Вегетативно-инстинктивная сфера




Неустойчивость ритма «сон — бодрствование». Длитель­ность сна. Длительность периода засыпания и сна. Засыпание лишь в определенных условиях (на улице, балконе, при укачивании). Поверхностность, прерывистость сна днем. «Спокойная бессонница». Ночные страхи. Крик и плач при пробуждении. Связь нарушений сна с психоге­ниями, экзогениями.

Трудности взятия груди, задержка формирования авто­матизма сосания. Вялость, недостаточность времени соса­ния.

Срыгивания, рвоты, желудочно-кишечные дискинезии. Склонность к запорам.

Отсутствие пищевого рефлекса. Анорексия. Возмож­ность кормления лишь в особых условиях (ночью, в просоночном состоянии и т. д.). Избирательность в еде. Ги-персензитивность к твердой пище, употребление только протертой. Привычные рвоты.

Малоподвижность, пассивность. Слабость или отсутст­вие реакции на мокрые пеленки, холод, голод, прикосно­вение.

Двигательное беспокойство, крик и сопротивление при пеленании, прикосновении, взятии на руки, купании, мас­саже и т. д.

Аффективная сфера

Особенности общего эмоционального облика: отрешен­ность, обеспокоенность, тревожность, напряженность, ин­дифферентность. Периодические «уходы в себя». Запазды­вание формирования, слабость или чрезмерность выражен­ности эмоций удивления, обиды, гнева. Слабая эмоцио­нальная откликаемость. Трудность вызывания эмоциональ­ной реакции, заражения эмоцией взрослого.

Преобладание повышенного либо пониженного фона настроения. Выраженность и характер суточного ритма.

He-мотивированные колебания настроения. Дистимичес-кие расстройства с капризностью, плаксивостью, «нытьем», эмоциональной пресыщаемостью. Дисфорические расстрой­ства с напряженностью, негативизмом, агрессивной готов­ностью. Склонность к эйфории с монотонным двигатель­ным возбуждением, дурашливостью, булимией. Субдепрес­сивные состояния с малоподвижностью, гипомимией, длительным плачем, потерей аппетита, нарушением сна, большей выраженностью аффективных расстройств по ут­рам.

Невротические реакции на неудачу, отношение близких: самоагрессия, тики, вегетативные расстройства.

Психопатоподобные реакции: негативизм, агрессия к близким детям. Истерифоричные реакции.

Первый возрастной криз. Время появления и длитель­ность психомоторной возбудимости, страхи, тревога, на­рушения сна и питания, пресыщаемость в игре. Явление негативизма: сопротивление умыванию, одеванию, стриж­ке, агрессивность.

Страхи. Время появления. Страхи животных. Страхи бытовых шумов (звуков пылесоса, полотера, электробрит­вы, фена, шума в водопроводных трубах и т. д.), тихих звуков (шелеста бумаги, жужжания насекомых и т. д.). Боязнь изменения интенсивности света, предметов опреде­ленного цвета и формы, прикосновения, влаги.

Страхи остаться одному, потерять мать, чужих, высо­ты, лестницы, огня. Отсутствие страха темноты.

Страхи, обусловленные ситуационно. Психогенные ил­люзорные расстройства.

Страхи с идеями толкования: отношения, угрозы, пере­воплощения и т. д.

«Феномен тождества». Трудности при введении прикор­ма. Приверженность узкому кругу еды, отвергание новых видов пищи. Ритуальность к атрибутике еды. Жесткое следование усвоенному режиму. Болезненная реакция на его изменение. Приверженность привычным деталям ок­ружающего (расположение мебели, предметов, игрушек). Негативизм к новой одежде.

Уровень патологической реакции на перемену обста­новки (помещение в ясли, переезд): нарушение вегета­тивных функций, невротическое, Психопатоподобные рас­стройства, регресс приобретенных навыков, психотические явления.

Нарушение чувства самосохранения. Отсутствие «чув­ства края» (свешивание за борт коляски, стремление выбраться из манежа, выбежать на проезжую часть ули­цы, убежать на прогулке и т. д.). Отсутствие страха вы­соты, закрепления опыта контакта с горячим, острым.

Сфера влечений

Агрессия. Ее проявления. Жестокость к близким, де­тям, животным, стремление ломать игрушки.

Легкое возникновение агрессии в аффекте. Агрессия как стремление привлечь внимание, вступить в игру. Агрессия при страхе. Влечение к ситуациям, вызывающим страх. Агрессия при радости.

Самоагрессия: спонтанная, при неудачах. Брезгливость. Понижение и повышение. Их сочетание.

Сфера общения

Визуальный контакт. Отсутствие фиксации взгляда на лице человека. Отсутствие фиксации взгляда на глазах человека (взгляд вверх, «мимо», «сквозь»). Активное из­бегание взгляда человека. Характер взгляда: неподвиж­ный, застывший, испуганный и т. д.

Комплекс оживления. Отставленность. Слабость реак­ций на свет, звук, лицо, погремушку. Отсутствие какого-либо компонента: двигательного, голосового, улыбки.

Первая улыбка. Слабость, редкость. Особенности внеш­ней характеристики: «неземная», «лучезарная». Отнесен­ность не к человеку, а неодушевленному предмету, возник­новение на звук, ощущение. Отсутствие заражаемости от улыбки, интонации, смеха взрослого.

Узнавание близких. Задержка в узнавании матери, от­ца, других близких. Слабость эмоциональной насыщенно­сти узнавания (отсутствие улыбки, движения навстречу при приближении). Реакция на приход и уход близких.

Формирование наибольшей привязанности к кому-либо из близких. Малая потребность в матери, слабость реак­ции на ее уход, отсутствие позы готовности при взятии на руки. Сопротивление при взятии на руки. Симбиотическая связь с матерью: непереносимость ее самого кратковремен­ного отсутствия (патологические вегетативные реакции, невротические, Психопатоподобные реакции, регресс навы­ков). Симбиоз с другими членами семьи, няней.

Появление слов «мама», «папа» после других. Их неот­несенность к родителю. Другие необычные вербальные обозначения родителей. Эпизоды страха кого-либо из ро­дителей. Смена симбиоза на индифферентность, избегание, враждебность.

Реакция на нового человека. Непереносимость: тревога, страхи, сопротивление при взятии на руки, агрессия, игно­рирование. «Сверхобщительность».

Контакт с детьми. Игнорирование: пассивное, активное. Стремление лишь к физическому общению. Обследование как неодушевленного предмета. Импульсивные действия. Игра «рядом». «Механическое» заражение поведением де­тей. Амбивалентность в стремлении к контакту, страх де­тей. Сопротивление при попытке организации контакта извне. Агрессивность к детям. Агрессивная реакция на рождение сибса. Избирательность контактов с детьми. Особенности их круга.

Отношение к физическому контакту. Стремление, не­приязнь. Гиперсензитивность, переносимость лишь «малых доз» прикосновения, поглаживания, кружения, тормоше­ния и т. д.

Реакция на словесные обращения. Отсутствие отклика на имя. Слабость, замедленность, отсутствие реакции на другие обращения. «Псевдоглухота». Избирательность от­ветных реакций на речь. Отсутствие адекватного жеста.

Поведение в одиночестве. Отсутствие реакции. Непере­носимость, страх. Предпочтение. Стремление к территори­альному уединению.

Отношение к окружающему. Необычность первоначаль­ного объекта фиксации внимания (яркое пятно, деталь одежды и т. д.). Индифферентность к окружающему, от­сутствие активности исследования предметов.

«Отсутствие» дифференциации одушевленного и неоду­шевленного. «Механическое» использование руки, тулови­ща взрослого. Диссоциация между отрешенностью и эпи­зодами, указывающими на хорошую ориентацию в окру­жающем.

Восприятие

Зрительное восприятие.

Взгляд «сквозь» объект. Отсутствие слежения -взглядом за предметом. «Псевдослепота». Сосредоточенность взгля­да на «беспредметном» объекте: световом пятне, участке блестящей поверхности, узоре обоев, ковра, мелькании те­ней. Завороженность таким созерцанием. Задержка на этапе рассматривания своих рук, перебирания пальцев у лица. Рассматривание и перебирание пальцев матери. Упорный поиск определенных зрительных ощущений. Стой­кое стремление к созерцанию ярких предметов, их движе­ния, верчения, мелькания страниц. Длительное вызывание стереотипной смены зрительных ощущений (при включе­нии и выключении света, открывании и закрывании две­рей, двиганий стекол полок, верчении колес, пересыпании мозаики и т. д.).

Раннее различение цветов. Рисование стереотипных орнаментов.

Зрительная гиперсензитивность: испуг, крик при вклю­чении света, раздвигании штор; стремление к темноте.

Слуховое восприятие.

Отсутствие реакции на звук. Страхи отдельных звуков. Отсутствие привыкания к пугающим звукам.

Стремление к звуковой аутостимуляции: сминанию и раз­рыванию бумаги, шуршанию целлофановыми пакетами, раскачиванию створок двери. Предпочтение тихих звуков. Ранняя любовь к музыке. Характер предпочитаемой му­зыки. Ее роль в осуществлении режима, компенсация пове­дения. Хороший музыкальный слух. Гиперпатическая от­рицательная реакция на музыку.

Тактильная чувствительность.

Измененная реакция на мокрые пеленки, купание, причесывание, стрижку ногтей, волос. Плохая переноси­мость одежды, обуви, стремление раздеться. Удовольст­вие от ощущения разрывания, расслоения тканей, бума­ги, пересыпания круп. Обследование окружающего преи­мущественно с помощью ощупывания.

Вкусовая чувствительность.

Непереносимость многих блюд. Стремление есть не­съедобное. Сосание несъедобных предметов, тканей. Об­следование окружающего с помощью облизывания.

Обонятельная чувствительность.

Гиперсензитивность к запахам. Обследование окружа­ющего с помощью обнюхивания.

Проприоцептивная чувствительность.

Склонность к аутостимуляции напряжением тела, ко­нечностей, ударами себя по ушам, зажиманием их при зе­вании, ударами головой о бортик коляски, спинку кровати. Влечение к игре с взрослым типа верчения, кружения, подбрасывайия.

Моторика

Нарушение мышечного тонуса на первом году жизни. Гипертонус. Гипотонус. Время выявления, проявления. Длительность и эффективность применения массажа.

Моторный облик: двигательные заторможенность, вя­лость или расторможенность, возбудимость.

Медлительность, угловатость, порывистость, марионеточность движений. Неуклюжесть, мешковатость. Необыч­ные грациозность, плавность движений, ловкость при ла­занье, балансировании.

Задержка в формировании навыка жевания.

Слабость реакции на помощь взрослого при формиро­вании навыков сидения, ползания, вставания.

Задержка в развитии ходьбы (длительный интервал между ползанием и началом ходьбы). «Внезапность» пере­хода к ходьбе. Активность в ходьбе. Страх ходьбы. Начало бега одновременно с началом ходьбы.

Особенности бега: импульсивность, особый ритм, сте­реотипное перемежение с застываниями. Бег с широко расставленными руками, на цыпочках. Особенности поход­ки: «деревянность» (на негнущихся ногах), порывистость, некоординированность, по типу «заводной игрушки» и т. д.

Разница моторной ловкости в привычной обстановке и вне ее.

Двигательные стереотипии: раскачивания в колыбели, однообразные повороты головы. Ритмические сгибания и разгибания пальцев рук. Упорное, длительное раскачива­ние: стенки манежа, на игрушечной лошадке, качалке. Кру­жение вокруг своей оси. Машущие движения пальцами либо всей кистью. Разряды прыжков и т. д. Вычурный ри­сунок двигательных стереотипии.

Отсутствие указательных жестов, движений головой, означающих утверждение либо отрицание, жестов привет­ствия или прощания.

Затруднения в имитации движений взрослого. Сопро­тивление в принятии помощи при обучении двигательным навыкам.

Мимика (в том числе по фотографиям в данном воз­расте). Гипомимичность: бедность мимических комплексов (улыбки, испуга, плача и т. д.). Напряженность, неадекват­ные гримасы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: