Тема: Безработица и ее социально-экономические последствия.
Вопросы:
Понятие безработицы и ее виды.
Причины и социально-экономические издержки безработицы.
Государственная политика в области регулирования занятости.
| | | | | | | | | | | |
| |
|
| | Безработным (по определению МОТ) считается человек, который хочет работать, может работать, но не имеет рабочего места.
(Определение Международной организации труда – МОТ)
| |
|
| | Возникновение безработицы на рынке труда
| |
|
| | |
|
| |
Безработные U
Уровень безработицы = рабочая сила × 100% = L ×100%
Как заявил зам.главы Минэкономразвития Андрей Клепач к концу 2015 года, при реализации умеренного сценария развития событий с экономическим ростом в 2,3-2,4% ВВП, уровень безработицы с исключенной сезонностью составит 5,3-5,4%.
| |
|
| | L(рабочая сила)
Уровень участия в рабочей силе =L+LN(трудосп. население)×100%
| |
|
| | Факторы, влияющие на динамику безработицы
| |
| | | |
| | |
|
| 1. Спад производства и снижение уровня ВВП
Если при падении объемов ВВП снижение излишка рабочей силы не происходит, то снижается производительность труда и заработная плата.
Зависимость между занятостью, динамикой ВВП и производительностью труда можно выразить:
t+1
ΔВВП t
ЧЗ t+1= ЧЗt × t+1
ΔПТ t
где ЧЗ t+1 – численность занятых в текущем году t+1;
ЧЗt – численность занятых в предыдущем году t;
t+1
ΔВВП t - ВВП текущего года в % к предыдущему году;
t+1
ΔПТ t - производительность труда текущего года в % к предыдущему году.
Если при сокращении ВВП производительность труда не снижается, тогда численность занятых уменьшается до величины, соответствующей «экономически заданному спросу».
Разница между численностью «экономически активного» населения и «экономически заданным спросом» составляет «избыточную рабочую силу». «Избыточная рабочая сила» - соответствует объему открытой безработицы.
| |
| | | |
| 2. Демографическая динамика и миграционная подвижность
- Давление молодежи, впервые вступающей на рынок труда в поиске работы, может перекрыть объемы генерируемых рабочих мест, и сократит потенциальные возможности возвращения к занятости безработных граждан.
- Высокий уровень миграции значительно сокращает занятость среди коренного населения
Рейтинг стран по количеству мигрантов
| №
| Страна
| Общее количество мигрантов, тыс. чел.
|
| США
| 34 988
|
| Россия
| 13 259
|
| Германия
| 7 349
|
| Украина
| 6 947
|
| Франция
| 6 277
|
| Канада
| 5 826
|
| Великобритания
| 4 029
|
| Казахстан
| 3 028
|
| Польша
| 2 088
|
| Швейцария
| 1 801
| | | | Источник: Всемирный банк.
Ежегодный ущерб федерального бюджета от теневой деятельности составляет около 200 млрд. рублей, в то время как средства, вывезенные мигрантами из России, составляют до 70% бюджета некоторых стран СНГ.
По неофициальной статистике, мигранты, работающие в России, отправляют на родину около 36% своих доходов. По сферам занятости, 40% мигрантов трудятся в строительстве, около 30% - в оптовой и розничной торговле, примерно 7 % - в сельском хозяйстве и 4%- в сферах транспорта и связи.
| |
|
| | 3. Межотраслевые сдвиги
Возможность перемещения работников из отраслей, теряющих численность, в расширяющие сектора экономики.
Наиболее заметное сокращение занятости происходит в традиционных секторах экономики: промышленность, сельское хозяйство и др.
Расширение занятости в отраслях: финансы, кредитование, сфера услуг, страхование, общая коммерческая деятельность и др.
| |
| |
| 4. Размеры предприятий
Высокая доля в структуре экономики крупных градообразующих предприятий с незначительной номенклатурой выпуска продукции. При изменении структуры спроса малые города попадают в жесткую обстановку, поскольку остановка предприятия грозит потерей работы значительной части населения и невозможность перераспределения высвобождаемой рабочей силы.
Перемещение акцента в экономической структуре в сторону малых и средних предприятий – мощный фактор диверсификации возможностей для занятости
| |
|
| |
22.
2. Продолжительность безработицы (эффект длительности)
Чем дольше работник находится в состоянии безработицы, тем труднее выход из нее.
Причины:
1. Продолжительность безработицы обесценивает человеческий капитал (эффект предложения).
2. Вероятность найти работу понижается в связи с тем, что работодатели воспринимают долгосрочных безработных как неквалифицированных работников (эффект спроса).
3. Чем дольше период безработицы, тем ниже оценка работника своих возможностей найти работу, что может привести к решению о выходе из рабочей силы (эффект «потерянности»)
| |
| | | |
| 3. Особенности структуры безработицы
1. Высокий уровень безработицы среди молодежи в возрастной группе от 15 до 19 лет определяется преимущественно высокими показателями в хода в безработицу в 5 раз превышающими интенсивность притока тех, кому от 30 до 39 лет. Основная причина – сильная мобильность и отсутствие профессиональных и трудовых навыков.
Уровень безработицы среди молодежи России в 2013 году достигает почти 30%, сообщил журналистам глава Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков. 2. Наличие формального образования. Вероятность стать безработным тем выше, чем ниже уровень образования работника.
| |
|
| | |
| | | | |
| | Экономические последствия безработицы
| |
|
| Закон Оукэна – превышение фактического уровня безработицы на 1% над ее естественным уровнем приводит к уменьшению фактического ВВП, по сравнению с потенциально возможным, (при полной занятости) на 2-2, 5 %
| |
|
| Математическое выражение закона Оукэна
(Y – Y*)/Y* = -b × (U – U*)
где Y- фактический объем ВВП.
Y* - потенциальный объем ВВП.
U – фактический уровень безработицы.
U* - естественный уровень безработицы.
b – коэффициент Оукэна.
| |
| | | |
| Отклонение фактического ВВП (Yt) любого года можно посчитать по отношению к фактическому ВВП (Yt-1) предыдущего года/
Yt – Yt-1 × 100% = 3% -2(Ut-Ut-1)
Yt-1
Где:
Ut – фактический уровень безработицы данного года;
U t-1 фактический уровень безработицы предыдущего года;
3% - средний темп роста потенциального ВВП;
2 – коэффициент, показывающий, на сколько процентов сокращается фактический ВВП при росте уровня безработицы на 1% при отсутствие экономического роста.
| |
|
| | Социальные последствия безработицы
1. Снижение доходов и уровня жизни
2. Потеря бюджетами налогоплательщиков
3. Потеря социального статуса.
4. Рост преступности.
5. Увеличение числа суецидов.
| |
| | | | | |
| | Содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости должно быть первоочередной задачей и неотъемлемой частью экономической и социальной политики государств-членов.
Рекомендация МОТ №169.
| |
|
| Государственная политика в области регулирования занятости – направлена наповышение и поддержание «высокой способности к занятости» рабочей силы, а также поддержка высокой благоприятной «рабочей среды», позволяющей реализовать эту способность и сохранить уже имеющуюся занятость
| |
|
| | Основные направления государственной политики в области регулирования занятости
| |
Направления политики
| Направления действий
|
Экономические возможности для занятости
| - антиинфляционная политика;
- налоговая политика;
- поддержка инвестиционной активности;
- промышленная политика;
- региональная политика развития рабочих мест;
- внешнеэкономическая политика.
|
Защита труда
| - найм и увольнение;
- рабочее время;
- заработная плата;
- управление персоналом;
- безопасность труда;
- нейтрализация дискриминации;
- социальное партнерство;
- коллективные соглашения и договора.
|
Социальное страхование и социальная помощь
| - социальная помощь;
- льготы для семей;
- помощь инвалидам;
- помощь малообеспеченным;
- социальное страхование:
от несчастных случаев;
пенсионное;
на случай болезней.
|
Образование и профессиональное обучение
| - общее образование;
- профессиональное образование
- высшее образование;
- обучение на производстве
|
Основным инструментом государственной политики в области регулирования занятости является служба занятости.
Цель -организовать работу, чтобы минимизировать период поиска работы гражданами, ускорить период заполнения вакансий работодателями и, за счет этого улучшить функционирования рынка труда, сократить безработицу (или сдержать ее рост), особенно длительную.
| |