Россия стала первым в мире государством, на железных дорогах которго был установлен единый стандарт – расстояние между рельсами 1524 мм.




ШИРИНА РЕЛЬСОВОЙ КОЛЕИ

Одной из главных характеристик пути является ширина колеи. От нее зависят: ширина земляного полотна, размеры балластной призмы, подрельсовых опор (шпал, плит, малогабаритных рам),а следовательно, и объемы земляных работ (при отсыпке земляного полотна), объемы дорогостоящих балластных материалов, стоимость подрельсовых опор. С шириной колеи связаны размеры подвижного состава, расходы на эксплуатацию дороги и многое другое.

 

Ширина колеи на железных дорогах мира

Ширину колеи долгое время устанавливали на железных дорогах мира без достаточных обоснований и расчетов, руководствуясь размерами локомотивов, объемом перевозок грузов и пассажиров.

Так, первые железные дороги Франции имели ширину колеи 500 мм. В Англии на металлургических заводах с 1767 г. на конных железных дорогах применяли чугунные рельсы корытообразного профиля. Ширина колеи на этих дорогах (их называли «чугунки» или «конки») соответствовала габаритам упряжки («конки») и равнялась 4 футам и 6 дюймам (1372 мм, 1 фут равен 304,8 мм, дюйм – 25,4 мм).

На железных дорогах мира наиболее распространены следующие размеры ширины рельсовой колеи.

«Европейская» стандартная (стефенсоновская) колея, равна 1435 мм (4 фута и 8½ дюйма). Большинство стран Западной Европы, Северной и Южной Америки (США, Канада, Мексика), Азии (в том числе Китай), Африки, а также Япония (скоростная дорога «Сенкансен») используют ширину колеи 1435 мм.

Эту ширину колеи впервые применили в Англии при строительстве первых железных дорог. Джорж Стефенсон, руководивший первой паровой железной дорогой Ливерпуль–Манчестер, предложил размер ширины колеи S = 1435 мм. Это было связано с тем, что при проектировании паровозов для дороги с шириной колеи S = 1372 мм возникли затруднения с размещением цилиндров паровой машины по бокам паровозного котла, поэтому пришлось удлинить ширину колесной пары и соответственно увеличить расстояние между рельсами на 2,5 дюйма, т.е. на 63 мм.

Так, в 1825 г. появился «европейский» стандарт – колея шириной 1435 мм.

В Англии до 40-х гг. XIX в. использовались и другие размеры ширины колеи: 1676, 1600, 2135 мм. В середине 40-х гг. ХХ в. вопрос ширины колеи был одним из самых острых в общественной жизни страны, поэтому парламент Великобритании принял решение применять ширину колеи 1435 мм (легче перешить путь с широкой колеи на узкую). Исключение было сделано для Ирландии, где ширина колеи 1600 мм.

А поскольку Д. Стефенсон являлся основным поставщиком паровозов, то эта ширина колеи распространилась по миру. В настоящее время протяженность дорог, имеющих ширину колеи 1435 мм, составляет более 720 тыс. км.

В России большой вклад в развитие промышленного транспорта внес горный инженер П.К. Фролов. В 1806 г. он составлял проект сооружения железной дороги от Змеиногорского рудника до Корбалихинского завода протяженностью 1867 м с шириной колеи 1067 мм.

Первая в России рельсовая дорога с паровой тягой была построена в 1834 г. на Нижнетагильском металлургическом заводе Демидовых механиком Е.А. Черепановым и его сыном. Ширина колеи для первого русского паровоза составляла 2 аршина и 5 вершков (1645 мм).

В августе 1834 г. по приглашению горного ведомства в Санкт-Петербург приехал известный специалист – австрийский инженер Ф.А. Герстнер –
с целью строительства железных дорог в России. В 1836 г. он разработал проект Царскосельской железной дороги (Санкт-Петербург–Царское село) с шириной колеи 1829 мм (6 футов). Такая ширина колеи была необходима для возможности перевозки громоздких грузов, в том числе карет. Кроме того, данная ширина колеи позволяла в будущем увеличить мощность паровозов.

При строительстве магистрали Санкт-Петербург–Москва вновь возник вопрос о ширине колеи. Павел Петрович Мельников после изучения железнодорожного дела в США писал «Трудно допустить, чтобы «измерение» для одного из главных элементов железнодорожного пути (ширины рельсовой колеи), принятое почти случайно на первой дороге Англии, было выгодным для всех железных дорог вообще…».

Увеличение ширины колеи открывало перспективы роста грузопотока, но сдерживалось повышенной материалоемкостью, снижением прочности пути и подвижного состава.

Многие лучшие инженеры Америки в те годы (40-е гг. ХIХ в.) полагали, что они стали бы применять ширину колеи шире 1435 мм.

В августе 1842 г. была создана специальная комиссия под председательством генерал-лейтенанта М. Дестрема. В нее входил ярый сторонник широкой колеи консультант – американский инженер – майор Г. Уистлер, предложивший колею шириной 5 футов (1524 мм). Она была принята и стала нормой для железных дорог России. Ширина колеи 1524 мм по сравнению со стефенсоновской повышала устойчивость подвижного состава, увеличивала пропускную способность и скорость движения.

Россия стала первым в мире государством, на железных дорогах которго был установлен единый стандарт – расстояние между рельсами 1524 мм.

В то время в Америке насчитывалось более 16 разных размеров ширины колеи.

В настоящее время протяженность полутораметровой ширины колеи составляет более 227 тыс. км (на всей территории бывшего Советского Союза, Монголии и Финляндии).

Третье место в мире по протяженности занимают железные дороги с колеей S = 1067 мм – «капская » колея. Применяется в странах Южной Африки, Австралии, Новой Зеландии, на Сахалинской железной дороге (РФ), Японии. Протяженность линий с «капской» шириной колеи составляет 112 тыс. км.

По поводу происхождения «капской» колеи существует две версии.

Одна связана с историческим фактом. Первые в мире магистральные дороги были построены в Капской провинции Южной Африки.

Другая версия гласит, что К.А.П. – это инициалы инженера Карла А. Филиса, построившего железную дорогу на севере Норвегии, изолированную от других линий этой страны.

Метровая колея (1000 мм) используется в Аргентине, Бразилии, Чили, во Вьетнаме, Таиланде и других странах Азии и Африки. Эта колея занимает четвертое место по протяженности – 95 тыс. км.

«Иберийская» колея (1668 мм) эксплуатируется в Испании, Португалии, находящихся на Пиренейском полуострове, а его древнее название – Иберия, поэтому и колея получила название «иберийская».

«Индийская» колея (1676 мм) используется в Индии, Иране, Пакистане, Бангладеш, Таиланде и других странах Азии, в Аргентине и Чили тоже применяют эту ширину колеи.

«Ирландская» колея (1600 мм) используетсяв Ирландии, Бразилии и на части Австралии.

Узкоколейные железные дороги применяются во многих странах мира с шириной колеи 750 или 760 мм.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: