Вопросы к государственному экзамену «Общая и социальная психология»
В соответствии с требованиями, предъявляемыми к итоговой государственной аттестации, на государственном экзамене выпускник должен подтвердить знания в области общепрофессиональных базовых и специальных дисциплин, достаточные для работы в коллективе психологов и профессионального выполнения своих обязанностей, а также для последующего обучения в магистратуре.
Выпускной экзамен служит в качестве средства проверки конкретных функциональных возможностей студента, способности его к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний. В качестве принципа отбора вопросов для итоговой аттестации послужила опора на основные положения общей и социальной психологии, имеющие существенное значение для работы по профессии или продолжения образования в магистратуре. Все вынесенные на экзамен вопросы отражены в программах по общей и социальной психологии, психологии личности, истории и методологии психологии. Некоторые вопросы имеют интегративный характер, что позволяет существенно сократить список вопросов, и, помимо этого, обеспечить проверку целостности восприятия общей и социальной психологии.
1) Предмет, методы и методологические принципы психологии.
2) Место психологии в системе наук о человеке. Специфика научного психологического познания.
3) Уровни методологии психологии
4) Структура психологического знания.
5) Соотношение научного и донаучного этапов развития знания о психике.
6) Психофизиологический подход к изучению психики.
7) Характеристика основных стадий филогенеза психики.
8) Антропогенез психики. Психика и сознание.
9) Концептуальные соотношения индивид- личность - индивидуальность - субъект
10) Проблема детерминации психического. Системность психического отражения у человека.
11) Возникновение, развитие и структура самосознания, жизненный путь личности.
12) Осознаваемые и неосознаваемые явления, проблема бессознательного.
13) Ассоциативная психология, основные итоги её развития.
14) Гештальт - психология, основные направления её развития и их характеристика.
15) Бихевиоризм и необихевиоризм как научные направления общей и социальной психологии.
Теория поля К. Левина в общей и социальной психологии
17) Экзистенциально - гуманистическая психология, основные направления её развития.
18) Основные теоретические подходы к изучению мотивов.
19) Деятельностный подход к анализу мотивационной сферы личности.
20) Онтология человеческой жизни: человек и мир в теории С.Л. Рубинштейна.
21) Закономерности и феноменология мотивации.
22) Традиционные и современные подходы к изучению внимания.
23) Основные модели внимания в когнитивной психологии.
24) Деятельностный подход и основные феномены внимания.
25) Теория обнаружения сигнала: достоинства и недостатки.
Основные характеристики, свойства и критерии внимания
Предвнимание и метавнимание. Исследования Найссера
Понятие об ощущениях, их основные свойства. Ощущения, стимулы и рецепторы.
29) Основные психофизические закономерности.
Прямые и косвенные методы измерения ощущений
31) Восприятие, образ восприятия и образ представления
32) Проблема двойственной природы перцептивного образа
33) Проблема восприятия в гештальттеории, законы гештальта и их эмпирическое подтверждение
34) Теории восприятия Гибсона и Гельмгольца.
Теории восприятия Брунера и Найсера
Роль двигательной активности в развитии ощущений и восприятия
37) Перцептивное действие и перцептивное научение.
38) Специфика восприятия времени и восприятия реального движения.
39) Константность восприятия: теории и исследования
40) Иллюзии и искажения восприятия.
41) Память в сравнении с другими психическими процессами
42) Классические закономерности памяти
43) Оценка ассоциативного подхода к изучению памяти.
44) Репродуктивный и конструктивный аспекты памяти.
45) Проблема схем памяти, их виды и экспериментальные подтверждения.
46) Проблема управления памятью, мнемотехника и летотехника
47) Трехкомпонентная теория памяти.
48) Сенсорный регистр, кодирование и сканирование информации.
49) Характеристика рабочей памяти. Основные методы и результаты ее исследования.
50) Общая характеристика долговременной памяти, физиологические механизмы хранения следа.
51) Личность и автобиографическая и эпизодическая память.
52) Семантическая память и ее связь с мышлением.
53) Исследования памяти в рамках концепции «память - деятельность».
54) Бихевиористский подход к исследованию памяти, «закон эффекта».
55) Основные положения теории построения двигательных навыков по Н.А.Бернштейну.
56) Социальная сущность и функции памяти.
57) Искусственные средства запоминания и их роль в становлении и развитии памяти.
58) Мышление как объект изучения психологии.
59) Основные классификации видов мышления и их анализ.
60) Соотношение творческого и репродуктивного в мышлении.
61) Основные экспериментальные исследования процесса решения творческой задачи.
62) Подход С.Л.Рубинштейна к анализу процессуальной стороны мышления.
63) Мышление как ориентировочно-исследовательская деятельность (теория П.Я.Гальперина).
64) Мышление и целеобразование.
65) Мотивация мыслительной деятельности.
66) Индивидуальные особенности мышления. Понятие о когнитивных стилях. Креативность.
67) Эмоциональная регуляция мышления.
68) Концепции интеллекта и различные представления о его структуре.
69) Факторы, влияющие на успешное решение задачи. Мышление и знания.
70) Осознаваемое и неосознаваемое в мышлении. Интуитивное мышление и интуиция.
71) Язык, речь и мышление.
72) Соотношение структуры языка и сознания. Гипотеза лингвистической относительности.
73) Психологическая структура значения. Методы психосемантики.
74) Виды и функции речи. Внутренняя и эгоцентрическая речь. Исследования внутренней речи.
75) Механизмы и модели порождения и понимания речевого высказывания.
76) Теория интеллекта Ж.Пиаже.
77) Культурно-историческая теория мышления.
78) Мышление в условиях совместной деятельности. Методы повышения эффективности мыслительной деятельности человека.
79) Анализ когнитивного подхода к изучению мышления.
80) Ассоцианизм в психологии мышления.
81) Вюрцбургская школа мышления. Школа Зельца.
82) Проблема мышления в психоанализе.
83) Понимание мышления в бихевиоризме и необихевиоризме.
84) Проблема мышления в гештальтпсихологии
85) Критерии эмоциональных явлений. Классификация эмоций.
86) Основные закономерности эмоций.
87) Физиологические показатели эмоций и проблема детекции лжи.
88) Развитие представлений об эмоциях в психологии.
89). Активационная теория эмоций. Мотивационная теория эмоций.
90). Теория базовых эмоций Томкинса - Изарда.
91). Социально - конструктивная теория эмоций. Коммуникативная теория эмоций.
92) Проблема социальных эмоций человека. Взаимосвязь эмоциональных явлений и социального статуса.
93) Стресс и аффект, их сравнительная характеристика.
94) Любовь и ненависть.
95) Счастье как характеристика личного благополучия человека. Модель связывания результатов со счастьем Макинтоша.
96) Эмоциональный и социальный интеллекты, место в структуре общего интеллекта.
97) Критерии волевого поведения. Подходы и тенденции развития представлений о воле.
98) Основные теории воли.
99) Борьба мотивов и мотивационный конфликт.
100) Двойная мотивация волевого действия.
101) Непроизвольная и произвольная самоинициация.
102) Волевые качества личности и «безвольное» поведение.
103) Психологические учения о сущности человека и личности.
104) Понятия гомеостаза и гетеростаза как основания для классификации теорий личности
105) Психодинамические свойства личности. Значение теории З.Фрейда для современной психологии личности.
106) Индивидуальная психология А. Адлера, понятие о творческом стержне личности.
107) Аналитическая психология К. Юнга, основные типы жизненных ориентаций
108) Культурные и межличностные акценты в изучении личности (Хорни, Салливен).
109) Теория личности с позиций «стимул - реакция» (Халл, Доллард, Миллер).
110) Выготский и культурно-исторические теории личности. Различие подходов Выготского и представителей бихевиоризма.
111) Теория личности К. Роджерса.
112) Движение за человеческий потенциал (теории личности Маслоу, Голдстайна, экзистенциалистов)
113) Теория экзистенциального анализа и логотерапии Франкла.
114)
115) Теория психосинтеза Ассаджиоли.
116) Социально - когнитивная теория Бандуры и Мишела.
117) Проблема самосознания в гуманистической психологии.
118) Учение о человеке и личности в христианской психологии.
119) Связь типов телосложения и психических особенностей как проблема психологического изучения личности
120) Теория темперамента в работах Кречмера и Шелдона.
121) Понимание и измерение темперамента в работах школы Теплова - Небылицина. Работы Русалова.
122) Типологические модели социальных и индивидуальных характеров.
123) Акцентуации характеров (Ганнушкин, Леонгард, Личко).
124) Общение как условие развития личности. Социальное познание.
125) Соотношение роли и личности. Социальная роль как функциональная единица группы.
126) Личность в группе. Социально - психологические качества личности.
127) Современные представления о предмете социальной психологии.
128) Методологические проблемы социально - психологического исследования.
129) Д.Кэмпбелл о квазиэкспериментах в социальной психологии.
130) Категориальная сущность общения. Общение и деятельность.
131) Диалоговая природа психики. Специфика речи как средства коммуникации.
132) Подходы к описанию структуры интеракции. Возможности транзактного анализа.
133) Социальная перцепция, психологические механизмы и эффекты.
134) Каузальная атрибуция как объяснительный принцип, его ограничения.
135) Межличностная аттракция. Психологические особенности дружбы.
136) Проблема группы в социальной психологии и смежных науках
137) Современные исследования о групповом влиянии.
138) Основные направления исследования малых групп.
139) Развитие представлений о феномене конформизма.
140) Лидерство и руководство. Теории лидерства.
141) Групповые решения как групподинамический процесс.
142) «Сдвиг риска» и групповая поляризация.
143) Феномен «группомыслия» И.Джаниса.
144) Соотношение индивидуального и общественного мнения.
145) Теория деятельностного опосредования внутригрупповой активности и психологическая теория коллектива.
146) Феномены внутригрупового фаворитизма и внегрупповой враждебности.
147) Содержание и механизмы социализации.
148) Социальная установка и реальное поведение.
149) Иерархическая структура диспозиций личности.
150) Понятие социальной идентичности.
151) Проблема личности в социальной психологии.
152) Сущность, структура и функции аттитюдов.
153) Психология межгрупповых отношений (основные подходы и исследования).