ОБОБЩЕННОЕ ОПИСАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ РИСКА




Как видно из результатов диагностики, семейные отношения в группе обратившихся в семейную кон­сультацию и развитие детей в этих семьях имеют целый ряд психологических особенностей. Диагно­стический этап работы строился так, чтобы психолог, приступая к коррекционной работе с семьей, получал как можно более полную информацию о всей системе.внутрисемейных отношений. Обобщая все получен­ные данные, можно представить описание психологи­ческих факторов риска, создающих повышенную го­товность перерастания отдельных невротических форм поведения детей в устойчивые клише невро­тического поведения.

В семьях исследованного контингента выявлены особенности психологического климата, главными из которых является конфликтность в таких сферах, как сплоченность, информативность, организован­ность и отношение к детям. Причем четко выявляется заострение не вполне осознаваемой значимости суп­ружеских отношений, которая контрастирует с по­вышенной значимостью детско-родительских отноше­ний, проявляемой на осознаваемом уровне в субъек­тивных данных. В отношениях к детям проявляется большая противоречивость, неоднозначность и непо­следовательность. Супружеские коммуникации, по­казавшие особенности внутрисемейного взаимодей­ствия, обнаруживают ригидность форм взаимодейст­вия, ослабление способности к эмоциональной и ког­нитивной децентрации, использование диффузного и неточного языка взаимодействия, несоблюдение до­говорных условий в совместной деятельности, исполь­зование псевдосоглашений вместо содержательного и искреннего анализа затруднений во взаимодейст­вии. Все это приводит к понижению способности семьи, к разрешению и выходу из конфликтных си­туаций; объективный анализ содержания конфликт­ных ситуаций и поиск совместных способов выхода Из них подменяется негативной оценкой партнера как причинного фактора создавшегося конфликта в семейном взаимодействии. Мотивация воспитания от­личается преобладанием неосознаваемых компонен­тов, которые приводят к искажению воспитательных родительских позиций, принимающих характеристики неадекватности, негибкости и непрогностичности. Вся совокупность дисгармоний как в супружеских, так и в родительских отношениях приводит к своеобраз­ным искажениям в самом ходе психического разви­тия детей, формируя специфический феномен «за­крытия «Я»», выражающийся в особенностях само­сознания и самооценки детей. Общий ход развития ребенка приобретает дисгармоничный, конфликтный характер, связанный с фиксацией негативной фазы критического периода дошкольного развития. Все это не только вызывает специфические искаже­ния в деятельности и поведении детей, но и опре­деляет изменение места ребенка в системе семейных отношений. Ребенок вытесняется из семейной целост­ности (о чем свидетельствует повышенная значи­мость супружеских отношений в психологических составляющих семейного климата) и вместе с тем остается повышенно зависимым и непосредственно эмоционально связанным с родителями. Происходит закрепление зависимой и «закрытой» позиции ребен­ка в системе семейных отношений.

Длительное, в течение ряда лет, действие этих пси­хологических факторов вызывает возникновение и за­крепление дезадаптированного неправильного пове­дения детей. Наконец, заострение описанных тенден­ций вызывает острый внутрисемейный кризис, выра­жающийся в сфере эмоционального реагирования у взрослых и детей повышенной тревожностью, в сфе­ре личностного самосознания родителей — осозна­нием самих себя как несостоявшихся в своих роди­тельских и супружеских ролях, что еще больше дезадаптирует детей, вызывая усиление неправильного поведения. Острый семейный кризис становится побу­дительной причиной обращения за психологической помощью.

Хорошо известно, что все семейные отношения связаны по принципу круговой причинности, перечис­ленные выше факторы, вызывающие повышенную го­товность к приобретению неврозов, связаны по принципу негативной обратной связи («порочный круг»). Дезадаптированное поведение детей усиливает дис­гармонию в родительском отношении, что немедленно сказывается и в повышенной напряженности в сфере супружеского взаимодействия и наоборот.

Вся эта совокупность явлений и представляет собой факторы, вызывающие повышенную готовность к перерастанию отдельных невротических реакций у детей в клинически оформленные и устойчивые формы невротического реагирования и поведения.

Таким образом, психологические факторы риска носят комплексный характер, образуя определенную систему факторов, связанных взаимопричинной свя­зью. Кроме того, факторы риска подразделяются на «острые и хронические. Такое понимание факторов риска определяет комплексность и этапность профи­лактической психокоррекционной работы, заставляет строить психокоррекцию, позволяющую осуществ­лять психологическое воздействие на всю систему психологических факторов риска, причем перестраивать же только отдельные составляющие этой причинной Целостности, но и саму негативную связь между ни­ми, создавая вместо «порочного круга» связь с пози­тивным знаком.

Глава VI



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: