Роль двигательной активности в развитии ощущений и восприятия




Вопросы к государственному экзамену «Общая и социальная психология»

 

 

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к итоговой государственной аттестации, на государственном экзамене выпускник должен подтвердить знания в области общепрофессиональных базовых и специальных дисциплин, достаточные для работы в коллективе психологов и профессионального выполнения своих обязанностей, а также для последующего обучения в магистратуре.

Выпускной экзамен служит в качестве средства проверки конкретных функциональных возможностей студента, способности его к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний. В качестве принципа отбора вопросов для итоговой аттестации послужила опора на основные положения общей и социальной психологии, имеющие существенное значение для работы по профессии или продолжения образования в магистратуре. Все вынесенные на экзамен вопросы отражены в программах по общей и социальной психологии, психологии личности, истории и методологии психологии. Некоторые вопросы имеют интегративный характер, что позволяет существенно сократить список вопросов, и, помимо этого, обеспечить проверку целостности восприятия общей и социальной психологии.

 

1) Предмет, методы и методологические принципы психологии.

2) Место психологии в системе наук о человеке. Специфика научного психологического познания.

3) Уровни методологии психологии

4) Структура психологического знания.

5) Соотношение научного и донаучного этапов развития знания о психике.

6) Психофизиологический подход к изучению психики.

7) Характеристика основных стадий филогенеза психики.

8) Антропогенез психики. Психика и сознание.

9) Концептуальные соотношения индивид- личность - индивидуаль­ность - субъект

10) Проблема детерминации психического. Системность психического отражения у человека.

11) Возникновение, развитие и структура самосознания, жизненный путь личности.

12) Осознаваемые и неосознаваемые явления, проблема бессознательного.

13) Ассоциативная психология, основные итоги её развития.

14) Гештальт - психология, основные направления её развития и их характеристика.

15) Бихевиоризм и необихевиоризм как научные направления общей и социальной психологии.

Теория поля К. Левина в общей и социальной психологии

17) Экзистенциально - гуманистическая психология, основные направления её развития.

18) Основные теоретические подходы к изучению мотивов.

19) Деятельностный подход к анализу мотивационной сферы личности.

20) Онтология человеческой жизни: человек и мир в теории С.Л. Рубинштейна.

21) Закономерности и феноменология мотивации.

22) Традиционные и современные подходы к изучению внимания.

23) Основные модели внимания в когнитивной психологии.

24) Деятельностный подход и основные феномены внимания.

25) Теория обнаружения сигнала: достоинства и недостатки.

Основные характеристики, свойства и критерии внимания

Предвнимание и метавнимание. Исследования Найссера

Понятие об ощущениях, их основные свойства. Ощущения, стимулы и рецепторы.

29) Основные психофизические закономерности.

Прямые и косвенные методы измерения ощущений

31) Восприятие, образ восприятия и образ представления

32) Проблема двойственной природы перцептивного образа

33) Проблема восприятия в гештальттеории, законы гештальта и их эмпирическое подтверждение

34) Теории восприятия Гибсона и Гельмгольца.

Теории восприятия Брунера и Найсера

Роль двигательной активности в развитии ощущений и восприятия

37) Перцептивное действие и перцептивное научение.

38) Специфика восприятия времени и восприятия реального движения.

39) Константность восприятия: теории и исследования

40) Иллюзии и искажения восприятия.

41) Память в сравнении с другими психическими процессами

42) Классические закономерности памяти

43) Оценка ассоциативного подхода к изучению памяти.

44) Репродуктивный и конструктивный аспекты памяти.

45) Проблема схем памяти, их виды и экспериментальные подтверждения.

46) Проблема управления памятью, мнемотехника и летотехника

47) Трехкомпонентная теория памяти.

48) Сенсорный регистр, кодирование и сканирование информации.

49) Характеристика рабочей памяти. Основные методы и результаты ее исследования.

50) Общая характеристика долговременной памяти, физиологические механизмы хранения следа.

51) Личность и автобиографическая и эпизодическая память.

52) Семантическая память и ее связь с мышлением.

53) Исследования памяти в рамках концепции «память - деятельность».

54) Бихевиористский подход к исследованию памяти, «закон эффекта».

55) Основные положения теории построения двигательных навыков по Н.А.Бернштейну.

56) Социальная сущность и функции памяти.

57) Искусственные средства запоминания и их роль в становлении и развитии памяти.

58) Мышление как объект изучения психологии.

59) Основные классификации видов мышления и их анализ.

60) Соотношение творческого и репродуктивного в мышлении.

61) Основные экспериментальные исследования процесса решения творческой задачи.

62) Подход С.Л.Рубинштейна к анализу процессуальной стороны мышления.

63) Мышление как ориентировочно-исследовательская деятельность (теория П.Я.Гальперина).

64) Мышление и целеобразование.

65) Мотивация мыслительной деятельности.

66) Индивидуальные особенности мышления. Понятие о когнитивных стилях. Креативность.

67) Эмоциональная регуляция мышления.

68) Концепции интеллекта и различные представления о его структуре.

69) Факторы, влияющие на успешное решение задачи. Мышление и знания.

70) Осознаваемое и неосознаваемое в мышлении. Интуитивное мышление и интуиция.

71) Язык, речь и мышление.

72) Соотношение структуры языка и сознания. Гипотеза лингвистической относительности.

73) Психологическая структура значения. Методы психосемантики.

74) Виды и функции речи. Внутренняя и эгоцентрическая речь. Исследования внутренней речи.

75) Механизмы и модели порождения и понимания речевого высказывания.

76) Теория интеллекта Ж.Пиаже.

77) Культурно-историческая теория мышления.

78) Мышление в условиях совместной деятельности. Методы повышения эффективности мыслительной деятельности человека.

79) Анализ когнитивного подхода к изучению мышления.

80) Ассоцианизм в психологии мышления.

81) Вюрцбургская школа мышления. Школа Зельца.

82) Проблема мышления в психоанализе.

83) Понимание мышления в бихевиоризме и необихевиоризме.

84) Проблема мышления в гештальтпсихологии

85) Критерии эмоциональных явлений. Классификация эмоций.

86) Основные закономерности эмоций.

87) Физиологические показатели эмоций и проблема детекции лжи.

88) Развитие представлений об эмоциях в психологии.

89). Активационная теория эмоций. Мотивационная теория эмоций.

90). Теория базовых эмоций Томкинса - Изарда.

91). Социально - конструктивная теория эмоций. Коммуникативная теория эмоций.

92) Проблема социальных эмоций человека. Взаимосвязь эмоциональных явлений и социального статуса.

93) Стресс и аффект, их сравнительная характеристика.

94) Любовь и ненависть.

95) Счастье как характеристика личного благополучия человека. Модель связывания результатов со счастьем Макинтоша.

96) Эмоциональный и социальный интеллекты, место в структуре общего интеллекта.

97) Критерии волевого поведения. Подходы и тенденции развития представлений о воле.

98) Основные теории воли.

99) Борьба мотивов и мотивационный конфликт.

100) Двойная мотивация волевого действия.

101) Непроизвольная и произвольная самоинициация.

102) Волевые качества личности и «безвольное» поведение.

103) Психологические учения о сущности человека и личности.

104) Понятия гомеостаза и гетеростаза как основания для классификации теорий личности

105) Психодинамические свойства личности. Значение теории З.Фрейда для современной психологии личности.

106) Индивидуальная психология А. Адлера, понятие о творческом стержне личности.

107) Аналитическая психология К. Юнга, основные типы жизненных ориентаций

108) Культурные и межличностные акценты в изучении личности (Хорни, Салливен).

109) Теория личности с позиций «стимул - реакция» (Халл, Доллард, Миллер).

110) Выготский и культурно-исторические теории личности. Различие подходов Выготского и представителей бихевиоризма.

111) Теория личности К. Роджерса.

112) Движение за человеческий потенциал (теории личности Маслоу, Голдстайна, экзистенциалистов)

113) Теория экзистенциального анализа и логотерапии Франкла.

114)

115) Теория психосинтеза Ассаджиоли.

116) Социально - когнитивная теория Бандуры и Мишела.

117) Проблема самосознания в гуманистической психологии.

118) Учение о человеке и личности в христианской психологии.

119) Связь типов телосложения и психических особенностей как проблема психологического изучения личности

120) Теория темперамента в работах Кречмера и Шелдона.

121) Понимание и измерение темперамента в работах школы Теплова - Небылицина. Работы Русалова.

122) Типологические модели социальных и индивидуальных характеров.

123) Акцентуации характеров (Ганнушкин, Леонгард, Личко).

124) Общение как условие развития личности. Социальное познание.

125) Соотношение роли и личности. Социальная роль как функциональная единица группы.

126) Личность в группе. Социально - психологические качества личности.

127) Современные представления о предмете социальной психологии.

128) Методологические проблемы социально - психологического исследования.

129) Д.Кэмпбелл о квазиэкспериментах в социальной психологии.

130) Категориальная сущность общения. Общение и деятельность.

131) Диалоговая природа психики. Специфика речи как средства коммуникации.

132) Подходы к описанию структуры интеракции. Возможности транзактного анализа.

133) Социальная перцепция, психологические механизмы и эффекты.

134) Каузальная атрибуция как объяснительный принцип, его ограничения.

135) Межличностная аттракция. Психологические особенности дружбы.

136) Проблема группы в социальной психологии и смежных науках

137) Современные исследования о групповом влиянии.

138) Основные направления исследования малых групп.

139) Развитие представлений о феномене конформизма.

140) Лидерство и руководство. Теории лидерства.

141) Групповые решения как групподинамический процесс.

142) «Сдвиг риска» и групповая поляризация.

143) Феномен «группомыслия» И.Джаниса.

144) Соотношение индивидуального и общественного мнения.

145) Теория деятельностного опосредования внутригрупповой активности и психологическая теория коллектива.

146) Феномены внутригрупового фаворитизма и внегрупповой враж­дебности.

147) Содержание и механизмы социализации.

148) Социальная установка и реальное поведение.

149) Иерархическая структура диспозиций личности.

150) Понятие социальной идентичности.

151) Проблема личности в социальной психологии.

152) Сущность, структура и функции аттитюдов.

153) Психология межгрупповых отношений (основные подходы и исследования).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: