Фраза по сюжетной картинке




Диалогическая речь

Больным с грубым речевым дефектом недоступно поддержание диалога. При меньшей грубости речевого нарушения больные спо­собны участвовать в ситуативном диалоге, но при этом отмечаются частые эхолалии. прямое использование текста вопроса для ответа. Может наблюдаться стереотипность ответов, персеверации (застре­вание на фрагментах предыдущих ответов). Выражены трудности переключения с одного фрагмента слова на другой. Наиболее дос­тупен ситуативный диалог.

При легкой степени выраженности афазии диалогическая речь в общем сохранена и близка к норме, хотя нередко остается некото­рая стереотипность формулировок, недостаточная развернутость вопросно-ответных видов речи. Имеются также специфические произносительные трудности.

 

Называние

Некоторым больным даже с грубой формой эфферентной мо­торной афазии доступно воспроизведение отдельных высокочас­тотных номинаций, артикуляционное выражение которых является высоко упроченным преморбидно. Вместе с тем называнию серьез­но препятствуют персеверации, проявляющиеся в трудностях арти­куляционных переключений внутри слов.

При средней степени выраженности данной формы афазии на­звание как функция нарушена не грубо. Однако трудности звуковой (артикуляционной) организации слова довольно значительны. От­сутствует способность воспроизводить слова на основе их кинети­ческих мелодий. Слоговая структура часто нарушена.

У больных с легкой эфферентной моторной афазией называние в общем сохранено, однако имеется определенный словарный де­фицит. Больные редко продуцируют малочастотные называния, из­бегают слов со сложной звуковой структурой.

 

Фраза по сюжетной картинке

Больным с грубым речевым дефектом составление фраз по сю­жетной картинке практически недоступно. Они конструируют лишь очень простые по синтаксической структуре фразы. Часты пропуски названий действий, реже— предметов, служебных частей речи, в окончаниях и т.п., однако кроме этих элементов «телеграфного сти­ля» имеются и произносительные трудности.

В случае средней и легкой степени выраженности речевого на­рушения больные справляются с составлением по сюжетной кар­тинке фраз относительно простых грамматических моделей. Встре­чаются отдельные аграмматизмы.

 

 

Пересказ текстов

У больных с грубой и средней степенью выраженности эффе­рентной моторной афазии обнаруживаются дефекты, сходные с те­ми, которые имеются у больных с афферентной моторной афазией. Это объясняется тем, что и те и другие лишены полноценных арти­куляционных опор.

При легкой афазии пересказ текстов сопровождается отдельными трудностями конструирования фразы, имеются элементы аграмматизма типа телеграфного стиля. Высказывания несколько бедны просодически, есть отдельные артикуляционные застревания.

 

Понимание речи

Первичные расстройства функции понимания отсутствуют даже у больных с грубой афазией. Однако имеют место и трудности восприятия речи из-за отсугствия полноценных артикуляционных опор, а также инертности в области переключения слухового внимания. Отмечается неполное понимание речевых конструкций, в которых грамматические элементы несут существенную смысловую нагрузку.

При средней и легкой степени выраженности эфферентной мо­торной афазии особенности понимания речи менее выражены и аналогичны особенностям нарушения речи у больных с грубой эф­ферентной моторной афазией.

 

Объем слухо-речевой памяти

Клинические проявления нарушений слухо-речевой памяти те же. что и при афферентной моторной афазии.

 

Состояние функции чтения

У больных с грубой степенью выраженности эфферентной мо­торной афазии чтение практически отсутствует. Имеется способ­ность к прочитыванию отдельных букв, поскольку связь «артикуле-ма— графема» сохранена. Прочитывание слогов происходит со значительными артикуляционными затруднениями. Чтение слов недоступно больному, т.е. имеются трудности артикуляционной деятельности, связанной с необходимостью воспроизведения не единичных, а серий графем. Вместе с тем у большей части больных имеются некоторые возможности глобального чтения (раскладыва­ние подписей под картинками и т.д.). При меньших степенях грубо­сти эфферентной моторной афазии чтение в значительной мере со­хранно.

 

Состояние функции письма

У больных с грубой степенью выраженности эфференой мотор­ной афазии дефекты письма качественно те же, что и при грубой степени афферентной моторной афазии. При меньшей грубости де­фекта в письме под диктовку больные допускают большое число литеральных парафазии, выступающих в виде персевераций, про­пусков не только согласных, но и гласных звуков. В основном это обусловлено нарушениями звуко-буквенного анализа состава слова, а именно трудностями организации его сукцессивной звуковой структуры.

ДИНАМИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Спонтанная речь

У больных с грубой динамической афазией спонтанная речь практически отсутствует, за исключением отдельных упроченных в прежней речевой практике речевых штампов, преимущественно разговорно-бытового характера. При их воспроизведении не обна­руживается каких-либо произносительных трудностей, однако ин­тонационная картина отличается однообразием. Речевая активность низкая. Часты эхолалии. Больные постоянно нуждаются в стимули­ровании речи извне.

У больных со средней степенью выраженности афазии спон­танная речь состоит из коротких фраз, однообразных по синтакси­ческой структуре. Имеется аграмматизм «телеграфного стиля». В целом высказывание выглядит бедным, однообразным по интони­рованию. Словарный состав без резких ограничений. Произноси­тельных дефектов не отмечается. Речевая активность низкая. Пре­обладает диалогическая речь. Отмечаются эхолалии. Часто встре­чаются речевые штампы как разговорные, так и профессиональные.

В случае легкой степени выраженности афазии спонтанное высказывание достаточно развернуто, но отличается обеднением со стороны логических построений и стереотипностью синтак­сической структуры. Часто повторяются одни и те же обороты речи, упроченные ранее в бытовой и профессиональной речи. Общий рисунок характеризуется недостаточной интонационной выразительностью. Морфологическая структура речи отличается уменьшением модально-оценочных слов, служебных частей речи и т.д. У некоторых больных встречаются аграмматизмы согласо­вания. Произносительные трудности не выявляются. Речевая ак­тивность ниже нормы. Эхолалии возникают в основном «на ис­тощении».

Речевые автоматизмы

Больные всех трех степеней выраженности дефекта легко справляются со всеми видами прямой автоматизированной речи. Обратный счет, перечисление дней недели, месяцев в обратном по­рядке сопровождается персеверациями, истощением внимания, со­скальзыванием на прямой порядок перечисления и т.д.

Повторная речь

У больных с грубой степенью выраженности речевого дефекта повторная речь носит в основном характер эхолалии. Повторяемые слова и фразы, как правило, не осмыслены. Выражены персевера­ции в виде «добавочной» речевой продукции, обусловленной персе­верациями по типу застревания на предыдущих фрагментах или же по типу звукового и смыслового соскальзывания.

При средней степени выраженности дефекта повторная речь «опережает» остальные виды речевой деятельности, однако в ней имеются эхолалии и недостаточное осмысление. Встречаются штампы, возникающие непроизвольно, персевераторно. Просодиче­ский компонент изменен в сторону снижения выразительности, эмоциональной однозначности.

У больных с легкой динамической афазией повторная речь в целом сохранена, за исключением наличия отдельных эхолалии «на истощении».

 

Диалогическая речь

Диалогическая речь больных с грубой степенью выраженности речевого дефекта практически отсутствует. Они в состоянии лишь отвечать словами «да» или «нет», а также используют в качестве ответов отдельные междометия. Возможно участие больных в диа­логе, однако ответы стереотипны, преобладают речевые штампы. Наиболее доступен ситуативный диалог.

 

При меньшей степени выраженности афазии диалогическая речь в целом сохранена, но отмечается некоторая стереотипность формулировок, недостаточная развернутость вопросно-ответных форм речи.

Называние

Даже при грубой степени выраженности динамической афа­зии больные, как правило, могут найти и назвать обиходные предметы. При средней степени выраженности речевого дефекта номинативная функция речи вообще без грубых нарушений, од­нако предметный словарь существенно превосходит глагольный. В случае легкой динамической афазии называние в общем со­хранено.

 

Фраза по сюжетной картинке

При грубой степени выраженности динамической афазии боль­ные не в состоянии составить фразу по сюжетной картинке. При средней степени грубости дефекта составление простой фразы по сюжетной картинке возможно, однако часто возникают трудности речевого программирования на уровне глубинной структуры фразы (неспособность устанавливать субъектно-предикативные, субъект-но-объектные отношения и т.п.), а также на уровне поверхностного синтаксиса: ошибки во флексиях, предлогах и других грамматиче­ских элементах высказывания.

Больные с легкой динамической афазией, как правило, справ­ляются с конструированием фразы по сюжетной картинке.

Пересказ текстов

Пересказ текстов больным с грубым речевым дефектом практи­чески недоступен.

Больные с менее грубой афазией пересказывают текст чаще все­го в форме ответов на вопросы или по очень подробному плану. При этом обнаруживается явная «привязанность» ответов к синтак­сической модели вопроса.

Больные с легкой степенью данной формы афазии в общем справляются с пересказом текста, однако имеются трудности конст­руирования сложных фраз. Встречаются также отдельные аграмма-тизмы.

 

Понимание речи

Больные с грубым дефектом понимают речь неполностью глав­ным образом вследствие истощения внимания, персевераций. Выяв­ляются элементы «полевого поведения»: больной отвлекается на то, что находится в пределах зрения. Иногда затруднено понимание грам­матически сложно построенной речи. Отмечаются явления «псевдо­отчуждения смысла слова» из-за трудностей включения в задание.

Картина расстройств понимания у больных с более легким ре­чевым дефектом в основном та же.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: