Понятие финансирования финансово- хозяйственного механизма
Хозяйственный механизм можно определить как способ хозяйствования - совокупность форм, методов и инструментов управления экономикой.
По своему составу хозяйственный механизм сложен и образует единство таких элементов, как экономический, правовой и организационный.
В составе его экономической подсистемы имеются в виду следующие формы и инструменты: планирование и прогнозирование, ценообразование, финансы, заработная плата, хозрасчет и т.д.
К правовой подсистеме относятся законодательные акты государства о труде и хозяйственной деятельности, отношениях собственности, налогообложения и другие нормативные акты и постановления правительственных учреждений и местных органов управления. Немаловажна роль организационной подсистемы: структуры управления, аппарата управления и контроля за хозяйственно деятельностью во всех звеньях экономики страны.
Движущей силой развития образования способен быть рационально организованный хозяйственный механизм, который соответствует современному уровню развитых стран. Его следует постоянно обновлять и реформировать. Именно поэтому одно из направлений совершенствования финансовой системы образования – поиск нового финансового механизма как элемента хозмеханизма отрасли в целом.
В переводе с французского финансы – «денежные средства». С точки зрения экономики – это система экономических отношений, обеспечивающих создание, распределение и использование денежных средств в процессе распределения национального дохода страны.
Для сферы образования характерен своеобразный финансовый механизм.
Финансовый механизм – это совокупность форм, условий и методов создания, распределения и использования финансовых средств учреждениями и органами управления образованием в целях обеспечения благоприятного положения для развития системы образования.
Финансирование – это обеспечение необходимыми денежными средствами затрат на осуществление определенной деятельности.
Финансирование в образовании предполагает:
· Целевое использование средств – расходование средств на установленные заранее цели;
· Безвозвратность – предоставленные образовательным учреждением средства ими непосредственно не возвращаются и не возмещаются.
Модели бюджетного финансирования:
· Сметное финансирование
· Нормативное финансирование
· Бюджетное финансирование
Для России характерно сметное финансирование – предоставление денежных средств из государственного бюджета для покрытия расходов учреждений непроизводственной сферы, не имеющих собственных доходов.
Основные функции участников финансирования образования
1. Президент РФ ежегодно обращается к Федеральному собранию с Бюджетным посланием, подписывает закон о федеральном бюджете на очередной год, после чего тот вступает в силу.
2. Законодательные органы власти (Гос Дума, Федеральное собрание) ежегодно обсуждают и принимают федеральный бюджет.
3. Правительство России на основании содержания Бюджетного послания Президента РФ дает указание Министерству финансов РФ на разработку проекта бюджета. Затем оно рассматривает проект федерального бюджета и представляет его на утверждение в законодательные органы; принимает постановление о порядке исполнения федерального бюджета.
4. Министерство финансов – главное звено бюджетного финансирования. Оно:
· Организует работу по составлению проекта бюджета;
· Формирует проект бюджета РФ и представляет его в Правительство;
· Сообщает отраслевым министерствам и ведомствам лимиты бюджетного финансирования;
· Осуществляет через систему казначейства бюджетное финансирование расходов образовательных учреждений в соответствии с реестрами министерств;
· Контролирует целевой характер использования бюджетных средств.
5. Министерство образования и науки дает указание региональным органам управления образованием представить свои предложения по финансовому обеспечению системы образования в регионе. Затем оно рассылает утвержденные сметы учреждениям.
6. Банки участвуют в бюджетном процессе, т.к. в них находятся бюджетные средства.
7. Образовательные учреждения представляют в казначейства документы, подтверждающие правомерность и обоснованность расходования бюджетных средств.
Общая схема бюджетного финансирования образования РФ