Особенности содержания дошкольного образования




Дошкольное образование является неотъемлемой составной частью и первым звеном в единой системе непрерывного образования, и направлено на становление основ личности. В соответствии с общепринятой возрастной периодизацией развития человека дошкольное детство охватывает период от рождения до 6 лет, когда происходит активное формирование двигательной, чувственной и интеллектуальной сфер ребенка, развитие его речи и основных психических процессов, способностей и социально значимых качеств. Высокая интенсивность процесса формирования личности в период дошкольного детства позволяет особенно эффективно осуществлять педагогическое взаимодействие с ребенком и решать задачи его развития, воспитания и обучения. Именно это обстоятельство, по мнению В.А. Ситарова, дает основание считать проблемы целенаправленного обучения дошкольников в соответствии с их специфическими возрастными особенностями наиболее актуальными для современного этапа развития как общей, так и дошкольной дидактики[50].

Становление отечественной дошкольной дидактики как науки и практики первоначального образования детей было неразрывно связано с проблемой умственного воспитания и развития. Данная проблема рассматривалась, начиная с 20-30-х гг. XX в., в тpyдax таких извecтныx педагогов и психологов, как П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, Н.К.Крупская, Л.И. Красногорская, А.М. Леушина, С.С. Моложавый, Е.И.Тихеева, А.П. Усова и др. При этом исследования основывались на педагогических идеях западноевропейских мыслителей — Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ф.Фребеля, А. Дистервега, Д. Дьюи, М. Монтессори и многих других, развивая и дополняя их в традициях отечественной педагогики.

Основой интеллектуального развития ребенка до школы считалось совершенствование его сенсорной культуры, развитие речи, расширение кругозора и накопление знаний о явлениях природы и общественной жизни. Подчеркивалось, что вооружение знаниями детей дошкольного возраста является одним из условий развития психических процессов и различных видов деятельности. Это привело к переоценке возможностей детей дошкольного возраста в освоении сложных законов окружающей действительности и преобладанию в отечественной дидактике знаниевой концепции приобретения детьми сведений об окружающем.

Психологическая нерациональность и педагогическая ошибочность подобной концепции объясняются, как отмечала классик дошкольной дидактики Александра Платоновна Усова (1898-1965), тем, что значительную часть информации ребенок получает без специально организованного процесса обучения — в повседневном общении с родителями, взрослыми и сверстниками. Именно таким образом происходит накопление ребенком личного опыта, через призму которого он воспринимает и систематизированные знания на специально организованных занятиях. В целом целенаправленное обучение должно рассматриваться как существенное средство развития ребенка-дошкольника. Успешность его обучения до школы зависит от приобретения полноценных знаний, умений и навыков как на занятиях, так и вне их, в целях обеспечения целостности познавательной деятельности ребенка.

Отечественные педагоги-дидакты имели две противоположные точки зрения относительно содержания дошкольного образования. Сторонники первой утверждали, что ребенок-дошкольник может усвоить только представления об отдельных предметах окружающей действительности, но не их взаимосвязь. Так называемый «объектный», или «предметный», принцип явился основой построения «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» 1938 г.

Вторая точка зрения была связана с исследованиями Льва Семеновича Выготского(1896-1934), который выявил способность детей дошкольного возраста устанавливать причинно-следственные связи и овладевать системными знаниями. Логическим развитием его взглядов является такое современное направление в дошкольной дидактике, как формирование системности знаний у дошкольников (В.И. Логинова, П.Г. Саморукова).

Данная концептуальная позиция легла в основу создания единых, типовых государственных образовательных программ, предусматривающих овладение детьми двумя категориями знаний и умений: 1) знаниями, приобретаемыми в ходе повседневного общения с окружающим миром; 2) знаниями, приобретаемыми в процессе специально организованного процесса обучения на занятиях. В современном дошкольном образовании его содержание ориентируется на освоение детьми различных знаний об окружающей действительности в их взаимосвязи и взаимопроникновении, что способствует переходу ребенка из «зоны ближайшего развития» на «уровень актуального развития» (Л.С.Выготский).

Согласно современным исследованиям Т.И. Бабаевой, М.В. Крулехт, В.И. Логиновой, З.И. Михайловой, содержание знаний об окружающем мире должно включать три раздела (блока): мир природы, мир людей, мир предметов.

Наиболее сложным и менее разработанным является вопрос о приобщении ребенка к социальному миру в связи со значительной переоценкой ценностей в современном обществе.

В процессе ознакомления детей-дошкольников с окружающим миром предполагается решение следующих задач:

- обогащение чувственно-эмоционального опыта путем освоения детьми системных знаний и развитие на этой основе интереса;

- развитие мышления ребенка в плане осознания себя и своего места в мире природы и людей;

- развитие общей культуры ребенка, включающей языковую культуру, а также культуру общения в разных условиях.

В результате решения этих задач ребенок приобретает ценностные установки, влияющие на становление личности и формирование его отношения к познанию и средствам познания как ценности и важному личному достоянию.

Условием решения данных задач является организация комплекса тех видов деятельности, которые характерны для дошкольного возраста. Одним из наиболее перспективных направлений в дошкольной дидактике в настоящее время признается установление взаимосвязи между различными видами детской деятельности – познавательной, учебной, игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой. При этом подчеркивается настоятельная потребность организации процесса обучения дошкольников на основе целостности его познавательной деятельности.

В контексте данного положения в современном российском дошкольном образовании осуществляется создание различных образовательных программ для дошкольных учреждений. В свою очередь, такие учреждения имеют право на самостоятельный их выбор из рекомендованных органами управления образованием. Данные программы определяют содержательную характеристику целостного педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Их основу составляют определенный взгляд на ребенка-дошкольника, особенности и закономерности его развития, а также создание соответствующих педагогических условий, способствующих становлению личности в единстве ее индивидуальных и социальных качеств.

Т.И. Ерофеева предлагает следующую классификацию современных программ дошкольного образования: вариативные и альтернативные (по их философско-концептуальным основам); комплексные и парциальные (по объему и направленности их содержания); базовые, федеральные, региональные, муниципальные (по степени их территориального распространения).

Разработчики подобных образовательных программ предлагают различные подходы к реализации принципа личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми-дошкольниками посредством обеспечения:

- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей;

- эмоционального благополучия каждого ребенка;

- интеллектуального развития ребенка;

- условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;

- приобщения детей к общечеловеческим ценностям;

- взаимодействия с семьей.

Современные программы дошкольного образования предусматривают организацию педагогического процесса как на специальных занятиях, так и в нерегламентированных видах деятельности в свободное время на основе оптимального сочетания их индивидуальных и коллективных форм. Программа становится ведущим и необходимым документом для дошкольных образовательных учреждений, который определяет общие принципы, конкретные направления их функционирования, а также особенности содержательной характеристики педагогического процесса с указанием возможностей использования вариативных технологий их практической реализации.

В настоящее время в качестве комплексных образовательных программ, представленных крупными педагогическими коллективами и рекомендованными Министерством образования и науки Российской Федерации, являются такие, как «Детство», «Радуга», «Развитие», «Истоки» и др.

Программа «Детство»разработана коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена под руководством В.И.Логиновой (Санкт-Петербург).

Данная программа создавалась как программа обогащенного, многогранного, целостного развития и воспитания ребенка-дошкольника в различных видах детской деятельности под лозунгом «Познавать, чувствовать, творить». В основе программы лежит признание самоценности дошкольного детства как периода полноценного, естественного становления познавательной и мотивационно-эмоциональной сфер посредством преодоления внутренних противоречий развития человеческой личности.

Содержание программы объединено в четыре основных блока: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни», единство которых обеспечивает взаимосвязь двух процессов — социализации и индивидуализации ребенка на основе теории амплификации. Она предполагает максимальную реализацию возрастного потенциала дошкольников посредством полноценного проживания ими данного жизненного периода и создание условий для обогащения процесса познания окружающего мира в специфически детских видах деятельности.

Программа «Радуга»создана коллективом лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации под руководством Т.Н. Дороновой (Москва). Пpoгpaммa стpoится на ocнoвании следующих положений:

- полноценное проживание ребенком-дошкольником соответствующего возрастного периода, когда каждый год является решающим для становления определенных психических функций: младший дошкольный возраст — ориентация на формирование целенаправленности в детской деятельности; средний дошкольный возраст — развитие интереса к знаковой системе, отражающей особенности реальной действительности; старший дошкольный возраст — развитие произвольности психических процессов;

- выделение ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка и становлении его личностных новообразований;

- формирование у дошкольников определенных типов мотивации (игровой, общения и личной заинтересованности), которые побуждают их к освоению нового материала.

Структура программы определяется ее названием: по аналогии с семью цветами радуги выделяются важнейшие виды детской деятельности (физическая культура — красный цвет, игра — оранжевый, изобразительная деятельность и труд — желтый, конструирование — зеленый, занятия музыкальным и пластическим искусством — голубой, занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром — синий, математика — фиолетовый). При этом в программе раскрываются своеобразие этих видов деятельности, их педагогическая целесообразность, а также даются ' конкретные методические рекомендации по планированию и проектированию соответствующей педагогической работы в различных возрастных группах.

Программа «Развитие»подготовлена сотрудниками Института дошкольного образования и семейного воспитания Российской академии образования (руководитель Л.А. Венгер). В основу программы легли следующие теории и концепции:

- теория амплификации А. В. Запорожца с установкой на «самоценность» дошкольного периода развития человека;

- концепция Л.А. Венгера о развитии способностей как универсальных ориентировочных действий детей с помощью педагогических средств, соответствующих их возрастным особенностям.

Программа ориентирует на развитие умственных и художественных способностей ребенка, а также специфических видов детской деятельности посредством выстраивания системы постепенно усложняющихся учебных задач и обобщенных способов действий. В качестве основы развития рассматриваются собственный чувственный опыт ребенка, процесс его целенаправленной фиксации и образного обобщения. В программе выделены возрастные периоды дошкольного детства, для каждого из которых дана подробная характеристика основных направлений педагогической работы.

Программа «Истоки»создана сотрудниками центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца под руководством Л.А. Парамоновой. В ней основной целью педагогического процесса признается всестороннее развитие ребенка и формирование его способностей.

Неповторимые индивидуальные особенности каждого ребенка базируются, по мнению авторов программы, на следующих характеристиках: компетентности, креативности, инициативности, самостоятельности и ответственности, произвольности, свободе поведения и безопасности, самосознании и самооценке, получающих свое развитие на протяжении всего периода дошкольного детства при благоприятных условиях, создаваемых педагогом.

Структура программы выстроена на основе выделения таких возрастных периодов, как раннее (от рождения до 3 лет) и дошкольное детство (от 3 до 7 лет), их психологической характеристики и оценки роли ведущей деятельности (общение, предметная и игровая). Задачи, содержание и условия педагогической работы представлены по направлениям социального, познавательного, эстетического и физического развития дошкольников.

Кроме этого, в современном отечественном дошкольном образовании широкое распространение получили как комплексные программы — «Детский сад — дом радости» (Н.М.Крылова), «Одаренный ребенок» (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко), так и парциальные — «ТРИЗ», «Юный эколог», «Мы» (Н.Н.Кондратьева), «Росток» и т.д.

Таким образом, проанализировав сложившиеся в отечественной дошкольной дидактике подходы к отбору содержания дошкольного образования, можно сделать вывод о том, что оно ориентируется на общедидактические положения, а также имеет собственную специфику, связанную с психологическими особенностями детей данной возрастной группы.

Вопросы и задания

1. Какова сущность содержания образования?

2. В чем заключается исторический характер содержания образования?

3. Каковы факторы, детерминирующие содержание образования?

4. Что такое базовая культура личности?

5. Как соотносится содержание общего образования с базовой культурой личности?

6. Какова структура содержания общего образования?

7. Дайте характеристику основных компонентов содержания общего образования.

8. Каковы принципы отбора содержания общего образования?

9. Назовите критерии отбора основ наук, изучаемых в современной российской школе.

10. В чем особенности содержания дошкольного образования (покажите на примере одной из программ для дошкольных образовательных учреждений)?

 

Рекомендуемая литература

Голуб Б.А. Основы общей дидактики. – М., 2003.

Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения. – М., 2004.

Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М., 1999.

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). – М., 2006.

Концепция содержания общего среднего образования: Рекомендации по формированию нового содержания. – М., 1993.

Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. — М., 1991.

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Методические рекомендации. – М., 1993.

Седова Л.Н., Штых И.В. Теория обучения. – М., 2006.

Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2004.

Скаткин М.Н., Краевский В.В. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы. – М., 1981.

Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М., 1983.

Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. — М., 1999.

Шиянов Е. Н. Педагогика: общая теория образования : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. – Ставрополь, 2007.


Глава 11. Федеральный государственный стандарт общего образования.[51]

 





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!