Авторская скрининг-диагностика к.п.н., доцента кафедры логопедии и олигофренопедагогики Лариной Е.А.
Диагностика сформированности интонационной и смысловой стороны речи
В устной и письменной речевой деятельности у детей младшего школьного возраста
1. Фамилия, имя ребенка ________________________________________________________________
2. Возраст ____________________________________________________________________________
3. Дата обследования___________________________________________________________________
4. (Школа, №, адрес)____________________________________________________________________
5. (Класс)_____________________________________________________________________________
6. Логопедическое заключение __________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
7. Примечание________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
УСТНАЯ РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ДИАГНОСТИКА ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫРЕЧИ
№ п/п | Пробы | Дата | Дата | Примечания |
1. | Мелодика | |||
Выявление особенностей восприятия интонации. | Отметить качественные характеристики: - простой мелодический контур (нисходящий, восходящий, ровный), - сложный (восходяще-нисходящий, нисходяще-восходящий) | |||
1. Различение повествовательной интонации, средств выражения и способов обозначения. Послушать предложения и поднять карточку с изображением точки, если предложение произнесено спокойно, ровным голосом. Инструкция: «Слушай меня внимательно, если услышишь, что я тебе о чем-то сообщаю и говорю при этом спокойным и ровным голосом, подними вверх карточку с изображением точки». | Речевой материал: Сегодня холодно. Куда я положил ключ? На улице дождь. Как я рада! Вы откуда? На столе вкусный торт. | |||
2. Различение восклицательной интонации, средств выражения и способов обозначения. Послушать предложения и поднять карточку с изображением восклицательного знака, если предложение произнесено радостно, звонким голосом. Инструкция: «Слушай меня внимательно, если услышишь, что я тебе о чем-то сообщаю и говорю при этом громко и радостно, подними вверх карточку с изображением восклицательного знака». | Речевой материал: Это просто чудо! Летит птичка. На лугу пасется корова. Рука сильно болит? Ура! | |||
3. Различение вопросительной интонации, средств выражения и способов обозначения. Послушать предложения и поднять карточку с изображение вопросительного знака, если предложение произнесено с вопросом. Инструкция: «Слушай меня внимательно, если услышишь, что я тебе о чем-то спрашиваю, подними вверх карточку с изображением вопросительного знака». | Речевой материал: Жил-был серый еж. Какая у них квартира? Сколько времени? Привет! Как зовут мальчика? | |||
4.Дифференциация различных вариантов интонации звучания одинаковых предложений с обозначением сигнальной карточкой. Инструкция: «Я назову предложения. Внимательно послушай, как они звучат. Подними вверх карточку с изображением точки, восклицательного или вопросительного знака». | Речевой материал: На улице солнце. На улице солнце? На улице солнце! Хорошо! Хорошо. Хорошо? Пойдем гулять? Пойдем гулять. Пойдем гулять! | |||
Исследование возможностей звуковысотных изменений. | Отметить умение использовать мелодические контрасты (часто, редко, отсутствуют). | |||
1. Показ движением руки понижение и повышение голоса, соответствующие мелодическому контрасту голоса логопеда или собственного голоса. Инструкция: «Послушай внимательно, как я произношу гласные звуки (низко, обычным голосом, высоко). Покажи движением руки движение моего голоса». | Игры: «лесенка», «самолет», «укачаем малыша» с варьированием голоса при произнесении гласных звуков (а, о, у, и,) Наглядный материал: Предметные картинки - лестница, самолет. Сюжетная картинка - малыш на руках у мамы. | |||
2. Раскладывание предметов в соответствии с повышением и понижением высоты голоса. Инструкция: «Послушай внимательно, как я пою песенку со звуком [у]. Мой голос то повышается, то понижается. Разложи кубики на столе в соответствии с услышанной песенкой». «А теперь попробуй сам спеть песенку со звуком [у] по выстроенной тобой дорожке из кубиков». | Наглядный материал: кубики одного цвета и размера. | |||
Диагностика особенностей воспроизведения ИК, выражающих повествовательную, восклицательную, вопросительную интонацию. | Отметить качественные характеристики: - правильность характера мелодического движения или наличие мелодических ошибок; - доминирующую ИК; - разнообразие использования мелодических контуров; - четкость реализации интонационных типов предложений. | |||
1. Произнесение за логопедом предложений различных интонационных типов с движением руки, соответствующим понижению и повышению голоса. Инструкция: «Послушай, как я произнесу предложение. Повтори со мной вместе точно так же. Покажи движением руки движение своего голоса». (Сопряженное произнесение). «Послушай, как я произнесу предложение. Повтори сам точно так же. Покажи движением руки движение своего голоса». (Отраженное произнесение). | Речевой материал: Куда поедем? В реке плавает рыба. Я все понял! Лопатой копают? Какой теплый день! Чашки на столе. | |||
2. По сюжетной картинке вслед за экспериментатором с двигательным контролем (движение руки) правильно произнести фразу с повествовательной, вопросительной или восклицательной интонацией.Обращается внимание детей на смысловой и эмоциональный подтекст, паралингвистические характеристики персонажей. Инструкция: «Внимательно рассмотри картинку. Повтори за мной предложение. Покажи движением руки движение своего голоса». | Наглядный материал: сюжетная картинка – дети гуляют во дворе дома со своими домашними животными. Они рассказывают друг другу о своих питомцах. Речевой материал: У Кости собака Пушок. Собака веселая! У Насти кот Барсик. Он толстый и ленивый. У Славы щенок Дружок. Он маленький и глупый. А у Тани попугай Кеша. Он умный. Таня говорит: «Мой Кеша знает много слов». «А твой Барсик. Настя, может говорить?». «Нет, - смеется Настя, - не умеет». «Мой Барсик только мурлыкает и спит»…. | |||
3. Произвольное повторение реплик персонажей предложенной сюжетной картинки с верной интонацией по направляющим вопросам логопеда. Инструкция: «Вспомни и повтори, что было сказано и как это было произнесено». | Речевой материал: Как зовут собаку Кости? Какая у него собака? Как зовут щенка Славы? Кто на руках у девочки Насти? Какой Барсик? Это попугай Кеша. Кто его хозяйка? О чем разговаривали девочки. Кто из них смеялся?... | |||
4. Самостоятельное «озвучивание» новой сюжетной картинки с направляющей помощью логопеда. Дети должны самостоятельно произнести предложения с основными типами ИК, помогая себе (при необходимости) жестом руки. Инструкция: «Внимательно рассмотри картинку. Расскажи, кто на ней изображен? О чем и как говорят герои? Попробуй передать настроение героев словами». | Наглядный материал: сюжетная картинка – девочка в слезах стоит возле большого дерева, в ветвях которого запуталась ниточка воздушного шарика. Возле нее стоит мальчик, который ее успокаивает и предлагает помощь. Речевой материал: Что случилось с девочкой, какое у нее настроение? Что и как она говорит? Как ее успокаивает мальчик? Какую помощь ей предлагает? | |||
5. Произвольное формулирование предложений с изучаемыми интонационными контурами. Инструкция: «Постарайся выразительно произнести предложение по инструкции: Задай вопрос, поинтересуйся, переспроси, порадуйся, похвали, расскажи, вспомни, отдай приказ». | ||||
2. | Интенсивность | Отметить качественную характеристику интенсивности: - низкая, умеренная, высокая, - умение воспроизводить контрасты. | ||
1. Исследование особенностей восприятия интенсивности – воспроизведение условной невербальной реакции на речевые звукокомплексы заданной громкости. Инструкция: «Слушай меня внимательно, если услышишь громкие звуки, то хлопни в ладоши. Если услышишь тихие – хлопать не надо». | Речевой материал: одинаковые слоги, звукоподражания и слова, произнесенные разной громкостью [та-та-та, мяу-мяу-мяу, слон-слон-слон]. | |||
2. Изучение возможностей воспроизведения интенсивности по подражанию за логопедом. Инструкция: «Представь себе, что ты в пещере. Все слова за тобой повторяет эхо. Ты говоришь громко, а эхо тихо. Послушай, как я произнесу предложение. Повтори точно так же». | Речевой материал: Ау. Кто там? Это я! Кто со мной говорит? Как тебя зовут? Это эхо! | |||
3. Самостоятельное изменение силы голоса по инструкции экспериментатора с использованием сюжетной картинки и без нее. Инструкция: «Произнеси фразу тихо, потому что мама спит. Обычным (нормальным) голосом – обращаясь к другу. А теперь скажи фразу громко, потому что дедушка плохо слышит». | Наглядный материал: сюжетная картинка – мама спит на кровати; мальчик сидит за партой; старый дедушка сидит в кресле-качалке. Речевой материал: Сейчас два часа дня. Я пойду гулять. Мы пойдем в цирк? | |||
3. | Темп | Отметить качественную характеристику темпа: медленный (ниже среднего, замедленный), нормальный (средний, естественный для говорящего), быстрый (превышает средний, ускоренный); нарушения темпа речи – брадилалия, тахилалия; умение варьировать темпом речи. | ||
Восприятие и воспроизведение темпа в неречевом плане. | ||||
1.Воспроизведение движений телом (повороты, прыжки, наклоны), манипуляций предметами, игрушками в заданном темпе. При этом объясняются понятия, качественно характеризующие темп. Инструкция: «Послушай внимательно музыку – она бывает разная (медленный, средний, быстрый темп). Попробуй совершать наклоны из стороны в сторону под музыку». | Отслеживается совпадение движений и мускульное напряжение с предложенной скоростью музыки и ее акцентов. Предлагается музыкальное сопровождение. | |||
2. Игра «Музыкальное эхо»: логопед ударяет в определенном темпе и ритме по ударному инструменту (барабан, бубен, ксилофон, молоточек), испытуемый повторяет услышанное. Инструкция: «Слушай внимательно, как я играю на музыкальном инструменте, запомни и повтори точно так же». | Отмечаются ошибки при воспроизведении ритмического рисунка; в каком темпе по сравнению с образцом прозвучало повторение. | |||
Восприятие и воспроизведение темпа в речевом плане. | Отметить умение использовать темпоритмические контрасты. | |||
1.За меняющимся темпом слогов логопеда выполнение быстрых и медленных движений. Инструкция: «Послушай внимательно, как я произношу слоги, то медленно, то быстро. Выполняй хлопки ладонями по коленям в такт моих слогов». | Речевой материал: одинаковые слоги [па-па-па-па-па], [та-та-та-та-та]. | |||
2. Скоординированное с темпом собственных движений воспроизведение слогов, коротких слов с разным темпом. Инструкция: «Подпрыгивай на двух ногах и произноси слова с заданным темпом (быстро, медленно, средний темп)». | Речевой материал: [ба-ба-ба; кис-кис-кис; гав-гав-гав; Мурка, Шарик]. | |||
3.Произнесение с указанным темпом односинтагменных чистоговорок. Инструкция: «Слушай внимательно, запомни и повтори за мной фразу (медленно, со средним темпом, быстро)». | Речевой материал: [са-са-са – летит оса, па-па-па – у кота лапа, бу-бу-бу – поймал рыбу]. | |||
4. Изучение возможности изменять по инструкции темп речи. Задание выполняется, сопряжено, отраженно, самостоятельно с различным темпом. Инструкция: «Внимательно послушай стихотворение и повтори его. Первую стоку скажи медленно, а вторую быстро». | Речевой материал: «Падай, падай, падай снег, радуй, радуй, радуй всех!» «По лестнице вверх тихо иду. С лестницы вниз быстро бегу». | |||
4. | Чувство ритма | Отметить качественную характеристику: изохронность (равномерное воспроизведение единиц), вариативность, предсказуемость. | ||
Восприятие и воспроизведение ритмических структур в неречевом плане. | Отметить ритмическую способность: оптимальная (безошибочная), допустимая (премоторный тип нарушения), - критическая (височный тип нарушения). | |||
1. Логопед стучит по столу, испытуемый определяет: сколько раз он стучит или сколько ударов содержится в каждой «пачке». Инструкция: «Послушай и определи, сколько раз я стучу молоточком по столу». «Сколько ударов я простучала в каждой паче?» | Ошибки восприятия ритмов и их оценки говорят о дисфункции верхнее-височных отделов левого полушария. | |||
1) Одиночные «пачки»: | ||||
- // | ||||
- /// | ||||
2) Серии «пачек»: | ||||
- // // // | ||||
- /// /// /// | ||||
- / / / | ||||
- //// //// //// | ||||
2. Игра «Отгадай ритм». Выявление способности адекватного восприятия ритмической последовательности музыкального фрагмента. Логопед дает прослушать испытуемому три разных мелодии и предлагает отгадать ритм, той, которую отхлопает в ладоши. Инструкция: «Прослушай три разных музыкальных отрывка, отгадай ритм какого фрагмента я отхлопаю в ладони». | Музыкально-ритмические фрагменты: русская народная песня «Во поле береза стояла», Ф. Мендельсон «Концерт ми минор для скрипки», М. Красев «Елочка». | |||
3. Воспроизведение ритмов по слуховому образцу: Инструкция: «Слушай внимательно, запомни и повтори точно так же». | Лишние удары – возможно дисфункция теменновисочных отделов г.м.; недостаточность, замедленность, персеверация – дисфункция заднелобных отделов. | |||
1) простые ритмы: | ||||
// // // | ||||
/// /// /// | ||||
// // // | ||||
2) акцентированные ритмы: | ||||
/ // | ||||
// / | ||||
(левой рукой) / /// | ||||
/// / | ||||
(двумя руками) / / // | ||||
/ // / | ||||
(ногой) / / /// | ||||
(стопой) / /// / | ||||
(прыжки на одной ноге) // / | ||||
(прыжки на двух ногах) // / // | ||||
(хлопки ладонью по столу; школьники) | ||||
// /// // /// // | ||||
/// // /// // /// // | ||||
4. Воспроизведение ритмов по словесной инструкции: испытуемому предлагается выполнять ритмы по речевой инструкции. Инструкция: | Ошибки персеверации – дисфункция премоторных, заднее-лобных отделов коры левого полушария; замедленность, моторные трудности выполнения – дисфункция афферентных систем нижнетеменных отделов мозга. | |||
- «Ударяй по 2 раза». | ||||
- «Ударяй по 3 раза». | ||||
- «Ударяй по 2 раза сильно и по 3 раза слабо» | ||||
– Под счет: «раз-два», «раз-два», | ||||
– Под счет: «раз-два-три», «раз-два-три». | ||||
5. Трансформация зрительной схемы в звуковой ритм. Испытуемому предлагаться постучать так, как нарисовано на предложенной карточке. Инструкция: « Внимательно рассмотри картинку, простучи» | ||||
1) (карточки одинаковые) – ритм повтора: / / / | ||||
// // // | ||||
2) (чередуются карточки двух цветов) – ритм чередования: / / / /; / / / /; | ||||
/ ////// / //////; / ////// / //////; | ||||
// // // //; // // // //; | ||||
3) (чередуются карточки двух цветов и размеров) – ритм противопоставления: / // / //; / // / //; | ||||
// / // /; // / // /; | ||||
6. Трансформация звукового ритма в зрительно-пространственную схему (предметное моделирование). Испытуемому предлагаться воспроизвести ритм с помощью кубиков, расположив их на нужное расстояние между собой. Инструкция: «Послушай, как я стучу карандашом по столу, повтори ритм с помощью кубиков на столе». | Наглядный материал: кубики одного размера. | |||
7. Воспроизведение и различение ритмов по слуховому образцу (вне поля зрения испытуемого). Инструкция: | 1 упр. [–], 2 упр. [+] Страдает процесс воспроизведения ритмов при сохраненной способности к слуховому различению – «премоторный» тип нарушения. 1 упр. [–], 2 упр. [–] Нарушается слуховое различие звуковых ритмов – «височный» тип нарушения. | |||
1) «Закрой глаза, послушай ритмический образец, запомни и повтори его»: // // /// | ||||
//// / /// | ||||
2) «Закрой глаза, послушай две серии ударов, сравни, они одинаковые или разные?»: /// // < –– > //// / | ||||
/ /// //// < –– > // /// //// | ||||
Восприятие и воспроизведение ритмических структур в речевом плане. | ||||
1) Комбинация одинаковых слогов. Инструкция: «Слушай внимательно, запомни и точно повтори». | Речевой материал: [па'па /па'па па'папа /па'папа]; [папа'/ папа'/ папа' папапа'/ папапа'/ папапа']. | |||
2) Комбинация слогов с разными гласными и согласными звуками. Инструкция: «Слушай внимательно, запомни и точно повтори». | Речевой материал: [пы'па / пы'па пыпа'/ пыпа'/ пыпа']; [пы'папу/ пы'папу пыпапу'/ пыпапу'/ пыпапу]; [та'па /та'па тапа'/ тапа' / тапа']; [та'пака / та'пака тапака'/ тапака'/ тапака']. | |||
3) Отхлопывание слогового ритма с одновременным проговариванием. Инструкция: «Отхлопай слово по слогам и четко его произнеси». | Речевой материал: [Са-ша], [лап-ша], [пи-ли-ли], [те-ре-мок]. | |||
4) Отстукивание ритмического контура слова, предложения с последующим воспроизведением его слоговой структуры. Инструкция: «Отстучи карандашом по столу ритм слова, произнеси его со слогом [та]. Затем отстучи ритм и произнеси целое слово». | Речевой материал: [та-Та-та (машина)], [Та-та (липа)], [та-та-Та (молоко)], [Та-та-та-та, та--та-том – что такое за окном? Та-та та та-та та-том – это снег лежит ковром!] | |||
5. | Логическое и словесное ударение (Предварительно в доступной форме объясняем, что существуют «главные» слова в предложении, от которых зависит смысл фразы. Эти «важные» слова произносятся громче или чуть протяжнее остальных). | Отметить в словесном ударении: безударные, слабоударные, ударные, сильноударные слоги. Качественная характеристика логического ударения: правильная выделенность, отсутствие выделенности или неправильно переданное ударение. | ||
1. Определение возможности различения логическое ударение на материале односинтагменных повествовательных предложений. Инструкция: «Внимательно слушай, одинаково или по-разному я произнесу предложения? Какое слово я выделила в первом предложении? Во втором? В третьем? В четвертом? На что я хотела обратить твое внимание в первом предложении (во втором, в третьем, в четвертом)?» | Речевой материал: «Аня читает кукле сказку. Аня читает кукле сказку. Аня читает кукле сказку. Аня читает кукле сказку». | |||
2. Исследование особенностей воспроизведения логического ударения. Инструкция: «Я назову предложение и голосом выделю в нем «главное» слово. Повтори предложение за мной и тоже выдели в нем это слово». | Речевой материал: «На столе синий карандаш. У Светы краснаяюбка. Кошку зовут Мурка.Мы летим на самолете. Олегпьет сок». | |||
3. Самостоятельное выделение в простом предложении слова, обозначенного логическим ударением. Проба проводится с использованием сюжетной картинки, по которой совместно составляется односинтагменные предложения. Инструкция: «Отвечай на мои вопросы тем предложением, которое мы с тобой составили. Будь внимательным, выделяй голосом «главное» слово». | Наглядный материал: сюжетная картинка – мишка сладко спит на кровати, возле него стоит бочка меда, на полу коврик с тапочками, на стене висят часы с кукушкой и морская картина. | |||
4. Воспроизведение словесного ударения на материале слов и односинтагменных предложений. Инструкция: «Назови картинку. Составь с ней предложение». | Наглядный материал: предметные картинки – мыло, рыба, гуси, рога, пила, юла, волосы, радуга, корова, капуста, гусеница. | |||
6. | Паузирование (В начале проводим работу по объяснению искомого определения «пауза» – это перерыв в речи, момент молчания для отделения слов друг от друга и выделения важной информации). | Отметить качественные характеристики: - оптимальность длины паузы; - правильность употребления; - четкое соблюдение межсинтагменной паузации; - % безпаузального членения. | ||
1. Определение правильности восприятия паузальной границы интонационно-смысловых единиц разной сложности. Задание состояло в определении на слух межсинтагменной паузы во фразе (дети слушали текст, при улавливании длительной паузы брали в руку бусинку). Инструкция: «Внимательно послушай текст, если услышишь паузу возьми бусинку в руку». | Речевой материал: «Дядя Миша – наш гость. Бабушка Соня ставит на стол чайник и чашки. Все будут пить чай. Хорош душистый чай!» Наглядный материал: бусинки (пуговки). | |||
2. Оценка экспериментатором возможности проводить реальную интонационную разметку в самостоятельной речи. | Проводится в ходе всего диагностического обследования. | |||
7. | Тембр (Перед выполнением проб проводим беседу о том, что у каждого человека есть свой особенный голос, который в зависимости от различных ситуаций и событий может изменяться). | Отметить тембральные качества голоса: «звучность», «чистота», «яркость звучания», «придыхательность», «хриплость», «приглушенность», «назальность», «металлический оттенок», «сдавленность». Указать: общую эмоциональную и модальную окраску речи; варьирование общей окраски голоса в зависимости от ситуации общения; произвольное изменение речевого тембра; сопутствие мимики и жестикуляции. | ||
1. Определение тембра мужского, женского и детского голоса по демонстрации экспериментатора. Инструкция: «Я назову предложение, отгадай, кто из представленных на картинке персонажей ее мог произнести». | Наглядный материал: сюжетная картинка – семья дома сидит на диване. Речевой материал: Давайте будем читать книгу. А какую книгу? Про Африку. А где она находиться? | |||
2. Узнавание эмоциональной окрашенности коротких слов, междометий и демонстрация ее с помощью жестов и мимики. Проба усложняется повтором за логопедом с объяснением эмоциональных переживаний. Инструкция: «Послушай как я произнесу короткое слово. Когда мы так говорим? Повтори его за мной, покажи свое настроение жестами». | Речевой материал: Ай! О! браво! Вот это да! Ах! Ох! Увы! Беда! Горюшко! Фу! Ой! Ух! Ужас! | |||
3. Преднамеренное изменение качества голоса с целью передачи содержательной информации по иллюстрационному образцу на материале междометий и коротких слов. Инструкция: «Рассмотри картинку, скажи, что на ней изображено. Отгадай, кто из персонажей говорит: «Ох! Ох! Ох!», «Ух! Ух! Ух!», «Ах! Ах! Ах!», «Ай! Ай! Ай!». | Наглядный материал: сюжетные картинки – девочка разбила чашку; у мальчика болят зубы; мальчик с грязными руками и лицом бежит навстречу маме; подруги катаются на качелях. Речевой материал: «Ох! Ох! Ох!», «Ух! Ух! Ух!», «Ах! Ах! Ах!», «Ай! Ай! Ай!». | |||
4. Произвольное изменение окраски голоса в соответствии с характеристикой персонажа стиха, сказки. Инструкция: «Повтори выразительно стихотворение, попробуй передать словами и жестами какое солнце, какие кошка и корова, какой арбуз». | Речевой материал: «Солнце – слово лучистое. Кошка – слово пушистое. Корова – слово рогатое. А слово «арбуз» - полосатое». | |||
5. Произвольное изменение речевого тембра на материале одного предложения по инструкции логопеда. Инструкция: «Произнеси предложение с различными интонациями – грусти, радости, испуга, злости, удивления». | Речевой материал: «Ласточка улетела». |