ВВЕДЕНИЕ В ТЕИСТИЧЕСКУЮ ЭТИКУ 17 глава




Непременным условием духовного возвышения является аскетическая практика - как сознательное противодействие искушениям плоти и слабостям души. Аскетизм понимается у нас главным образом как умерщвление плоти, в буквальном смысле слова «умерщвление». Хотя изначально слово «аскетизм» восходит к греческому askeso, означавшему искусную и старательную обработку грубых материалов, их украшение; производное от него askesis означало упражнение, первоначально атлетическое, приготовление к определенной деятельности.

Все религиозные учения, так или иначе, предполагают аскетическую практику, которая всегда рассматривается как средство духовного и нравственного очищения, а также преображения повседневной деятельности. От памятника древнеиндийской эпической и духовной литературы «Бхагаватгите», где ученик выслушивает, с голоса учителя повторяет и заучивает текст поэмы, а затем заученный текст постоянно повторяется нараспев - рецитируется. Это рецитирование уже является ритуальным актом, на основе которого формируется особое состояние души - обладание непосредственным, непрерывным, ритуально оформленным знанием. Таким образом, эти действия наполняются божественным смыслом, и человек имеет возможность в обыденном сохранять связь с вечным. Такова аскетическая практика Гиты.

Надо сказать, эта мистико-аскетическая техника, хотя и не в таком чистом виде, известна и в других религиях, в том числе в христианстве. Насколько характерны в свете этого причитания папы Иннокентия III.[254] В восточном христианстве, как и в индуизме, всякое аскетическое стремление и действие соотносится с Божеством, а именно, с Христом и оправдывается через Христа. Только так мотивированная аскетическая практика может вести к религиозно-нравственному совершенству[255].

Различные этапы мистического пути тоже описывались по-разному. Факти­чески все писатели сходятся в том, что очищение и дисциплина — необходи­мые условия этого опыта. Каждая из трех классических стадий мистициз­ма — очищение, просвещение (или оза­рение) и соединение (не обязательно идущих друг за другом в этой последова­тельности, но скорее друг с другом взаи­модействующих) — образуется разны­ми степенями или ступенями. Нельзя забывать, что на протяжении всей хрис­тианской истории основой христиан­ского мистицизма служила монашеская жизнь — обычный путь аскетического очищения. К сожалению, многие совре­менные ученые, считающие мистицизм личным поиском, свободным от каких-либо ин­ституциональных рамок нецерковного религиозного экстаза, не принимают во внимание это обстоятельство.

Аскетическая нравственность, вознося высшие духовные ценности, нередко приходила к прямо противоположному нравственному смыслу. На эту оборотную сторону аскетизма указал Ф.Ницше, обрушив против аскетического идеала всю силу своего саркастического критицизма. Аскетизм, для него, это - идеал мироотрицания и жизни-враждебности, посредством которого иные аскетические священники пытаются решить свои проблемы. Аскетический священник как будто берется бороться с внутренней угнетенностью, усталостью людей, их чувством недовольства. Однако вместо того, чтобы лечить их, он, говорит Ницше, калечит их, ибо борьба с душевными недугами сводится к тому, что людей приучают обращать недовольство на самих себя и не проявлять свою волю или свою страсть в отношениях с другими людьми. Человека подчиняют ритуалу, в постоянном исполнении которого он вроде бы оказывается занятым, не скучает и имеет возможность самовыразиться в строгом следовании правилу и в самоотречении. Смысл человека, таким образом, становится в том, чтоб не быть человеком. Мистический аскетизм в самом деле отлучает человека от жизненной активности, от участия в практических делах.

В силу своих культурно-исторических особенностей западная церковная традиция выразила стремление к личностной индивидуации более ярко, чем восточная, тяготевшая к универсалистским установкам, идее всеединства. В некоторых же случаях (на примере «Ареопагитик») восточная мистика с ее идеалом «опрощения» и «единства» вообще с трудом отличима от неоплатонической, поскольку на вершине экстатического сближения контуры двух личностей, божественной и человеческой, почти стираются, тем более что Дионисий оперирует понятием божественного «ничто». Характерно, что в догматике подлинно личностные (ипостасные) отношения развертываются в жизни «сверхсущей Троицы», т.е. уже за пределами бытия, вне сферы собственно философского дискурса и рациональных критериев. Добавим к этому, что на высшем уровне богообщения (теории), в «умной молитве» мистика, все предметные, образные (индивидуализированные) структуры исчезают - Бог созерцается «незримо».

Как этический, а не религиозный принцип аскетизм не является абсолютным. Как требование морали аскетизм категоричен и универсален в том смысле, что он предъявляется каждому вне зависимости от конкретных обстоятельств: каждый человек должен непременно сохранять самообладание и с этой целью ограничивать себя в своих страстных проявлениях.

 

 

3.3. Нихилизм

Мир последовательного иррационализма — это мир без личного Бога - Творца и Промыслителя, тем более Искупителя и Спасителя. Как следствие, в этом мире властвуют (по Ницше и Хайдеггеру) безличные боги: иррациональные силы, стихии, воли. Мощнейшей абсолютной алогичной силой, господству­ющей в мире, является «ничтожествующее ничто» — смерть. От нее нельзя спастись. Человек может только мужественно взглянуть в бездну ничто и принять свою безысходную конечность. Но человек, гонимый страхом смерти, творит себе ил­люзии, построенные на вере в победу над смертью. Вера эта — тщетна. Бог умер, смерть нельзя победить. Человек не только не образ и подобие Бога, он уже далеко не субстанция. «Человек — мост к сверхчело­веку» (Ницше), «...брешь, в которую, являя себя, врывается сверхвластие бытия, дабы самая эта брешь о бытие разби­лась... Гибель для него есть глубочайшее и широчайшее» (Хайдеггер). Вопрос «зачем это нужно бытию», по существу, бессмысленен (как и вопрос «зачем по­рождает человека саморазвивающаяся материя») и является, по мнению гностиков нового типа, классическим проявлени­ем косности и трусости разума. Если до этого бытия было лишь два возможных «решения»: либо оно исключительно мыслится (Парменид), либо бытие и ничто диалектически вовлечены в процесс становления и исчезновения (Гераклит, Гегель). То нихилизм выходит за рамки субъективного и объективного, бытие уже даже не возможность, но ничтожение.

Мотив разведения библейского мышления с эллиниз­мом в принципе реформатский. По мнению многих протес­тантских авторов, начиная с М. Лютера, метафизика мешает постижению личного Бога. Хайдеггер, который получил соот­ветствующее теологическое образование, пытается, однако, развернуть мышление в направлении не к личному Богу, а к безликому бытию, фактически обожествляя его. Для понимания бытия требуется не зрение, а вслушивание, оснащенное специальным герменевтическим искусством. Та­ким образом, иррациональное проговаривает и рационализи­рует себя в человеке. Проговаривание бытием себя в человеке не требует от него никакой веры, не дарит никакой любви, не оставляя даже никакой надежды, разоблачая все эти реалии как суету сущего, бессильного перед иррациональной мощью ничто.

Нихилизм, с одной стороны, онтологически тянется к позитивизму, который близок к натуралистической картине мира. С другой, к этике негативной свободы волюнтаризма в его самых темных местах иррационализма. См. схема №1.12. Рассмотрев идеалистические и иррационалистические концепции, мы переходим к уровням их пересечения, в верхнем варианте через теизм, в нижнем через нихилизм.

 

3.3.1. Материализм

Материализм (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, сознание и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм утверждает существование единственной «абсолютной» субстанции бытия — материи; все сущности образованы материей, а идеальные явления (в том числе, сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей. Законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе, на общество и человека.[256]

Карл Маркс (нем. Karl Heinrich Marx, 1818-1883) в содружестве со своим соотечественником Ф.Энгельсом, разработал наиболее цельное мировоззрение и предлагающий революционную социально-реформаторскую программу индустриальной эпохи, так хорошо знакомую России, марксизм. Классический марксизм характеризуется радикальным отрицанием морали и этики в их исторически сложившихся формах.[257] В общеметодологическом плане подход К. Маркса к морали не отличается от его подхода к религии. Он считает, что мораль недостойна теории, она требует лишь критики и преодоления. По замечанию из «Тезисов о Фейербахе»: «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».[258] Марксизм дал опытное, а потому и самое очевидное доказательство того, что материализм яв­ляется именно духовной стратегией развития человечества, а, следовательно, ве­рой, которая позволяет человеку «переставлять горы» исто­рии, выстраивая цивилизацию нового типа, самостоятельно становясь всем из ничего.

Идею моральной переделки действительности К. Маркс воплотил в учении о коммунизме. Здесь он столкнулся с труднейшей (не имеющей до настоящего времени решения) проблемой субъектности морали. На языке К. Маркса она звучала следующим образом: как несовершенные люди могут построить совершенное общество, или как воспитать самого воспитателя? Ответ состоял в том, что революционно преобразующей и одновременно морально очищающей силой истории явится пролетариат. Реальное состояние пролетариата (его нравы, интеллектуальное и даже физическое развитие), которое Маркс и Энгельс оценивали вполне трезво, не давало оснований для такого вывода. Однако предполагалось, что, когда дело дойдет до революции, вместе с обстоятельствами изменятся также и люди, пролетариат из класса «в себе» станет классом «для себя», очистится от всей «мерзости старого строя», словом, произойдет некое чудесное преображение золушки в принцессу. По мысли Маркса, коммунизм становится из утопии наукой благодаря учению о пролетариате. Но именно это учение оказалось, пожалуй, самым утопичным во всем марксизме. В строгом и узком значении, фиксирующем только то принципиально новое, что внес Маркс в понимание морали, марксистская этика совпадает с позицией классического марксизма и состоит в нигилистическом отношении к морали и этике как к духовным продуктам классовых обществ.

Если мы откроем словарь, то увидим то, что материализм также вечен, как и вся история философия, но так ли это? Как будто материализм был всегда, взяв передышку в средневековье. Однако если быть точным, то именно средневековье и породило материализм, как пост-христианский продукт.

Вряд ли высказывание Фалеса: «Все есть вода», можно отнести к материализму, так второе выражение сохранившееся от Фалеса звучит: «Все полно богов». Большой натяжкой будет признание Демокрита с Эпикуром в ряды последовательных материалистов. Так как основная аксиома материализма в том, что абсолютным является материя, т.е. она вечна, изменяема и является субстанцией. А как мы помним, Демокриту здесь было сложно объяснить произведение всего из атомов. Ведь атомы - это точки, а точки это то, что не имеет высоты и ширины, поэтому из точек не создать тело, не создать и жизни, цвета, запахов и т.д. Как будет показано Сократом, такой подход также обессмысливает самое мышление как таковое.

Однако популярность материализма не в его логичности, а в его простоте. Человеку легче быть алогичным, нежели сверхлогичным. Что значит вечность материи? Ленин говорил, что «материя – это объективная реальность, данная нам в ощущении». Однако, не объясняя, кем она дана, выходит, что тварь творит саму себя. Субстрату приписывается функция суб­станции. Как же она может существовать вне наших чувств? Кто видел эту субстанцию материи? Повторюсь: не вещи, а субстанцию. Субстанция — категория рассудка, и вес­ти речь о ее внеразумном существовании, с кантианской точки зрения, попросту бессмысленно. Поэтому чисто логи­чески понятие-мифологема «материальной субстанции» — это даже не деревянное железо, а каменный бог или боже­ственный камень. Логико-эпистемологический анализ специ­фических особенностей такого мышления, которое приводит к материализму, обнажает его близость к язычеству. Но это язычество нового типа.

Здесь не нужно путать мир земной с субстанцией материи, это не противопоставление дуализма материального мира зла и духовного мира блага. Так как в библейской картине создание мира мыслится позитивно («…и сказал: хорошо»), но качественно отличается от природы Бога.

Далее, пусть материя нам дана. Но из этого вовсе не следует, что она вечна. Если вы держите ручку – это не значит, что она вечна. Просто настоящий опыт берется и транспонируется на вечность. Материализм делает скачек веры. Идеализм строится на логике (идея вечна по своей природе), а материализм приписывает материи субстанциальность, делая скачек веры. А скорее даже не веры, а самоубеждения. Отсюда следует, что материализм выходит за рамки позитивизма, т.к. нарушает канон логичности, факта и опыта. С другой стороны, материализм в сравнении с иррационализмом примитивен, поэтому адепты последнего и не снисходят к тому, чтобы анализировать материалистическую философию. Твор­цы иррационализма, напротив, умны, причем некоторые настолько, что порой кажется, будто «трагическую мудрость» по­ведал им какой-то «страшный и умный дух».

Понятие вечной материи противоречиво и чисто логически. Природа материи есть иное, тогда как мышление открывает свою суть в качестве самотождественного. Иное, которое все­гда равно самому себе, т.е. вечно, есть пустота, отсутствие. Чистая материя вне ее отношения к духовно - идеальному прин­ципу — ничто. Идеализм — самое логичное мировоззрение, растущее из опознания мыслью самой себя как неразложимой самотождественной самости и стихии. Тот, кто схватил эту самоочевидную природу идеального, никогда не станет на мате­риалистическую позицию. Предел идеализма, в котором он остается сам собой, но не строя картину мира, — это транс­цендентальное самоограничение. Самый последний вариант такового представлен «Картезианскими размышлениями» Э. Гуссерля, открывшего внутри сознания особенную интер­субъективную объективность. Реальность вещного мира объяснима из сознания, как и реальность мира вечного, но со­знание не объяснимо из материи.

Наиболее знаковым проявлением материалистической стратегии жизнетворчества в языческой цивилизации была магия, исходящая из взаимопроникновенности материи и духа и строящаяся на вере в материальное воздействие на духов­ные явления, т.е. фактически полагающая некоторую подчи­ненность духа плоти. Однако в магическом мироотношении налична и противоположная интенция — властвование духа над плотью. Магия, понятая как целостное мироотношение, не материалистична в точном значении слова, выступая ду­ховной установкой, выстроенной на ложной (антибиблей­ской) системе ценностей. Власть духа над плотью — не самоценность, ее смысл зависит от целей, полагаемых духовным существом.

Согласно христианской точке зрения «Слово стало плотью» в личности Иисуса Христа. В Богочело­веке природа Божественная, т.е. чисто духовное начало, и че­ловеческая (психосоматическая) сосуществуют «неслиянно-нераздельно». Именно к такому выводу пришли отцы Халкидонского собора. Ренессансный пантеизм представляет собой обратную проекцию монофизитской ереси, извращенную к то­му же магическими влияниями. Монофизиты полагали, будто Слово, став плотью в Иисусе Назарянине, полностью погло­тило Его человечность, растворив ее в Божественности (рука Иисуса — это рука самого Бога). Материя представляется «ду­ховной» в том смысле, что она как будто растворяет в себе без остатка креативный потенциал Логоса.

Вывести сознание из вещества можно при двух неявных допущениях — одушевленности материи (по крайней мере, в смысле наличия в ней возможности ощущений) и ее имма­нентной разумности, которая разворачивается в единую по своим законам эволюцию. Но это уже не материя, а одушев­ленный космос языческого сознания с его духовно - натурали­стическим синкретизмом. Получается, что материя порожда­ет сознание и дух по той простой причине, что она ими, так сказать, «беременна». Материализм, по сути, представляет эту оплодотворенность вещества духом как некое чудо, но не «девственного зачатия», а своего рода безотцовщины. Дух, по­скольку материализм вообще признает таковой, есть «само­родок» плоти.

В античности разум есть основа бытия, а там где все логично, материализм не возможен. Но вот в религии откровения, где законы преодолеваются, где есть всевозможность для Бога, где есть исключения, вот это хороший старт для материализма. Бог как абсолютно свободный творчески деятельный субъ­ект может все, даже совершать абсурдные (с точки зрения здра­вого смысла) действия. Например, сделать бывшее небывшим (Петр Дамиани), сообщить материи способность мыслить (Иоанн Дуне Скот).

Материализм, как реакция против учения о христианском вечном воздаянии, снимает с человечества вечную ответственность за поступки, таким образом, являясь долгожданным «опиумом народа». Материализм дает ему психологические основания в этом мире, он расковывает человека, позволяя ему прожить насыщенную жизнь. И никогда не будет «мучительно больно за бесцельно прожитые годы». За антропологией стоит попытка спрятаться от Бога, но не за деревьями рая, а за понятием небытия. Боясь не смерти, а бессмертия.

Материализм является целостным и в своей космологии. У него есть очень хороший миф, который называется эволюцией. Ни одна из теорий эволюций не говорит о начале эволюции, а лишь о каких-то временных ее процессах. Материализм берет эти процессы и экстраполирует их на вечность, тем самым мифологизируя учения эволюции. Однако доказательств в вечности и начале эволюции нет. Христианство открыто к пониманию становления, как развития, изменения, т.к. окружающий мир находится в процессе постоянного изменения. Однако эволюция количеством пытается изменить качество (Гегель). Переход от низших форм к высшим является одной из форм мифологизации эволюции, в которой материя порождает жизнь и дух. Так материалисты Каббанис, Фохт, Бюхнет и Малешшов говорили, что «разум выделяет мысли, как печень – желчь». Тем самым обожествляя прах, верой в тьму (Быт 3:19). Прах сам из себя выстраивается в жизнь и дух, возвращая их в себя же.

Материализм вводит чудо в пространство эволюции, но без Бога. Материализм допускает в скрытом виде существование чудес, но они без Бога. Сами по себе. Материализм – эта некая религия, религия без Бога. Материализм — это обезбоженное языче­ство. Если за атеизмом стоит лишь отрицание Бога, то за материализмом существование «бога», но в виде субстанции «материи». Среди материалистов не много умных людей. Но эта вера – удобное мировоззрение для масс. «Вытащить са­мого себя за волосы» в область металогического, для этого ра­зум должен и в самом деле совершить скачок. Это трудное дело. Оно требует от разума духовного напряжения. Выпасть в сферу алогичного — фантазии и представления о вечной ма­терии — проще, и многие идут этим пространным и широким путем.

Если, во-первых, во вселенной существует только материя, которая вечна; во-вторых, космос развивается в единооб­разии причин и следствий в закрытой системе.Это означает, что человек — часть такой системы. О чем гласит третий тезис: человеческие существа — это сложные машины, а личностная природа человека — всего лишь функ­ция сложных химических и физических свойств, еще не поня­тых до конца. Тем не менее, многие из натуралистов по-прежнему настаивают, что внутри закрытой системы чело­век остается свободным.[259]

Если вселенная представляет собой закрытую систему, то это не означает, что какие-то события могут и не произойти, а какие-то только возможны. Изменения про­исходят только под воздействием определенной силы, а сама эта сила появляется только благодаря воздействию другой, и так до бесконечности. Можно сказать, что в этой цепи нет никакого разрыва от прошлой вечности до буду­щей, во веки веков, аминь. Обычному человеку детерми­низм не представляется чем-то истинным. Мы привыкли считать, что действуем свободно, однако это всего лишь иллюзия, поскольку мы просто не знаем, что заставило нас принять то или иное решение. Что-то, конечно, заставило, однако нам кажется, что это был наш свободный выбор. Таким образом, человек — это просто часть какого-то механизма, какая-то игрушка (сложная, и даже весьма сложная, но, тем не менее, игрушка) безличных космических сил. Самосознание человека — это только эпифеномен, только побочное действие этого механизма. Но если созна­ние — всего лишь часть механизма, то вне его не существует никакого «я». Нет никакого «эго», которое могло бы «про­тивостоять» системе и управлять ею по своему усмотрению.

«Воля» этого «я» — это воля космоса, и здесь было бы уместно привести довольно хорошее описание человека, данное Б. Ф. Скиннером. Он говорит, что для того, чтобы изменить людей, необходимо изменить их окружение, об­стоятельства, в которых они действуют, а также силы, которые воздействуют на них. Человек реагирует сообразно воздействию, поскольку, с точки зрения Скиннера, каждый из нас — это только ответная реакция, и не более того. «Человек не воздействует на мир, но мир воздействует на человека».[260] Человек — это наделенная сознанием машина, лишенная способности определять свою судьбу или совершать что-нибудь значительное; поэтому он (как нечто ценное) мертв.

Метафизическая предпосылка, согласно которой кос­мос — это закрытая система, дает определенные выводы не только для метафизики, но и для гносеологии. Если каждый человек — следствие неких безличных сил (действующих случайно или в согласии с неумолимыми законами), у него нет возможности опреде­лить, иллюзия или истина все то, что кажется ему знанием. Сам Чарлз Дарвин однажды сказал: «Всякий раз возникает ужасное сомнение в том, что убеждения чело­веческого ума, развившегося из способностей низших животных, обладают какой-либо значимостью и достоверностью. Доверился ли бы кто-нибудь какому-нибудь убеждению, возникшему в уме обезьяны, если бы в нем таковое было?».[261] Иными словами, если мой мозг — не что иное, как мозг высокоорганизованной обезьяны, я даже не могу доверять собственной теории происхожде­ния.

Структура кристалла, напр., характеризуется спецификой, но не сложностью. В ней, как и в снежинках, нескончаемо повторяется один и тот же узор кристаллической решетки. Случай­ные полимерные цепочки, напротив, хара­ктеризуются сложностью, но не специфич­ностью. Однако в живой клетке есть и специфика структуры, и сложность. Такого рода сложная структура никогда не возни­кает вследствие чисто естественных при­чин. Это всегда результат деятельности ра­зумного существа. Именно такого рода сло­жность встречается в человеческом языке. Буквенная последовательность из четырех символов генетического алфавита — это все равно, что слова в нашей письменной речи. Причем объем сложнейшей информа­ции даже в простом одноклеточном орга­низме больше, чем ее содержится в полном словаре Вебстера. Бобры устраивают плотины из бревен, но им нико­гда не создать ничего подобного мосту «Зо­лотые ворота». Тысяча обезьян, усажен­ных за пишущие машинки, не напечатает случайным образом текст «Гамлета» и за многие миллионы лет. Шекспир создал его с первой попытки.[262]

Исчезают и основания доверять законам логики, как продукту системы. Любой приводимый нами аргумент предполагает нали­чие классических законов тождества, непротиворечия и исключенного третьего. Однако этот факт вовсе не гаран­тирует «достоверности» данных законов в том смысле, что любая наша мысль или высказывание, не противоречащие им, должны непременно соотноситься именно с таким положением дел в объективно существующей и внешней по отношению к нам вселенной. Более того, всякое стремле­ние проверить обоснованность того или иного аргумента само представляет собой аргумент, который может быть неправильно понят. Начиная думать в таком ключе, мы рискуем до бесконечности двигаться в обратном направле­нии; мы, что называется, пытаемся схватить себя за хвост, двигаясь по бесконечно удлиняющемуся коридору такого рода рассуждений или, говоря иначе, теряем наши коорди­наты в море бесконечности. Так от материализма прокладывается путь к нигилизму. Однако не все до него доходят, и это не от ума, а от отказа быть последовательными в своих суждениях. Сократ говорил, что не стоит жить, не подвергая жизнь исследованию. Однако с точки зрения рядового материалиста он неправ, потому что именно такая жизнь не стоит того, чтобы жить.

Этика материализма еще более утопична, так как здесь действует закон эволюции: «выживает сильнейший». На таком правиле животных последовательную этику не построишь, не говоря о системе государства. Философия Маркиса де Саада в этом случае будет ярким примером последовательного материализма (основоположник садизма). Если быть последовательным материалистом, то зачем нужно слабых защищать? Вл. Соловьев однажды хорошо по этому поводу иронизировал: «Если мы произошли от обезьяны, то мы должны любить друг друга?» Отсюда эволюционизм в построении теории морали не получают объяснения и адекватного выражения.

Материализм, как некая социальная стратегия все еще продолжается, и их значимость иногда христианами принижается. И простота здесь не единственная причина. Другой причиной, является раскрытое откровение «ибо они возлюбили тьму, более света». Тьма уже перестает быть лишь отсутствием света, но приобретает очертания собственной онтологии. Материализм – не есть просто глупость, хотя это с точки зрения логики – для сумасшедших людей. Это вера иного порядка, с иными ценностями. Поэтому сегодня материализм больше стиль жизни, а потом теория.

Вязычестве не мог возникнуть и атеизм.Потому что боги интегрированы в природе, все полно богов. А вот христианство изгоняет из мира естественных богов, Бог христианства трансцендентен и отношение с ним строится на основании свободы. Потому и отрицание становится возможным.Формулируя понятие истинного Бога (Того, Который выходит за пределы естественного), христианство подготавливает почву для полной конфронтации с верой в Бога.В противоположность теизму, материализм помещает свое понимание субстанции, которое связывалось с женственным началом – архетип богини матери, которая заменяет Бога Отца.

Атеизм (др.-греч. ἄθεος — «отрицание бога», «безбожие») не обязательно совпадает с материализмом. Так преувеличение имманентности Бога порождает атеизм в пантеизме. А преувеличение трансцендентности - атеизм в деизме.

Соединив в себе диалектическую философию Гегеля и атеистическую философию Фейербаха, с эволюционной теорией Дарвина, такой материализм имеет место быть в словарях. Христианство открывает Бога за пределами бытия, что принято именовать трансцендентностью, так хорошо описанной в богословии апофатики и воспетой мистиками. В мире, осмысливаемом под категорией свободы, возможно практически все, даже воплощение трансцендентного Бога, Его смерть, воскресение мертвых — полное безумие перед су­дом логически цельного разума языческой философии. Бога, который нарушает закон логики, где из ничего не может произойти нечто, но сотворивший все «ex nihilo». Замкнутый круг ан­тичного космоса разрывается в линию истории; бытие рас­крывается не только как самотождественность, но как генезис (такое не возможно в язычестве). И наконец, в учении о личности человека, сотворенного по образу Божьему, а значит и творца истории. Что ни в исламе, ни в иудаизме не было возможным: идея Богочеловечества, но в христианстве есть. И пройдет немного времени и радикальная свобода даст ему возможность сказать, что «это он сотворил Бога по своему образу и подобию». Таким образом, атеизм продукт христианского мировоззрения.

Здесь мы сталкиваемся с другим парадоксом: чтобы отрицать Бога, необходимо, чтобы Он был. Для того чтобы осуществлять атеизм на практике, надо иметь то, против чего можно бороться. Практический атеист — это чело­век, паразитирующий на смысле. Он лишается силы, когда ему нечего отрицать. Цинику нечем заняться, когда он остается наедине с собой.

 

3.3.2. Нигилизм

Нигилизм (от лат. nihil — ничто) — мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей, непризнании любых авторитетов. Впервые вве­денное в оборот русским писателем Тургеневым, слово «нигилизм» означает полное отрицание традиции, нравствен­ности, авторитета и соответствующего социального устройства. Лозунг «что можно разбить, нужно разбить; выдер­жит удар — хорошо, развалится — зна­чит, дрянь» (Писарев) — анархический, революционный вывод из нигилизма. Эмпиризм породил агностицизм. Вся­кое познание вне чувственного опыта объявлялось иллюзорным, а теологиче­ские положения— бессмысленными: они выражали чувства, а не истину. То, что нельзя подтвердить чувственным опытом, нельзя и познать. С другой стороны, решение и упорства добавил волюнтаризм. Б. Рассел принял «ничто» как нечто последнее, надменно скривив губы.[263]

Нигилизм — это отрицание философии, отрицание способности к познанию, а также непризнание того, что нечто может иметь какую-то значимость.Иными словами, нигилизм — это полный негативизм: отрицание познания, этики, красоты, самой реальности. В нем никакое утверждение не имеет значимости, все лишено смысла. Любая точка зрения, основывающаяся на отрицании существующих догматов, возможности общезначимого познания, социальных и политических отношений или какой-либо иерархии ценностей.[264] Согласно Ясперсу, нигилизм, наряду с «демонологией» и «обожествлением человека», представляет собой форму «нефилософии», а именно «открытое отсутствие веры».[265] Выступая против чрезмерно высокой оценки рациональности, Ницше писал: «В каком-нибудь удаленном углу разлитой по бесчисленным мерцающим солнечным системам Вселенной некогда существовало светило, на котором умные животные изобрели познание. Это была самая надменная и лживая минута «всемирной истории»: но только одна минута».[266]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: