Тема 12. Закупки бюджетных учреждений
В соответствии с частями 1.2 ст. 15 Закона о контрактной системе бюджетное учреждение может осуществлять закупки, используя два режима:
1. Закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетной системы РФ, на выполнение государственных (муниципальных) заданий.
2. При наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и размещенного до начала года в единой информационной системе:
1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в порядке, установленном законодательством РФ; субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ);
2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта соисполнителей (субподрядчиков);
3) за счет средств, полученных при осуществлении иной приносящей доход деятельности от физических и юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию)
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ).
Чтобы осуществлять закупки, заказчику необходимо утвердить и разместить в ЕИС правовой акт, регламентирующий закупочную деятельность заказчика, – Положение о закупке. В течение соответствующего года заказчик может вносить изменения в Положение, но он не вправе изменить решение о выборе режима закупок. В Положении о закупке обязательно должны быть подробно описаны: порядок подготовки и проведения процедур закупок, способы закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров (ч. 2 ст. 2 Закона о закупках).
Структура Положения о закупках включает следующие параметры:
· термины и определения;
· область использования;
· последовательность подготовки процедур закупки;
· способы закупки;
· требования к участникам закупки;
· содержание извещения и документации о закупке;
· условия применения и порядок проведения процедур закупки;
· порядок заключения и исполнения договора.
Принятие решения об осуществлении закупок в соответствии с Положением
обязывает заказчика:
1) утвердить и разместить в ЕИС Положение о закупке;
2) запланировать закупки на год вперед (по инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственным средствам – с 1 января 2015 г. - на период от пяти до семи лет);
3) каждый раз при осуществлении закупки размещать информацию в ЕИС;
4) в течение трех рабочих дней вносить информацию о заключении договора, в течение десяти рабочих дней – об изменении и исполнении договора в реестр договоров;
5) отчитываться о закупках. В соответствии с ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, размещает в единой информационной системе сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных по результатам:
закупки товаров (продукции, работ, услуг);
закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства Российской Федерации в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ;
закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Планирование закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона о закупках заказчик размещает план закупки на срок не менее года. Исключение – планы закупки инновационной продукции и высокотехнологичной продукции. Закон о закупках не содержит указаний на критерии отнесения товаров к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции. Критерии закупки такой продукции устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в отдельной сфере деятельности. Примеры такой практики являются следующие НПА уполномоченных органов:
приказ Минкомсвязи России от 10.10. 2013 № 286 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции»;
приказ МЧС РФ от 14.12.2012 № 768
«Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции»;
приказ Минпромторга РФ от 01.11. 2012 N 1618
"Об утверждении критериев отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции по отраслям, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации";
приказ Министерства здравоохранения РФ от 31 июля 2013 г. № 514н “Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции”;
приказ Министерства образования и науки РФ от 1 ноября 2012 г. N 881 "Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции";
приказ Федеральной миграционной службы (ФМС) России от 15 апреля 2014 г. N 330 г. Москва "Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции".
План закупок бюджетного учреждения разрабатывается по форме согласно постановлению Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. N 932 "Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана":
план содержит информацию о закупках на каждый месяц и квартал соответствующего года;
план формируется в виде единого документа в электронном формате, обеспечивающем возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускающем возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра.
Относительно содержания плана закупок устанавливаются следующие требования:
в план закупки не включаются сведения о закупке товаров, составляющие государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора, а также сведения о закупке, по которой принято решение Правительства Российской Федерации;
в план закупки могут не включаться сведения о закупке товаров в случае, если их стоимость не превышает 100 тыс. рублей, а в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. рублей, - сведения о закупке товаров, стоимость которых не превышает 500 тыс. рублей.