Требования профессии к человеку




Введение

Тема проекта: Профессия, которую я выбираю - юрист

Цель данной работы: профессиональное самоопределение обучающихся.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. проанализировать литературу по данной теме;

2. расширить представления о мире профессий;

3. определить свои интересы, склонности и способности;

4. ознакомиться с требованиями и особенностями выбранной профессии;

5. провести презентацию профессии перед одноклассниками

 

Актуальность моего проекта в том, что выбор профессии один из главных жизненных выборов, которые предстоит совершить человеку

Методы:

1.Сбор и анализ информации, ее систематизация

2. Самодиагностика;

3. Тестирование

История профессии

Профессия юриста считается одной из самых древних и уважаемых. Юрист- общее название профессии, объединяющей всех служителей закона.

 

Судья, адвокат, прокурор, следователь, нотариус, юрисконсульт, трудовой и налоговый инспектор- всё это юристы, специализирующиеся в определённой отрасли права. Слово юрист и происходит от латинского слова «juris»- право.

 

Развитие и историю юристов можно сопоставить/соизмерить с историей человечества. Предлагаем Вашему вниманию обзор о происхождении профессии юрист.

 

Зарождение юридической профессии (по археологическим данным)

 

Без сомнения можно сказать, что история права- история воплощения человеческого опыта. Всегда существовали и будут существовать племена, сообщества, общины, организации, государства, которые более или менее подчиняются признанной форме закона, правовым нормам.

 

Предполагается, что первые юристы уже существовали 5 миллионов лет назад, хотя не существует научных доказательств этому. Учёная Маргарет Лики обнаружила первое научное подтверждение существования юристов 1-1,5 миллиона лет назад в Танзании. С помощью антропологических методов выяснилось, что найденный фрагмент содержит остатки судебного процесса по делу о мошенничестве.

 

Также найдены каменные сводки пиктограмм, датирующиеся 150000 лет назад, описывающие спор о сухопутной границе между племенами Неандертальцев и Кроманьонцев. Решение было принято в пользу последних, что привело к постепенному завершению существования неандертальского племени. Приблизительно 10000 лет назад юристы блуждали по маленьким племенам в поисках «клиентов». Наконец небольшие урегулирования юристов начали возникать в долине шумерского города Ура.

 

В 1750-х годах до нашей эры вавилонский царь Хаммурапи издал Свод Законов, который дал юристам того времени сотни новых деловых возможностей. С созданием массивной правовой системы требования на юристов увеличились в десять раз. В центре внимания Свода Законов стояли хозяйственные, экономические и семейные отношения. Основное внимание уделено описанию наказаний за различные правонарушения. Законы предусматривали суровую систему наказаний: практически любая кража каралась смертной казнью.

 

Появление юристов в период Античности и Средневековья

 

В Древней Греции зародилось ораторское искусство. Тогда разделяли два типа речей: политические и судебные. Функциями ораторов были умение убеждать людей, приводить убедительные аргументы против своих оппонентов, подкреплять их фактами, воздействовать не только на разум, но и на чувства и эмоции слушателей. Таким образом, первыми, кого можно описать как «юристы-адвокаты» были ораторы древних Афин. Но препятствия, с которыми столкнулись судебные ораторы заключались в том, что существовало правило, что для защиты в суде каждый мог попросить о помощи своего друга.

 

Однако в середине IV века Греки сменили эту тенденцию. Вторым более значимым препятствием было то, что было запрещено брать плату за защиту в суде. Этот закон широко игнорировался практически, но никогда не отменялся. Таким образом, ораторы никогда не могли представлять себя как законные профессиональные эксперты. Они должны были поддерживать фикцию, что они были обычными гражданами, великодушно выручающими друга бесплатно. По этой причине судебные ораторы Греции не смогли преобразоваться в официальную профессию с профессиональными связями, названиями и со всем другим великолепием.

 

Первыми ораторами, которые могли практиковать профессию юриста открыто и законно были ораторы Древнего Рима. Император Клавдий (10г до н.э.- 54г. н.э.) легализовал защиту как профессию. Таким образом римские защитники стали первыми адвокатами и смогли работать свободно. Ранние римские адвокаты обучались не закону и праву, а риторике. Стоит отметить, что и судьи перед которыми они выступали и спорили, также не обучались законам. Существовал предел оплаты защитникам. Несмотря на это многие уклонялись от этого с помощью бартерных сделок, что при обнаружении было причиной лишения звания адвоката.

 

В отличие от греков, Рим начал развивать класс специалистов (понтифов), которые обучались закону и толковали его, далее ставшие известными как юрисконсульты. В древнюю же эпоху они составляли Коллегию понтифов. В Коллегии сосредоточивалось знание и хранение сакрального права, вырабатывались правила его толкования, велись записи юридических прецедентов и давались компетентные юридические советы. Большинство римских юристов принадлежало к господствующему классу общества. Перед принятием решения с ними консультировались римские судьи и губернаторы. Также защитники (адвокаты) и простые люди обращались к юристам за консультацией.

 

Нотариусы появились в поздней Римской империи. Как и их современные потомки, они были ответственны за составление завещаний, перевозок и договоров (контрактов). Римские нотариусы не обучались законам. Они были едва грамотными работниками, которые оформляли самые простые сделки.

 

После падения Римской Империи и с начала Средневековья (V в.н.э.) популярность юридической профессии стала постепенно угасать. Юридический упадок закончился в Англии в 1078 году. Нормандские юристы обнаружили лазейку в уэльском законе, которая позволила Вильгельму-Завоевателю отменить/ исключить старую французскую ссуду и заполучить большую часть Англии, Шотландии и Уэльса. Вильгельм поощрил юристов и вскоре они снова были приняты в обществе.

 

В Англии вообще была запутанная система землевладения. При желании можно было оспаривать в суде права владения любого человека. Юристы стали настолько популярны в то время, что они были в состоянии влиять на королей Великобритании, Франции и Германии. Стоит также отметить участие церкви в возвращении профессии. Юристы стали практиковать в церковных судах/ в судах епископа.

 

Всё больше людей стремилось стать юристами. По этой причине был издан закон о том, что для юридической практики необходимо пройти юридическую школу. В XII-XV веках в странах Западной Европы возникают университеты, где ведущими были юридические факультеты, на которых изучалось римское право.

 

Становление юриспруденции в России

 

В России с XVI века предпринимались попытки выделить юриспруденцию в самостоятельный предмет обучения. Однако начало её стремительного развития приходится на эпоху/ период правления Петра I. Петровские реформы изменили систему управления Российским государством. Издавалось множество нормативно-правовых актов и положений, которые противоречили предписаниям Соборного Уложения.

 

Как результат- нарушение законности, распространившееся повсеместно. Возникла необходимость в специалистах, которые упорядочат и систематизируют имевшееся законодательство, но оных в то время в России не было. Решили данную проблему, пригласив юридических специалистов из Западной Европы. В 1703 году немецкие юристы начали преподавать юриспруденцию в Нарышкинском училище в Москве. Наиболее успешных учеников направляли на обучение в европейские университеты и уже в середине XVIII века право преподавалось российскими профессиональными юристами.

 

Значимыми событиями в развитии российской юриспруденции стало образование Московского университета в 1755 году и учреждения в нём юридического факультета. Согласно проекту об учреждении в юридическом факультете должны были состоять три профессора: «1) Профессор всей юриспруденции, который учить должен натуральные и народные права и узаконения Римской древней и новой империи. 2) Профессор юриспруденции Российской, который сверх вышеописанных должен знать и обучать особливо внутренние государственные права. 3) Профессор политики, который должен показывать взаимные поведения, союзы и поступки государств и государей между собою, как были в прошедшие века и как состоят в нынешнее время».

 

Одними из первых отечественных/русских профессоров права были С.Е. Десницкий И.А. Третьяков, которые сформировали концепции и структуры российского юридического образования.

Постепенно формировались юридические кафедры в других университетах, готовились юридические кадры, которые смогли провести судебную реформу 1864 года, преобразовавшую в России судоустройство на основе судебных уставов.

 

В России начало действовать весьма прогрессивное законодательство и судопроизводство: отделение суда от администрации, несменяемость судей и следователей, создание суда присяжных, учреждение адвокатуры. Проведение Судебной реформы стимулировало интерес к юриспруденции. Оно сделало престижной и востребованной профессию юриста. Понадобилось большее количество юристов нового типа, умеющих работать в новых условиях. Доля студентов- юристов с 1880 года по 1894 год возросла с 20% до 37% от общего числа университетов.

 

В советской России развитие юридической науки было прервано. Право и суд рассматривались лишь как инструмент классовой борьбы. Сократилось число юридических вузов. Наличия юридического образования, как условия работы в судебных органах, не требовалось. Необходимым была партийная принадлежность. В 1933 году дипломы юристов получили лишь 300 человек. Создавались специальные юрисдикционные органы для рассмотрения административных споров.

 

Деятельность адвокатов перешла в форму трудовой повинности. В послевоенный период лидирующие позиции в советской правовой науке заняли научные школы гражданского и уголовного права.

 

После распада Советского Союза в условиях формирования рыночной экономики роль и значение юридической профессии коренным образом изменилось. Правовое регулирование является обязательным и необходимым во всех сферах жизнедеятельности.

 

Сегодня в обязанности юриста входит подготовка и составление договоров, контрактов, участие в подготовке юридических заключений, консультирование по различным правовым аспектам, представление клиента в судах, в различных органах государственной власти. Огромному количеству людей сегодня необходима качественная, профессиональная, и желательно, не очень дорогостоящая, помощь юриста по кредитным долгам, имущественным вопросам, бытовым спорам или даже, не дай Бог, при административным или уголовных нарушениях. Современный юридический специалист обязан знать действующее законодательство, гражданское, трудовое, уголовное финансовое и административное право, методы криминалистики, психологию, логику, основы экономики, организации труда, производства и управления.

Требования профессии к человеку

Как уже отмечалось, для того чтобы владеть какой–либо профессией нужно иметь соответствующие профессиональные навыки и умения, то есть нужно обладать определённой квалификацией. Но наряду с квалификацией, то есть с сугубо профессиональными требованиями, существуют ещё и личностные требования, предъявляемые к работнику. То есть для занятия какой- либо юридической должности кандидат должен обладать необходимым набором личностных и квалификационных качеств. Таким образом, профессиональная деятельность конкретного специалиста обусловлена единством двух начал, а именно: объективными требованиями, предъявляемыми обществом и государством к его деятельности, и субъективными (личностно-психологическими) качествами. Несмотря на различие категорий «требования» и «качества», их суть можно свести к единому содержанию, так как перечень всех качеств раскрывается в рамках предъявляемых к ним требований. Именно поэтому на уровне квалификационных требований юриста выступают те общие качества, которые служат показателем общенаучной, фундаментальной, мировоззренческой подготовки. И только на следующем уровне можно выяснить, соответствуют ли общие качества юриста требованиям конкретного специалиста: адвоката, судьи, прокурора и т. д.

Каким же требованиям должен соответствовать современный юрист?

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по специальности 021100 (030501) Юриспруденция № 260 ГУМ/сп от 27.03.2000г. и направлению 521400 (030500) Юриспруденция №261 ГУМ/бак от 27.03.2000г. предусматривает определённый перечень квалификационных требований.

Юрист должен:

- обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твёрдостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, её охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности;

- быть знакомым с основными учениями в области гуманитарных и социально–экономических наук, способным научно анализировать социально–значимые проблемы и процессы, уметь использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

 

 


- знать Конституцию Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку и обществу, окружающей среде, уметь учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;

- иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимать возможности современных научных методов познания природы и владеть ими на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при выполнении профессиональных функций;

- быть способным вести профессиональную деятельность в иноязычной среде;

- иметь научное знание о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического самосовершенствования;

- владеть культурой мышления и искусством логического анализа, знать его общие законы и уметь в письменной и устной речи правильно (логично) их выстраивать;

- уметь на научной основе организовывать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

- быть способным в условиях развития науки и изменяющейся социальной политики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, уметь приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний;

- быть способным в профессиональной сфере на основе системного подхода строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;

 

 

- быть способным поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, уметь использовать для их решения методы изученных наук;

- быть готовым к кооперации с коллегами и работе в коллективе, быть знакомым с методами управления, уметь организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований, знать психологию людей и отдельных официальных групп, основы педагогической деятельности, формы и методы правового воспитания населения;

- быть методически и психологически готовым к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.

Безусловно, каждый выпускник юридического факультета должен удовлетворять всем указанным выше требованиям, в случае если он хочет связать свою дальнейшую жизнь с юриспруденцией. Однако, следует отметить, что данный государственный стандарт закрепляет лишь необходимый минимум требований к содержанию и уровню подготовки юриста. Современная действительность, особенности правового развития общества и государства, экономическая ситуация и т.д. диктуют свои требования как к квалификационным, так и к личностным качествам юриста, которые далеко выходят за рамки рассматриваемого нами стандарта.

Сегодня юрист должен хорошо ориентироваться и уметь работать с законодательством РФ, со специальной литературой. Он должен обладать базовыми знаниями законодательства других стран, владеть иностранными языками. Профессиональный юрист должен уметь составлять и оформлять юридические документы.

В зависимости от сферы юридической деятельности юрист должен уметь предупреждать, пресекать, выявлять правонарушения; в соответствии с законодательством определять виды ответственности и применять наказание; следить за соблюдением законодательства в деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, должностных лиц и граждан; оказывать квалифицированную юридическую помощь гражданам; осуществлять толкование закона; осуществлять правовое воспитание и обучение граждан.

Юрист должен владеть навыками ораторского мастерства, быть способным к ведению бесед, переговоров, допросов и т.д. Юрист должен быть способен к повышению своей профессиональной квалификации. В век бурного развития информационных технологий, трудно представить себе деятельность юриста без компьютерного, факсимильного обеспечения. Юрист должен владеть различными техническими средствами.

В рамках освещения вопроса о качествах человека, необходимых для занятия им должности юриста мы в основном перечисляли квалификационные требования. В свою очередь, личностные качества играют не менее важную роль для юридической профессии. Под личностью юриста следует понимать субъекта, который осуществляет профессиональную юридическую деятельность. Конечно, для каждого из видов юридической деятельности необходимы особые личностные качества. Они будут раскрыты в главе, посвящённой специфике работы отдельных звеньев юридической системы. Сейчас речь пойдёт об общих личностных качествах, применимых к субъекту профессиональной юридической деятельности.

Профессиональная деятельность юристов связана с постоянным анализом законодательства, поиском наиболее оптимального решения в конкретной ситуации. Для осуществления указанной работы юрист должен обладать развитым аналитическим мышлением: уметь сопоставлять, противопоставлять, сравнивать различные обстоятельства и факты, знать и владеть методами логического познания. Для того, чтобы профессиональная деятельность юриста носила упорядоченный, а не хаотический характер, он должен обладать такими качествами как внимательность, аккуратность. Выполнение государственных обязанностей требует от юриста повышенной ответственности. Он должен отвечать за свои действия перед самим собой, законом и другими людьми.

Залог успешной деятельности юриста – это хорошая память, ведь юристу, зачастую приходится удерживать в голове значительный объём нужной и ненужной информации. Юрист должен уметь концентрироваться на каких–то наиболее важных вопросах, рационально распределять свои силы, чтобы сохранить результативность труда на протяжении всего рабочего дня.

Профессиональная юридическая деятельность протекает в условиях общения, которое составляет главное содержание указанной деятельности, становится особым видом труда, профессиональным общением. Способность устанавливать межличностные (психологические) контакты с различными участниками общения, коммуникативная компетентность, относятся к качествам, в значительной мере влияющим на эффективность труда юристов.

Умение работать с людьми является одним из важнейших качеств, которым должен обладать юрист. Особое значение это качество имеет для юриста, являющегося по своему должностному положению руководителем, так как во многом от его действий и поступков зависит деятельность подчинённого ему подразделения. Важную роль в организационно–управленческой деятельности юриста играет способность в любой конфликтной ситуации принимать оптимальные решения организационного характера, прогнозируя их последствия. Для того, чтобы осуществлять юридическую деятельность с наибольшей пользой нужно обладать таким качеством как нервно–психическая устойчивость.

Участие юристов в воспитательной работе предполагает наличие у них кроме уже отмеченных качеств, высокого уровня культуры, широкого кругозора, эрудиции, педагогического мастерства.

Перечисляя личностные качества, необходимые юристам, нужно отметить и медицинский критерий. Для того чтобы деятельность юриста была наиболее эффективной, конечно же, он должен иметь крепкое здоровье. В современной российской действительности, пожалуй, немногие могут похвастаться отменным здоровьем. Тем не менее, отдельными видами юридической деятельности закон разрешает заниматься только при отсутствии медицинских противопоказаний, таких как нервные и психические заболевания, выраженные сердечно–сосудистые заболевания и др.

Следует отметить, что перечисленные личностные черты, необходимые для профессиональной юридической деятельности, служат основой для определения профессиональной пригодности юриста. Всего выделяют пять факторов профессиональной пригодности юриста.

Первый фактор – высокий уровень социальной (профессиональной) адаптации. К качествам личности, формирующим данный фактор, следует отнести: высокий уровень правосознания, честность, принципиальность, обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность. Свидетельством профессиональной непригодности юриста являются противоположные качества: низкий нравственный облик, нечестность, безответственное отношение к делу, недисциплинированность.

Второй фактор – нервно–психическая (эмоциональная) устойчивость личности юриста. Этот фактор предполагает: устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля. Отрицательно оцениваются такие качества личности как: низкий порог устойчивости к стрессу, повышенная эмоциональная напряжённость, импульсивность.

Третий фактор – высокий уровень интеллектуального развития. Этот фактор обусловлен следующими качествами личности: развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция, гибкое творческое мышление, умственная работоспособность, умение выделять главное, развитое воображение, интуиция, способность к абстрагированию. Отрицательно оцениваются такие качества как низкая умственная работоспособность, слабая память, низкая познавательная активность.

Четвёртый фактор – коммуникативная компетентность юриста. Она предполагает следующие качества личности: способность устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками общения, проницательность, способность понимать внутренний мир собеседника, доброжелательность, вежливое отношение к людям, умение слушать участника диалога, свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, умение предотвращать конфликты, адекватная самооценка. К качествам, затрудняющим коммуникативные процессы, относят: замкнутость, легко ранимое самолюбие, конфликтность, агрессивность

Пятый фактор – организаторские способности. Юрист должен быть активным, инициативным, находчивым, решительным, целеустремлённым, собранным, аккуратным в работе. К качествам, снижающим организаторские возможности юриста, относятся пренебрежительное отношение к людям, завышенная самооценка, пассивность.

Помимо перечисленных качеств личности, эффективность труда юриста зависит от мотивационной сферы его личности, какие он требования предъявляет к себе, каких профессиональных высот хочет достичь.

Квалификационные и личностные требования к профессии юриста выработаны научно и носят объективный характер. Поэтому студенты юридических вузов и действующие юристы должны их хорошо знать и делать всё необходимое для соответствия им.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: