Стандартизованная методика исследования навыка чтения




А.Н.Корнев,

НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У ДЕТЕЙ.

Изд-во РЕЧЬ, СП-б, 2003г.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Стандартизованная методика исследования навыка чтения

(СМИНЧ)

 

Данная методика позволяет оценить навык чтения не только качественно, но и количественно. Это необходимо для дифференциальной диагностики избирательных, специфических нарушений усвоения чтения (то есть дислексии) и их отделения от неспецифических затруднений разной этиологии (при недоразвитии устной речи, при умственной отсталости, при использовании неправильной методики обучения и т. п.). СМИНЧ целесообразно использовать при обследовании детей со 2-го по 6-й класс.

Желательно, чтобы ребенок не знал о том, что фиксируется скорость чтения. После того, как он прочитал заголовок, включается се­кундомер. Регистрируется число правильно прочитанных слов за первую минуту. Если ребенок ошибся, но исправил ошибку само­стоятельно, слово считается прочитанным правильно. Всем детям предлагается прочесть тексты IA и IIA. При повторном исследова­нии можно использовать тексты IБ и IIБ, как равноценные текстам IA и IIA. После прочтения каждого текста проверяется понимание прочитанного. Более подробные комментарии к процедуре исследо­вания приведены на странице 213.

Текст IА

 

Как я ловил раков Кол-во слов
В нашей деревне текут два ручейка. В них живет много раков. Мальчики ловят их руками под камнями, в дырах между корнями или под берегом. Потом они варят их и лакомятся ими. Одного рака я получил от моего друга, и он мне очень понравился, был очень вкусный.  
Мне тоже захотелось ловить раков. Но легко сказать, а трудно сделать. У раков есть свое оружие — клешни, которыми они щиплются как следует. Кроме того, я боялся сунуть руку в дыру между корнями. Ведь можно прикоснуться к лягушке или даже к змее! Мой друг посоветовал мне, как можно ловить раков совсем по-другому...  
Нужно привязать на длинную палку тухлое мясо. Рак крепко схватит мясо, и затем его легко вытащить из воды, как рыбу на удочке. Этот способ мне очень понравился, и поэтому я подготовил все нужные вещи. В пруду я нашел глубокое место и сунул палку в воду.  
Сижу спокойно. Вода чистая, но раков я не видел нигде. Вдруг я заметил усы, потом глаза и клешни, и, наконец, весь рак медленно вылез к мясу. Потом схватил мясо клешнями и разорвал его челюстями. Я очень осторожно вытянул свою удочку из воды, и рак лежит на траве.  
Но некоторые раки были более осторожными. Когда палка- удочка дрожала, рак сразу ее отпускал и задом плыл в нору.  
Отгадайте, почему задом? Но все-таки я наловил много раков. Мама их сварила. Какими они были красными! И очень вкусными!  

Вопросы для оценки понимания прочитанного к тексту IА:

1. Сколько ручейков текут в деревне?

2. Кто в них живет?

3. Где мальчики ловят раков?

4. Что мальчики с ними делают?

5. От кого мальчик получил рака?

6. Чего захотелось мальчику?

7. Что есть у раков?

8. Что боялся сделать мальчик?

9. Почему?

10. Что посоветовал ему друг?

Текст IБ

 

«Зайчик» Кол-во слов
  Когда зайчик научился бегать, он сразу же стал просить маму разрешить ему погулять. Солнце хорошо грело, птицы прекрасно пели, у зайчика было хорошее настроение. Он очень обрадовался, что сам сможет все увидеть. Он находил все новые и новые предметы, его переполняли разнообразные впечатления. С большим нетерпением он ожидал, когда расскажет маме про большую птицу, про цветы, про пчел, про косулю. Потом он сел и подумал: «Какая везде красота! Поле, лес, луг — все я смогу осмотреть. Без страха я могу покушать травку. Кого же бояться? Но мама мне сказала, чтобы я слишком далеко не заходил. Но разве меня кто-нибудь укусит? Ведь я уже долго гуляю — и ничего страшного не случилось. А вернуться домой — легко. А вот тропиночка. Вдоль ручейка, к лесу, а вон там в этом поле родной дом». Зайчик был очень доволен собой и улыбался. Вдруг послышался лай собаки! Зайчик его никогда не слышал, но почувствовал, что для него он очень опасен. Сразу же он забыл дорогу домой. Он только все бежал и бежал. Наконец он остановился под крутым склоном, за которым пряталось солнце, и затосковал. Куда идти? Ему хотелось плакать, ведь он уже не знал, где находится. В конце концов он вышел к ручейку, а там его уже ожидала мама. Она беспокоилась о нем и поэтому начала его разыскивать. Зайчик очень обрадовался и весело побежал с мамой домой. «Хорошо погулял?» — спросила мама. «Все было прекрасно, но с тобой, мама, лучше».  

Вопросы для оценки понимания прочитанного к тексту I Б:

1. Чему научился зайчик?

2. Что попросил зайчик?

3. Какое настроение было у зайчика?

4. Почему?

5. Чему обрадовался зайчик?

6. Чего с нетерпением ожидал зайчик?

7. О чем подумал зайчик?

8. Что хотелось сделать зайчику?

9. О чем вспомнил зайчик?

10. О чем он после этого подумал?

 

 

Текст IIА

 

Неблагодарная ель Кол-во слов
В отдаленной части леса, рядом с высокой рощей, росла ель. Маленькую елочку поражала красота белых цветков, которые распускались весной на терновнике.  
Стали они с терновником друзьями еще с осени. Тогда ели понравились его синие плоды. Когда ель стала взрослой, птицы ей сказали, что другой такой красавицы в лесу нет. Тогда охватили ель гордость и самолюбие. Однажды она сказала: «Слушай, терновник, убери свои кривые ветки от меня! Ведь ты не позволяешь, чтобы прохожие восхищались моей красотой и моим прекрасным ростом». «И это ты мне за всю защиту от ветра и плохой погоды?» — жалобно спросил терновник. Ель молчала и только мрачно качала ветвями. Терновник рассердился и отодвинулся к солнцу. Через несколько дней к солнцу обратились все ветви терновника, но ни одна не прикоснулась к ели. И ель росла, росла...  
Во время первых зимних метелей в лес пришли лесорубы. Они искали новогодние елки. От страха начала ель просить терновник, чтобы он ее спрятал. Но было уже поздно просить. Все ветки терновника летом повернулись к солнцу и зимой уже не могли приблизиться к ели. Она заплакала: «Ведь меня топором убьют!» «И это из-за того, что ты была гордой, самолюбивой и неблагодарной»,— ответил терновник. «Да, неблагодарная гордость не принесет пользу»,— заплакала ель.  
Едва она сказала это, как перед ней уже стояли люди и восхищались ее красотой. Ее срубили. Ель упала в объятия терновника и навсегда распрощалась с лесом.  

Вопросы для оценки понимания прочитанного к тексту IIА:

1. Где росла ель?

2. Что поражало маленькую ель?

3. Какие отношения у нее были с терновником?

4. Что ели понравилось осенью?

5. Что сказали птицы?

6. Что сказала ель терновнику?

7. Что терновник ей ответил?

8. Что потом сделал терновник?

9. Что сделалось с ветвями терновника?

10. Что происходило с елью?

 

Текст II Б

О кроте Кол-во слов
Однажды процессия старых зверей пошла к царю подземелья — кроту. Их вел хромой козел. Он постучал в ворота и сказал кроту: «Извини за беспокойство, но ты в тишине своего темного царства раздумываешь обо всем и поэтому можешь дать нам совет. Нас очень мучит старость, выпали у нас все зубы, ноют кости. Многие из нас пресыщены жизнью. Не можешь ли ты нам сказать, чем облегчить нашу старость?»  
Крот вылез на кучу земли и сказал: «Дорогие друзья, вы правы, я в тишине своего царства много, очень много думаю. И конечно, знаю лекарство, которое вам поможет от всех страданий. Того, кто будет жаловаться на тяжелую жизнь, пусть собака приведет ко мне».  
Через короткое время перед воротами подземного царства залаяла собака. Она привела старую лошадь. Когда они встретились, лошадь его попросила: «Дай мне, пожалуйста, лекарство от старости, все у меня болит». «Пойдемте вместе», — приказал крот и повел их к глубокому пруду. Здесь он сказал лошади: «Эта вода — вода чудодейственная. Если ты плохо себя чувствуешь и жизнь тебе уже не нравится, то прыгни в нее. В ее глубине обо всем забудешь, там найдешь покой». Лошадь ужаснулась и стала отказываться: «Слушай, крот, я не так уж плохо себя чувствую. У других зверей боль сильнее моей. Зачем мне прыгать в воду? Лучше погреюсь на солнышке, ведь оно мне поможет, и мне опять станет лучше. Извини, пожалуйста, за беспокойство. Может быть, я приду позже».  
Крот улыбнулся и собака с лошадью ушли. Чудодейственное лекарство крот предлагал также и другим зверям. Но каждому из них становилось на берегу лучше, и никто не искал отраду в глубине воды.  

 

Вопросы для оценки понимания прочитанного к тексту IIБ:

1. Что однажды сделали звери?

2. Кто их вел?

3. Что он сказал?

4. Что сделал крот?

5. Что он сказал?

6. Что он предложил зверям?

7. Кто к нему пришел первым?

8. О чем его попросили?

9. Куда их привел крот?

10. Что он предложил сделать?

 

Понимание текста может быть оценено путем самостоятель­ного пересказа или посредством ответов на вопросы, приведен­ные выше. В первом случае хорошим показателем можно считать пересказ, отражающий не менее 70% содержания. Во втором слу­чае при хорошем понимании текста ребенок должен правильно ответить не менее чем на 7 вопросов из 10 (при условии, что про­читано в IA тексте не менее 98 слов, в IБ тексте — не менее 110 слов, в IIA — не менее 127 слов, в IIБ — не менее 178 слов).

Таблица определения коэффициента техники чтения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: