Начальное условие для выполнения любой магической практики.




Глава четвертая

Еще одна трещина в стене

Для современных подходов к магии характерно применение и исследование

практических техник, направленных на изменение восприятия, установок и

расширение перспектив деятельности. Это требует развития конкретных

способностей и умений, которые закладывают основы для дальнейшей работы. В

том, что касается магии, старая поговорка "не научившись ходить, не

сможешь бегать" особенно уместна, ибо в магии необходимо развить

определенные умения, без которых невозможно эффективно применять

магические техники. Самый простой пример: умеете ли вы сидеть неподвижно?

Если вы не способны сидеть неподвижно и в полном молчании, то вам не

Достичь успеха ни в одной магической технике, ибо это необходимое

начальное условие для выполнения любой магической практики.

 

Многие основные магические тренировочные упражнения кажутся тривиальными и

нудными. Наверное, есть более увлекательные и динамичные занятия, чем

просто сидение и полное бездействие в неудобной позе. В определенном

смысле, эти упражнения необходимо выполнять как раз потому, что они скучны

и явно утомительны. С помощью таких упражнений можно определить ваши

границы достижимой реальности. Вы бросаете вызов присущему вам желанию

сопротивляться любым переменам, и расширяете трещины в фасаде здания

господствующей реальности.

Д. Р. В. Т.

Четыре искусства, которыми надо овладеть, чтобы стать магом, относительны

просты. Они настолько просты, что люди упускают их из виду в поисках

сложных и абстрактных систем верований. Эти четыре искусства составляют

формулу действия "ДРВТ", где

Д -- дисциплина;

Р -- расслабление;

В -- внимание;

Т -- трансформация.

Без дисциплины мы ничему бы не научились. Без дисциплины мы, наверное, не

встали бы утром с кровати. Нам необходима дисциплина, чтобы победить

нашего самого главного магического врага -- инерцию, которая способна

поколебать любое наше намерение, нашептывая сладкими голосами, что мы

поступим правильно, если отложим о на завтра то, что можем сделать

сегодня. Но надо помнить, что если умеренная дисциплина способствует

нашему движению вперед, то слишком строгая дисциплина, напротив,

отбрасывает нас назад, к инерции, особенно, если цели, которые мы перед

собой ставим, нереалистичны. Поэтому дисциплина требует расслабления, если

мы хотим максимально правильно ее использовать. Не удивляйтесь тому, что

можно одновременно быть расслабленным и дисциплинированным. Чтобы

дисциплина оказалась эффективной, мы должны перестать о ней думать и

полностью в ней раствориться. Если мы дисциплинированны и расслабленны, то

должны быть и внимательными. Внимание -- это искусство. Трудно быть

внимательным ко всему, что происходит вокруг нас; трудно быть внимательным

к ощущениям нашего тела, привычкам, поведенческим реакциям и установкам.

Трудно быть внимательным ко многим вещам одновременно. Внимание требует

дисциплины и расслабления. Трансформация -- это синтез и результат трех

перечисленных качеств. Если мы дисциплинированны, то трансформируем себя.

Если мы расслаблены, то трансформируем себя, и если мы внимательны, то

трансформируем себя. Естественно, самотрансформация требует дисциплины,

расслабленности и внимания.

 

Формулу "ДРВТ" можно применять в широком диапазоне жизненных ситуаций, но

она особенно полезна при обучении, когда мы приобретаем новые навыки и

умения, которые требуют практики и повторения. Значительная часть

магической тренировки заключается в приобретении новых навыков и

способностей, которые поначалу применяются в ритуальном пространстве.

Однако это ограничение позволяет быть компетентным и уверенным только в

пределах ритуального пространства. Главный фокус состоит в том, чтобы

научиться применять эти навыки и техники в реальной жизни, все больше

раздвигая жизненное пространство и расширяя наш опыт, пока магия станет не

периодическим занятием, а сводом принципов, регулирующим наше

взаимодействие с миром, в котором мы живем.

 

Тренировка телосознания

 

Релаксация -- это хорошее начало для магического обучения, поскольку для

эффективного расслабления нужно осознать собственное тело. Обычно мы

забываем о теле и живем на уровне мыслей, считая тело носителем нашего

сознания. За последние несколько десятилетий западные подходы к магии

стали весьма заумными и абстрактными. Расслабление -- это прекрасный

противовес заумности и абстрактности. Настоящая магия начинается с

расслабления, поскольку акт расслабления подразумевает готовность внести

изменения в вашу реальность. Техника расслабления строится на умении

соединять мысли, дыхание и действие. На самом прагматическом уровне она

подразумевает, что мы понимаем связь между мыслями, чувствами и

физиологическими изменениями в теле.

 

Каждый день мы испытываем самые разные стрессы. Наши реакции на стресс

крайне индивидуальны: одни люди наслаждаются стрессами, а другие ощущают

полное бессилие и перегрузку. Наша способность справляться с факторами

стресса меняется в зависимости от изменений в окружающей среде. К тому же

факторы стресса накапливаются, и общая реакция на стрессовую перегрузку

выражается в запуске рефлекса "бежать или сражаться": печень высвобождает

запасы глюкозы в кровяной поток, сердце быстрее перекачивает кровь, мышцы

готовы к действию, а пищеварительная система и вовсе отключается. Если

тело готово "бежать" или "сражаться", а физической или психологической

возможности разрядки нет, начинают развиваться хронические заболевания.

Например, мышечное напряжение может привести к возникновению головной боли

или болей в теле. Следующая проблема заключается в том, что мы часто

нереалистичны в наших ожиданиях, потому что часто "забываем" их

своевременно корректировать в зависимости от степени отдачи, с которой

способны работать в тот или иной момент времени. Это называется

несоответствием возможного и желаемого. Это значит, что реально мы не

всегда можем преодолеть планку, которую перед собой ставим, если слишком

высоко ее подняли. Борьба, которую мы ведем, пытаясь любой ценой

удовлетворить наши ожидания, усиливает ощущение беспокойства, занижает

нашу самооценку, а это еще больше вводит наше телосознание в состояние

стресса.

 

Значит, чтобы полностью расслабиться, мы должны сначала знать и ощущать

симптомы стресса. Далее, нужно внимательно изучить собственные привычки и

установки, а затем спросить себя, способствуют ли они уменьшению, или,

наоборот, усилению стресса. Будьте готовы к изменениям в вашем окружении,

в вашем образе жизни и ваших привычках. В то же время вы должны понимать,

что не все факторы поддаются вашему контролю, и требуют иных подходов.

 

Беспокойство состоит из трех взаимосвязанных компонентов, которые

формируют замкнутый порочный круг. Во-первых, стресс вызывает

физиологическое возбуждение и мысли: "О, нет! Я страшно расстраиваюсь,

когда это происходит". Во-вторых, такое возбуждение мы обычно принимаем за

беспокойство, и думаем: "Так я и думал! Я начинаю беспокоиться!" В

третьих, отождествление физиологического возбуждения с беспокойством

запускает негативные мысли о собственной несостоятельности: "Я падаю в

обморок -- мне уже плохо -- сейчас я устрою сцену". Естественно, такие

мысли лишь усиливают стресс.

 

Как же можно разорвать этот порочный круг? Оказывается, эффективное

расслабление тоже включает в себя три компонента. Первый компонент на

физическом уровне -- это дыхание. Обучаясь глубоко и непринужденно дышать

и практиковать простые дыхательные техники медитации, мы способствуем

мышечному расслаблению. Второй компонент -- когнитивный. Он связан с

мыслями и чувствами, которые возникают в результате физиологических

изменений. Учитесь отождествлять негативные мысли и изменять их. Сейчас, в

эпоху "нью-эйджа", много пишут о пользе "позитивного мышления" и

позитивных деклараций, которую не стоит сбрасывать со счетов. Нередко мы

сами себя "заводим", когда представляем потенциально стрессовые ситуации и

предчувствуем самый плохой исход любого дела. Получается, что наша

подготовка к ситуации сводится к сплошному беспокойству по поводу этой

ситуации. Позитивные мысли снимают стресс. Когда события развиваются не

лучшим образом и потенциально трудная ситуация неизбежна, вместо того,

чтобы беспокоиться, попытайтесь в ней разобрать, дать ей реалистичную

оценку, выбрать нужную тактику поведения и рассмотреть возможные варианты

выхода из этой ситуации. Мысленное проигрывание или мысленная репетиция

пугающей ситуации делает ее в действительности менее страшной. Третий

компонент -- поведенческий. Наши реакции на стрессовые ситуации часто

бывают неадекватными. Умение расслабляться подразумевает, что мы способны

расслабляться в любой жизненной ситуации, оценивать наши реакции и

изменять их в нужном направлении. Прекрасной иллюстрацией модификации

поведения может служить умение осознавать ненужное напряжение и

избавляться от него. Шаги к релаксации, вкратце изложенные выше, имеют

много общего с другими, более "магическими" способностями. Расслабление

как основная техника в магии -- это, по существу, искусство вызывать

"изменение по желанию", хотя любое, даже кажущееся элементарным, изменение

может иметь далеко идущие последствия. О важной роли расслабления в магии

мы говорили при обсуждении такого качества мага, как уверенность.

Расслабление имеет большое значение и в магической практике. Тренировка

сознательного расслабления тела показывает, сколько телесных ощущений

блокируется нашим сознанием. В качестве простого упражнения по расширению

осознания тела попытайтесь фокусировать внимание на конкретных его

участках. Вы без труда выполните это упражнение, если полностью

расслабитесь. Например, сосредоточьте внимание на кончиках пальцев ваших

рук или ног. Это упражнение можно выполнять где угодно. Если вы стоите и

ощущаете боль в ногах, попытайтесь перенести фокус внимания на подмышечные

впадины или подколенные впадины. Можно расширить это упражнение, пытаясь

перенести фокус внимания на спину, или охватить им максимально возможную

поверхность вашего тела.

 

Изменения поз тела

 

Исследуйте, как вы себя чувствуете в той или иной позе. Вы привыкли

сутулиться, горбиться, расхаживать с важным видом? Практикуйте разные виды

походок: уверенную, легкомысленную, дикую, сексуальную. Примените

приобретенное знание к магической практике. Кроме того, обращайте внимание

на привычные позы, в которых вы обычно сидите. Обращайте внимание на язык,

которым ваше тело разговаривает с другими людьми. Посмотрите, удалось ли

вам подметить какие-то характерные для вас позы, а затем попытайтесь

избавиться от тех поз, которые вызывают у вас негативные эмоции. В вашем

поведении что-то изменилось? Попытайтесь перенять язык тела, который, по

вашему мнению, соответствует качествам, которые вы хотите в себе развить.

Внимательно наблюдайте, как меняется поведение и реакции других людей в

зависимости от поз, которые принимает их тело. Усложняя это упражнение,

постарайтесь расслабиться с прямой спиной. Это не просто, и если вам не

удается это сделать, займитесь тайцзи или «техникой Александера». Затем

попытайтесь управлять различными участками вашего тела. Ваша задача

состоит не в том, чтобы фокусировать на них особое внимание. Просто

представьте, что вы скользите в потоке теплых волн вдоль выбранного

участка тела. Поработайте так с разными участками тела: с пахом, животом,

грудью, носом и лбом. Забудьте все, что вы читали о чакрах, и

прислушивайтесь только к своим ощущениям.

 

Делай проще

 

В продолжение тренировки техники расслабления понаблюдайте за любым

действием, которое вы совершаете, каким бы простым оно ни было, и найдите

самый простой способ выполнения этого действия. Применяйте этот метод к

повседневным делам: когда одеваетесь, раздеваетесь, что-то поднимаете с

пола, выполняете текущие задачи. Вы заметите, что расходуете намного

меньше энергии и осознаете каждое действие, а не выполняете его, как

раньше, "на автомате", когда ваши мысли блуждали вдалеке от выполняемой

задачи. Когда вы прикасаетесь к какому-то предмету, обращайте внимание на

ощущения, возникающие в подушечках ваших пальцев, и если вам нужно

передвинуть предмет, не расходуйте на это больше энергии, чем нужно.

Смотрите на объект спокойно и отстраненно, визуализируйте, что вы хотите

сделать, и выберите для этого самый простой способ. Упражнения "делай

проще" демонстрируют, что наша привычка считать любое задание нудной

повседневной обязанностью становится препятствием на нашем пути, когда мы

пытаемся мысленно перенестись в более интересное будущее. Сфокусируйтесь

на действиях, которые мы обычно считаем не заслуживающими внимания. Как мы

открываем дверь? Как мы берем чашку? Нарезаем хлеб? Всегда есть самый

простой способ, которым можно выполнить любые действия. Обычно мы не

осознаем, как выполняем самые простые задачи, пока не происходит нечто,

что затрудняет выполнение этих действий. Как бы потеря руки повлияла на

вашу повседневную жизнь?

 

Движение во времени

 

Хотя мы ощущаем время как отдельное измерение, в действительности это

побочный продукт сознания. Мы постоянно движемся "вперед" и "назад" по оси

времени с точки зрения пережитого в прошлом опыта (это память) и

предвосхищаемого будущего (это наши фантазии). Как известно, значительная

часть успеха в магической практике зависит от умения оставаться в моменте

"здесь и сейчас", но можно извлечь не меньше пользы, если научиться

использовать наше прошлое и будущее.

 

Любые воспоминания, ностальгия, или переживание событий из нашего прошлого

вызывают эмоции и физиологические изменения в организме. Чтобы это

произошло, нужно обладать способностью "собирать гештальт" сенсорных

воспоминаний. Например, вы вспоминаете бывшую возлюбленную. Мысленно

воспроизведите момент, когда вы смотрели ей в глаза, и неожиданно в вас

что-то всколыхнется, и в теле возникнет странное возбуждение. Вспомните

ощущение ласки, нежный голос, биение вашего сердца. Отпустите ваши

чувства, чтобы они могли усилиться, и направьте внимание на ощущения,

которые возникают в вашем теле. Такого рода "воскрешение" в памяти эмоции

может оказаться очень полезным. Например, если вы не довели до конца дела

с какими-то людьми из вашего прошлого, вы можете их мысленно "пригласить"

и вступить с ними в диалог. Эту технику можно также использовать при

воспроизведении сильной эмоции, когда мы "выключаем" источник, запустивший

эмоции, и одновременно усиливаем эмоцию, позволяя ей очиститься от

идентификации. Такая "свободная" эмоция может впоследствии применяться в

магических действиях. Мы движемся вперед во времени, опираясь на фантазии,

предвосхищая и проигрывая ситуации в соответствии с нашими эмоциями и

ожиданиями. Если вы находитесь в состоянии депрессии, то представляете

будущее, в котором осуществляются все ваши самые худшие опасения и страхи.

Фантазия становится формой избирательной обратной связи, укрепляя и

отражая наши мысли до тех пор, пока мы не "убеждаемся" в сиюминутной

"правильности" такого представления. Точно так же наши фантазии создают

яркую картину "будущего", к которому мы движемся, но почему-то оно всегда

остается вне сферы нашей досягаемости. В оккультных системах эта тенденция

проявляется в терминах "Новая Эра", "Эра Водолея", "Эон Гора", и т. д. и

т. п. Когда возникает идеалистическое представление о будущем, к которому

мы идем, оно никогда не наступает. Величие магии состоит в том, что она

сворачивает будущее в непосредственное настоящее, в тот самый момент

"здесь и сейчас". Маг хватается за реальность и живет "здесь и сейчас",

освободившись от цепей прошлого и зная, что будущее -- это проявление его

Воли.

 

Исследование и понимание магом глубокой внутренней связи с Временем -- это

основная предпосылка успешной магической практики. Чтобы выйти на самый

элементарный уровень, наблюдайте, как меняется ваше осознание и восприятие

в зависимости от времени года или суточного цикла. Мы считаем себя

неизменными в любое время суток или года, но, оказывается, эти природные

ритмы меняют наши биологические ритмы. Наблюдайте, осознавайте и

максимально используйте все изменения в вашем восприятии. Нет никакого

объективного, существующего независимо от нас времени, которое пронизывает

весь наш "естественный" опыт, есть лишь скрытые глубины сложности и

неоднозначности.

 

Расширенный магический дневник

 

Поэкспериментируйте с расширением информативности вашего магического

дневника, разделив его на четыре колонки. В первой колонке записывайте

физические характеристики события (путешествия, ситуации). Во второй

колонке отмечайте все воспоминания, которые навевает на вас это событие. В

третью колонку выписывайте понравившиеся вам цитаты: это могут фразы из

книги, газеты или рекламы. В четвертую колонку вписывайте обрывки

диалогов, невольным слушателем которых вы, возможно, стали. Эта практика

демонстрирует нелинейные связи между событиями, которые мы часто

цензурируем, скрывая от сознания.

 

Оттенки восприятия

 

Когда мы начинаем заглядывать за занавес "обычного" восприятия, то

включаемся в непрерывный процесс. Принимая время за объективное измерение,

мы склонны считать восприятие чем-то пассивным, неким мостом между

внутренним "я" и внешним миром. Но восприятие динамично; оно изменяется в

зависимости от настроения, обстоятельств и уровня знаний. Существует два

основных подхода к исследованию восприятия: один из них сужающий, а другой

-- расширяющий горизонты восприятия.

 

Сенсорное обогащение

 

Первый подход строится на последовательном изучении каждой сенсорной

возможности. Объектная концентрация -- это способность неподвижно

фиксировать взгляд на конкретном объекте в течение продолжительного

периода времени. Важнейшее требование к успешной магической практике --

способность к визуализации. Начинайте с самых простых форм и доходите до

сложных картин, содержащих множество элементов. Исследуйте ваше восприятие

цветовых оттенков. Например, я знаю, что живу в совершенно иной вселенной,

чем другие люди, потому что совершенно иначе вижу цвета. Обоняние тоже

играет важную роль в магии. Через запах происходит прямое подключение к

памяти и воспоминаниям. Понаблюдайте за тем, как разные запахи пробуждают

у вас разные воспоминания, и создают систему устойчивых связей с эмоциями

и символическими образами, помогающую выстраивать и упорядочивать ваши

ощущения. Развивайте в себе способность слышать звуки, фокусируясь на

различных элементах звука. Потратьте неделю, вслушиваясь в тембр, тон,

громкость и энергетику человеческих голосов. Замечаете ли вы разницу между

тем, что говорят люди и как они это говорят? Исследуйте осязание, ощущая

прикосновения ваших пальцев к предметам, материалам и тканям. Исследуйте

поверхности предметов с закрытыми глазами. Во время приема пищи не читайте

и не разговаривайте, а сосредоточьте внимание на вкусовых ощущениях.

Съешьте ломтик лимона, а через пару дней вспомните свои ощущения.

 

Существует множество программ магических упражнений для последовательного

исследования чувственного восприятия, но гораздо увлекательнее и проще

создавать собственные программы.

 

Гештальты восприятия

 

Хотя мы склонны разделять элементы нашего чувственного восприятия, на

самом деле мы всегда воспринимаем некий гештальт (целостность, которая

больше суммы ее составных частей). Я пишу это предложение, ем печенье,

ощущаю стул, на котором сижу, слышу шум проезжающих под окном машин и

чувствую прохладу в комнате. Да, наше воображение в первую очередь

визуально, но мы не менее успешно можем воображать ощущения:

вкусовые,

проприоцептивные (давление, температура),

кинестетические (ориентация тела в пространстве),

обонятельные,

слуховые и

осязательные.

Например, если вы хотите представить себя плывущим в воде, вы "собираете"

гештальт восприятия: визуализируете себя в воде, ощущаете прикосновение

воды к вашей коже и потоки воды, наплывающие на ваше тело, вдыхаете

определенный запах, ощущаете лучи солнца, греющие вашу спину, и "слышите"

характерное звучание плещущихся волн.

 

Собирание и воссоздание таких картин составляет основу так называемого

патворкинга. Занимаясь этой практикой, маг составляет мифическую

обучающую историю и сам входит в нее, отождествляясь с этим опытом до

такой степени, что он обретает для него личную значимость. Такое собирание

образов может происходить осознанно, но часто происходит и

самопроизвольно, поскольку наше воображение обладает удивительным

свойством конструировать сложные картины на основе довольно скудной

информации.

 

Есть три основных вида патворкинга: структурированный,

полуструктурированный и неструктурированный. Пример структурированного

патворкинга приводится в главе 7. В данном случае истории тщательно

проработаны и снабжены сенсорными, эмоциональными и поведенческими

подсказками, которым пользователь просто пассивно следует. Это очень

полезно в качестве тренировочных упражнений, особенно когда вы начинаете

работать с доныне незнакомой вам системой убеждений. Такие патворкинги

обычно начитываются на аудиокассету или просто читаются вслух другим

человеком.

 

Полустуктурированный патворкинг менее детализирован. Обычно он начинается

с некоторой "вводной", задающей пространство, подлежащее исследованию, и

вашу цель в этом пространстве. После этого вы предоставлены сами себе.

Например, рассказчик приводит вас в удивительный замок, дав вам достаточно

подсказок, чтобы вы сумели создать мысленный образ этого замка, а потом

говорит, что вы должны найти хранителя "ключа" от вашей магической силы.

Затем вы остаетесь в одиночестве. Этот подход предоставляет вам больше

свободы действий и творчества в рамках упражнения.

 

Неструктурированные, или спонтанные патворкинги могут состоять из одного

трехмерного образа, например, карты Таро, Руны или гексаграммы И-Цзина.

Этот образ или символ используется как портал, или врата, через которые вы

должны пройти в мифический мир.

 

Для чего можно использовать патворкинг? Помимо тренировки и знакомства с

разными системами убеждений, эта практика позволяет нам попадать в

ситуации, которые вызывают эмоциональные и когнитивные реакции на таком

уровне, где вы полностью сливаетесь с происходящим. Патворкинг, в котором

вы переживаете собственную смерть, похороны и все стадии распада, как

минимум напоминает вам о неизбежности смерти, а как максимум может помочь

избавиться от страха перед нею. Патворкинги можно разрабатывать так, чтобы

в них оставалось "свободное пространство" для скраинга (см. ниже), бесед с

разными сущностями или выполнения заклинаний.

 

Кинестетическая память

 

Когда мы отчетливо осознаем наше положение в пространстве, и понимаем, как

работа мышц трансформируется в движение тела, то можем лучше почувствовать

наше тело света, астральное тело или нашего двойника. Медленно поднимите

левую руку, ощущая изменения, которым подвергаются мышцы, и замечайте, как

сопротивляется движению суставов и костей воздух. Выполните подъем левой

руки несколько раз, а затем мысленно поднимите правую руку, и попытайтесь

воспроизвести все ощущения, которые должны при этом возникать. Поступайте

так до тех пор, пока не почувствуете, что "кинестетический" подъем руки

вызывает у вас такие же отчетливые ощущения, что и реальный подъем руки.

Если вы продолжите выполнять эту практику, работая с разными видами

движений и положений разных участков тела, то со временем обнаружите, что

способны свободно передвигаться в "кинестетическом" теле. Двойник может

выполнять много функций. С его помощью можно "проигрывать" потенциально

сложные ситуации или задачи (в продолжение техники расслабления и

упражнения "делай проще"). Его можно использовать для шейпшифтинга2 и

призывания (см. главу 8), а также для исследования сновидений и пороговых

трансов.

 

Астральный храм

 

Для построения астрального храма используйте гештальты восприятия и

кинестетическую память. Астральный храм -- это место, в которое вы

мысленно "отправляетесь" для выполнения магических действий. В

традиционных описаниях астральных храмов широко используется

псевдомасонский и герметический символизм, но вам ничто не мешает

создавать собственный храм, оперируя символизмом и понятиями, которые

кажутся вам более уместными. Это храм может быть киберпространственной

зоной, космической станцией или небоскребом. Астральный храм можно

использовать не только для выполнения любой магической работы, которую вы

обычно выполняете на "физическом" плане, но и в качестве отправной точки

для исследования внутренних миров и ландшафтов. Это мир, в котором вы

ограничены лишь собственным воображением. По мере приобретения опыта

учитесь связывать с этим миром определенные эмоции, чтобы, попадая в него,

вы ощущали покой, расслабление и максимальную магическую силу.

 

Звездный зал

 

Звездный зал -- это сфера прозрачного кристалла, который висит в открытом

космосе. При необходимости размеры этого кристалла могут увеличиваться.

Чтобы войти в звездный зал, визуализируйте вращающуюся перед вами звезду

Хаоса, от которой исходит восемь лучей. Далее визуализируйте, что она

превращается в воронку, которая затягивает вас в этот зал. В центре зала

находится невысокая хрустальная колонна, или панель управления. Если вы

кладете руки на эту хрустальную колонну, в зале зажигается мерцающий

пурпурный свет, и управление событиями целиком переходит в ваши руки.

Звездный зал -- это не только астральный храм, но и аппарат для

путешествия по Мультиверсуму. Вы можете перенестись в любую точку

пространства-времени, если заявите вашу Волю, прикасаясь руками к "панели

управления" этой колонны. Из стен зала можно извлекать другие устройства,

позволяющие выполнять различные задачи: шары для гадания и вызова слуг,

диковинные энергетические проекторы или экраны для проекции желаний, а

также коллекторы, собирающие излучение черных дыр.

 

Транс и восприятие

 

В течение дня наше восприятие постоянно меняется: мы предаемся мечтам,

фантазируем, концентрируемся на трудных задачах, слушаем музыку, или

настолько погружаемся в ситуацию, что перестаем замечать посторонний шум.

Когда мы говорим, что человек входит в транс, то имеем в виду его

осознанные, или намеренные, действия по изменению восприятия в

соответствии с конкретной задачей. В современном западном обществе

сформировались устойчивые представления о том, что такое состояние транса:

мы сразу представляем пассивного бесчувственного человека с закрытыми

глазами, который индифферентен к внешнему окружению. Загипнотизированных

людей (слово "гипноз" происходит от имени древнегреческого бога сна

Гипноса) мы представляем неподвижными и ожидающими инструкций. Под

термином "транс" мы часто понимаем состояние полного погружения в то, что

всецело занимает сознание. Способность входить и пребывать в таких

состояниях по собственному усмотрению считается еще одной необходимой

предпосылкой для успешных занятий магией.

В транс можно входить по-разному, и большинство маршрутов, которые ведут к

трансу, построены на техниках возбуждения или торможения. Если длительно

выполнять техники возбуждения, к числу которых относится гипервентиляция

(т. е. перенасыщение легких кислородом), танцы, песнопения, ритмичный

барабанный бой или любая другая сильная стимуляция, то они вызывают

серьезные физиологические изменения в организме. Это позволяет магу

достигать трансового экстаза, где осознание всего остального, что

удерживается в сознании как проекция воли, растворяется. Именно в такие

моменты накладываются чары, образ бога приобретает форму и голос, и

происходит запечатление убеждений в глубинном разуме (подсознании).

Техники торможения помогают заглушить внутренний диалог, разрушить

линейное ощущение времени и сломать границы осознания эго с помощью техник

сенсорной депривации, воздержания от сна, поста, или медленного

ритмического дыхания. Все эти техники обладают ярко выраженным

физиологическим эффектом и демонстрируют, что физическое осознание -- это

первая необходимость для успешной магической деятельности. Наша культура

навязала нам "потребность" при любых обстоятельствах "прислушиваться к

голосу рассудка": вести непрерывные внутренние диалоги, комментировать

слова и образы гиперреальности. Наше ощущение, что мы представляем собой

неизменную личность, поддерживается нашими реальными и воображаемыми

взаимодействиями с другими людьми. Удалитесь из привычного окружения,

поживите в изоляции, и ваше "я" станет более гибким и восприимчивым; это

еще один классический маневр мага для погружения в состояние транса.

Личность, которую мы на себя "одеваем", задает четкие границы того, что

для нас возможно и невозможно. Зачастую при погружении в состояние транса,

будь это погружение преднамеренным или нет, мы способны совершать подвиги

и справляться с задачами, которые в обычной жизни мы считаем

невыполнимыми. Если автореферентное осознание в результате потрясения

блокируется или приходит в смятение, управление переходит к телу, которое

уносит нас с места опасности. Нам нравится думать, что мы "управляем"

нашими телами. Но здесь заключается серьезная проблема, потому что многим

людям очень трудно отказаться от управления и сдерживания (особенно в

групповом сеансе), ибо в обществе полное раскрепощение обычно не

одобряется. Но в других культурах растормаживание, наоборот, одобряется и

считается свидетельством избранности. Прочитайте, как Лукиан описывал

погружение в транс дельфийской жрицы:

Она исступленно металась по храму, таская на себе бога, который

взгромоздился ей на плечи, и сметала все, что встречалось на ее пути.

Волосы поднялись на ее голове, и когда она резко дергала головой, с нее

слетали веночки, плавно пикируя на пол... Жжрица лихорадочно брызгала

слюной; она стонала, задыхалась, издавала страшные вопли, и огромная

пещера оглашалась эхом ее унылого рычания. Наконец Апполону удалось

заставить ее заговорить разумно.

Опыт погружения в транс не всегда бывает приятным, особенно, если

трансовые состояния связаны с одержимостью. Ощущение, что кто-то другой

использует твои конечности, и что твой голос -- вовсе не твой голос, вряд

ли можно назвать привычным. Естественно, западные люди не хотят переживать

такой опыт, даже зная, что в них вселяется добрый дух. Часто одержимые

люди не помнят и даже не осознают, что с ними происходило. На протяжении

веков маги прибегали к наркотическим средствам, физическому истощению или

продолжительным ритуалам, временно "закрывая" личность, чтобы облегчить

процесс одержания.

Зачем погружаться в состояния транса?

В транс погружаются с разными целями:

 

1) Для приобретения знания (имеется в виду знание, которое не может

открыться другим способом). Можно спросить покойную тетушку Фриду, как там

у них "по ту сторону", или, например, задать четкий вопрос конкретному

исцеляющему духу об определенном лекарственном сборе трав. Иногда можно

совершить путешествие в какую-то область внутренних миров для консультации

с конкретной сущностью.

 

2) Для расширения способностей. Одержимость богом войны увеличивает

воинскую доблесть и дает временную власть над другими духами. Например, у

меня была клиентка, которая хронически страдала болезнями горла. Я

исследовал ее во время "визионерского" транса и увидел похожую на жабу

сущность, которая страшно раздулась и обитала у нее в горле. Я понимал,

что добровольно она оттуда не выйдет. Мои союзники сказали мне (напоминаю,

я находился в трансе), что единственная сущность, на которую этот дух

может прореагировать, будет такая же жабообразная, но более крупная

сущность. Поэтому мы совершили церемонию исцеления, во время которой я

стал одержим духом крупной "жабы", чтобы напугать "жабу", сидевшую в горле

моей клиентки.

 

3) Ради коллективного экстаза. Маг выполняет очень важную задачу для

племени или общества, осуществляя посредничество между миром

повседневности и колоссальным миром мифа и коллективного знания.

Подключаясь (и подключая других) к священному мифическому миру, маг

становится проводником, или навигатором, ведущим по тайным тропам

коллективной космологии. Но в западном обществе система хранилищ, из

которой можно извлекать мифические образы, настолько сложна, что не

позволяет согласиться с важной ролью мага в нашей культуре. Но это не

умаляет значение магических внутренних миров. Например, тамангский3 шаман

входит в мифический мир вместе с остальными членами его общества, в

историю, мифы, и накопленные знания этого мира, сумев сделать мир мифа

реальным и ярким за долгие годы тренировки, визионерских путешествий и

ритуалов. Сравните это с мифическим миром, открывающимся жителю

современной Британии, острова, где на протяжении столетий происходит

смешение самых разных культур, где правит электронная власть видеодрома, и

информация распространяется мгновенно, поступая со всех уголков планеты

сквозь время и пространство. Это означает, что современный британец может

прекрасно знать шаманские верования Тамана, не говоря уже о том, что он

знает научную и популярную фантастику, мифологию, пути эволюции и

бесчисленные способы выражения духовных стремлений. Кр<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: