Задание 11. Найдите речевые ошибки в следующих предложениях. Определите тип ошибок. Исправьте их.





Задание 1. Восстановите текст. Вставьте в словах, где нужно, пропущенные буквы и обозначьте слитное, через дефис или раздельное написание. Расставьте недостающие знаки препинания.

Когда(то) в детстве на первом прозрачном и (не)твёрдом льду затянувш…м волжский залив Алексей учился катат…ся на коньках. Матери коньки были (н...)(по)карману и кузнец у которого она ст...рала бельё ...делал по её про...ьбе маленькие деревян...ые колодочки с метал...ическим полозом и дырками по бокам.

С помощью веревок Алексей пр...креплял эти колодки к стареньким по...шитым валенкам. В них он вышел на тонкий (мелодично)потрескивающий лёд по которому (в)доль и поперёк скользила детвора. Как только Алексей спустился на залив лёд сейчас (же)выскользнул (из)под него и он пр...больно ударился упав (на)взничь. Он стал пр...сматриваться как катают...ся другие. Нельзя накл…няться чере...чур (в)перед или откидываться назад. Стараясь держат…ся прямо он (н...)раз падал (на)бок. Как н… тужился он с утра и до тёмной ночи пропадая на льду пол...жение оставалось всё то(же).

Задание 2. Расставьте ударение в следующих словах.

Благовест, феномен, медикамент, снадобье, гастрономия, мельком, соболезнование, генезис, менеджмент, согнутый, давнишний, созыв, дефис, намерение, средство, добыча мышление, роженица, тошнота, арахис, баржа, обходной, иконопись, страховщик, отрочество, фетиш, цыган, принудить, заржаветь, кремень, законнорожденный, замерло, искра, избалованный., кухонный, красивее, мастерски, медикаменты, мизерный, надолго, новорожденный, кулинария, мусоропровод, мытарство, даришь, деньгам, таможня, творог, зевота, дремота, щиколотка, приговор, приданое, статуя.

Голодный-голоден-голодна-голодны; отдать-отдал-отдала-отдали; дал-дала-дало-дали.

Задание 3. Распределите слова в две группы: с твердым согласным перед [Э] и с мягким. Запишите их. Выделите слова с вариантной нормой произнесения.

Альтернатива, Рерих, пакет, атеизм, интервенция, деканат, темп, дис­пансер, термин, Сервантес, шинель, эстетика. Сена, декларация, агрессор, модель, поэтесса, депо, стенд, молекула, ректор, турне, пресса, кредо, шоссе.

Задание 4. Распределите слова с сочетанием букв ЧН и ЧТ по трем колонкам. В первую колонку запишите слова, в которых произносится [чн] и [чт], во вторую - в которых произносится [шн] и [шт], а в третью - слова, допускающие оба варианты произношения

Двоечник, почти, сливочный, девичник, полуночник, порядочный, горчичник, Кузьминична, скучный, яичница, булочная, шуточный, поперечный, подсвечник, молочник.

 

Задание 5. Определите варианты окончаний имен существительных в форме Р.п. мн.ч.

1) Когда брата забирали из ясл..., он всегда плакал, потому что не хотел уходить.

2) В галантерейном магазине имеется большой выбор чул…к… и нос...к…

3) В нашем буфете продаётся салат из свежих огурцов и помидор..

4) В завещании было указано, что наследство делится на несколько равных дол…

5) Тускло горели огарки стеариновых свеч...

6) Поставлен новый электросчетчик на 10 ампер.…

7) На фотографии изображены несколько бедуин….

 

Задание 6. Раскройте скобки. Цифры запишите словами

1) На конверте виднелись расплывчатые (штемпели - штемпеля).

2) Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные (шофёры –шофера). В белоснежных колпаках (повары - повара) суетились над десертом.

3) Из ворот выехали пятитонные грузовики, (борты – борта) которых были окрашены в синий цвет.

4) Крупные (лоскуты- лоскутья) цветной ткани были разбросаны по комнате.

5) К заработанным в колхозе (253) рублям Ивану нужно добавить (37), и тогда он купит наушники.

6) Арендатор владел (867) га земли.

7) Из (850) вычесть (50).

8) Наш город насчитывает более (300 000) жителей.

9) Сын боялся сказать родителям о (187 рублей), потерянных накануне.

 

Задание 7. Приведите 3-4 примера существительных, форма множественного числа которых определяется конкретным значением. Например, образа (иконы) – образы (в литературном произведении).

Задание 8. Распределите существительные в четыре столбика:

а) средний род; б) мужской род; в) средний род; г) возможные варианты.

Токио, какао, сирокко, хинди, Хельсинки, сопрано, хиппи, контральто, месье, пенальти, мозоль, мокко, портмоне, евро, иваси, Таймс, леди, кофе, тюль, завтра, визави.

Задание 9. Покажите различие в значении слов-паронимов. Составьте с ними словосочетания (предложения).

Аффект – эффект Бобер – бобр Вибрион – эмбрион Гиена – геенна Главный – заглавный Горний – горный    

Задание 10. В каком примере лексическое значение слова указанно неверно (дайте правильное толкование слова):

1) Обсерватория – отверстие в оборонительных сооружениях для ведения огня и наблюдения.

2) Милитарист – защитник правопорядка, ведущий борьбу с преступностью.

3) Сентенция – нравоучительное изречение.

4) Бельэтаж – помещение в общественных зданиях, для ожидания, отдыха, встреч и т.п.

5) Одиозный – крайне неприятный, вызывающий к себе резко отрицательное настроение.

6) Наперсник – приспособление для шитья, в виде колпачка, надеваемое на палец.

7) Факсимильный –точно воспроизведенный.

8) Инкогнито – человек, выдающий себя за другого, скрывающий свое имя.

9) Имитация – нечто кажущееся, несбыточное; мечта.

10) Мириады – преувеличенная похвала, неумеренно восторженное восхваление.

Задание 11. Найдите речевые ошибки в следующих предложениях. Определите тип ошибок. Исправьте их.

1) Задумывая книгу о войне, у В.Некрасова было желание рассказать об истинных героях.

2) Народ выбирает депутатов, чтобы защищать их гражданские права, рассматривать и принимать законы.

3) В своих повестях Паустовский мастерски изображает образ севернорусской природы.

4) Нам нужно взаимно помогать друг другу, взаимно поддерживать друг друга.

5) В результате наводнения в городе разрушения и ущерб.

6) Здесь у меня катастрофическое количество друзей.

7) После длительного применения антибиотиков у человека или ребёнка возникает привыкание к ним.

8) В Древнем Риме народные трибуны, накладывая вето, утверждали постановление сената.

9) Неожиданно для всех, он потерял сознание, и прибывшая бригада скорой помощи диагностировала апокалипсис.

10) Всякое упоминание об этом человеке было для него неприятно и сопровождалось выражением крайней брезгливости на лице, даже гегемонии.

Задание 12. По Фразеологическому словарю русского языка определите значение фразеологизмов. Выпишите эти значения. С предложенными фразеологизмами оставьте предложения.

Пруд пруди, толочь воду в ступе, седьмая вода на киселе, семь футов под килем, с лица воду не пить, спрятать концы в воду, а был ли мальчик, Homo homini lupus est , Dum spiro, spero.

 

Задание 13. Образуйте формы родительного падежа множественного числа и расставьте ударения

Монголы, амперы, кегли, кружевца, гектары, килограммы, помидоры, парижане, носки, погоны, цыгане, чулки, англичане, сплетни, солдаты, партизаны, гардемарины, узбеки, таджики, простыни, кочерги, донья, вафли, блюдца, апельсины, вишни, клипсы, черешни, дела, полотенца, цапли, одеяла, яблоки, рельсы, захолустья, болотца, сумерки, ясли, грабли, свечи, помои, будни, потемки, плечи, няни, басни, баржи, усадьбы, туфли, платья, песня, ставни, киргизы, туркмены, гектары, доли, баклажаны, гольфы, наволочки.

 





Читайте также:
Назначение, устройство и принцип работы автосцепки СА-3 и поглощающего аппарата: Дальнейшее развитие автосцепки подвижного состава...
Что входит в перечень работ по подготовке дома к зиме: При подготовке дома к зиме проводят следующие мероприятия...
Своеобразие романтизма К. Н. Батюшкова: Его творчество очень противоречиво и сложно. До сих пор...
Восстановление элементов благоустройства после завершения земляных работ: Края асфальтового покрытия перед его восстановлением должны...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.015 с.