Среднее количество ответов каждой категории для отобранных групп




Тест руки (Hand test)

Тест руки - проективная методика, направленная на изучение агрессивного отношения. Разработан Б. Брайклином, З. Пиотровским, Э. Вагнером. Стимульный материал состоит из 9 изображений кистей рук и одной пустой карточки, при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения показываются последовательно. Обследуемому дается инструкция ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек с такой рукой). Допускается указывать для каждой карточки несколько вариантов действия.

Ответы разносятся по 11 категориям:
1. Агрессия - рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой-либо предмет.
2. Указания - рука ведущая, направляющая, препятствующая, господствующая над другими людьми.
3. Страх - рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий, а также воспринимается в качестве наносящей повреждения самой себе.
4. Привязанность - рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям.
5. Коммуникация - ответы, в которых рука общается, контактирует или стремится установить контакты.
6. Зависимость - рука выражает подчинение другим лицам.
7. Эксгибиционизм - рука разными способами выставляет себя напоказ.
8. Увечность - рука деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям.
9. Активная безличность - ответы, в которых рука проявляет тенденцию к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека или людей, однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилия.
10. Пассивная безличность - также проявление тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука не изменяет своего физического положения.
11. Описание - ответы, в которых рука только описывается, тенденция к действию отсутствует.

Количественный показатель открытого агрессивного поведения рассчитывается по формуле (агрессия+указания)-(страх+привязанность+коммуникация+зависимость). Для уточнения мотивов агрессивного поведения следует проанализировать получившийся профиль.

Назначение теста

Тест руки Вагнера предназначен для диагностики агрессивности. Методика может использоваться для обследования как взрослых, так и детей.

 

Описание теста

Тест опубликован Б.Брайклином, З.Пиотровским и Э.Вагнером в 1962 году. Идея теста принадлежит Э.Вагнеру.

В теоретическом обосновании авторы исходят из положения о том, что развитие функции руки связано с развитием головного мозга. Велико значение руки в восприятии пространства, ориентации в нем, необходимых для любого действия. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность. Следовательно, предлагая обследуемым в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия можно сделать выводы о тенденциях активности обследуемых.

Методический прием, положенный в основу теста руки, заключается в том, что испытуемого просят проинтерпретировать содержание действия, представленного в виде «стоп-кадра»» изображения кисти руки, социально нейтрального и не несущего какой-либо смысловой нагрузки. Предполагается, что включение элемента в контекст более широкого вида активности и в сам выбор этого вида активности происходит по механизму проекции и в значительной степени определяется наличным состоянием испытуемого и, в частности, его активными мотивами.

 

Инструкция к тесту

«Внимательно рассмотрите предлагаемые Вам изображения и скажите, что, по Вашему мнению, делает эта рука?»

Если испытуемый затрудняется с ответом, ему предлагается вопрос: «Как Вы думаете, что делает человек, которому принадлежит эта рука? Нa что способен человек с такой рукой? Назовите все варианты, которые можете себе представить».

 

Примечание

• Стимульный материал - стандартные 9 изображений кисти руки и одна без изображения (подобно пустой карточке в Тематическом Тесте Апперцепции), при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия.

• Изображения предъявляются в определенной последовательности и положении.

• При нечетком и недвусмысленном ответе просят пояснения, спрашивают: «Хорошо, а что еще?», но не навязывают никаких специфических ответов. Если экспериментатор чувствует, что его действия встречают сопротивление, рекомендуется перейти к другой карточке.

 

• Держать рисунок-карточку можно в любом положении.

• Число вариантов ответов по карточке не ограничивается и не стимулируется так, чтобы вызвать сопротивление испытуемого. Желательно получить четыре варианта ответов. Если число ответов меньше, уточняете, нет ли желания еще что-либо сказать по данному изображению руки, а в протоколе, например, при единственном варианте ответа проставляется его обозначение со знаком *4, т.е. этот единственный безальтернативный ответ оценивается в четыре балла вместо одного.

• Важно во всех возможных случаях (если испытуемый не выражает протеста) максимально снижать неопределенность ответа, наполнять смыслом высказывания типа «кто-то, что-то, кому-то» и т.п.

• Все ответы фиксируются в протоколе. Помимо записи ответов регистрируется положение, в котором обследуемый держит карточку, а также время с момента предъявления стимула до начала ответа.

 

Обработка и интерпретация результатов теста

При обработке полученных результатов каждый ответ испытуемого относят к одной из 11 категорий.

1. Агрессия (а). Рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждение, активно захватывающая какой-либо предмет, совершающая агрессивное действие (щиплющая, дающая пощечину, давящая насекомое, готовая нанести удар и т.п.).

2. Указание (у). Рука участвует в действии императивного характера: ведет, направляет, препятствует, господствует над другими людьми (дирижирует оркестром, дает указание, читает лекцию, учитель говорит ученику: «выйди вон», милиционер останавливает машину и т.п.).

3. Страх (с). Рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий; может восприниматься в качестве наносящей повреждение самой себе. В эту категорию также включаются ответы, содержащие тенденции к отрицанию агрессии (не злая рука; кулак сжат, но не для удара; поднятая в страхе рука; рука, отвращающая удар и т.п.).

4. Эмоциональность (э). Рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям; участвует в действии, выражающем привязанность, положительное отношение, благожелательность (дружеское рукопожатие; похлопывание по плечу; рука, гладящая животное, дарящая цветы; обнимающая рука и т.п.).

5. Коммуникация (к). Рука участвует в коммуникативном действии: обращается к кому-либо, контактирует или стремится установить контакты. Общающиеся партнеры находятся в положении равенства (жестикуляция в разговоре, язык жестов, показывает дорогу и т.п.).

 

6. Зависимость (з). Рука выражает подчинение другим лицам: участвует в коммуникативном действии в позиции "снизу", успех которого зависит от благожелательного отношения другой стороны (просьба; солдат отдает честь офицеру; ученик поднял руку для вопроса; рука, протянутая за милостыней; человек останавливает попутную машину и т.п.).

7. Демонстративность (д). Рука разными способами выставляет себя на показ, участвует в явно демонстративном действии (показывает кольцо, любуется маникюром, показывает тени на стене, танцует, играет на музыкальной инструменте и т.п.).

8. Увечность (ув). Рука повреждена, деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям (раненая рука, рука больного или умирающего, сломанный палец и т.п.).

9. Активная безличность (аб). Рука участвует в действии, не связанном с коммуникацией; однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилие (вдевает нитку в иголку, пишет, шьет, ведет машину, плывет и т.п.).

10. Пассивная безличиость (пб). Рука в покое, либо наблюдается появление тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука все же не изменяет своего физического положения (лежит, отдыхая; спокойно вытянута; человек облокотился на стол; свесилась во время сна; и т.п.).

11. Описание (о). В эту категорию входят описания руки без указания на совершаемые ею действия (пухлая рука, красивая рука, рука ребенка, рука больного человека т.п.).

 

Области применения теста

Использование теста руки Вагнера может быть продуктивным не только при диагностике агрессивности, но и в некоторых других случаях.

1. Для диагностики межличностных отношений. В этом случае инструкция видоизменяется. Испытуемого просят ответить на вопрос о том, что делает рука, изображенная на карточках, но при этом психолог говорит: «Представьте себе, что это рука Вашего друга (ребенка, мужа, жены, руководителя и т.п.)». Данный вариант дает возможность увидеть, какие тенденции и какой знак социальной направленности (положительный или отрицательный) приписываются партнеру и, таким образом, можно проанализировать актуальное отношение к нему испытуемого.

2. Для диагностики кандидатов, выдвигаемых на руководящие должности. Если в процессе тестирования выявляется повышенный удельный вес ответов по категории «Указание» и одновременно незначительный процент установок на социальную кооперацию, то можно с большой вероятностью прогнозировать жесткую, авторитарную позицию будущего руководителя. При отсутствии ответов по категориям «Указание» и «Агрессия» и одновременном увеличении ответов по категориям «Зависимость» и «Страх» кандидат, скорее всего, проявляет себя как ведомый, зависимый, не способный отстаивать свою позицию.

3. Для диагностики агрессивности различных групп преступников, прогноза открытого агрессивного поведения в криминальной психологии при проведении судебно-психологической экспертизы.


Карточка 1


Карточка 2


Карточка 3


Карточка 4


Карточка 5


Карточка 6


Карточка 7


Карточка 8


Карточка 9


Карточка 10 (пустая)

 

Тесты - Проективные методики
Автор: Бруннер Евгений Юрьевич
08.07.2010 09:35
ТЕСТ РУКИ ОПИСАНИЕ Тест руки (Hand Test) относится к проективным методам исследования личности. Методика опубликована американскими учеными Берри Брайклином, 3игмундом Пиотровским и Эдвином Вагнером в 1961 г. (идея теста принадлежит Э.Вагнеру) и предназначена для предсказания открытого агрессивного поведения. В теоретическом обосновании теста его авторы исходят из положения о том, что развитие функций руки связано с развитием головного мозга. Велико значение руки и в восприятии пространства, ориентации в нем, необходимо для организации любого действия. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность. Следовательно, предлагая обследуемым в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия, можно сделать выводы о тенденциях активности обследуемых. Тест был адаптирован Т. Н. Курбатовой для взрослых старше 16 лет. С 1988 года тест «Рука» адаптировался на детях в возрасте до 11 лет детским клиническим психологом Н. Я. Семаго. Превосходство человека над животными обусловлено уровнем развития человеческого мозга и человеческой руки. Перестав выполнять функцию опоры при передвижении, рука приобрела большую свободу, начала использоваться для выполнения разнообразных функций и тем самым стала вносить определяющий вклад в развитие мышления. Филогенетические и онтогенетические исследования подтверждают связь между развитием функций руки и развитием умственных способностей. Ни одна часть человеческого организма, за исключением глаз, не оказывает ему такой помощи в восприятии пространства и ориентации в нем, как рука, без чего, в свою очередь, невозможна организация любого действия. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность Рука помогает человеку в выполнении множества Функций. Существуют факты, подтверждающие ее активную роль (наряду с глазами) даже во сне. Рука осуществляет постоянный контакт с внешней средой. Она необходима для удовлетворения витальных потребностей и участвует практически во всех действиях, связанных с получением удовольствия, в том числе и сексуального. В детские годы рука — главный источник аутоэротического удовольствия. Рука является основным инструментом, обеспечивающим кинестетическую и тактильную обратную связь, и, следовательно, дает человеку большую часть интериндивидуальной информации. Таким образом, логично ожидать, что проективный личностный тест, в котором различные изображения руки используются 8 качества визуальных стимулов, позволит выявить многие поведенческие тенденции человека на основании особенностей его индивидуального восприятия предложенного стимульного материала. «Hand-Test», как и всякая другая проективная методика, построен на допущении, что ответы испытуемого на предъявляемые ему неоднозначные стимулы отражают существенные и относительно устойчивые свойства его личности. Как проективная методика «Тест руки» разделяет «сильные и слабые» стороны данного вида психодиагностического инструментария. «Тест руки» стоит в одном ряду с тестом Роршаха и ТАГ. Он занимает промежуточное положение по степени неопределенности стимульного материала (изображения рук являются менее неопределенными стимулами, чем пятна Роршаха, так как рука является объектом, который существует в реальном мире) По возможности прогнозировать реальное поведение «Hand-тест», по мнению его авторов, превосходит тест Роршаха и ТАТ, так как его ответы более тесно связаны с моторной сферой человека. Частота, с которой летучие мыши и бабочки видны на чернильном пятне, гораздо больше, чем частота, с которой они встречаются в жизни. «Hand-тест» вызывает гораздо меньше фантастических ассоциаций. Поэтому тенденции к действию, выявленные «Hand-тестом», имеют большую вероятность к действительному проявлению во внешнем поведении. В отличие от большинства проективных методик, в которых внимание фокусируется на общей картине личности (глобальный подход к оценке личности), а не на измерении отдельных ее свойств, «Тест руки» допускает обе эти возможности. Он может быть использован как традиционный клинический инструмент для выявления существенных потребностей, мотивов, конфликтов личности. Кроме того, в силу своих конструктивных особенностей методика позволяет надежно прогнозировать и качественно оценивать такое специфическое свойство личности, как «открытое агрессивное поведение». «Открытое агрессивное поведение» описывалось Э. Вагнером как противоречащее социальным нормам в ситуациях совместной деятельности. Понятие «агрессивность», предложенное Э. Вагнером, включает три необходимых и взаимосвязанных компонента: 1) намеренность (в отличие от случайности), 2) применение насилия, а не просто угрозы, 3) наличие телесных повреждений или каких-либо негативных последствий у потерпевших. Люди, склонные к такому поведению, становятся, как правило, предметом внимания школьной администрации, милиции, суда, врачей психиатрических клиник и т. д. Крайними примерами открытого агрессивного поведения могут служить драки со сверстниками или учителями в школе, бросание различных предметов с целью нанесения повреждений во время семейных ссор, совершение различных правонарушений, буйное разрушительное поведение пациентов, а психиатрических клиниках и др. «Тест руки» предсказывает не конкретный вид агрессивной реакции, а склонность к агрессивному поведению вообще. В 1978 г. Э.Вагнер на основе изучения работ, выполненных с помощью теста руки, сделал вывод о его высокой валидности и надежности. На основе теста В.Белшнером с соавторами в 1971 разработан тест, состоящий из 34 фотографий руки. Первая цель теста заключается в прогнозировании явного агрессивного поведения. Термин «проявление» определен как такое поведение субъекта, которое обращает на себя внимание со стороны администрации, психиатров клиник и т. п., т. е. явное агрессивное поведение. Термин «количество баллов проявления» изобретен не для того, чтобы предсказать специфические реакции, а скорее для того, чтобы предсказывать тенденцию к действиям агрессивного характера. Таким образом, концепция «проявления» включает такие действия, как: провоцирующие легальные действия против других лиц, вызванные маниакальными параноидными тенденциями; обман и ограбление других лиц; бросание предметов в целях нанесения удара (муж и жена во время супружеских ссор); драки школьников со своими товарищами или учителями; разрушение постельных принадлежностей и мебели пациентами психиатрических клиник и т. д. Подсчет баллов по таким «проявлениям» основан на том принципе, что вероятность явного агрессивного поведения возрастает в тех случаях, когда доминантные и агрессивные аттитюды преобладают над аттитюдами, означающими социальное сотрудничество или зависимость. Стимульный материал предлагаемого варианта теста руки представлен девятью стандартными изображениями кистей рук и одной пустой таблицей. Изображения предъявляются в определенной последовательности и положении. Помимо записи ответов регистрируется положение, в котором обследуемый держит таблицу, а также время с момента предъявления стимула до начала ответа. С целью достижения действительного понимания цели, инструкции могут варьировать при условии, что испытуемый не запугивается и не провоцируется нужный ответ. При нечетком и недвусмысленном ответе просят пояснения, но не навязывают никакие специфические ответы. Но, по желанию, он может присоединиться к ним. Держать рисунок-карточку можно в любом положении; число вариантов ответов по карточке не ограничивается и не стимулируется так, чтобы вызвать сопротивление испытуемого. Желательно получить 4 варианта ответов. Если число ответов меньше, уточняется, нет ли желания еще что-либо сказать по данному изображению руки, а в протоколе, например, при единственном варианте ответа проставляется его обозначение со знаком х 4, то есть этот единственный безальтернативный ответ оценивается фактически в 4 балла вместо одного, и это еще не самая большая оценка проявленной безапелляционности. Для определения валидности «Теста руки» авторы использовали «метод контрастных групп». Суть метода заключается в сравнении результатов тестирования «агрессивных» и «неагрессивных» выборок, предварительно отобранных по объективным параметрам. Проверяемая гипотеза состоит в том, что результаты тестирования этих групп будут значимо различаться. В выборку, не склонную к открытому агрессивному поведению, входили три группы: 1) «нормальные» взрослые (32 человека), 2) малоимущие — группа, характеризующаяся пассивностью и невысоким уровнем интеллектуального развития (20 человек), 3) «спокойные» (не склонные к открытому агрессивному поведению) пациенты психиатрических клиник (20 человек). В выборку, склонную к открытому агрессивному поведению, входили две группы: 1) заключенные, 2) «буйные» (склонные к открытому агрессивному поведению) пациенты психиатрических клиник. Результаты проведенного исследования отражены в следующей таблице: Значимость различий между выделенными группами
  Группа t df Р
  Заключенные и «буйные» пациенты 1.09   >0.5
  Заключенные и малоимущие 2.63    
  Заключенные и «нормальные» взрослые 8.11    
  Заключенные и «спокойные» пациенты .66    
  «Буйные» и «спокойные» пациенты 4.31    
  «Буйные» пациенты и «нормальные» взрослые 5.48    
  «Нормальные» взрослые и малоимущие 2.47    
  «Нормальные» взрослые и «спокойные» пациенты 2.63    

 

Как видно из таблицы, все группы, за исключением заключенных и «буйных» пациентов психиатрических клиник, значимо различаются между собой.
χ2-анализ полученных результатов показал, что данный метод корректен в 77% случаев индивидуальных предсказаний открытого агрессивного поведения, хотя авторы «Теста руки» отмечают, что «метод контрастных групп» не является идеальным для демонстрации валидности, так как не все заключенные склонны к открытому агрессивному поведению и не все представители нормальной выборки не склонны к нему.

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Стимульный материал представляет собой 10 карточек (10x14 см), следующих друг за другом в определенном порядке. На девяти из них расположены контурные изображения кисти руки в разных позициях. Десятая карточка — пустая. На ней ничего не изображено. Подача стимульного материала при жестком порядке предъявления предполагает возможность поворота изображения ребенком в любом направлении до тех пор, пока не будет сформулирован ответ.

ИНСТРУКЦИЯ
Основная:
«Какое, по Вашему мнению, действие выполняет нарисованная рука? Что способен выполнять человек, рука которого принимает такое положение?»
Инструкция при показе пустой таблицы:
«Представьте кисть руки и опишите ее воображаемые действия».
Расширенная:
«Посмотри, здесь нарисована рука. Скажи, как тебе кажется, что делает эта рука? и чья она? мужская, женская? Ты можешь поворачивать картинку, если тебе не понятно».
Пример представления инструкции. Перед ребенком открывается карточка № 1 и говорится: «Посмотри, здесь нарисована рука. Посмотри на нее внимательно и скажи, как тебе кажется, что делает эта рука? Ты можешь поворачивать картинку, если тебе не понятно. Давай по пробуем, так что делает эта рука?»
Детям старше 8 лет можно предложить несколько более «сложную» инструкцию: «Что делает человек, которому принадлежит эта рука?»
Как правило, дети ограничиваются одним утверждением, однако желательно, не давя на ребенка, для более полного анализа и интерпретации получить от него по 2-3 ответа на каждое изображение.
Далее ребенку предъявляется изображение (карточка) № 2 и инструкция повторяется в следующем виде: «Что делает эта рука?». Достаточно часто у ребенка возникает вопрос, одна и та же ли это рука. В этом случае имеет смысл в доступной форме объяснить ребенку, что экспериментатор этого не знает, а ребенок должен ответить так, как ему кажется.
Экспериментатор не должен давать «наводку», провоцировать ни на то, что рука та же самая, ни на то, что они разные.
Таким образом, ребенку по очереди демонстрируются 9 изображений. При этом каждое изображение вначале предъявляется ему в стандартной позиции (так, как оно представлено в тестовом альбоме).
Не следует запрещать ребенку пытаться своей рукой изобразить ту же позу. Это, как правило, облегчает процесс идентификации движения, позы предъявляемого изображения, но следует отметить такие факты в протоколе (см. раздел «Регистрация результатов»).
Если ребенок затрудняется в ответе, следует постараться мягко стимулировать его следующим образом: «Попробуй, постарайся, попробуй повернуть, посмотри еще», «Это не трудно» и т. п.
Как правило, затруднения вызывает именно идентификация действия руки. В этом случае не стоит долго задерживаться на данном изображении, а перейти к следующему. Однако такие затруднения возникают нечасто даже при работе с детьми старшего до школьного возраста. У детей более старшего возраста трудности могут возникнуть также в случае пограничной интеллектуальной недостаточности или в случае выраженной заторможенности ребенка, обусловленной приемом психотропных, в частности нейролептических препаратов.
Не только при нечетком и расплывчатом ответе, но и в случае слишком краткого, нераспространенного ответа имеет смысл расспросить ребенка более подробно или просто уточнить ответ (например, кому пожимает руку, кого хочет ударить и почему, ударяет первый или в ответ, что хочет погладить и т. п.).
Ни в коем случае подробный расспрос, уточнение не должен носить провоцирующий или наводящий характер.
При предъявлении изображения № 10 (пустая карточка) ребенку дается следующая инструкция: «Перед тобой пустой лист бумаги. Здесь ничего не нарисовано. Представь себе какую-нибудь руку. Как ты думаешь, что она делает?».
Точно так же, как и при предъявлении предыдущих карточек с изображениями, можно задавать уточняющие вопросы, которые в краткой форме регистрируются в протоколе обследования.
Имеет смысл не проявлять свою заинтересованность, не менять стиль беседы с ребенком, если он дает заведомо агрессивные, пассивно-депрессивные или какие-либо необычные или демонстративные ответы.
Ответы должны быть уточнены в плане субъектов воздействия на ребенка.

РЕГИСТРАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Фиксируются все ответы ребенка, латентное время реакции (продолжительность времени от предъявления изображения до начала ответа), уточняющие вопросы, положение предъявленной карточки в пространстве (стандартное или повернутое ребенком) и дополнительные разъяснения для каждого изображения.

ОБРАБОТКА.
Оценка полученных данных осуществляется по следующим категориям.
1) Агрессия (Agr) — рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, оскорбляющая, активно захватывающая какой-либо предмет.
Например: рука, «сжата в кулак»; «готовая нанести удар», «бьет»; «лупит»; «Дерется», «дающая пощечину», «дает в лоб (в зубы)», «кулаком в лицо»; «ударяющая», «выбивающая кому-то глаз», «дающая шлепок ребенку», «находящаяся в драке», «Может дать хороший щелбан», «отпихивает»; «толкает»; «отталкивает»; «толкающая», «толкает в живот»; «дергает за волосы»; «хватающая за нос», «ловящая насекомое», «ловящая мух», «захватывающая», «Отбирает», «Отбирает что-то», «Хочет схватить вора», «сжимающая кого-то», «щипающая кого-то»,«Царапает», «готовая к захвату», «хватающая (сжимающая) ужа», «крадущая фрукты», «душит»; «злится», «набрасывается»; «оскорбляет»; «Ругает кого-то», «Высмеивает», «напрягается от злости»; «показывает фигу», «Меряется силой» и пр.
Все эти тенденции к действию предполагают довольно высокую степень принятия идеи «проявления». Бессознательная цель «Agr» поведения — наказание и искупление.
2) Директивность (указания) (Dir). Эта категория включает ответы, в которых рука воспринимается как доминирующая, находится в ситуации превосходства, руководящая, рука вышестоящего, управляющая, направляющая, отдающая команды, перечащая, препятствующая, мешающая или каким-то иным способом активно влияющая на другого человека. Сюда же попадают ответы, в которых рука кажется направленной на коммуникацию, но эта направленность является вторичной по отношению к намерению подчинить другого человека своему влиянию
Ответы этой категории отражают установку превосходства над другими людьми, ожидание, что другие должны вести себя (согласиться) в соответствии с намерениями руки, а не наоборот; повышенную готовность использовать других людей в своих интересах; готовность извлечь выгоду от других.
Эта категория включает ответы, в которых рука представляется как ведущая, разрушающая или иным образом оказывающая влияние на другое лицо. Она может включать такие ответы, в которых рука представляется как общающаяся, однако это общение является вторичным по отношению к намерению оказать активное влияние на ход действий другого лица, т. е. проповедь, чтение лекций, обучение, дача указаний.
Например: «дерижирование оркестром», «человек, говорящий: "Стоп!"», «предупреждение», «дача указаний», объясняет, останавливает, учит, дает указания, показывает направление движения, запрещает, стучит кулаком, говорит «хватит», помогает вести, подталкивает (что-то сделать), жест «стоп», «управляет подъемным краном», «милиционер дает команду остановиться», «читает нотации, проповеди», «поучает, «предлагает сильную опеку», «выгоняет из класса», «призывает с плаката», «не дает пройти», «приказывает», «заставляет» и т. д.
3) Страх (тревожность) (F). Эта категория включает ответы, отражающие страх перед ответным ударом, рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействии, летящего предмета, а также воспринимается в качестве наносящей повреждения самой себе (мазохистские тенденции) или ожидания возможной агрессии. К категории «F» относятся не «истинные» тенденции к действию, а защитные реакции.
Ответы этой категории отражают страх перед возмездием, неуверенность и ожидание возможной агрессии со стороны внешнего мира. Они уменьшают вероятность явного агрессивного поведения. Можно предположить, что наличие слишком большого количества этих ответов увеличивает вероятность явного агрессивного поведения (в открытом акте, названном воображаемым нападением).
Категория страха включает ответы, в которых рука представляется в виде жертвы собственной агрессии. Рука представляется, как пытающаяся предотвратить физическое насилие, направленное на ее владельца. Это могут быть ответы, в которых рука представляется наносящей ущерб самому испытуемому, т. е. «рука, душащая меня».
Например: рука, «поднятая в страхе, чтобы защитить себя», «руке угрожает боль, травма», «отражающая (отводящая) удар», «царапающая ногтями», «выражающая просьбу: "пожалуйста, не бей меня"», «что-то прячет, так как боится, чтобы не узнали», «выражает панический страх» и т. д.. отказ от агрессии означает страх перед возмездием. Такие ответы, как «это отдыхающая рука, а не злая» или «это не драка» подсчитываются по шкале «Пассивная безличность» (Pas).
Возможные ответы ребенка: прячет, прикрывает, спряталась, чтобы не поднимать руку на уроке, поднял руку, чтобы ответить, но потом испугался и сделал руку так, хотел ударить, но испугался и передумал, говорит «уходи, уйди» (но не прощается), закрывает глаза, отталкивает (в ситуации неприятия), хочет схватить, пугает, ругается, кричит, шлепает, нависает. Также к данной категории относят ответы ребенка, касающиеся изменения позы руки как реакции защиты на внешнюю ситуацию.
4) Привязанность (эмоциональность, аффектация) (Aff) — рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям, руки для приветствия, благожелательность, зависимость.
Эта категория включает ответы, в которых рука представляется делающей аффективный жест или аффективно благожелательный жест. Руки представляются предлагающими (не просящими и не получающими) дружбу или помощь другим.
Например: «привет» — рука дружески похлопываем кого-то по спине (плечу)», «пожатие рук», «трясет руку при пожатии», «добро пожаловать», «похлопывающая собачку», «гладит собачонку», «обнимает», «бросающая деньги в ящик для пожертвований», «дает милостыню», «жалеет кого-то», «протянутая для оказания помощи (например, ребенку)», «предлагающая цветы кому-либо», «дарит кому-нибудь цветы», «аплодирует», «крошит хлеб воробышкам» и т. д.
И хотя большинство этих ответов включает прямое и непосредственное общение (и могут по этой причине быть смешаны с ответами категорий Коммуникация), все они характеризуются, прежде всего, благожелательным отношением и связаны с аффектацией. Для ответов категории Коммуникация такие качества не характерны.
Сравните список примеров, данных по категории Aff, с ответами, подсчитывающимися по категории Com, например, «стремление, договориться», «жестикуляция при разговоре». Такие ответы не связаны с установкой на аффектацию. Ответы, подсчитанные по категории Привязанность, эмоциональность, отражают повышенную способность к активной социальной жизни. Они отражают желание субъекта сотрудничать с другими в целях разделения эмоций.
5) Коммуникация (Com). К этой категории относятся ответы, в которых рука общается или пытается общаться с кем-то, общение на равных, язык глухонемых. При этом общающийся находится в равной или подчиненной позиции по отношению к своему партнеру. Это такие ответы, где рука общается или делает попытку общаться с лицом, которое представляется равным или превосходящим коммуникатора. Предполагается, что коммуникатор нуждается в аудитории больше, чем аудитория нуждается в нем, или что между коммуникаторами и аудиторией существует симметричная взаимная связь. В этих ответах совершенно очевидно то, что коммуникатор желает обратной связи и принятия, что он хочет быть понятым своей аудиторией. Условно этот показатель можно назвать показателем «делового» общения, в то время как предыдущую категорию «Aff» — показателем «модальностного», или «эмоционального», общения.В этих ответах подразумевается необходимость в «желании разделить трудности», «желании быть понятым и принятым» и т. п.
Важно четко различать категории «Dir» и «Com». Четкое представление об этих отличиях может дать сравнение психологического различия между «нотацией», «социальной правильностью» (примеры «Директивности») с «попыткой договориться» (относится к «Коммуникативности»). Коммуникация, имеющая место в ответах Dir, является вторичной по отношению к желанию оказать активное воздействие на аудиторию.
Примеры: «жестикуляция при разговоре», «отчаянная попытка быть понятым», «передача информации», «разговор руками», «здоровается» (оценивается по категории «Com», а не «Aff», так как здороваться за руки — социальный норматив общества), «подает руку», «похлопывает по плечу», «протягивает руку», «хочет пожать руку», «лежит на плече», говорит «до свидания», «объясняет», «передает информацию», «пытается быть понятым», «показывает: мне 5 лет», «показывает дорогу», «показывает нужный дом», «гладит», «успокаивает», «показывает кукольный театр», «стремится договориться», «зовет кого-то», «жест рукой, обозначающий прощание» и т. п. Последний ответ, хотя и обозначает эмоциональную амбивалентность (двойственность), может рассматриваться по категории Com.
6) З ависимость (Dep). К этой категории относятся ответы, в которых рука воспринимается как ищущая помощи или поддержки у других людей, выражает подчинение другим лицам, рука к низу, просит милостыню.. Возможность совершить какое-либо действие зависит в данном случае от благожелательного отношения других людей, от их желания помочь. В эту же категорию входят ответы, в которых рука воспринимается как подчиняющаяся другим.
Эта категория включает ответы, в которых рука активно или пассивно ищет поддержки или помощи со стороны другого лица. Успешное осуществление тенденции к этому действию зависит от явной или подразумеваемой необходимости в доброжелательном отношении со стороны других лиц. В категорию включены такие ответы, в которых рука подчиняет себя другим лицом, что может быть отражено в таком ответе: «приветствующая рука».
Психологическое значение этого ответа, пожалуй, лучше всего понять следующим образом: чем больше количество таких ответов, тем больше субъект чувствует, что другие должны ему время, внимание, ответственность. Зависимость в этом контексте не нуждается в равном бессилии и неспособности. Те люди, которые дают такие ответы, активно ищут поддержки со стороны других, ожидая, что эти другие «должны им» свое время и внимание. Такие ответы дают не только бедные люди и алкоголики, хотя в процентном отношении они у них превалируют. «Нормальные» люди также дают такие ответы. Эта категория включ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: