Повторение изученного материала,




ОБЖ ОБЖ/МСП

Дата 16.11.2021

 

Тема: Экологическая обстановка. Оценка уровня безопасности. Личное безопасное поведение в повседневной жизнедеятельности и при ухудшении экологической обстановки.

Цель урока: Сформировать у учащихся устойчивое убежде­ние в необходимости сохранять окружающую природную среду и беречь личное здоровье.

Ход урока:

 

Повторение изученного материала,

Посмотреть презентацию https://vk.com/public199926002?z=video-199926002_456239226%2F40d39d3de73be9ba24%2Fpl_wall_-199926002
Урок посвящён правилам безопасного поведения в условиях неблагоприятной экологической обстановки. Но сначала давайте вспомним, что такое природная среда и каковы основные источники её загрязнения.
Итак, что такое природная среда? (Природная среда – это совокупность объектов и систем окружающего мира, не созданных человеком).
А каким, в основном, образом человек использует природную среду? Что при этом происходит? (Как источник ресурсов, при этом накапливаются различные отходы).
Назовите понятие, которым определяют степень загрязнения окружающей среды.
(ПДК – предельно допустимая концентрация. Определяет концентрацию вредного вещества, которая при длительном воздействии на организм не приводит к заболеваниям).
Вспомним основные источники и загрязнители атмосферы. (Предприятия энергетики, промышленные предприятия, транспорт. Газообразные – оксиды углерода, серы, азота. Твёрдые (взвесь) – сажа, зола, пыль).
Назовите основные источники и загрязнители почвы. (Отходы промышленности, содержащие тяжёлые металлы, например, ртуть, сельхозпредприятия, использующие различные химикаты, соединения свинца, содержащиеся в выхлопных газах транспортных средств, радиоактивные отходы промышленных и научно - исследовательских предприятий, а также возникающие при авариях на АЭС).

Каким образом происходит загрязнение водной среды? Какие основные виды загрязнения вы знаете? (Основными загрязнителями водной среды являются нефтепродукты при аварийных розливах и естественных выходах в местах залегания. Также значительное загрязнение происходит из-за сброса промышленных отходов, стоков сельскохозяйственных химикатов, промышленных и бытовых стоков детергентов - синтетических моющих веществ. Ещё водные ресурсы подвергаются термическому загрязнению).
К каким, в целом, последствиям ведёт загрязнение окружающей среды? Сделаем общий вывод. (Ухудшаются условия жизнедеятельности, растёт количество заболеваний, при дальнейшем росте загрязнения наша планета станет непригодной для жизни).

2. Изложение нового учебного материала.
Преподаватель: Мы пришли к выводу, что загрязнение окружающей среды может привести к катастрофическим последствиям для всей цивилизации. На сегодняшнем уроке мы подробнее рассмотрим механизмы воздействия на человека негативных факторов в условиях неблагоприятной экологической обстановки и определим правила безопасного поведения в таких условиях.
Запишите в тетради дату и тему урока. Как вы уже знаете, экология – это наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой обитания. Поэтому изменения, происходящие в окружающей среде, непосредственно влияют на человека, на его здоровье. Под воздействием неблагоприятных факторов может произойти изменение информации, заложенной в генах, то есть, повлиять на наследственность, на будущие поколения. Этот про­цесс называется мутагенезом, он постоянно происходит в организме, но под контролем иммунной (защитной) системы организма. При нарастающем загрязнении окружающей среды мутагенез ускоря­ется и может выйти из-под контроля. Если это произойдет в клетке тела, то она может стать родоначальницей злокачественной опухоли. Этот процесс называют канцерогенезом. Если мута­ция произойдет в половой клетке или в клетке развивающегося заро­дыша, то такая клетка может привести к развитию у ребёнка наследственного заболевания или врожденного уродства.

Вещества и факторы, изменяющие нормальную структуру генов, носят название мутагенов. Запишите определение: Мутагены - это физические и химические факторы, вызывающие наследственные изменения - мутации. Мутагенным действием обла­дают различные излучения, например, рентгеновские и ультрафиолетовые лучи, токи

сверхвысокой частоты, например, излучение радиолокатора, микроволновой печи (при повреждённой защите), базовой станции сотовой связи, мобильного телефона, кинескопа телевизора. Мутагенным действием обладают многие химические вещества, содержащиеся в естественной природной среде и создаваемые в техносфере. При попадании в организм ни одно вещество не оказывает влияния на клетки организма само по себе, а всегда действует в совокупности с другими веществами и физическими факторами. В нашем организме постоянно протека­ют тысячи различных реакций. Поэтому, попав в организм, мутаген испытывает влияние множества ве­ществ - компонентов пищи, гормонов и так далее. Одни из них усиливают действие мутагена, другие умень­шают и даже исправляют поврежденный ген. Организм активно борется с мутагенами, стремясь уменьшить их вредное воздействие. Однако, при постоян­ном ухудшении экологической обстановки происходит снижение за­щитных свойств организма и его способности защищаться. Мутагены способ­ствуют образованию в организме так называемых свободных радикалов. Свобод­ные радикалы - соединения кислорода, очень активные молекулы, обладающие высокой способностью взаи­модействовать с другими молекулами. Свободные радикалы необходимы для нормального процесса обмена веществ и энергии в организме.

Если же их становится слишком много в организме, они начинают взаимодействовать не с теми молекулами, с которыми это необходимо для нормальной жизнедеятельности клет­ок. В результате клетки начинают неправильно работать, а из-за этого возникают разные заболевания (нарушения работы сердечнососудистой системы, центральной нервной системы, нарушение процессов пищеварения и онкологические заболевания). Учёные установили, что образование лишних свободных радикалов происходит при попадании в лёгкие вместе с воздухом выхлопных газов автомобилей, табачного дыма, мельчайших частиц асбестовой пыли, при облучении различными видами излучения. Организм обладает большими возможностями для борьбы со сво­бодными радикалами, но не бесконечными. Когда экологиче­ская обстановка ухудшается и уровень загрязнения окружаю­щей природной среды начинает стабильно превышать ПДК, то для усиления возможностей организма про­тивостоять этому ему необходима помощь, увеличение в организме веществ, которые помогали бы ему справиться с действием излишних свободных радикалов. Такие вещества называются
антиоксидантами, то есть - препятствующие окислению.

К антиоксидантам относятся в частности, некоторые витамины и микроэлемен­ты. Из множества ан­тиоксидантов, содержащихся в продуктах и с помощью которых можно усилить защиту организма, особенно важны витамины А, С, Е.

Витамин А содержится в продуктах животного происхождения. Это - сливочное масло, яичный желток, печень, а также во многих растительных пищевых продуктах - морковь, шпинат, салат, петрушка, абрикос и ряд других, содержащие каротин.

В организме из каротина образуется витамин А. Он обеспечивает нормальный рост, участвует в образовании зритель­ных пигментов, нормализу­ет обменные процессы в коже, тканях печени и других органах.

Витамин Е содержится в зеленых частях растений, особенно в мо­лодых ростках злаков. Богаты витамином растительные масла - под­солнечное, хлопковое, кукурузное, арахисовое, соевое. Витамин Е препятствует образо­ванию в большом количестве опасных для организма свободных радикалов, нормализует обмен веществ мышечной ткани.
Витамин С содержится в значительных количествах в продуктах растительного происхождения - плоды шиповника, капуста, черная смородина, лимоны, апельсины и другие фрукты и ягоды. Он участву­ют в окислительно-восстановительных процессах, свертывании крови, углеводном обмене и восстановлении тканей. Витамин С пре­дотвращает разрушение ферментов свободными радикалами, защищает от рака.
Ферменты - биологические вещества, способные во много раз ускорять биохимические реакции.

Необходимо помнить - витамины усваиваются наиболее полно, если их употреблять в комплексе. При этом необходимо иметь в виду, что предпочтительнее наборы природных поливитаминов, встречающиеся в продуктах. Обратите внимание на набор наиболее доступных продуктов растительного происхождения, содержащих витамины А, Е, С.

К сожалению, значительного снижения уровня загрязнения окружаю­щей нас природной среды в ближайшем будущем вряд ли можно ожидать. Тем более важно снизить отрицательное влияние загрязнения на здоровье человека, изменяя образ жизни, повышая общую культуру в области экологической безопасности.
Однако вы устали и прежде чем мы перейдём к определению правил, давайте проведём физкультминутку.
Физкультминутка
Несложные упражнения, которые вы сейчас выполнили, кстати, являются частью правил безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановки и входят в одно из направлений. Итак, первое - усиление возможностей организма противостоять различным опасным для здоровья ве­ществам и факторам окружающей среды, которое можно достичь за счет увеличения в ежедневном пищевом рацио­не продуктов, содержащих витамины А, С и Е. Занятия на свежем воздухе физкультурой или спортом, вообще, высокая двигательная активность. Второе направление - посильный вклад в сохранение окружающей природной среды. Для этого, прежде всего, необходимо сформировать в себе потребность и личную ответственность за сохранение окружающей природной среды, а начинать надо с твоего дома, улицы и деревни, в которой ты живёшь. По­смотрите внимательно на среду, непосредственно окружающую нас. Пластиковые бутылки, банки из-под пива, бытовые отходы всюду. И всё это - дело наших рук! Похоже, мы привыкли жить в своих отходах, но пора понять, что наше здоровье напрямую зависит от чис­тоты дома, наших улиц и городов.

Культура экологической безопасности начинается с выработки в себе внутренних запретов разбрасывать отходы своей жизнедея­тельности вокруг.
Кроме привычки поддерживать доступными способами чистоту окружающей среды, необходимо воспитывать в себе экономное отношение в расходовании в быту электроэнергии, воды и газа. Это тоже способствует сохранению окружающей природной сре­ды, так как если снижается потребление, то снижается производ­ство, а значит, и выбросы.
Третье направление - это умение в повседневной жизни из­бегать мест, где концентрация вредных веществ превышает установ­ленные нормы, либо мест и компаний, где курение, употребление алкоголя и наркотиков считается нормой поведения. О том, что это наносит непоправимый вред здоровью, слышали все. Беда в том, что в настоящее время сформировался несвойст­венный здоровому человеку стиль поведения. Запомните! Начать курить, употреблять алкоголь или наркотики очень просто, бросить - почти невозможно!
Ещё следует помнить, что чем меньше вы проводите времени у те­левизора или за компьютером, тем лучше. Конечно, каждый человек волен выбрать свой стиль поведения сам, но в то же время каждому придется расплачиваться своим здоровьем за неверный выбор.
К тому же, здоровье каждого из нас – это часть здоровья всего общества и нашей родной страны. Если вы прониклись чувством ответственности за сохранение окру­жающей среды, постарайтесь в этом убеждать окружающих. Это необ­ходимо для того, чтобы сохранить нашу планету Земля не только для нас самих, но и для будущих поколений.


3. Закрепление изученного материала.
Преподаватель: А теперь предлагаю проверить полученные вами на этом уроке знания. Сейчас вы выполните небольшое тестовое задание.

1. Как называются вещества, вызывающие наследственные изменения?
а) витамины б) мутагены в) ферменты
2. Какую роль выполняют в организме человека антиоксиданты?
а) ускоряют биохимические процессы б) защищают от излишних свободных радикалов в) помогают переваривать пищу
3. Чем являются для организма витамины А, Е, С?
а) антиоксидантами б) канцерогенами в) ферментами
4. Употребление каких продуктов питания расширяет защитные воз­можности организма при неблагоприятной экологической обста­новке?
а) овощей б) шоколада в) чипсов

5. Что, по вашему мнению, принесёт наибольший урон здоровью?
а) компьютерные игры б) недосыпание в) курение
4. Подведение итогов урока.
Преподаватель: Итак, на сегодняшнем уроке мы познакомились с правилами, соблюдение которых поможет сохранить здоровье при неблагоприятной экологической обстановке.

Домашнее задание.

1.Изучите материал урока.

2.Подберите для себя набор продуктов, в которых присутст­вуют витамины А, С, Е. Запишите, как разум­но внедрить их в рацион.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: