СОЧИНЕНИЕ.Речевые клише
Формулировка проблемы
Проблема – это вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления.
Речевые клише:
- В своем тексте писатель Ф.И.О. рассматривает (поднимает, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?)… ИЛИ:
- Текст писателя Ф.И.О. заставил меня задуматься над проблемой (чего?)…
… Это актуальная (сложная, серьезная, важная, злободневная, острая, философская) проблема.
Комментарий проблемы
Комментарий– рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы.
(не пересказ, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы текста)
Можно выделить два типа комментария:
1) Текстуальный – объяснение структуры текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответы на следующие вопросы:
- как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме?
- как, на каком жизненном материале автор раскрывает проблему?
- какие поступки совершает герой и как это его это характеризует?
- какие эмоции вызывают у автора описанные им события и почему?
Речевые клише для введения текстуального комментария:
- Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, Ф.И.О. рассказывает историю о… (повествует о…, приводит факты…).
- Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, Ф.И.О. повествует о…. Особенно грустно (страшно), по мнению автора, что…
2) Концепционный – объяснение проблемы исходного текста (рассмотрение ее актуальности):
- как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме?
- к какой категории относится затронутая автором текста проблема? (нравственная, экологическая, философская, социальная, психологическая)
- насколько актуальна в наши дни эта проблема?
- почему эта проблема относится к разряду вечных?
- кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?
- традиционна эта проблема или нова?
Речевые клише для введения концепционного комментария:
- Эта проблема актуальна сегодня, как никогда, и известный писатель не обошел ее вниманием…
- Действительно, проблема… очень серьезная и затрагивает каждого из нас. Этот вопрос довольно часто поднимается в сферах массовой информации. Например, мы узнаем из новостей о том, что…. Все это, к сожалению, является результатом безответственной деятельности человека, его равнодушия к …
- Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Психологами давно доказано…. Вот почему обозначенная выше проблема так часто обсуждается в средствах массовой информации. Участники дискуссии уверены в одном…
3. Позиция автора – это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет. Для того чтобы выявить позицию автора, нужно ответить на вопросы:
1)Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст?
2)Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев?
Речевые клише: - Позиция автора данного текста довольно ясна и раскрывается в следующем предложении: «…». Ф.И.О. убежден: …
- Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что…
- Позиция Ф.И.О. относительно поднятой проблемы становится понятной после осмысленного прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит: …
Формулирование собственного мнения
Согласие с точкой зрения автора исходного текста можно выразить, используя следующие речевые клише:
1)Нельзя не согласиться с автором в том, что …. В этом нас убеждают и примеры из произведений русской классики. Вспомним роман (повесть, рассказ) ….
2)Я согласен с автором данного текста в том, что…. Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели. Вспомним судьбу главного героя романа…
3)Я с интересом прочитал текст писателя Ф.И.О.. Автор помог мне увидеть проблему … с новой стороны. Сразу вспомнился один случай из моей собственной жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что…
4)Я согласен с автором данного текста и тоже считаю…. В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующие жизненные примеры…
5)Я разделяю точку зрения автора текста и также убежден, что…
6)Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет…
5) Доказательство своей точки зрения Каждый аргумент начинать с нового абзаца.
Типы аргументов:
- примеры из читательского опыта;
- поучительные события из жизни выдающихся личностей;
- примеры из собственного жизненного опыта и жизни окружающих людей;
- ссылки на мнение известного, уважаемого человека – ученого, философа;
В этой части необходимо следовать правилам построения сочинения-рассуждения:
- тезис,
- аргументация,
- вывод.
Речевые клише:
Первый аргумент:
- В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним роман (повесть, рассказ, пьесу) Ф.И.О. и название.
В этом произведении…
- Об этом неоднократно говорили в своих произведения русские писатели-классики. Вспомним рассказ (роман, повесть, пьесу) Ф.И.О. и название. В этом произведении.
Второй аргумент:
- Следующий литературный пример, как мне кажется, является еще одним дополнительным аргументом в пользу того, что…
- Приведу еще один литературный аргумент, который показывает…
- Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что..
- У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного опыта, которые доказывают необходимость (важность) …
Заключение - итог рассуждениям над поднятой проблемой, обобщение информации, содержащейся в сочинении.
- В заключение всего вышесказанного еще раз подчеркну: важно…
- Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что……
- Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой …., затронутой в тексте Ф.И.О., расставят приоритеты в своей жизни.
- В заключение всего вышесказанного еще раз подчеркну: ….