Харт Дефау, Роберт Свобода – Джиотиш: Введение в индийскую астрологию 1 глава




 

Оглавление

 


Предисловие 8

Введение 11

 

Глава 1. Происхождение джйотиша 16

Устное против письменного 16

Веда, веданга, видья 17

Вечная религия 19

Миф и наблюдение 21

Обучающие легенды 23

«Ветви» (разделы) джйотиша 26

Школы и направления джйотиша 32

 

Глава 2. Философия джиотиш 39

Санскрит 39

Философия санкхья 41

Карма и джиотиш 45

Хитросплетения кармы 50

Способы коррекции 53

Грахи 55

Ишта девата 57

Джиотиш в действии 60

 

 

Глава 3. Астрономические основы джйотиша 64

Зодиак 64

Айянамша 67

Движение планет 69

Дома гороскопа 72

Как начертить гороскоп 73

 


 

Роберт Свобода прожил в Индии около пятнадцати лет. Окончив в 1980 г. Тилакский Аюрведический колледж при университете г. Пуна, он стал и до сего дня остается единственным врачом с Запада, получившим официальную лицензию на медицинскую практику в рамках аюрведы. С той поры он много путешествовал, читая лекции и проводя семинары по аюрведе и смежным областям знания. Из большого числа написанных им книг три посвящены аюрведе: «Пракрита: Ваша аюрведическая конституция», «Секреты аюрведы» и «Аюрведа: жизнь, здоровье и долголетие». Им разработана образовательная программа «Аюрведа: курс заочного обучения». Его книги из трилогии «Агхора» дают представление о малоизвестных тантрических традициях его учителя Вималананды. Именно Вималананда был первым, кто подвиг его к изучению джйотиша; с тех пор он непрерывно продолжал это изучение под руководством многих специалистов в этой области, включая, в том числе, второго автора этой книги, Харта Дефау. В настоящее время Р. Свобода является сотрудником Аюрведичес-кого института в г. Альбукерке, штат Нью-Мексико, и, разъезжая с лекциями по всему земному шару, делит свое время между Северной Америкой, Индией и остальным миром.

Харт Дефау изучает и практикует ведическую астрологию с 1968 года. Он усердно занимался в течение пятнадцати лет со своим индийским учителем ведической астрологии, познакомившим его и с другими компонентами классической культуры Индии. После 1988 г. он много путешествовал по всему миру — его приглашают в различные страны для чтения лекций, проведения семинаров и консультаций. Он многократно выступал с интересными и яркими докладами на международных конференциях. Харт Дефау ведет постоянный лекционный курс в Аюрведичес-ком институте Нью-Мексико и на протяжении ряда лет является членом ученого совета этого института.

 

 

Посвящение

 

Присоединяясь к череде поколений джйотиши, мы смиренно взываем к милости и благословению несравненного Ганеши, Того, Кто устраняет препятствия, Бога джйотиша и Божественного Покровителя писцов. В той мере, в какой Ганеша посчитает возможным принять этот наш скромный труд, в той самой мере и будет он способствовать сохранению и распространению небесной мудрости джйотиша.

Мы благодарим наших гуру, и превыше всех фантастически одаренного и знающего Мантриджи, того, кто заронил в нас семя джйотиша и взращивал его в течение многих лет. Несмотря на то что он, по своей великой скромности, предпочитает всегда оставаться в тени, эта работа посвящена прежде всего ему. Без его руководства мы были бы просто раздавлены величием джйотиша!

Я, Харт Дефау, приношу самую нежную благодарность моей жене Алете, служившей мне надежной опорой на протяжении последних двадцати лет, пока я гонялся за своей мечтой. Без ее практической поддержки в «окопах» жизни я до сих пор оставался бы в плену своих снов!

 

 

Благодарности

Нашим издателям, благодаря которым вы держите в руках эту книгу.

Всем тем, кто оказал нам помощь в работе над книгой, в особенности Фреду Смиту, доктору философии, за его ценные критические замечания по ходу чтения рукописи.

Всем тем, кто был нашими клиентами и спонсорами все эти годы, слишком многочисленным, чтобы быть упомянутыми по отдельности или даже просто перечисленными. Вы сами поймете, что речь здесь идет о вас, и мы благодарны вам всем за вашу помощь!

Предисловие

 

 

Джиотиш — санскритское слово, возникшее от двух корней: «jyoti», означающего свет, и «isha» — «Бог» или «божество». Таким образом, «джиотиш» буквально означает «Бог света», под которым подразумеваются Солнце, Луна, звезды и планеты. Это наука, занимающаяся изучением небесных светил и того, как они влияют на жизнь человека. Слова «атма джйоти парама дха-ма» означают, что атма (душа), или чистое сознание, является в то же время и светом и что каждый должен стремиться достичь этого света жизни с помощью джйотиша. Джиотиш помогает в достижении четырех главных целей человеческой жизни. Эти четыре цели — дхарма (религиозная заслуга), артха (приобретение материальных ценностей), кама (земные удовольствия) и мокша (освобождение). Законы джйотиша управляют не только жизнью отдельного человека, но и всеми событиями, происходящими в мире. Изучать влияние света на всякую живую или неживую вещь — основная задача науки джиотиш. Принятое на Западе слово «астрология» имеет, в сущности, те же корни: «астро» означает «звезды» (источники света), а «логос» — «наука». Все во Вселенной перемещается и изменяется, а всякое перемещение совершается во времени. Звезды суть светящиеся тела, излучающие энергию в космическое пространство. Лучи света исходят от звезд и планет, окруженных своими собственными магнитными и гравитационными полями, и эти поля оказывают влияние на характер свечения. Земля получает от них этот свет. Согласно старинным представлениям джиотиш-шастры («шастра» означает «священное писание»), Сатурн есть наиболее отдаленное планетарное тело, влияющее на Землю, Луна же — самое близкое. Солнце считается душой нашей Солнечной системы. Эти энергии света, идущие от Солнца, Луны, планет и звезд, каждая по отдельности, влияют на физическое, умственное и духовное состояние всех живых и неживых существ, а равно и на особенности их окружения. Тот же свет озаряет и темную пропасть отдаленного будущего. (Не забывайте о том, что свет от многих звезд начал свое странствие миллионы лет назад!) Древняя наука джиотиш

учит нас, как, используя точные математические вычисления, определять положение (в прошлом, настоящем и будущем) небесных тел, с тем чтобы предсказывать будущее отдельных лиц и судьбы наций, империй и государств, войны, революции и другие события, происходящие на Земле.

Джиотиш исходит из представления о том, что человек — дитя космоса. Как учит нас аюрведа, каждый человек отличается своим особым типом строения тела, именуемым пракрути1. Наряду с этим джиотиш наделяет каждого человека особой индивидуальной планетной конституцией. Этим сочетанием планет определяются все без исключения психосоматические качества индивидуума. Уникальный набор свойств каждого человека всецело зависит от времени и места его физического рождения. Поэтому очень важно, например, составить кундали (астрологическую карту) личной совместимости партнеров перед вступлением в брак, с тем чтобы заранее привнести ясность и устойчивость в семейные отношения, обеспечить гармонию и успех в супружеской жизни. Людям следует заблаговременно планировать время зачатия детей, строительства дома, начала любого важного дела, исходя из наиболее благоприятного расположения планет.

Доктор Васант Лад предпочитает употреблять именно такую форму — «пракрути»; в дальнейшем в книге будет использоваться более широко распространенное написание этого слова — «пракрити». (Прим. перев.)

Подобно тому как несбалансированность телесной доши порождает болезнь, нежелательное воздействие некоторых планет тоже может вызывать расстройство здоровья. В соответствии с учением аюрведы каждый индивидуум имеет семь тканей в составе тела, и все они, согласно учению джиотиш, находятся под управлением разных планет. Например, Солнце контролирует сознание и глаза, Луна управляет душой, Меркурий — разумом, Юпитер определяет процесс познания; Марс имеет отношение к крови и печени, Сатурн к нервно-мышечной системе, Венера управляет репродуктивной системой и художественным талантом. Джиотиш может быть соотнесен с различными разделами медицины, такими как астрофизиология, психология, этиология, патология, семиотика (учение о симптомах болезней) и терапия. Подобно любой другой ведической дисциплине, изучение джйотиша предполагает непременное руководство и благословение со стороны гуру (человека, в совершенстве овладевшего данным предметом): лишь при этом условии к ученику придет глубинное понимание, позволяющее читать и интерпретировать астрологическую карту, составленную в соответствии с традициями джйотиша. Эта замечательная наука исцеления может оказаться полезной при выборе минералов, драгоценных камней или металлов, способных компенсировать нежелательное действие планет. Джиотиш указывает дни, подходящие для поста, что также помогает смягчить эти отрицательные воздействия. Он поможет выбрать подходящую для вас мантру, укажет, какому из аспектов божества надлежит поклоняться, когда и как проводить ягью (ритуал поклонения огню) и различные духовные ритуалы с целью нейтрализовать нежелательные кармические и планетарные эффекты.

 

В истинном смысле слова, наука джиотиш описывает человека в его целостности и единстве, стремясь подарить ему здоровье, счастье и гармонию в его личной и деловой жизни. Харт Дефау и Роберт Свобода создали изумительную книгу, способную стать для читателя практическим руководством к тому, чтобы внести свет и любовь в его жизнь.

 

Доктор Васант Лад, директор Аюрведического института Нью-Мексико, август 1994 г.

 

Введение

 

 

Время и место являют собой фундаментальные измерения существования. Мы можем легко упустить свой счастливый шанс, каким бы верным он ни представлялся, если окажемся в нужном месте, но в неподходящее время или, наоборот, окажемся в нужное время в «неправильном» месте. Следовательно, каждому из нас не мешало бы получше разобраться в особенностях того времени и места, где мы живем, с тем чтобы лучше понимать, кто мы такие, откуда пришли и в каком направлении движемся. Для того чтобы лучше понять то время и место, где мы находимся, мы можем прибегнуть к тем или иным методам предсказаний, приоткрывающим завесу над непознанным через построение цепочек причин и следствий, не всегда очевидных для обыкновенного наблюдателя.

Более точное написание и произношение санскритского слова — jyautishya (джьяутишья). В настоящее время в англоязычных странах, и в России по их образцу, принята более простая форма «джиотиш» (или «джьотиш»). По-английски это слово чаще всего пишется с заглавной буквы; мы же, по крайней мере в данном издании, начинаем его со строчной «д», поскольку речь идет 0 названии науки или области знаний. (Прим. перев.)

Джиотиш2 (буквально — «Божественный Свет», или, иначе говоря, «наука для изучения Света») — это предсказательная система, традиционная для Индии. Иногда о ней говорят — чаще всего вне Индии — как об «индусской» или «ведической» астрологии. Джиотиш создает такую модель реального мира, которая, истолковывая картину мироздания, наблюдаемую во время какого-либо события, тем самым дает возможность проникнуть в самую суть этого события, понять его глубинную природу. Так как ни одна модель не является абсолютно точной копией реальности, а лишь отображает те или иные ее стороны, постигаемые на основе опыта, было бы ошибкой ожидать от нее непогрешимо точного предсказания. Самое большее, на что она способна, это представить более или менее верную догадку насчет отображаемых ею свойств объекта. Чем лучше модель, тем вернее она способна представить действительность. Всякий раз, когда модель прекращает адекватно отражать действительность, она должна быть усовершенствована. Индия, единственная из великих цивилизаций мира, разработала и довела до совершенства множество разных моделей предсказания, пронеся их без потерь сквозь свою многовековую историю. Ее многообразные астрологические системы со временем слились воедино, образовав сложное, многоплановое и невероятно притягательное живое учение.

 

Джиотиш НА ЭКСПОРТ

Одна из причин того, почему астрология стала неотъемлемой частью религиозного и культурного опыта Индии, это то, что очень немногие из моделей человеческого опыта описывают прошлое, настоящее и будущее с такой же широтой видения и столь разнообразными способами, как это делает джиотиш. Джиотиш — такая же составная часть жизни простых людей в Индии, как и молитвы, свадебные церемонии, крещение3 и другие обряды, время свершения которых принято назначать не иначе, как сообразуясь с указаниями джйотиша. Столь огромное значение джйотиша для его родной земли заставляет кое-кого думать, что извлекать из него пользу могут исключительно индусы, а для всех прочих это знание слишком чуждо, чтобы прилагать его к своей жизни. На самом же деле джиотиш — намного более универсальная модель, применимая куда как более широко, по сравнению со многими другими видами предсказаний. Джиотиш столь же легко может быть приспособлен к западным условиям жизни, как и многие «экзотические» виды лечения — вспомним, для примера, акупунктуру, — при условии, что ее общие принципы будут правильно и последовательно осмыслены.

Речь, конечно, идет не о христианском крещении, но об аналогичном обряде индуизма. (Прим. ред.)

Эта книга даст вам солидную теоретическую базу для изучения джйотиша. Путем упражнений вы сможете дополнить ее своим личным опытом, и, если этот опыт приведет к тому, что джиотиш станет для вас образом жизни, тогда уже вы сможете приступить к практическому обучению, которое можно проводить только под руководством традиционного специалиста в области джйотиша. Ведь если отдельные факты можно передать через книги, то система джиотиш как живое единство может быть передана только от учителя, джйотиши (ученого, знатока джйотиша), который в свое время также получил искру божественного огня от своего собственного наставника: так от одного факела зажигается другой, поколение за поколением.

 

Поскольку подробное изучение основ джйотиша есть необходимое условие того, чтобы это новое знание воспламенило вас, подобно факелу, одна из целей этой книги состоит в том, чтобы попытаться помочь тем, кто хотел бы ознакомиться с этой традиционной системой предсказаний, но лишен такой возможности из-за явно недостаточного количества приемлемых изданий джйотиша на английском языке. В этой книге сохранено большое количество санскритской терминологии, ибо некоторые слова и понятия санскрита просто не имеют прямого перевода на английский язык. Джиотиш имеет свой собственный строго определенный технический словарь, позволяющий быстро и точно соотнести астрологические понятия с их содержанием. В самом деле, не проще ли заучить несколько простых слов, таких как «граха», «раши» и «бхава», чем мучиться всякий раз, подыскивая для них английские эквиваленты? Сегодня переводчики находятся в несколько более выгодном положении, чем их собратья в прежние времена, поскольку многие термины из санскрита, как, например, «йога», «карма», «пандит», «чакра», «веданта», уже обрели гражданство в английском языке. Все эти слова вы встретите и в нашей книге, а термины «граха» (планета), «раши» (созвездие) и «бхава» (дом) будут использоваться в ней наравне с их английскими эквивалентами.

Тем не менее, если даже предположить, что все классические тексты джйотиша переведены на современный английский язык, они по-прежнему будут скорее смущать новичка, чем прояснять для него что-либо, — по той причине, что они не были задуманы как пособия для самообучения. Все индийские тексты писались с учетом того, что изучение их будет происходить под руководством гуру, который вдохнул бы в эти писания жизнь, и лишь тогда они стали бы понятны ученику.

Однако современный западный читатель, как правило, лишен возможности прибегнуть к помощи гуру; поэтому данная книга, как и планирующиеся в будущем ее продолжения, будет знакомить вас с джйотишем в форме, более доступной современному сознанию, нежели традиционный индийский путь обучения. Мы будем стараться давать, параллельно с объясняемыми понятиями, сопутствующий материал, который поможет этим понятиям укорениться в сознании. Джиотиш — наука, которую можно изучать всю жизнь. Он охватывает многие другие сферы познания: философию, психологию, медицину, экономику, астрономию, религию, историю и многие другие и требует от своих поклонников поистине алхимической смеси логики и интуиции, прагматизма и идеализма, реализма и воображения, анализа и синтеза. Джиотиш — это, прежде всего, садхана, духовный путь, призванный полностью преобразить вашу жизнь.

Эта книга ставит своей задачей сохранить ту искру жизни, которая делает джиотиш живым знанием, повсюду, где это возможно, обобщая ее многочисленные и разрозненные детали в систематически организованные принципы. Несмотря на то что стиль изложения ориентирован прежде всего на западных астрологов и поклонников традиционных учений Индии, мы надеемся, что всякий читатель, идущий по пути самопознания, найдет в ней для себя много полезного. Даже если вы не планируете глубоко изучать джиотиш, те знания, что вы почерпнете отсюда, существенно обогатят ваш опыт, и если вам доведется когда-либо обратиться за астрологической консультацией к джйотиши, вы сможете по достоинству оценить искусство того, к кому вы пришли искать совета.

Если бы мы решили изложить здесь джиотиш во всех подробностях, те читатели, которые еще не научились мыслить его категориями, оказались бы для нас потеряны. И наоборот, если бы мы надумали излагать джиотиш в нарочито упрощенной форме, из него безвозвратно ушло бы живое дыхание. Слишком уж часто случается так, что западный ум вначале сильно упрощает какую-нибудь сложную идею, чтобы облегчить ее понимание, а затем начинает подменять этим упрощенным вариантом настоящий первоисточник. Учитывая это, мы позволили себе внести в эту книгу несколько более сложный материал, чем вы, как начинающий ученик, возможно, могли бы ожидать. Мы перемешали простоту со сложностью, примерно так, как искусный кулинар сочетает главное блюдо с второстепенными, тщательно продумывая приправы и гарниры, и при этом старались все время сохранять ту тонкую грань между теоретической глубиной и наглядностью изложения, необходимую, чтобы материал был преподан аппетитно и был приятен на вкус. Из древней традиции, сохранявшейся неизменной на протяжении многих тысячелетий, мы постарались выделить некую особую эссенцию, чей соблазнительный аромат не должен оскорбить взыскательный вкус дегустатора-иностранца.

Хотелось бы, чтобы процесс постижения джйотиша напомнил вам посещение вашего любимого национального ресторана: убранство зала соответствует культурным традициям того народа, кухню которого вы вкушаете, но далеко ехать не нужно — ресторан удобно расположен в вашем городе; пища подлинно национальная, но острота ее несколько смягчена и в известной мере приближена к вашим собственным вкусам; хотя меню и содержит много иностранных слов, но хотя бы с частичным переводом на ваш родной язык, и официанты говорят с вами по-английски. В результате вы получаете всего лишь легкий культурный шок и покидаете гостеприимное заведение с мечтой возвратиться сюда снова...

 

ГЛАВА 1

Происхождение джйотиша

 

Устное против письменного

Абсолютно достоверная история джйотиша, вероятно, никогда не будет написана, ибо ее исторические корни к настоящему дню глубоко затеряны в сумраке древности. Некоторые полагают, что джиотиш — не иначе как божественное откровение, один из бесценных даров Бога человечеству, открытый для нас мудрецами Индии; другие рассматривают ее как гибрид или сплав, образовавшийся в результате заимствований у других цивилизаций, в своем роде хитрое культурное воровство. Мы же рассматриваем джиотиш как обширный, постоянно развивающийся массив знаний, который, изначально базируясь на сугубо местных традициях астрономии и астрологии, впоследствии органично впитал в себя многочисленные достижения других культур.

Некоторые авторы трактуют очевидное отсутствие письменных памятников джйотиша в периоды, предшествовавшие греческому завоеванию отдельных областей северной Индии, в пользу того заключения, что джиотиш был заимствован. Современные исследователи, с подозрением относящиеся к возможности устного способа передачи знаний, повсюду ищут письменные свидетельства культуры, полагая, что всякое устное предание с неизбежностью принимает вид мифов и легенд. Не исключена, однако, и такая возможность, что мифы и легенды использовались древними для передачи эзотерических знаний от поколения к поколению. Тем из нас, кто безоговорочно убежден в заведомом превосходстве письменного слова над устным, не помешает ознакомиться со следующим высказыванием, с которым Тамус, царь и бог Египта, обратился к богу Тоту, поздравлявшему самого себя с изобретением алфавита:

«Твое изобретение, в конечном счете, приведет к беспамятности тех, кто научится им пользоваться, потому что они перестанут упражнять свою память. Их вера в искусство письма, опирающееся на внешние знаки, которые не являются частью их самих, отучит их пользоваться собственной памятью в самих себе.

 

Изобретенное тобою средство — пособие не для памяти, но для припоминания, и ты даешь ученикам своим не истину, а только лишь подобие истины» (цит. по «de Santillana», p. 348).

Письменное слово было вторичным, вынужденным явлением, но отнюдь не идеальной формой знания, во многих цивилизациях. Как утверждают авторитетные источники в Индии, хранители священных знаний начали записывать их только тогда, когда их дальнейшая передача оказалась под угрозой быть прерванной из-за того, что осталось слишком мало способных учеников. Традиционное обучение классическим индийским учениям (шастрам) и по сей день опирается на устную передачу с применением таких приемов, как дословное заучивание текстов, ритмическая декламация и подробное обсуждение. До недавнего времени учащихся в обязательном порядке побуждали к тому, чтобы развивать свою память, и в современной Индии еще очень много ученых мужей, демонстрирующих поразительные феномены запоминания, без труда цитируя, главу за главой, те или иные книги, посвященные классическим традициям, включая, в числе прочих, и джиотиш.

Мы в нашем XX столетии, верящие в прямолинейный прогресс цивилизации, с самого рождения приучены читать молча, «про себя», а ведь это — способность, возникшая много позже по сравнению с искусством письма. Мы принадлежим к культуре, боготворящей зрительное восприятие, и это затрудняет нам осознание того простого факта, что знание некогда передавалось из уст в уста, от поколения к поколению с абсолютной точностью и что письмо тогда воспринималось как малосущественная «подпорка», не более того. Есть все основания предполагать, что разум наших предков не только был «не хуже» нашего собственного, но даже, пожалуй, превосходил его во многих отношениях. Ведь большинство из нас никогда не развивает в полной мере свою способность к запоминанию; как же в таком случае мы можем судить о том, как или о чем думали наши предки?

 

Веда, веданга, видья

Устные традиции, и по сей день в изобилии встречающиеся в Индии, являют собой наследие того времени, когда еще во всех цивилизациях определяющим фактором было устное слово. Самыми первыми текстами в Индии, которые следовало изучать, воспринимая на слух и заучивая наизусть, были Веды, священные книги арийских народов. Большинство индийцев из числа тех, кто не подвергся серьезному влиянию Запада, свято верят в то, что основы их культуры были заложены не обыкновенными людьми, а древними мудрецами-ясновидящими, или риши, и изначально возникли в своей целостности и единстве как Веда (священное знание). Четыре Веды, которые принято считать главными священными текстами, лежащими в основе всей совокупности учений, известных под названием индуизма, представляют собой собрания гимнов, или священных песнопений, чей глубинный смысл сокрыт не столько в буквальном значении их слов, сколько в их символическом подтексте, в ритме и мелодии, а также в личной силе того, кто их произносит. Страница печатного текста способна передать лишь малую долю Веды, аудио- или видеозапись — чуточку больше. Но в конечном счете даже среди тех, кто в совершенстве постиг науку устного чтения Вед, многие так никогда и не окажутся причастны к тому истинному знанию, которое может быть передано только одним путем — непосредственно от одного посвященного к другому.

Сами Веды можно рассматривать как живые существа. Тот, кто открыл себя навстречу этим особым сущностям, будучи посвященным в их изучение через посредника в лице своего гуру, человека, служившего сосудом для их хранения на протяжении многих лет, становится и сам способен вместить в себя это глубочайшее знание. К сожалению, даже в отношении тех немногих ведических традиций, которые продолжают существовать в современной Индии, возникает достаточно сильное сомнение — обладает ли хотя бы один из ныне живущих всей полнотой знания, сокрытого в Ведах, ибо ключи к пониманию их скрытого смысла начали утрачиваться задолго до начала христианской эры. Недостаток способных учеников в такой же мере разрушает традиционные устои, как недостаток детей полагает конец существованию семьи или ведет к вымиранию биологического вида.

Поскольку даже в момент их рождения Веды были полностью постижимы только для риши, эти великие провидцы, получившие свое знание свыше путем божественного откровения, основали шесть вспомогательных дисциплин, называемых ведангами — ветвями основной Веды, или Знания. Вышеупомянутые шесть веданг следует изучить прежде, чем вы приступите к изучению самих Вед. Вот они: вьякарана (грамматика), чхандас (метр или ритм), шикша (интонация), нирукта (этимология), кальпа (ритуал) и джиотиш (астрономия и астрология). Если представить себе Веду живым существом, вьякарана представит его лицо, чхандас — ноги, шикша — дыхание, нирукта — уши, кальпа — руки, а джиотиш — глаза. Каждая из веданг есть живое существо, и познать его можно только с помощью гуру.

Эти существа и другие, подобные им, побеги единого ведического древа, нередко обозначаются общим термином «видья», имеющим единый корень со словом «веда». Каждая видья — это богиня, которой вы должны поклоняться в стремлении установить с ней столь глубокие личные отношения, чтобы она могла полностью завладеть вами. Джиотиш с этой точки зрения есть не что иное, как джйотир-видья (Учение Света), и получить обладание такой видьей можно только от джйотиши, ибо джиотиш предполагает всестороннее познание всех граней и проявлений «владык света», каковыми являются Солнце, Луна, планеты и звезды.

 

Вечная религия

Веды, существовавшие неизменными на протяжении тысячелетий с момента их возникновения до наших дней, в свою очередь являются наследием еще более древней традиции, сложившейся за много веков до появления самих Вед в том виде, в каком мы их знаем сегодня. Дело в том, что люди с ходом времени изменялись, становясь не столь восприимчивыми к ведическим гимнам, как ранее; иначе говоря, связь между человеком и гимнами со временем ослабла, и тогда на смену ей пришли новые формы священного знания, ведущие происхождение все от тех же ведических корней. Философские и религиозные взгляды, вошедшие в индийскую культуру вместе с Ведами, обильно удобренные самыми разнообразными влияниями, как местными, так и привнесенными извне, вызвали к жизни обильный рост духовных, этических и религиозных побегов, которые, вместе взятые, и составляют то, что принято у нас обозначать обобщающим термином «индуизм».

Иногда джиотиш называют «индийской (читай: индуистской) астрологией», но этот термин не вполне точен, так как в числе приверженцев этой науки не только индуисты, но и лица других вероисповеданий: буддисты, сикхи и джайны, мусульмане и христиане, живущие в Индии и других странах мира. Джиотиш, пожалуй, можно считать «индуистской астрологией» только в том смысле, что он возник как один из множества ростков индуизма, который иногда называют «санатана-дхармой», или «вечной религией». Санатана-дхарма вечна потому, что она пускает мощные юные ростки всякий раз, когда кто-нибудь из святых или провидцев, один из тех, кто, собственно, и является создателями этого вечно молодого учения, получает новое вдохновляющее откровение от Единой Абсолютной Реальности. За тысячелетия своего существования Вечная религия породила колоссальное множество частных религиозно-философских учений и сект, божеств, ритуалов и концепций Высшего Бытия, многие из которых совпадают, по сути, только в одном: в признании ими высшего принципа Единства Реальности. Мудрецы-«видящие», непрерывно вдохновляемые джйотир-видьей, ввели в употребление множество различных методов, высшая и единая цель которых — исследование и описание этой Единой Реальности, и сам джиотиш возник как результат их вдохновенного творчества.

В самой структуре религии содержится в закодированном виде божественное знание, и, какие бы новации ни привносились в нее с ходом истории, структура эта всякий раз оказывается точным отражением Реальности. На протяжении всей истории Индии многие секты и религиозно-политические движения заявляли, будто бы они одни сохранили «истинную традицию» или являются единственными обладателями «нового откровения». Каждое из таких движений вносило свой вклад в жизненность Вечной религии, но, принижая или подавляя другие верования, отличные от своего собственного, они теряли ту широту видения, которая составляет наиболее ценное качество Вечной религии. Так же точно и джиотиш постоянно развивался благодаря стараниям всех тех джйотиши, которые, черпая вдохновение из джйотир-видьи, обогащали ее новыми принципами интерпретации. Однако те джйотиши, кто уверяет, что только их собственный стиль работы «хорош для сего дня и века», как это ни парадоксально, лишают самих себя вдохновляющего импульса со стороны джйотир-видьи, ибо цветы джйотир-видьи расцветают не по нашему желанию, а лишь по ее собственной благодатной воле.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: