальных катастроф, разразившихся в Европе. Дети рабочих имели возможность посещать единственную национальную (первичную и среднюю) школу. Начиная с 14-15 лет они должны были работать на производстве и таким образом получали возможность получить полноценное «человеческое образование». С другой стороны, гимназии с их ранней специализацией были сосредоточены на гуманистическом высшем образовании, хотя они и давали студентам много знаний, но эти знания были полностью отделены от потребностей реальной жизни.

Профессионально занимаясь воспитанием детей, Штайнер столкнулся с «трудным случаем» –10-летним мальчиком, который сильно отстал в развитии. Педагогический талант молодого человека развивался в полную силу: всего за два года он научил ребенка всему, что должны знать его сверстники, а позже этот ученик поступил в университет и стал врачом. Результат впечатляет. Первая свободная Вальдорфская школа, основанная Штайнером в 1919 году было очень необычной и новаторской, а также при ней был открыт детский сад. Название «Вальдорфская» происходит от названия компании «Вальдорф – Астория», которая оплатила строительство, так как это учебное заведение посещали дети сотрудников компании. Классовых различий не было, но главной ценностью была личность ребенка.

Процесс обучения был максимально демократизирован, использовались принципы трудового и эстетического воспитания. Многие идеи Штайнера не утратили своей полезности и актуальности и остаются актуальными и сегодня. Поэтому придуманные им школы продолжают существовать, в основном – за счет государства, в отдельных случаях – при финансовой поддержке родителей.

Принципы и концепция. Вальдорфская концепция образования и воспитания предполагает, что любая рациональная деятельность вредна для ребенка и мир следует понимать не за партой, а в рабочем или творческом процессе. Поэтому младшие ученики часто делали игрушки своими руками или работали в сельском хозяйстве вместо уроков.

Эта система была основана на следующих принципах педагогики:

– дети обязательно должны быть окружены искренней любовью;

– активное использование игровой деятельности. Во время игры ребенку весело, и это очень хорошо, ведь именно в атмосфере счастья формируется гармоничная личность;

– использование игрушек из натуральных материалов (желуди, ракушки) сделанных своими руками. Сам производственный процесс помогает развить воображение и стимулировать творческие проявления учащихся;

– организация жизни группы подчиняется определенному ритму. Есть режим дня, составленный в ненавязчивой форме с возможностью выбора, и регулярно проводятся веселые праздники. День – это чередование "вдохов" (обучение с учителем) и "выдохов" (свободная игра детей).

Отношение к запретам и оценкам

Автор методики и его последователи очень негативно относятся к запретам, считая, что говорить ребенку «нет» можно только в самых крайних случаях:

– если идеяребенка опасна для него самого;

– если задумка способна причинить вред другим детям;

– если воплощение идеи обернется материальными убытками для школы.

Только в этих случаях педагог может ограничить инициативу детей. При этом запрет должен быть категоричным и не допускать возражений, это поможет ребенку научиться тому, что сама жизнь строится на основе определенных законов, соблюдение которых является обязательным. Отношение к оценкам схожее – дети не в обычной школе, и чтобы еще больше подчеркнуть их равенство, оценки не ставятся. Избавление от рейтинговой системы – это способ избавиться от конкурентного элемента. Однако, если по какой-либо причине ребенка переводят в обычную школу, выставляются необходимые оценки. Учебник также не в почете, его использование ограничено и чаще всего встречается в старших классах.

Методы реализации. Вальдорфская школа также необычна тем, что ее преподаватели могут сами решать, чему и как учить своих учеников. Однако используемые методы должны быть подобраны таким образом, чтобы они могли максимально раскрыть творческий потенциал детей, не выходя за рамки принципа «неопережения развития».

Поэтому основным методом является «душевная экономия» – возможность заниматься тем видом деятельности, который в наилучшей степени будет получаться у ребенка в данном возрасте. Чаще всего использовались такие приемы: для сплочения учеников в единый коллектив – гимнастика, драматургия; обучение умению слушать и слышать друг друга – хоровое пение, хоровое чтение; практическая деятельность – освоение ремесел, садоводства. Преподаются традиционные предметы, причем каждый новый вводится постепенно. Дисциплины художественного профиля (рисование, пение) находятся в одном ряду с математикой, литературой, историей, географией. Иностранные языки – английский и немецкий преподаются в легкой, ненавязчивой форме, с помощью простых детских песенок и стишков. Однако ученики учатся читать только со второго класса. Есть еще один необычный объект – эвритмия. Это своего рода смесь танца, музыки, поэтической речи и пантомимы. Занятия позволяют улучшить осанку, развить пластичность тела. Нередко даже математика изучается в процессе танца.

Использование в современной педагогике. Многие из идей вальдорфской педагогики были переняты другими тенденциями и направлениями. В частности, это сочетание начальной школы и профессиональной ориентации. Поэтому в некоторых современных учебных заведениях можно столкнуться с производственной практикой на реальных предприятиях. Сейчас такие школы есть во многих странах мира: Нидерландах, Германии, США, России, Швейцарии, Великобритании. Что касается России, то в настоящее время здесь существует более 30 школ и около 60 детских садов

Издается специализированная литература, которая дает возможность подготовить кадры для такой необычной работы. Все это указывает на то, что идеи продолжают жить. Хорошо известно, что выпускниками таких учебных заведений являются люди, сумевшие завоевать свое место в мире: Сандра Буллок, Рудгер Хауэр, лауреат Нобелевской премии Томас Кристиан Зюдхоф и другие. Всего в современном мире насчитывается более 2000 школьных и дошкольных учреждений, основанных на вальдорфских принципах.

Преимущества метода. Часто Вальдорфская педагогика называется терапевтической, и для этого есть несколько причин. Прежде всего, она направлена на личностное и духовное развитие, процесс обучения осуществляется без принуждения, личность ребенка является главной ценностью, которая помогает учащимся стать гармоничными и творческими людьми. К достоинствам также относятся: эмоциональное и эстетическое развитие детей, их знакомство с народной культурой; ритм жизни помогает решать проблемы здоровья и психики; Сила воли в простом, но захватывающем рабочем процессе; знакомство с различными технологиями рукоделия и видами ремесел поможет ребенку определиться со своей будущей профессиональной деятельностью. Дети – настоящая ценность для вальдорфских педагогов, поэтому маленькие школьники развиваются в атмосфере любви и заботы, открывают свой творческий потенциал и наслаждаются посещением школы.

Недостатки системы. Стоит рассмотреть также отрицательные стороны этой педагогики. Прежде всего, такие учебные заведения подойдут не каждому ребенку и не каждой семье. Необходимо понимать, что обучение предполагает глубокую вовлеченность всей семьи в общественную жизнь школы, необходимость участия в мероприятиях. Кроме того, возможны следующие недостатки: Вальдорфская школа носит гуманитарный, творческий характер. Таким образом, вряд ли можно будет поступить в технический университет. Из выпускников школы, однако, могут выйти хорошие актеры, дизайнеры, художники. Перевод ученика в обычную школу сопряжен с рядом трудностей. Для ребенка появление оценок, домашних заданий и огромного потока информации будет шоком. Некоторые видят в этой системе характерные черты секты, и тот факт, что ее основатель Штайнер интересовался оккультизмом, только укрепляет их веру.

Несмотря на очевидные преимущества такого образования, существует мнение, что ребенок, получающий его, становится «белой вороной» на фоне своих сверстников. Нравственное и творческое развитие детей действительно осуществляется на самом высоком уровне, они получают много полезных практических навыков, но у них нет знаний по математике, физике и химии, необходимых для поступления в престижные вузы. Ребенок будет расти в атмосфере уважения, поэтому нет риска, что он станет неуверенным в себе аутсайдером, но он не будет полностью готов к реалиям современной жизни. Поэтому вопрос о нестандартных учебных заведениях по-прежнему открыт, и до сих пор нет четкого ответа на вопрос, доверять ли им своего ребенка.

 

Список литературы:

1. Агринский К.В. О вальдорфской педагогике и ее критиках / К.В. Агринский // Человек. – 2016. – №3. – С. 7.

2. Апаров С.М. Что такое вальдорфская школа / С.М. Апаров // Курьер. – 2015. – №5. – С. 19.

3. Карлгрен Ф. Воспитание к свободе / Ф. Карлгрен – М.: Просвещение, 2017. – 219 с.

4. Пинковский А.А. Вальдорфская педагогика. Антология / А.А Пинковский, В.К. Загвоздкин, С.А. Ловягин – М.: Просвещение, 2015. – 316 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: