Подготовила: воспитатель Сорокина Е.А.




ГБДОУ детский сад №23 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Консультация для родителей на тему:

«Классификация игр дошкольников»

 

Подготовила: воспитатель Сорокина Е.А.



Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Как показывают исследования А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Р.И. Жуковской, развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.


Игровая деятельность, как доказано А.В. Запорожцем, В.В. Давыдовым, Н.Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы – заместители, другие средства воплощения образа, выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. д.). Усваивая в общении со взрослым технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра становится формой собственного творчества ребенка, а это обуславливает ее развивающий эффект.

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что

- она удовлетворяет его основные потребности;

- в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности;

- в наибольшей степени способствует психическому развитию.

Детские игры – явление неоднородное. Они разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игрового материала. В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. В каждой теории игры предлагаются те критерии, которые отвечают данной концепции. В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. В основе классификации детских игр разработанных С.Л. Новоселовой лежит представление о том по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).

Выделяются три класса игр:

1). Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей) - самостоятельные игры:


Ø Игра-экспериментирование;

Ø Самостоятельные сюжетные (творческие) игры;

Ø Сюжетно - отобразительные;


Ø Сюжетно - ролевые;

Ø Режиссерские;

Ø Театрализованные.


2). Игры, возникающие по инициативе взрослого, имеющие определенные образовательные и воспитательные задачи:


Ø Игры обучающие;

Ø Дидактические игры: по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.);

Ø По дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно – печатные, словесные);

Ø Игры с правилами;

Ø Сюжетно – дидактические;


Ø Подвижные: по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности;


Ø по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками др.);

Ø по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.)


Ø Досуговые игры:

Ø игры – забавы;

Ø игры – развлечения;

Ø интеллектуальные;

Ø празднично - карнавальные;

Ø театрально – постановочные.


3). Игры идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей:


Ø традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).


Игра - основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру.


Особенности сюжетно-ролевой игры, прежде всего в том, что в ней ясно обнаруживается самодеятельный характер.

Дети сами устанавливают правила перед игрой или в процессе игры. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, временем, пространством. В игре ребенок может быть капитаном, матросом, космонавтом, врачом.



Дети - творцы настоящего и будущего.В этом - обаяние игры. Дети не ставят в игре, каких – то иных целей, чем цель – играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Опосредованно руководя игрою, оказывая влияние на ее содержание, организуя жизнь детей в игре, их взаимоотношения, воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, отношения, поступки и поведение в целом. Организуя жизнь детей в сюжетно-ролевых играх, мы стараемся формировать не только игровые взаимоотношения, но и реальные, закрепляя нормы поведения в повседневной жизни.

Также активно используются в нашей группе развивающие игры, которые способствуют развитию у детей внимания, памяти, мышления, речи. Эти игры имеют ряд преимуществ:

- одну и ту же игру можно упрощать и усложнять, используя ее в работе с детьми разного возраста и разного уровня развития;

- в таких играх можно использовать в качестве материала картинки и игрушки (и самих детей), не меняя содержания игры;

- эти игры можно проводить во время непрерывной - образовательной деятельности, на прогулке, в утренние и вечерние часы.

Развивающие игры представляют собой совместную деятельность детей со взрослыми. Именно взрослый вносит в жизнь детей эти игры, знакомит их с содержанием. Вызывает интерес к игре, побуждает их к активным действиям, без которых игра не возможна, является образцом игровых действий, руководителем игры - организует игровое пространство, знакомит с игровым материалом, следит за выполнением правил. В любой игре содержится два типа правил: правила действия и правила общения с партнерами. Правила действия определяют способы действия с предметами, общий характер движений в пространстве (темп, последовательность). Правила общения влияют на характер взаимоотношений участников игры (очередность выполнения привлекаемых ролей, последовательность действий детей, их согласованность). Задача прогнозирования и планирования своих действий в зависимости от действий партнера по игре становится осмысленной ребенком в 6-7 лет. Формируются эти умения в игровой деятельности в партнерских играх.

Родителям на заметку:

- играя с ребенком, не опережайте его, лучше следовать за ним с небольшим отставанием,

- заинтересуйте детей игрой, применяя игровые приемы (можно сопровождать «тайной» или рассказать сказку),

- каждый успех встречайте радостно, но не перехваливайте (особенно в старшем возрасте),

- если ребенок не хочет играть, не заставляйте, а создайте такие условия, чтобы у него появилось желание,

- во время игры не допускайте обидных замечаний в адрес ребенка, они вызывают раздражение, неверие в свои силы, нежелание думать и отбивают интерес к игре,

- начинать игру нужно с посильных задач или более простых ее частей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: