Конспект «Средства музыкальной выразительности»




1. МЕЛОДИЯ – это чередование звуков, разных или одинаковых по высоте.

Развитие мелодии может быть:

· - восходящее – когда мелодия поднимается вверх;

·

 
 


- нисходящее – когда мелодия спускается вниз;

 

· - волнообразное - когда звуки в мелодии чередуют свое направление;

 

· - остинатное – когда звуки в мелодии повторяются;

 

ХАРАКТЕР (НАСТРОЕНИЕ) МЕЛОДИИ:

Грустная – жалобная, покорная,

Спокойная - добродушная, светлая,

Бодрая – сияющая, развлекательная, лучезарная,

Героическая – призывная, могущественная, отважная,

Лирическая – певучая, задушевная, сентиментальная, волшебная,

Энергичная - стремительная, напряженная, активная,

Нежная – приятная, тихая, трепетная, наивная,

Страстная – насыщенная, кипящая, азартная,

Поэтичная - мечтательная, духовная, проникновенная.

Радостная - игривая, яркая, весёлая, звонкая,

Трагическая – скорбная, безнадёжная, злостная.

Шуточная – легкомысленная, ироничная, насмешливая,

Волевая – решительная, настойчивая, размашистая,

Грациозная - утонченная, элегантная, галантная,

Величественная – помпезная, монументальная, торжественная.

 

2. РИТМ – это чередование длинных и коротких звуков.

Ритм бывает простой (ровный) или сложный (острый).

3. ТЕМП – скорость звучания музыкального произведения. Темп бывает быстрый, медленный и умеренный. Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире. Например, быстрый темп — аллегро, престо; умеренный темп — анданте; медленный — адажио.

4. ЛАД - это связь звуков и музыкальная краска.В музыке существуют два контрастных лада — мажор и минор.

Мажор - яркие, светлые, радостные, веселые краски в музыке.

Минор – приглушенные, затемненные, грустные, печальные краски в музыке.

5. ТЕМБР – это окраска звука голоса человека или музыкального инструмента.

Мужские голоса:

· Высокий – тенор

· Средний - баритон

· Низкий – бас

Женские голоса:

· Высокий – сопрано

· Средний – меццо-сопрано

· Низкий – контральто

Группы инструментов симфонического оркестра:

· Струнные инструменты (скрипка, альт, виолончель, контрабас)

· Деревянные духовые инструменты (флейта, гобой, кларнет, фагот)

· Meдные духовые инструменты (труба, валторна, тромбон, туба)

· Ударные инструменты (литавры, малый барабан, большой барабан, бубен)

6. ДИНАМИКА - это степень громкости исполнения музыкального произведения.

· Pianissimo — pp — очень тихо

· Piano — p — тихо

· Mezzo piano — mp — не очень тихо

· Mezzo forte — mf — не очень громко

· Forte — f — громко

· Fortissimo — ff — очень громко

Crescendo — cresc. — постепенно усиливая звук.
Diminuendo — dim. — постепенно уменьшая, ослабляя звук.

7. ШТРИХИ - они указывают на манеру звуковедения и зависят от характера произведения.

· Legato — (легато) предполагает связное, плавное звукоизвлечение.

· Staccato — (стаккато) – отрывистое извлечение звуков. Стаккато обозначается точкой над или под нотами. Звуки при исполнении на стаккато короткие, с небольшими толчками, легкими акцентами и цезурами между звуками.

· Non legato – (нон легато) – несвязное, неплавное исполнение. Звуковедение с небольшим подчеркиванием каждого звука мелодии. Звуки при этом должны быть наполненными как при исполнении легато, цезуры между звуками сокращены. Звуки подчеркиваются, но не так остро, как на стаккато. Каждый звук звучит отчетливо.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: