заместитель председателя Комитета И.А. Асланян




С уважением,

 

 

А.В. Грубская

576-18-36


Приложение №1 к письму

от _____________ № _____________

 

 

Инструктивно-методическое письмо

«О формировании учебных планов образовательных организаций

Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные

программы, на 2017/2018 учебный год»

 

 

1. Общие положения

 

1.1. Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся.

1.2. Учебные планы образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего
и среднего общего образования (далее – образовательные организации), формируются
в соответствии с требованиями:

Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004);

Федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации
от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (далее – ФКГОС) (для VIII-XI (XII) классов);

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования)
(для V-VII классов образовательных организаций, а также для VIII-IX классов образовательных организаций, участвующих в апробации ФГОС основного общего образования в 2017/2018 учебном году);

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;

федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253;

перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699;

Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения
в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10);

распоряжения Комитета по образованию от 14.03.2017 № 838-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2017/2018 учебном году»;

распоряжения Комитета по образованию от 20.03.2017 № 931-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2017/2018 учебный год».

1.3. Учебный план является частью образовательной программы образовательной организации. Образовательные организации разрабатывают образовательные программы
в соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования и с учетом примерных основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, в соответствии с ФКГОС и ФБУП-2004.

Примерный учебный план образовательных организаций на 2017/2018 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10, и предусматривает:

4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования для I-IV классов;

5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования для V-IX классов;

2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего образования для X-XI классов.

Нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего образования может быть увеличен в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные программы в очно-заочной и заочной формах (X-XII классы).

1.4. Учебный год в образовательных организациях начинается 01.09.2017.

Начало учебного года может переноситься образовательной организацией
при реализации общеобразовательной программы в очно-заочной форме не более чем
на один месяц, в заочной форме обучения – не более чем на три месяца.

Для профилактики переутомления обучающихся в календарном учебном графике рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени
и каникул.

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана образовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.2821-10. Организация профильного обучения в X-XI (XII) классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения должна предшествовать профориентационная работа.

Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение недельной недели.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:

для обучающихся 1-х классов – 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;

для обучающихся 2-4 классов – 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;

для обучающихся 5-7 классов – не более 7 уроков;

для обучающихся 8-11 классов – не более 8 уроков.

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во II-III классах –
1,5 ч., в IV-V классах – 2 ч., в VI-VIII классах – 2,5 ч., в IX-XI классах – до 3,5 ч.

1.5. Обучение в первых классах осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

учебные занятия проводятся по пятидневной учебной неделе и только в первую смену;

использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май – по 4 урока по 45 минут каждый);

рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

Использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии осуществляется следующим образом. В сентябре-октябре четвертый урок и один раз в неделю пятый урок (всего 48 уроков) следует проводить в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, уроки-театрализации, уроки-игры. Содержание нетрадиционных уроков должно быть направлено на развитие и совершенствование движения обучающихся. Уроки
в нетрадиционной форме распределяются в соответствии с рабочими программами учителей следующим образом: 24 урока физической культуры и 24 урока по другим учебным предметам, в том числе: 4-5 экскурсий по окружающему миру, 3-4 экскурсии
по изобразительному искусству, 4-6 нетрадиционных занятий по технологии; 4-5 уроков-театрализаций по музыке, 6-7 уроков-игр и экскурсий по математике (кроме уроков русского языка и литературного чтения).

Режим работы по пятидневной или шестидневной учебной неделе определяется образовательной организацией в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10.

В I-IV классах допускается только пятидневная учебная неделя (при соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно СанПиН 2.4.2.2821-10).

В V-VII классах рекомендуется организация обучения в условиях пятидневной учебной недели (при соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно СанПиН 2.4.2.2821-10).

Организация обучения в условиях пятидневной учебной недели возможна в V-VII классах образовательных организаций, реализующих образовательную программу, обеспечивающую углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей, при использовании учебной и внеурочной деятельности в соответствии
с образовательной программой образовательной организации.

1.6. В целях реализации основных общеобразовательных программ в соответствии
с образовательной программой образовательной организации осуществляется деление классов на две группы:

при реализации основных общеобразовательных программ начального общего
и основного общего образования при проведении учебных занятий по «Иностранному языку» (II-IX классы), «Технологии» (V-IX классы), а также по «Информатике и ИКТ», «Физике» и «Химии» (во время проведения практических занятий) при наполняемости
VII-IX классов 25 и более человек;

при реализации основных общеобразовательных программ среднего общего образования при проведении учебных занятий по «Иностранному языку», «Технологии», «Физической культуре», а также по «Информатике и ИКТ», «Естествознанию», «Физике»
и «Химии» (во время проведения практических занятий) при наполняемости класса
25 и более человек.

При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов
с меньшей наполняемостью, при проведении занятий по другим учебным предметам, а также
для организации профильного обучения в X-XI (XII) классах, в том числе изучения элективных учебных предметов. По согласованию с главными распорядителями средств бюджета допускается деление классов на три группы при реализации образовательных программ, обеспечивающих углубленное изучение иностранных языков (при изучении первого, основного иностранного языка), в гимназиях и образовательных организациях
с углубленным изучением иностранного языка, начиная со II класса. Также по согласованию с главными распорядителями средств бюджета допускается деление класса на группы
при проведении занятий по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» при выборе родителями (законными представителями) обучающихся двух и более модулей.

Рекомендуется деление IX классов на группы при организации предпрофильной подготовки.

При составлении учебного плана образовательной организации индивидуальные, групповые, факультативные занятия учитываются при определении максимально допустимой аудиторной нагрузки обучающихся согласно СанПиН 2.4.2.2821-10.

1.7. При организации обучения в очно-заочной и (или) заочной формах учебные планы должны быть основаны на требованиях ФГОС начального общего и основного общего образования или ФБУП-2004. Уменьшать количество обязательных учебных предметов запрещено. Соотношение часов классно-урочной и самостоятельной работы обучающихся определяется образовательной организацией самостоятельно.

Если учебный предмет изучается в рамках самостоятельной работы обучающихся,
в годовом учебном плане образовательной организации должны быть предусмотрены часы для проведения промежуточной и(или) итоговой аттестации обучающихся.

1.8. Образовательные организации для использования при реализации образовательных программ выбирают:

учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253);

учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699).

Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:

не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного
для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основных общеобразовательных программ;

не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основных общеобразовательных программ.

1.9. Учебная нагрузка педагогических работников определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».

При определении учебной нагрузки педагогических работников учитывается вся учебная нагрузка, предусмотренная образовательной программой образовательной организации. Нагрузка педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, при тарификации педагогических работников устанавливается
как педагогическая нагрузка по основной должности. Оплата труда педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, устанавливается с учетом всех коэффициентов конкретного педагогического работника. Часы коррекционно-развивающих занятий, определенные образовательной программой образовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы, также подлежат тарификации.

 


2. Начальное общее образование

 

2.1. Примерный годовой учебный план начального общего образования

(пятидневная учебная неделя)

 

Предметные области Учебные предметы Количество часов в год[1] Всего
I II III IV
Обязательная часть
Русский язык и литературное чтение Русский язык          
Литературное чтение          
Иностранный язык Иностранный язык          
Математика и информатика Математика          
Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Окружающий мир          
Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики - - -    
Искусство Музыка          
Изобразительное искусство          
Технология Технология          
Физическая культура Физическая культура          
  Итого:          
Часть, формируемая участниками образовательных отношений          
Максимально допустимая недельная нагрузка          

 

2.2. Примерный недельный учебный план начального общего образования

(пятидневная учебная неделя)

 

Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Всего
I II III IV
Обязательная часть
Русский язык и литературное чтение Русский язык          
Литературное чтение          
Иностранный язык Иностранный язык          
Математика и информатика Математика          
Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Окружающий мир          
Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики - - -    
Искусство Музыка          
Изобразительное искусство          
Технология Технология          
Физическая культура Физическая культура          
  Итого:          
Часть, формируемая участниками образовательных отношений          
Максимально допустимая недельная нагрузка          

 

Примечание к пунктам 2.1 и 2.2:

Основная образовательная программа начального общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов. Формы организации образовательной деятельности, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательная организация.

Учебный план и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы. Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение
по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации обучающихся.

Примерный учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое
на их изучение по классам (годам) обучения.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано:

на проведение учебных занятий для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;

на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

Организация образовательной деятельности по основной образовательной программе начального общего образования может быть основана на дифференциации содержания
с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной образовательной программы начального общего образования.

Углубленное изучение отдельных учебных предметов организуется в условиях пятидневной учебной недели (при соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно СанПиН 2.4.2.2821-10).

Часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений (1 час
в неделю), в I-IV классах рекомендуется использовать на изучение учебного предмета «Русский язык».

Во II-IV классах образовательных организаций, обеспечивающих углубленное изучение учебных предметов, предметных областей, 1 час в неделю части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, рекомендуется использовать
для реализации образовательной программы, обеспечивающей углубленное изучение учебных предметов, предметных областей. В этом случае рекомендуется организовать курсы внеурочной деятельности, поддерживающие изучение русского языка, в рамках образовательной программы образовательной организации.

В учебный план IV класса включен 1 час в неделю (34 часа в год) на изучение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ). Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся. Выбор фиксируется протоколами родительских собраний
и письменными заявлениями родителей (законных представителей) обучающихся.
На основании произведенного выбора формируются учебные группы вне зависимости
от количества обучающихся в каждой группе. Возможно формирование учебных групп
из обучающихся нескольких классов или формирование учебных групп из обучающихся нескольких образовательных организаций в рамках сетевого взаимодействия.

Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов.

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей
с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.

Дополнительно:

План внеурочной деятельности образовательной организации определяет состав
и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности
для обучающихся при получении начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации.

Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.


3. Основное общее образование

 

3.1. Примерный учебный план образовательных организаций, реализующих образовательную программу основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, в Санкт-Петербурге реализуется:

в V-VII классах всех образовательных организаций;

в VIII-IX классах образовательных организаций, участвующих в апробации ФГОС основного общего образования в 2017/2018 учебном году.

 

3.2. Примерный годовой учебный план основного общего образования

 

Предметные области Учебные предметы Количество часов в год[2] Всего
V VI VII VIII IX
Обязательная часть
Русский язык и литература Русский язык            
Литература            
Иностранные языки Иностранный язык            
Математика и информатика Математика            
Алгебра            
Геометрия            
Информатика            
Общественно-научные предметы История            
Обществознание            
География            
Естественнонаучные предметы Физика            
Химия            
Биология            
Искусство Музыка       34*   136*
Изобразительное искусство       34*   136*
Технология Технология            
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Основы безопасности жизнедеятельности         34* 68*
Физическая культура            
  Итого:            
Часть, формируемая участниками образовательных отношений при шестидневной учебной неделе            
Максимально допустимая недельная нагрузка при шестидневной учебной неделе            
Часть, формируемая участниками образовательных отношений при пятидневной учебной неделе            
Максимально допустимая недельная нагрузка при пятидневной учебной неделе            

 


3.3. Примерный недельный учебный план основного общего образования

 

Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Всего
V VI VII VIII IX
Обязательная часть
Русский язык и литература Русский язык            
Литература            
Иностранные языки Иностранный язык            
Математика и информатика Математика            
Алгебра            
Геометрия            
Информатика            
Общественно-научные предметы История            
Обществознание            
География            
Естественнонаучные предметы Физика            
Химия            
Биология            
Искусство Музыка       1*   4*
Изобразительное искусство       1*   4*
Технология Технология            
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Основы безопасности жизнедеятельности         1* 2*
Физическая культура            
  Итого:            
Часть, формируемая участниками образовательных отношений при шестидневной учебной неделе            
Максимально допустимая недельная нагрузка при шестидневной учебной неделе            
Часть, формируемая участниками образовательных отношений при пятидневной учебной неделе            
Максимально допустимая недельная нагрузка при пятидневной учебной неделе            

 

* В соответствии с образовательной программой образовательной организации.

 

Примечание к пунктам 3.2 и 3.3:

Учебный план основного общего образования обеспечивает введение в действие
и реализацию требований ФГОС основного общего образования, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). Основная образовательная программа основного общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов.

Учебный план образовательной организации должен предусматривать возможность введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся.

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей
с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.

Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов.

Примерный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, может предусматривать (при наличии учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования):

увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;

введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы
и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;

другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся.

В целях сохранения преемственности при изучении учебного предмета «Обществознание», а также при наличии учебников с V класса, изучение данного учебного предмета возможно организовать с V класса, используя 1 час в неделю части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, или внеурочной деятельности образовательной программы образовательной организации

Учитывая сложившиеся традиции петербургского образования, рекомендуется в V-IX классах использовать учебные часы части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, для изучения истории и культуры Санкт-Петербурга. Также рекомендуется изучение в V-VII, IX классах основ безопасности жизнедеятельности в целях формирования современной культуры безопасности жизнедеятельности и убеждения
в необходимости безопасного и здорового образа жизни.

Изучение учебных курсов «История и культура Санкт-Петербурга» в V-IX классах
и «Основы безопасности жизнедеятельности» в V-VII, IX классах возможно в рамках отдельных учебных предметов учебного плана, модулей различных учебных предметов
или занятий внеурочной деятельности образовательной программы образовательной организации.

Организация образовательной деятельности по основным образовательным программам основного общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной образовательной программы основного общего образования.

Углубленное изучение отдельных учебных предметов может быть организовано
в V-VII классах как в условиях пятидневной учебной недели, так и в условиях шестидневной учебной недели (при соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно СанПиН 2.4.2.2821-10). Для реализации образовательной программы, обеспечивающей углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей, в V-VII классах используются часы части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Организация обучения в условиях пятидневной учебной недели возможна при использовании часов учебной и внеурочной деятельности в соответствии с образовательной программой образовательной организации.

На изучение учебного предмета «Иностранный язык» предусмотрено на базовом уровне 3 часа в неделю. При изучении учебного предмета «Иностранный язык»
на углубленном уровне количество учебных часов увеличивается на 1-4 часа в неделю.

Количество изучаемых иностранных языков, в том числе в образовательных организациях с углубленным изучением иностранного языка и гимназиях, устанавливается по выбору образовательной организации. В случае выбора учебного предмета «Второй иностранный язык» на его изучение предусматривается не менее 2 часов в неделю за счет части, формируемой участниками образовательных отношений.

Изучение учебного предмета «Технология» в V-VIII классах построено по модульному принципу с учетом возможностей образовательной организации. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ учебного предмета «Технология» изучается в рамках следующих направлений: «Индустриальные технологии» («Технол<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: