ПУТЬ СВЯТОГО АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО




ТЕКСТЫИЗЛОЖЕНИЙ

Часть II

Текст 31

ПАВЕЛ МИХАЙЛОВИЧ ТРЕТЬЯКОВ

Быть может, многим теперь покажется странным услышать, что ещё каких-нибудь сто двадцать лет назад в России не было ни одного доступного народу музея, если не считать Эрмитажа (как известно, принадлежавшего царствующему дому Романовых), где русских картин было немного, да ещё музея при Академии художеств.

Несправедливо было бы, однако, утверждать, что в то время в России не было вовсе любителей искусства.

Но любовь любви рознь. Вельможные меценаты любили искусство, как скупой рыцарь своё золото; они лелеяли его, но держали под семью замками. Творения русских живописцев были заперты в залах княжеских дворцов и помещичьих усадеб.

Но те же причины, какие пробудили к жизни новую русскую живопись, сделали неизбежным и возникновение общедоступных музеев.

Имя Павла Михайловича Третьякова навсегда останется среди имён тех людей, кто бескорыстной любовью и преданностью своей двигал вместе с художниками русскую живопись вперёд. Его горячая вера в будущность народного искусства, его действенная и постоянная поддержка укрепляли художников в сознании необходимости дела, которое они делают.

Третьяков не был «покровителем искусств», меценатом того толка, какими были в своё время многие родовитые вельможи в России. Он не красовался, не тешил собственное тщеславие, не выбирал себе любимцев среди художников и не швырял по-княжески деньги. Он был рассудителен, расчётлив и не скрывал этого. «Я вам всегда говорю, – писал он однажды Крамскому, – что желаю приобретать как можно дешевле, и, разумеется, если вижу две цифры, то всегда выберу меньшую: ведь недаром же я купец, хотя часто и имею антикупеческие достоинства».

Именно эти «антикупеческие достоинства» – просвещённость, гуманизм, понимание общенародной роли искусства – и позволили Третьякову выбирать для своей галереи всё самое лучшее, самое правдивое и талантливое, что давала тогда русская живопись.

С первой же выставки передвижников он приобрёл около десятка картин, и среди них такие, как «Грачи прилетели» Саврасова, «Пётр Первый допрашивает царевича Алексея в Петергофе» Николая Ге, «Сосновый бор» Шишкина и «Майская ночь» Крамского. С тех пор он стал постоянным членом товарищества и тем самым присоединился к его общим задачам и целям.

Третьяков известен был своим удивительным чутьём. Тихий, молчаливый, сдержанный, он появлялся в мастерских, где ещё только заканчивались будущие шедевры живописи, и, случалось, покупал их для своей галереи прежде, чем они успевали появиться на выставке.

Бескорыстие его было беспримерным. Приобретя у Верещагина огромную коллекцию его картин и этюдов, он тут же предложил её в качестве дара Московскому художественному училищу. Свою галерею он с самого начала задумал как музей национального искусства и ещё при жизни своей передал в дар городу Москве. И лишь спустя шесть лет (как раз в год смерти П.М. Третьякова) открылся первый государственный русский музей в столичном Петербурге, да и то куда уступавший «Третьяковке», ставшей уже к тому времени местом паломничества многих тысяч людей, приезжавших в Москву со всех концов России.

(440 слов) По Л. Волынскому

 

Творческое задание

Напишите подробное изложение.

Расскажите о том, какому виду искусства отдаёте предпочтение вы сами и почему.

 

 

Текст 32

ПЕРВАЯ УЛЫБКА

…В этой маленькой, забытой ныне стране в те дни творилось неслыханное. Люди почти не спали, а те, кому удавалось уснуть, тотчас же просыпались, потому что им снились страшные сны. Сны, в которых они видели, как дочь горшечника согласилась стать женой кого-то другого, а не любимого всеми чеканщика, жившего для всех и служившего народу своими вазами, согревающими человеческие сердца, вызывающими дружбу, воспевающими труд сеятеля и ваятеля, труд рудокопа и мастера арф... Какие вазы вычеканит чудесный мастер, если она улыбнется другому?

– Это будут вазы Слёз, – говорили одни, – и народ будет рыдать.

– Это будут вазы Отчаяния, – говорили другие, – и народ придёт в уныние.

И однажды на феерическом торжестве, когда море сверкало всеми цветами, когда стая дельфинов исполняла танец любви под музыку ветра и тихого всплеска волн, красавица не устояла и поднесла Владыке моря пальмовую ветвь согласия. Согласия стать его женой.

И тут молния разрезала небо. Гром оглушил всё живое. Воды вышли из берегов. Вихревой смерч закружил красавицу и поднял её на вершину огромного водяного столба и умчал.

Шквальная музыка волн всю ночь прославляла долгожданное согласие. Все морские богатства были у ног красавицы. Всё, населяющее море, служило и поклонялось ей. В водяном бирюзовом дворце шло штормовое коронование владычицы.

А на берегу все ждали появления страшной вазы… Но этого не случилось.

Наутро взошло солнце. Яркое. Золотое. Доброе. Засветились леса, поля, горы и море. Цветы, как никогда, зацвели обильно и пышно. Птицы пели на тысячи голосов. Люди надели самые красивые одежды. И сами собой зазвенели арфы и зазвучали трубы.

Всё живое пришло на главную площадь…

А на площади высилась новая прекрасная ваза. Ваза улыбалась первой улыбкой дочери горшечника. Эту вазу сразу же назвали «Первая улыбка» и люди, и растения, и птицы, и звери, и рыбы, и камни.

Восхищению не было предела. Ликование нельзя было измерить. Сила красоты первой улыбки оказалась такой чарующей, что хищные звери лежали смирнее черепах у подножия вазы «Первая улыбка». А гигантские ядовитые змеи пресмыкались перед нею, как безобидные гусеницы. Рыбы и морские чудища, выйдя из родной стихии, гибли, задыхаясь на берегу. У них не хватало сил оторваться от первой улыбки дочери горшечника, которой теперь на весь свет улыбалась новая ваза чеканщика.

Улыбались все. Улыбалось всё живое. Не улыбался только...

Не улыбался только Владыка моря. Владея несметными сокровищами, он был беднее самой ничтожной медузы…

Владыка моря хотел уничтожить вазу «Первая улыбка», чтобы забыть её. Но разве можно этим затемнить в памяти людей и в своей памяти первую лучезарную улыбку!

Можно опрокинуть море, вывернуть его дно, но нельзя изменить то, что было.

Ваза улыбалась. Слава о ней шла по всему миру. Первая улыбка дочери горшечника обещала пережить века и остаться прекрасным назиданием...

Так и случилось.

Владыка моря иссох от досады, от горести, а затем растворился в морской пучине от неизбывности первой улыбки... Улыбки не ему!..

451 слово По Е. Пермяку*

 

Творческое задание

Напишите подробное изложение.

Сделайте вывод о том, в чём смысл сказки, чему она учит.

Текст 33

ПОДВИГ ИВАНА ФЁДОРОВА

Время – лучший судия. Сегодня, из исторического далека, нам особенно отчётливо видны истинные масштабы деяний «друкаря книг, пред тем невиданных». Да он и сам вырастает в гигантскую фигуру, характерную для эпохи Возрождения, и занимает достойное место в ряду других древнерусских деятелей отечественной культуры, литературы и искусства, таких как Андрей Рублёв, Феофан Грек, Дионисий с сыновьями или автор «Слова о полку Игореве». Иван Фёдоров – мастер на все руки. Он и типограф, и художник, и редактор, и издатель, и учёный, и писатель, и изобретатель, и организатор. Наконец, он и энциклопедист-просветитель. Словом, не только его деяния, но и личность Ивана Фёдорова была исключительная, в чём-то, может быть, таинственная. Всё говорит о том, что он был горячий патриот, храбрый и мужественный человек, подвижник печатного слова, выдающийся деятель отечественной культуры.

Почему мы называем Ивана Фёдорова первопечатником? Ведь анонимные печатные издания были на Москве уже и в 1552-1553 годах. Но то, в общем, если можно так сказать, пробные издания.

«Апостол» и другие книги Ивана Фёдорова выделяются по своему назначению. Это книги-учёные. Они предназначены для индивидуального чтения, для обучения, для справок. Каждому назначению книги Иван Фёдоров ищет соответствующее наиболее удобное и практичное оформление. Все книги имеют художественное оформление в пределах, гармонирующих с назначением.

Знакомясь с «Апостолом» 1564 года, ясно осознаёшь, что Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец заботились не о доходах, не о выгодности способа размножения книг, а не щадя сил, используя огромный опыт русской рукописной книги и некоторых европейских образцовых изданий, стремились создать как бы эталоны книгопечатания.

В этом убеждает и то, что «Апостол» был снабжён превосходно написанным послесловием. Самый факт этого послесловия свидетельствовал о том, что издатели придавали огромное значение своему детищу именно как образцу, модели, эталону для будущих книг. Они продумали всё, чтобы сделать книгу максимально удобной для чтения, для пользования и вместе с тем красивой.

Заботой о читателе пронизана и вся организация текста книги. Отысканию нужных текстов помогает система нумерации страниц, ссылки. Первая печатная книга производит впечатление, будто она явилась результатом многовековой типографской практики, замечательной полиграфической культуры и вся пронизана заботой о читателе. До сих пор исследователи ломают голову над таким феноменом: в первопечатной русской книге нет ни одной типографской погрешности, нет и ни одной опечатки. Это ли не лучшее доказательство высокой филологической образованности и высокой культуры, умственного труда первопечатника?

Вся жизнь Ивана Фёдорова была сопряжена с титаническим трудом, трудом бескорыстным, беззаветным и самоотверженным. Ничто его не останавливало: ни лишения, ни житейские невзгоды, ни технические и творческие трудности. Дело жизни Ивана Фёдорова было подвигом по цели, по своей жертвенности и по достигнутым результатам. Он весь вдохновлён любовью к своему народу. Иван Фёдоров не просто создатель книгопечатания – он великий сеятель славянской культуры, создатель русской и украинской печатной книжности, книжной печатной культуры.

(441 слово) По Д. Лuхачёву

Творческое задание

Напишите подробное изложение.

Аргументированно ответьте на вопрос: как вы понимаете выражение

«книжная печатная культура» и почему «время – лучший судия»?

Текст 34

ПОДВИГ МИКЛУХО-МАКЛАЯ

Зимой 1872 года все газеты мира облетело известие, что молодой русский учёный, отважный исследователь северо-восточного берега Новой Гвинеи, Николай Николаевич Миклухо-Маклай убит и съеден дикарями. Встревоженное этим сообщением русское правительство поручило клиперу «Изумруд», совершавшему кругосветное плавание, выяснить, действительно ли Маклай погиб.

Девятнадцатого декабря моряки «Изумруда» увидали на приближающемся берегу высокие, покрытые облаками горы. Под белым слоем облаков на крутых склонах гор чернел густой лес. Лавируя меж коралловых рифов, клипер медленно и осторожно входил в залив.

Сцена встречи была самая торжественная. Разукрашенные оружием и головными уборами папуасы чинно сидели на своих местах в пироге, а между ними на возвышении помещался худой и обросший Маклай... Во фланелевой рубахе, в гамашах, с кинжалом за поясом, с сумкой через плечо, он был настоящим Робинзоном Крузо. К удивлению и радости русских моряков, явившихся на выручку путешественника, оказалось, что он цел и невредим и не только не нуждается в защите от папуасов, но папуасы уважают и чтут его как своего лучшего друга, слушаются беспрекословно и готовы исполнить малейшее его желание.

Миклухо-Маклай прожил среди папуасов Новой Гвинеи несколько лет. У него были с собой и револьвер, и мины, но он не имел нужды пускать оружие в ход. Из его записок мы видим, что папуасы сначала грозили ему смертью, но через несколько месяцев, убедившись в дружелюбии путешественника, сами стали платить ему дружбой. Миклухо-Маклай лечил папуасов от лихорадки и ран, учил их пользоваться стальными орудиями, сажать полезные растения. Он был с ними так правдив, так твёрдо и неуклонно держал своё слово, что у них сложилась поговорка: «Слово Маклая – одно». Папуасы так уважали учёного, что ему достаточно было произнести «войне не бывать», чтобы остановить бессмысленную междоусобную распрю.

В то время среди учёных, изучавших происхождение человеческих племён, шли напряжённые споры. Одни утверждали, что все человеческие племена, все народы произошли от единого корня, от единого ствола, что разный уровень культуры народов зависит не от врождённых свойств, а от пройденного ими исторического пути. Другие учили, будто народы произошли от разных, чуждых друг другу корней и в силу этого неравноценны: «белые» якобы самой природой предназначены для господства, «цветные» – для подчинения.

Папуасы были людьми каменного века: они не знали железа и стекла; они умели поддерживать огонь, но не умели его разводить. Спички казались им чудом. Изучая их жизнь, Миклухо-Маклай изучал раннюю стадию развития человечества. Учёный понимал, что, посещая деревни папуасов, наблюдая, как они возделывают землю, плетут изгороди, охотятся, он как бы совершает путешествие в каменный век. Наука обязана ему ценными сведениями о климате, о животных, о растениях Новой Гвинеи и, главное, о темнокожих её обитателях.

Тщательно собирая коллекции, Маклай не сделался учёнымпедантом. Он не только изучал папуасов, – он хотел спасти их от надвигающегося порабощения. Его занимало не только прошлое и настоящее народа, но и будущее. Потому он и был великим учёным.

(449 слов) По Л. Чуковской

Творческое задание

Напишите подробное изложение.

Расскажите о великом учёном, который, как и Миклухо-Маклай, думал о будущем народа.


Текст 35

ПОНЯТИЕ ОБ ЭТИКЕТЕ

Этикет – слово французского происхождения. К этикету относят правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. В основе этикета лежат правила поведения, которые являются всеобщими, поскольку они соблюдаются не только представителями какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. В каждой стране в этикет вносятся свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, национальными традициями и обычаями.

Различают несколько видов этикета, основными из которых являются: придворный этикет – строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов; дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приёмах, визитах, переговорах; воинский этикет – свод общепринятых в армии правил и норм поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности; общегражданский этикет – совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере идентичны. Отличие состоит лишь в том, что от точности соблюдения правил этикета дипломатами зависит престиж страны, которую они представляют. Несоблюдение правил этикета может привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образования и культуры одни правила поведения устаревают, другие корректируются или сменяются новыми. То, что раньше считалось неприличным, становится общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными и носят характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определённых правил и взаимоотношений. Умение правильно вести себя в обществе облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создаёт устойчивые взаимоотношения.

Тактичный и воспитанный человек ведёт себя в соответствии с нормами этикета не только на работе и на официальных церемониях, но и дома. Встречаются и такие люди, которые на работе, со знакомыми и друзьями вежливы, предупредительны, а дома же с близкими не церемонятся, грубы и нетактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается чувством меры и такта, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах.

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различных официальных мероприятиях.

Итак, этикет – очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанных на протяжении многих веков жизни всеми народами.

(415 слов) По А. Золотарёву

 

Творческое задание

 

Напишите подробное изложение.

Порассуждайте над вопросами: что такое современный этикет и общегражданский этикет?

 


Текст 36

ПРИЧУДЫВРЕМЕНИ

Причуды Времени давно интересовали автора. Маленькие дети, например, как заметил автор, плохо чувствуют время. Ощущение его растёт и обостряется с возрастом, и к старости – чем меньше остаётся Времени, тем слышнее становится его ход.

Автор вспоминает, как поразила его в самолёте, летевшем через океан, в США, женщина, которая сидела рядом и вязала свитер. Спицы позвякивали в её руках. Петля цеплялась за петлю... Внутри межконтинентального времени струилось старинное, неизменное время наших бабушек. На печи сонно попискивали цыплята, светилась лампадка, пахло хлебом, всё было как в детстве, в деревне Кошкино. А под крылом «Боинга» проносились Азорские острова... Автор также вспоминает войну, танковый триплекс, перекрестье прицела – и время, которое вдруг кончилось. Оно явно остановилось вместе с сердцем – стрельба замерла, оборвался звук мотора, в раскалённой паузе дрожало перекрестье прицела и надвигалось орудие немецкой самоходки... Таким образом, время идёт то медленнее, то быстрее, иногда оно останавливается, замирает. Есть моменты, когда ход Времени чувствуется воспалённо-остро, оно мчится с такой скоростью, что только ахаешь, оглянуться не успел – и день куда-то провалился, и снова стоишь перед зеркалом бреешься; а бывает, оно мучает своей неторопливостью, вязкой медлительностью. Вдруг оно начинает тянуться, минуты вытягиваются нескончаемой нитью. От чего это зависит? Насыщенность? Но есть ли тут связь? Когда время не замечаешь – когда много дел или же когда отдыхаешь? Заполненный работой день тоже может промелькнуть, а может и измотать душу медлительностью... Нет, тут случается по-всякому, и как-то не совсем ясно, от чего зависит скорость времени, что его подгоняет, а что его тормозит...

Люди деловые, организованные уверяют, что они – хозяева Времени. Нарастающий культ Времени становится показателем деловой хватки, умения жить. Часовые стрелки подгоняют, и человек мчится, боясь отстать. Он должен находиться в курсе, на уровне, соответствовать. Он служит Времени как языческому богу, принося в жертву свою свободу. Не время расписано, а человек расписан. Время командует. Гончие Времени мчатся по пятам. Каждого человека можно представить как потребителя времени. Он перерабатывает время на разные мысли, чувства, работу. И хотя перерабатывается небольшая часть, а всё остальное пропадает, всё равно принято считать, что времени не хватает, его мало. Автор убеждён, что проблема разумного, человеческого обращения со Временем становится всё настоятельней. Это не просто техника экономии, проблема эта помогает понять человеку смысл его деятельности. Время – это народное богатство, такое же, как недра, лес, озёра. Им можно пользоваться разумно, и можно его губить. Так легко его проболтать, проспать, истратить на бесплодные ожидания, на погоню за модой, на выпивки, да мало ли. Рано или поздно в наших школах начнут учить детей «времяпользованию». Автор убеждён, что с детства надо воспитывать любовь к природе и любовь ко Времени. И учить, как беречь Время, как его находить, как его добывать.

426 слов По Д. Гранину*

Творческое задание

Напишите подробное изложение.

Завершите изложение рассуждением о том, что такое любовь ко Времени и как учить беречь Время.

Текст 37

ПУТЕШЕСТВУЙТЕ!

Одна из самых больших ценностей жизни – поездки по своей стране и по другим странам. При этом остерегайтесь делить поездки на интересные и неинтересные, а места, которые посетили, на значительные и незначительные… Делите поездки на те, к которым вы подготовились, и те, к которым не подготовились или подготовились плохо. Любой город, любая страна, любое место, к поездке в которые вы не подготовились, – неинтересны и скучны. И наоборот, если вы знаете историю места, оно становится в десять раз интереснее.

Что значит подготовиться к поездке в незнакомый город?.. Это значит – изучить его историю, знать его планировку, хотя бы по туристическим схемам, отметить на карте заранее все места, которые нужно посетить, и примерные маршруты, чтобы не терять времени.

Не упускайте случая находить интересное даже там, где вам кажется неинтересно. На земле нет неинтересных мест: есть только … люди, не умеющие находить интересное, внутренне скучные.

Мне всегда неприятны люди, которые, посещая новые для них места, со скучающим видом говорят своим спутникам: «А вот я был в Париже… так там…» Надо уметь погружаться в атмосферу того места, куда вас забросила судьба, и всюду уметь находить своё, собственное, характерное. Умение это, конечно, даётся не одним абстрактным желанием, но и знаниями. И особенно важны знания, приобретённые ещё до поездки...

Настоящий результат интеллигентного человека от его поездок – для внутренне богатого человека весь окружающий мир неисчерпаемо богат.

И второе: поездки воспитывают оседлость, оседлость нравственную, любовь к родному.

Когда доведётся бывать в новом городе, смотреть знаменитые произведения искусства или пейзажи, не поддавайтесь тому, что о них слышали, читали, о чём вам «прожужжали уши». Многое из того, что вы прочитали, поможет понять красоту и ценность увиденного, но может отчасти и помешать собственному, индивидуально вашему впечатлению. Цените своё, но цените искренне и не старайтесь противоречить общему мнению во что бы то ни стало…

Приведу пример из собственных впечатлений. Я старый петербуржецленинградец. Я родился в Петербурге, и там же родились мои родители, прародители. С XVIII века предки мои жили в Петербурге.

Мне с детства постоянно внушали, как красива Нева. Как торжествен центр Невы, как торжествен на Неве ход ладожского льда, какую пышность придаёт городу игла Петропавловской крепости, как красив традиционный полуденный, ровно в 12 часов, выстрел из пушки Петропавловской крепости.

Что центр Невы в самом её широком месте красив – спору нет. Но почему-то этот центр навевает на меня тоску. Это одно из самых печальных и тоскливых мест, … особенно когда от Зимней канавки смотришь на Петропавловскую крепость. Сердце сжимается тоской… Может быть, я с детства слышал об узниках крепости и особенное впечатление на меня произвела в детстве ужасная легенда о княжне Таракановой, затопленной в своей камере ворвавшимся наводнением? Не знаю. И красивейший в мире весенний ледоход так ассоциируется во мне с темой бренности всего существующего…

Путешествия многое нам открывают, о многом заставляют думать, мечтать.

450 слов По Д. Лихачёву*

 

Творческое задание

Напишите подробное изложение, передав содержание второй части текста от 3-го лица.

Продолжите текст изложения описанием своих впечатлений от посещения новых мест, подтвердив или опровергнув точку зрения автора, высказанную в последнем абзаце.

 

Текст 38

ПУТЬ СВЯТОГО АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО

В декабре, когда снег покрывает землю, – день памяти Андрея Первозванного.

Там, откуда пришёл он, дети не играют в снежки, не катаются на санках, не лепят снеговиков. Их зима – это наше лето. Нам приятно путешествовать в те края. Но им отправляться в нашу сторону и холодно, и страшно. А Крым для жителей Римской империи был северной ссылкой, некой Сибирью в нашем понимании. Если же наш юг – это их север, то кто мы такие в их глазах, как не жители полуночной, холодной страны, гиперборейцы, дикари?

Зачем из солнечной Палестины, обутый в лёгкие сандалии, приходил к нам на заре христианской веры святой Андрей? Зачем вообще путешествуют люди?

Купцов гонит в дорогу жажда прибыли, непоседливый, азартный, авантюрный характер. Так ли путешествовали апостолы? Нет.

Можно путешествовать, чтобы захватывать чужие города, уводить пленных, грабить. Этот вид путешествий, военный поход, тоже не апостольский.

Можно покидать родные края, спасая жизнь. С древних времён миллионы беженцев, под свист стрел или под звук автоматных очередей, освещённые заревом пожаров, уходят с насиженных мест в поисках безопасности. К апостолам это не имеет никакого отношения.

Есть, наконец, ещё один вид путешествий, выдуманный греками. Это путешествия из любознательности, из желания повидать неизвестные земли, узнать новое, научиться чему-то у жителей незнакомых стран. С апостолами полное несоответствие.

Не беглецы и не захватчики, не авантюристы, не торгаши и не бродячие философы, кто же они такие?

Феномен апостольской проповеди не вписывается ни в одну готовую схему. Человек, к которому прикоснулся огонь, не может стоять на месте. Он реагирует, чувствует боль, он не принадлежит себе. То, что дано ему, – не его собственность. И вот он идёт, готовый дойти до края земли, и проповедует.

Человеческая жизнь коротка, и апостолам надо спешить, потому что против них наточены лезвия мечей и копий, против них собрались на совет мудрецы и сильные земли. Апостолы идут на верную смерть, но не идти не могут.

Они идут в города, где есть науки и ремёсла, где множество людей собраны вместе и, значит, у Слова может быть множество последователей. И снова, как следопыт перед неизвестным следом, останавливается мысль. Зачем Андрей пришёл туда, где нет никаких городов, никакой цивилизации? Только непроходимые леса, малочисленные племена и торговый путь, проходящий через огромные неосвоенные территории.

Приход Андрея, его пророчество удивительны вдвойне. Водрузив крест в стране, о которой никто не слышал, он преподал ей спасительную благодать. А в нашем случае преподал так, что она столетиями ждала своего часа. Не улетела, как облако, и не испортилась, как залежавшаяся пища. Но сияла, подобно солнцу, над головами здесь живущих людей и переливалась над ними радугой, пока не выпала алмазной росой на сердце князя Владимира.

Снег хрустит под ногами, осыпается с дрогнувших веток, летит в лицо. Да… Далеко на север дошли твои, обутые в лёгкие сандалии, ноги, святой Андрей. Спасибо тебе за всё.

449 слов По А. Ткачёву*

Творческое задание

Напишите подробное изложение.

Поразмышляйте над высказыванием М. Горького: «В жизни всегда есть место подвигу»; включите в текст рассказ о нравственном подвиге вашего современника.

Текст 39

ПУТЯМИ ДОБРОТЫ

 

Вот и последнее письмо. Писем могло бы быть и больше, но пора подвести итоги. Мне жаль прекращать писать. Читатель заметил, как постепенно усложнялись темы писем. Мы шли с читателем, поднимаясь по лестнице. Иначе и быть не могло: зачем тогда и писать, если оставаться на том же уровне, не восходя постепенно по ступеням опыта – опыта нравственного и эстетического. Жизнь требует усложнений.

Возможно, у читателя создалось представление об авторе писем как о высокомерном человеке, пытающемся учить всех и всему. Это не совсем так. В письмах я не только «учил», но и учился. Я смог учить именно потому, что одновременно учился: учился у своего опыта, который пытался обобщить. Многое мне приходило на ум и по мере того, как я писал. Мы поднимались с читателем вместе по ступеням опыта, не моего только опыта, но опыта многих людей. Писать письма мне помогали сами читатели – они со мной беседовали неслышно.

Что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках у каждого своё собственное, неповторимое. Но всё же главное должно быть у каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах.

И ещё, самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным.

Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над личными повседневными заботами и думать о смысле жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.

Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.

Всё дурное и мелкое в жизни быстро забывается. Ещё людьми владеет досада на дурного и эгоистичного человека, на сделанное им плохое, но самого человека уже не помнят, он стёрся в памяти. Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти.

Люди, служившие другим, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества. О них рассказывают. Гораздо реже и, разумеется, с недобрым чувством говорят о злых.

В жизни надо иметь своё служение – служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен.

В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое верное по пути к личному счастью.

Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль».

Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно. Поверьте мне!

428 слов По Д. Лихачёву*

 

Творческое задание

Напишите подробное изложение.

Напишите письмо на тему текста виртуальному адресату из прошлого или будущего, включив в текст размышления о времени и о себе.


Текст 40



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: