Государственная политика в области регулирования занятости.




Тема: Безработица и ее социально-экономические последствия.

Вопросы:

Понятие безработицы и ее виды.

Причины и социально-экономические издержки безработицы.

Государственная политика в области регулирования занятости.

 

 

     
 
 
   

 

 

                       
 
 
   
Безработным (по определению МОТ) считается человек, который хочет работать, может работать, но не имеет рабочего места.   (Определение Международной организации труда – МОТ)
 
   
Возникновение безработицы на рынке труда
 
   
 
   
  Безработные U Уровень безработицы = рабочая сила × 100% = L ×100%   Как заявил зам.главы Минэкономразвития Андрей Клепач к концу 2015 года, при реализации умеренного сценария развития событий с экономическим ростом в 2,3-2,4% ВВП, уровень безработицы с исключенной сезонностью составит 5,3-5,4%.
 
   
L(рабочая сила) Уровень участия в рабочей силе =L+LN(трудосп. население)×100%
 
   
Факторы, влияющие на динамику безработицы

 

 

       
   
Внешние
 
 
1. Спад производства и снижение уровня ВВП Если при падении объемов ВВП снижение излишка рабочей силы не происходит, то снижается производительность труда и заработная плата. Зависимость между занятостью, динамикой ВВП и производительностью труда можно выразить: t+1 ΔВВП t ЧЗ t+1= ЧЗt × t+1 ΔПТ t где ЧЗ t+1 – численность занятых в текущем году t+1; ЧЗt – численность занятых в предыдущем году t; t+1 ΔВВП t - ВВП текущего года в % к предыдущему году; t+1 ΔПТ t - производительность труда текущего года в % к предыдущему году. Если при сокращении ВВП производительность труда не снижается, тогда численность занятых уменьшается до величины, соответствующей «экономически заданному спросу». Разница между численностью «экономически активного» населения и «экономически заданным спросом» составляет «избыточную рабочую силу». «Избыточная рабочая сила» - соответствует объему открытой безработицы.      

 

 


 

 

       
 
2. Демографическая динамика и миграционная подвижность - Давление молодежи, впервые вступающей на рынок труда в поиске работы, может перекрыть объемы генерируемых рабочих мест, и сократит потенциальные возможности возвращения к занятости безработных граждан. - Высокий уровень миграции значительно сокращает занятость среди коренного населения
Рейтинг стран по количеству мигрантов
Страна Общее количество мигрантов, тыс. чел.
  США 34 988
  Россия 13 259
  Германия 7 349
  Украина 6 947
  Франция 6 277
  Канада 5 826
  Великобритания 4 029
  Казахстан 3 028
  Польша 2 088
  Швейцария 1 801
     

Источник: Всемирный банк.

Ежегодный ущерб федерального бюджета от теневой деятельности составляет около 200 млрд. рублей, в то время как средства, вывезенные мигрантами из России, составляют до 70% бюджета некоторых стран СНГ.

По неофициальной статистике, мигранты, работающие в России, отправляют на родину около 36% своих доходов. По сферам занятости, 40% мигрантов трудятся в строительстве, около 30% - в оптовой и розничной торговле, примерно 7 % - в сельском хозяйстве и 4%- в сферах транспорта и связи.

 

 
   
3. Межотраслевые сдвиги Возможность перемещения работников из отраслей, теряющих численность, в расширяющие сектора экономики. Наиболее заметное сокращение занятости происходит в традиционных секторах экономики: промышленность, сельское хозяйство и др. Расширение занятости в отраслях: финансы, кредитование, сфера услуг, страхование, общая коммерческая деятельность и др.  

 

   
 
4. Размеры предприятий Высокая доля в структуре экономики крупных градообразующих предприятий с незначительной номенклатурой выпуска продукции. При изменении структуры спроса малые города попадают в жесткую обстановку, поскольку остановка предприятия грозит потерей работы значительной части населения и невозможность перераспределения высвобождаемой рабочей силы. Перемещение акцента в экономической структуре в сторону малых и средних предприятий – мощный фактор диверсификации возможностей для занятости
 
 

 

 

 

 


22.

2. Продолжительность безработицы (эффект длительности) Чем дольше работник находится в состоянии безработицы, тем труднее выход из нее. Причины: 1. Продолжительность безработицы обесценивает человеческий капитал (эффект предложения). 2. Вероятность найти работу понижается в связи с тем, что работодатели воспринимают долгосрочных безработных как неквалифицированных работников (эффект спроса). 3. Чем дольше период безработицы, тем ниже оценка работника своих возможностей найти работу, что может привести к решению о выходе из рабочей силы (эффект «потерянности»)  

 

       
 
3. Особенности структуры безработицы 1. Высокий уровень безработицы среди молодежи в возрастной группе от 15 до 19 лет определяется преимущественно высокими показателями в хода в безработицу в 5 раз превышающими интенсивность притока тех, кому от 30 до 39 лет. Основная причина – сильная мобильность и отсутствие профессиональных и трудовых навыков. Уровень безработицы среди молодежи России в 2013 году достигает почти 30%, сообщил журналистам глава Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков. 2. Наличие формального образования. Вероятность стать безработным тем выше, чем ниже уровень образования работника.
 
   

 

 


Виды безработицы
Циклическая
Структурная
Фрикционная

 

 

 


 

 
 

 

 


 

Структурная
Фрикционная

 

 
 

 

 


 

 

Фрикционная
Структурная
Циклическая  

 

 

         
   
Экономические последствия безработицы
 
 
Закон Оукэна – превышение фактического уровня безработицы на 1% над ее естественным уровнем приводит к уменьшению фактического ВВП, по сравнению с потенциально возможным, (при полной занятости) на 2-2, 5 %
 
 
Математическое выражение закона Оукэна (Y – Y*)/Y* = -b × (U – U*) где Y- фактический объем ВВП. Y* - потенциальный объем ВВП. U – фактический уровень безработицы. U* - естественный уровень безработицы. b – коэффициент Оукэна.  

 


 

       
 
Отклонение фактического ВВП (Yt) любого года можно посчитать по отношению к фактическому ВВП (Yt-1) предыдущего года/ Yt – Yt-1 × 100% = 3% -2(Ut-Ut-1) Yt-1 Где: Ut – фактический уровень безработицы данного года; U t-1 фактический уровень безработицы предыдущего года; 3% - средний темп роста потенциального ВВП; 2 – коэффициент, показывающий, на сколько процентов сокращается фактический ВВП при росте уровня безработицы на 1% при отсутствие экономического роста.  
 
   
Социальные последствия безработицы 1. Снижение доходов и уровня жизни 2. Потеря бюджетами налогоплательщиков 3. Потеря социального статуса. 4. Рост преступности. 5. Увеличение числа суецидов.

 

           
   
Содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости должно быть первоочередной задачей и неотъемлемой частью экономической и социальной политики государств-членов. Рекомендация МОТ №169.
 
 
Государственная политика в области регулирования занятости – направлена наповышение и поддержание «высокой способности к занятости» рабочей силы, а также поддержка высокой благоприятной «рабочей среды», позволяющей реализовать эту способность и сохранить уже имеющуюся занятость  
 
   
Основные направления государственной политики в области регулирования занятости

 

 


 

Направления политики Направления действий
Экономические возможности для занятости - антиинфляционная политика; - налоговая политика; - поддержка инвестиционной активности; - промышленная политика; - региональная политика развития рабочих мест; - внешнеэкономическая политика.
Защита труда - найм и увольнение; - рабочее время; - заработная плата; - управление персоналом; - безопасность труда; - нейтрализация дискриминации; - социальное партнерство; - коллективные соглашения и договора.    
Социальное страхование и социальная помощь - социальная помощь; - льготы для семей; - помощь инвалидам; - помощь малообеспеченным; - социальное страхование: от несчастных случаев; пенсионное; на случай болезней.
Образование и профессиональное обучение - общее образование; - профессиональное образование - высшее образование; - обучение на производстве  

Основным инструментом государственной политики в области регулирования занятости является служба занятости. Цель -организовать работу, чтобы минимизировать период поиска работы гражданами, ускорить период заполнения вакансий работодателями и, за счет этого улучшить функционирования рынка труда, сократить безработицу (или сдержать ее рост), особенно длительную.  

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: