Классификация налогов и сборов в современной теории и практике налогообложения




Лекция 3. Правовые основы системы налогов и сборов

 

Система принципов налогообложения

 

Принцип построения системы налогов и сборов представляет собой исходное положение, лежащее в основе налоговой системы государства, предопределяющее возможность норм налогового права и формирующее различные подходы к их толкованию, разрешению коллизий и восполнению пробелов.

 

Принципы построения налоговой системы:

 

1) непосредственно закрепленные законодательством о налогах и сборах.

 

– принцип единства системы налогов и сборов.

 

– принцип трехуровневого построения налоговой системы России.

 

– принцип определенности системы налогов и сборов.

 

– принцип стабильности системы налогов и сборов.

 

– принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.

 

2) не имеющие непосредственного закрепления в законодательстве о налогах и сборах.

 

– принцип эффективности (нейтралитета) системы налогов и сборов.

 

– принцип подвижности (эластичности) системы налогов и сборов.

 

– принцип оптимальности построения системы налогов и сборов.

 

– принцип паритета (гармонизации) интересов государства и налогоплательщиков.

 

В ст. 3 НК РФ дан исчерпывающий перечень строго определенных принципов и направлений налоговой политики государства:

 

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

 

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

 

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

 

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

 

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

 

5. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

 

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

 

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

 

Законодательная конкретизация принципов налогообложения в форме основных начал законодательства о налогах и сборах призвана способствовать их активному применению на практике, в том числе судебными органами.

 

Классификация налогов и сборов в современной теории и практике налогообложения

 

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

 

Видовое многообразие налогов способствует их классификации по различным основаниям:

 

1) в зависимости от плательщика:

 

– налоги с организаций – обязательные платежи, взыскиваемые только с налогоплательщиков-организаций (налог на прибыль, налог на игорный бизнес и др.).

 

– налоги с физических лиц – обязательные платежи, взимаемые с граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства в определенных законом случаях (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц);

 

– общие налоги для физических лиц и организаций – обязательные платежи, уплачиваемые всеми категориями налогоплательщиков независимо от их организационно-правового статуса, и определяется наличием какого-либо объекта в собственности лица (земельный налог, водный налог);

 

2) в зависимости от формы обложения:

 

а) прямые (подоходно-имущественные) – налоги, взимаемые в процессе приобретения материальных благ, определяемые размером объекта обложения и уплачиваемые производителем или собственником:

 

– личные – налоги, уплачиваемые налогоплательщиком за счет и в зависимости от полученного дохода (прибыли) и учитывающие финансовую состоятельность плательщика (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль (доход) организаций);

 

– реальные – налоги, уплачиваемые с имущества, в основе которых лежит не реальный, а предполагаемый средний доход, получение которого только ожидается (налог на доходы по операциям с ценными бумагами, земельный налог);

 

б) косвенные (на потребление) – налоги, взимаемые в процессе расходования материальных благ потребления (акцизы, налог на добавленную стоимость).

 

3) по территориальному уровню:

 

а) к федеральным налогам и сборам относятся:

 

– налог на добавленную стоимость;

 

– акцизы;

 

– налог на доходы физических лиц;

 

– единый социальный налог;

 

– налог на прибыль организаций;

 

– налог на добычу полезных ископаемых;

 

– налог на наследование и дарение;

 

– водный налог;

 

– сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;

 

– государственная пошлина.

 

б) к региональных налогов и сборов:

 

– налог на имущество организаций;

 

– налог на игорный бизнес;

 

– транспортный налог.

 

в) к местным налогам относятся:

 

– земельный налог;

 

– налог на имущество физических лиц.

 

4) в зависимости от канала поступления:

 

– государственные налоги – полностью зачисляемые в государственные бюджеты;

 

– местные налоги – полностью зачисляемые в муниципальные бюджеты;

 

– пропорциональные налоги – распределяемые между бюджетами различных уровней по определенным квотам;

 

– внебюджетные налоги – поступающие в определенные внебюджетные фонды;

 

5) в зависимости от характера использования:

 

– налоги общего значения – используемые на общие цели, без конкретных мероприятий или затрат, на которые они расходуются;

 

– целевые налоги – зачисляемые в целевые внебюджетные фонды или выделяемые в бюджете отдельной строкой и предназначенные для финансирования конкретно определенных мероприятий;

 

6) в зависимости от периодичности взимания:

 

– разовые налоги – уплачиваемые один раз в течение определенного периода при совершении конкретных действий;

 

– регулярные налоги – взимаемые систематически, через определенные промежутки времени и в течение всего периода владения или деятельности плательщика.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: