САВВА МОРОЗОВ И МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР




Среди крупных московских купеческих фамилий самой выдающейся была династия Морозовых. Основатель династии, Савва Васильевич Морозов, дожив до глубокой старости, так и не одолел русской грамоты, пройдя удивительный путь от крепостного до купца первой гильдии, человека заметного и богатого. Сын его, Тимофей Саввич, возглавит самую крупную мануфактуру – Никольскую в Орехово-Зуево и в десять раз увеличит унаследованный от отца капитал. Его сын, Савва Тимофеевич, пойдёт ещё дальше, в короткое время сделает фабрику одной из самых производительных и доходных в России.

С.Т. Морозов успешно закончил Московский университет. После окончания университета уезжает в Англию, изучает химию в Кембриджском университете, собирается защищать диссертацию. Работал на текстильной фабрике в Манчестере, специализировался в области красителей, имел патенты на изобретения. Купец Морозов был энциклопедически образованным человеком, сведущим в самых различных областях знаний.

Московскому Художественному театру суждено было сыграть поистине историческую роль не только в жизни отечественного театра, но и в судьбах всей отечественной культуры. Вклад Саввы Тимофеевича Морозова в становление театра не ограничивался поражающими воображение суммами; он сам строил театр в буквальном смысле слова. Именно в этом театре плодотворно работали гениальный режиссёр К.С. Станиславский, создатель авторитетной во всём мире театральной системы, выдающиеся художники сцены: М. Чехов, Е. Вахтангов, В. Качалов и многие другие.

Театр строился не только на деньги С.Т. Морозова, но и в буквальном смысле слова – его трудом, его руками. Решение этого трудного дела Морозов выполнил со всем размахом и широтой, присущими его натуре, и выстроил новый театр в Камергерском переулке. Девиз, которым он руководствовался, гласил: всё – для искусства и актёра, тогда и зрителю будет хорошо в театре. Морозов не жалел денег на сцену, на её оборудование; часть здания, которая предназначена для зрителей, была отделана с чрезвычайной простотой, по эскизам известного архитектора Шехтеля, строившего театр безвозмездно. В отделке театра не было допущено ни одного яркого или золотого пятна, чтобы приберечь эффект ярких красок для декораций и обстановки сцены.

Гордостью театра стала специально сконструированная Шехтелем сцена. Здесь происходило вращение целого подпольного этажа. В самой сцене был устроен огромный люк, который опускался с помощью электрического двигателя. В число нововведений входила и значительно усовершенствованная вентиляционная система. Всем освещением сцены и зрительного зала управлял устроенный по последнему слову техники электрический рояль – детище С.Т. Морозова.

Для актёров предназначались комфортабельные гримёрные с мягкими кушетками для отдыха, письменным столом. Зрительный зал на 1100 мест (партер, амфитеатр и два яруса) выдержан был в зеленовато-оливковой гамме. Появился ставший вскоре легендой, визитной карточкой Художественного, занавес с белой чайкой, каждый раз напоминавший, что Чехов и театр Станиславского – это синонимы.

Новое оформление получили театральные подъезды – фонари с дуговыми лампами. Пловец, борющийся с волнами, и летящая над ним чайка служили символом искусства Художественного театра, его историческим предназначением.

(427 слов) По А. Аронову

 

Творческое задание

Напишите подробное изложение.

Дайте аргументированный ответ на вопрос: есть ли будущее у меценатства?

 


Текст 43

САД

Среди записных книжек Чехова есть одна, до сей поры неопубликованная. На обложке надпись: «Сад». В ней около двухсот названий – по-русски и по-латыни – высаженных им в ялтинский грунт деревьев и кустарников. Названия звучат экзотически: тюльпанное дерево, мыльное дерево, сакура, рододендрон и другие.

Сад был ещё одним актом творчества Чехова. Он растил его по тщательно обдуманному плану: так создают художественное произведение.

Участок каменистого с корявым выродившимся виноградником косогора в Крыму Чехов купил в долг. Для этого он подписал кабальный договор с книгоиздателем.

Мария Павловна, сестра Чехова, навсегда запомнила тот день, когда брат привёл её, чтобы показать клочок дикой земли весь в камнях и чертополохе, и стал увлечённо рассказывать, что и как здесь будет. Размечтавшись, они будто въявь видели розы, гроты, фонтаны... В действительности же участок пришлось долго выравнивать, спотыкаясь о камни.

А в феврале 1900 года Чехов пишет жене: «В саду из 70 роз, посаженных осенью, не прижились только три. Лилии, ирисы, тюльпаны, туберозы, гиацинты – всё это ползёт из земли. Верба уже зазеленела... Цветёт миндаль... Я по всему саду наставил лавочек, не парадных с чугунными ногами, а деревянных, которые выкрашу зелёной краской. Сделал три моста через ручей. Сажаю пальмы...»

В своём молодом саду Чехов пытался сочетать север и юг: посадил рядом с эвкалиптом берёзку.

Уезжая ненадолго из Ялты, Чехов давал сестре строгие наставления: «Милая Маша, то растение, что у меня в кабинете луковицей наружу, надо поливать раз в три дня. Берёзу раз в неделю тремя вёдрами. Камелию и азалию дождевой водой. Эвкалипт находится среди камней и хризантем, его поливать возможно чаще, каждый день».

При таком уходе зацвели акации, принялись пирамидальные тополя. И сейчас в саду в Ялте около 800 деревьев, некоторые из них помнят прикосновение рук Чехова. Если бы у деревьев была память, они рассказали бы, как высокий узкоплечий человек в застёгнутом наглухо чёрном пальто выходил в сад, держа садовые ножницы, подвязывал розы. а за ним по дорожкам ходил журавль, у ног крутилась беспородная дворняга Каштан.

Чехов завёл связи с зарубежными садоводствами. До сих пор в ящиках рабочего стола Чехова лежат пришедшие уже после его смерти нераспечатанные бандероли: каталоги немецких садовнических фирм.

Сад Чехова продуман и спланирован так, чтобы цвести круглый год: отцветает что-то одно и тотчас зацветает другое. Английский философ Фрэнсис Бэкон назвал этот принцип садоводства с круговоротом цветения «вечной весной».

Через 80 лет принципом чеховского сада с его «вечной весной» заинтересовались: в санаториях и домах отдыха, работающих на юге круглый год, людям, приехавшим поздней осенью или зимой, дорого ощущение «вечной весны».

Известна отмеченная Чеховым в его записной книжке восточная мудрость: «Каждому дана возможность оставить след на земле: вырыть колодец, воспитать человека или посадить дерево». Чехов посадил сад.

(429 слов) По В. Лакшину

 

Творческое задание

Напишите подробное изложение.

Если бы и у вас появилась возможность вырастить свой сад, то каким бы он был, кто бы стал гостем этого сада и почему?


Текст 44

СТАРИННОЕ ЗЕРКАЛО

В комнате на стене висело старинное Зеркало, оставшееся Девушке в наследство от прапрапрабабушки.

Девушка любила смотреться в Зеркало, прихорашиваться, кокетничать. Она гордилась тем, что её любили, ею восхищались, из-за неё страдали влюблённые молодые люди. Она тоже любила, но любила… себя. Тоже восхищалась, но восхищалась… собой.

Вот и на этот раз она посмотрелась в своё старинное Зеркало, и её охватило сладостное чувство.

– Боже мой, как я прекрасна! Я могу разбить сердце любого молодого человека! – воскликнула она с гордостью и умилением.

И вдруг зеркало заговорило…

– Да, ты прекрасна, давно я это замечаю, – прошептало оно.

Девушка удивилась и, пока соображала, не ослышалась ли она, увидела, как в Зеркале рядом с её отражением появилось лицо бабушки: бабушка вошла в комнату с большим подносом в руках, а на нём лежали фрукты для Девушки.

Девушка оторвалась от Зеркала и, с ужасом глядя на вошедшую старую женщину, подумала: «Неужели я тоже так постарею?! Неужели красоту мою затмят такие же морщины, как у бабушки?!»

– Да, ты постареешь, как твоя бабушка, и твоё прекрасное лицо может измениться ещё больше… – шёпот Зеркала был спокоен, как сама вечность, беспристрастен, без всякой грусти или злорадства. Оно знало, о чём говорит.

«Как же так?! Не может быть, чтобы угасла моя красота! А бабушка моя, может быть, вовсе никогда и не была молодой и красивой, как я!» – гневно думала Девушка.

– Твоя красота уже начинает угасать, только твои глаза пока этого не видят, – опять шепнуло Зеркало.

Девушка от злости готова была разбить Зеркало, которое смеет предсказывать ей страшное будущее.

– Хочешь увидеть, какой была твоя бабушка в молодости?

И лицо бабушки и весь её облик вдруг преобразились: поднос с фруктами несла прекрасная девушка с лучистыми глазами, восхитительной улыбкой и прекрасным гибким станом.

Девушка была поражена: оказывается, её бабушка знала и молодость, и красоту.

– Но куда же тогда ушла её красота?! – недоумевала она.

– Вовнутрь, – сказало Зеркало, – бабушка твоя сохранила свою красоту сполна и даже преумножила её. Она теперь куда более прекрасна, чем когдалибо, ибо своей красотой и очарованием она украсила сердце и душу свою. Красота её множится и в людях, которые окружают её: искренняя любовь к ней – отражение её красоты.

– Скажи мне, Зеркало, – взмолилась она, – как мне свою внешнюю красоту сделать внутренней?

– Неси людям любовь свою, и тогда сияние твоего прекрасного лицастанет сиянием внутренним, ибо облагородятся сердце твоё и душа твоя.

– Внученька, красавица моя, для тебя я эти фрукты собрала в саду: ешь, пожалуйста!

Ласка и забота, прозвучавшие в этих словах, тронули Девушку. Она оторвалась от Зеркала и заглянула в лицо бабушки. И только сейчас осознала, почему бабушка заботится о людях и молится за всех. Не глазами, а сердцем увидела Девушка всё великолепие внутреннего сияния старой женщины, которая протягивала ей поднос с фруктами. А на нём Девушка увидела не фрукты, а любовь, светящуюся вечной красотой.

449 слов По Ш. Амонашвили*

Творческое задание

Напишите подробное изложение.

Объясните, в чём видит известный педагог Шалва Амонашвили истинную красоту, включите в текст рассказ об истинно прекрасном, с вашей точки зрения, человеке.

Текст 45

ТРОПА ДЛИНОЮ В ЛЕТО

Приходилось ли вам ходить рыбачьей тропкой? Это самая длинная из всех троп. Обыкновенные лесные и полевые дорожки торопятся поскорее привести путника куда ему надо. Но если ступишь на рыбачью тропу, не скоро доберёшься до дому: куда река течёт, туда и тропа вьётся. В ином месте, если пойдёшь тропой-береговушкой, часа два проходишь. То вы бежит она на весёлую ромашковую поляну, то ужом проползёт под корнями, свисающими с крутого обрыва, подмытого половодьем, то затеряется в прибрежном песке.

Едва только на реке зачернеют промоины, рыбак-непоседа уже укладывает свои нехитрые пожитки. И ведь знает: рано выходить с удочкой, но утерпеть не может. Так радостно журчат вешние потоки, такая вокруг благодать, что рыболов дома места не находит. И, приняв решение, отчего на сердце сразу становится легко, отправляется по рыбачьему первопутку. Идёт целиной, посеревшей, изъеденной туманами. Проваливается в снег, осторожно, опираясь на удилище, скользит по наледям, залитым коричневатой водой, и наконец выбирается на берег.

Тропа не пустует ни днём ни ночью. В любое время суток кто-нибудь и где-нибудь шагает берегом реки. Субботним летним вечером пригородные поезда и автобусы, ощетинившись лесом удилищ, развозят рыболовов по всем дорогам. Один за другим, растянувшись на много десятков километров, соскакивают удильщики на полустанках и разъездах, сходят с автобусов у просёлочных дорог и тихих деревушек и тотчас теряются в зелёных просторах, в густеющих сумерках. Весёлыми компаниями или в одиночку пробираются они к заветной тропе.

Здесь рыболовы чувствуют себя дома. Гостеприимная тропа быстро разведёт их по излюбленным местам. Одних – к таинственному мельничному омуту, тускло мерцающему отражением звёздной россыпи. Других – на самый кончик песчаной косы на перекате. Третьих – под старые сонные вётлы, склонившиеся над глубоким плёсом. Да мало ли знает рыбачья тропа укромных добычливых местечек! Вот у края кувшинок, закрывающих на ночь свои белые розетки, поднялся водяной бурун. Серебряными брызгами запрыгала рыбья молодь, закачались на круговых волнах широкие лопухи. Ставьте поскорее снасть и ожидайте поклёвки щуки. А у коряги забросьте снасть на сома. Не хотите? Тогда ступайте на крутой обрыв, где у самого дна забились на линьку раки.

Тихо и покорно догорела вечерняя заря. У кого есть – натянуты палатки, у кого нет – принесены охапки сена, ивовых прутьев. Собран сушняк в прибрежных кустах. И вспыхивают один за другим весёлые рыбацкие костры, вспыхивают по всей береговой тропе. Похоже, что кто-то включил рубильник, и тотчас на всём протяжении великого пути рыболовов засияли дорожные маяки. Это, пожалуй, самые счастливые, самые безмятежные минуты для тех, кто пришёл на берег из душного города.

Ярко горит пламя, поёт и пенится в костре сырая ветка, взлетают и гаснут хороводы искр. А в котелке булькает рыбацкая уха, приправленная лавровым листом и надвое разрезанной луковицей. Нет в мире более заманчивого лакомства, чем окуневая уха, сваренная на берегу летней ночью!

(436 слов) По Е. Носову

 

Творческое задание

Напишите подробное изложение.

Расскажите о своём хобби, включив в сочинение историю о хобби одного из литературных героев.

 


Текст 46

У-А... У-А!

Я проживал тогда в Швейцарии... Я был очень молод, очень самолюбив и очень одинок. Мне жилось тяжело и невесело. Ещё ничего не изведав, я уже скучал, унывал и злился. Всё на земле мне казалось ничтожным и пошлым, и, как это часто случается с очень молодыми людьми, я с тайным злорадством лелеял мысль... о самоубийстве. «Докажу... отомщу...» – думалось мне... Но что доказать? За что мстить? Этого я сам не знал. Во мне просто кровь бродила, как вино в закупоренном сосуде... А мне казалось, что надо дать этому вину вылиться наружу и что пора разбить стесняющий сосуд... Байрон был моим идолом, Манфред моим героем.

Однажды вечером я, как Манфред, решился отправиться туда, на темя гор, превыше ледников, далеко от людей, где нет даже растительной жизни, где громоздятся одни мёртвые скалы, где застывает всякий звук, где не слышен даже рёв водопадов!

Что я намерен был там делать, я не знал... Быть может, покончить с собою?!

Шёл я долго, сначала по дороге, потом по тропинке, всё выше поднимался, всё выше. Я уже давно миновал последние домики, последние деревья... Камни, одни камни кругом; резким холодом дышит на меня близкий, но уже невидимый снег; со всех сторон чёрными клубами надвигаются ночные тени.

Я остановился наконец.

Какая страшная тишина!

Это царство Смерти.

И я здесь один, один живой человек, со всем своим надменным горем, и отчаяньем, и презреньем... Живой, сознательный человек, ушедший от жизни и не желающий жить. Тайный ужас леденил меня – но я воображал себя великим!..

Манфред – да и полно!

– Один! Я один! – повторял я, – один лицом к лицу со смертью! Уж не пора ли? Да... пора. Прощай, ничтожный мир! Я отталкиваю тебя ногою!

И вдруг в этот самый миг долетел до меня странный, не сразу мною понятый, но живой... человеческий звук... Я вздрогнул, прислушался... звук повторился... Да это... это крик младенца, грудного ребёнка!.. В этой пустынной, дикой выси, где всякая жизнь, казалось, давно и навсегда замерла, – крик младенца?!!

Изумление моё внезапно сменилось другим чувством, чувством задыхающейся радости... И я побежал стремглав, не разбирая дороги, прямо на этот крик, на этот слабый, жалкий и спасительный крик!

Вскоре мелькнул предо мною трепетный огонек. Я побежал ещё скорее – и через несколько мгновений увидел низкую хижинку.

Я толкнул полураскрытую дверь – и так и ворвался в хижину, словно смерть по пятам гналась за мною...

Прикорнув на скамейке, молодая женщина кормила грудью ребёнка, её муж сидел с нею рядом.

Они оба уставились на меня, но я ничего не мог промолвить, я только улыбался и кивал головою...

Байрон, Манфред, мечты о самоубийстве, моя гордость и моё величье, куда вы все делись?..

Младенец продолжал кричать – и я благословлял и его, и мать его, и её мужа...

О горячий крик человеческой, только что народившейся жизни, ты меня спас, ты меня вылечил!

447 слов По И. Тургеневу*

Творческое задание

Напишите подробное изложение.

Поразмышляйте, какие ценности утверждает И.С. Тургенев в своём стихотворении в прозе и как они соотносятся с вашей ценностной системой.

Текст 47

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЖЕНЩИНА

Жила в одном маленьком городке медицинская сестра Александра Деревская. Во время войны в городок из прифронтовых местностей эвакуировались детские дома. Некоторые малыши были тяжело больны и истощены. Александра, увидев их в своей больнице, поняла: им нужен материнский уход. В детском доме, где много детей, они не выживут. Медсестра забирала их к себе домой и выхаживала. А потом они так привязывались к ней, что не было сил с ними расстаться. Одного за другим усыновляла и удочеряла детишек добрая женщина. Когда старшие вырастали и покидали дом, в семье появлялись новые дети. Муж Александры Емельян Деревский понимал чувства жены и не возражал.

Жила семья очень скромно, но дружно. Отец много работал. Дети во всём помогали матери. Сажали картошку, морковь, огурцы, кормили кур, ухаживали за двумя козами, убирали в доме.

Бывали и очень трудные времена, но семья переносила их спокойно и мужественно.

Однажды зимой мать заметила, что запасы муки и картошки подходят к концу. Она решила идти в деревню, чтобы обменять на продукты своё единственное нарядное платье и подарок матери – кольцо. Старшая девочка отговаривала её. Ведь есть ещё крупы, сушёная морковь, солёные огурцы. Можно продержаться до весны. А сейчас стоят морозы, до деревни идти далеко. Но Александра хотела, чтобы у детей были масло, картофель, капуста. Она оделась потеплее, положила в сумку краюху хлеба и луковицу, взяла санки, мешок и отправилась в путь. Мороз стоял лютый, а тут ещё ветер подул. Дорогу совсем замело. Ветер кидал в лицо хлопья снега, пробирал до костей. Женщина совсем выбилась из сил. С трудом добравшись до деревни, она рухнула без сил прямо посреди деревенской улицы.

Неделю пролежала она без сознания. Добрые люди выходили Александру.

В семье Деревских воспитывались дети разных национальностей. Это не мешало им крепко дружить и считать друг друга братьями и сёстрами. Но однажды в семье появился немецкий мальчик. Звали его Ральф. Его родители погибли, и соседи привели его к Деревским. Дети сторонились мальчика, не брали его в свои игры, называли фашистом. Однажды мать нашла его в кладовке. Он забился в угол и горько плакал. Долго не хотел он ничего говорить, но в конце концов Александре удалось вызвать мальчика на откровенность. Она собрала в большой комнате всех детей. Никогда ещё они не видели свою мать такой разгневанной. Она говорила резко и строго: «Запомните: только расисты делят национальности на хорошие и плохие. Ральф – немец, но он не фашист. Он не виноват, что немецкие фашисты напали на нашу страну. И знайте: кто обидит Ральфа, тот мне не сын, та мне не дочь».

Прошло много лет. Александры и Емельяна Деревских уже нет в живых. Все их дети выросли, разъехались по разным городам, но в день рождения матери обязательно собирались в городе, который стал для них родным. Сейчас здесь есть интернат имени Александры Деревской.

 

(444 слова) По И. Кленuцкой

Творческое задание

Напишите подробное изложение.

Каких людей, по вашему мнению, можно считать добрыми людьми? Встречались ли на вашем жизненном пути такие люди? Дополните изложение кратким рассказом о них.

 


Текст 48

УРОДИНА

Я живу на новостройке. Наш дом ещё не телефонизировали, поэтому возле него установлена будка телефона-автомата.

Однажды моей соседке Полине Ивановне сделалось плохо с сердцем. Возле будки телефона-автомата скопилось достаточно много народа, я объяснил, в чём дело, и меня пропустили вне очереди. Однако оказалось, что вызвать неотложку не так-то просто: то абонент оказывался занят, то почему-то не снимали трубку.

И вдруг дверца кабины распахнулась, и через моё плечо нажали на рычаг. Передо мной стояла девушка лет двадцати. Очень красивая. Той редкой, бросающейся в глаза красотой, о которой поэт говорил: «Слепой лишь её не заметит…». Подобная красота – столь же редкий дар природы для человека, как талант или даже гениальность. И поэтому поражает.

– Мне надо позвонить, – сказала девушка.

«Мне надо!» – для неё это уже значило всё.

– Меня там ждут. Я спешу! Вы понимаете это?! – добавила она с раздражением в голосе: мол, мне некогда, а тут некоторые… Она выразительно посмотрела на меня…

– Ну и что? – возмущённо раздалось из очереди. – Не мешайте гражданину.

Я приготовил другую монету, но она выскользнула у меня из рук и покатилась по тротуару.

Пока мне помогали её поднять, девушка впорхнула в будку и набрала нужный ей номер.

– Что же вы её пропустили? – укоризненно сказал я мужчине, стоящему перед дверью первым.

– Себе дороже будет! – усмехнулся он.

Девушка разговаривала в будке громко, не обращая на посторонних внимания, поэтому слышно было всем.

– Серёжа! – кричала она. – Как договорились, жду на условленном месте.

Видимо, абонент что-то пробурчал недовольно, сделал ей какое-то замечание, девушка оглянулась на нас:

– Да тут всякие...

Она неторопливо повесила трубку и величаво прошла мимо нас, гордо вскинув подбородок, а возле меня она приостановилась и шепнула так, чтоб не слышно было другим:

– Уродина!..

Во второй раз я дозвонился быстро, продиктовал адрес и поспешил к лифту, помня, что Полина Ивановна в квартире осталась одна.

Полина Ивановна лежала на кровати, прикрыв глаза.

– Сейчас приедет неотложка.

– Спасибо.

– Как вы себя чувствуете?

– Лучше.

Полина Ивановна молчала. И я молчал, не зная, что говорить, что делать.

Неожиданно в комнату вошла знакомая мне девушка, которую я видел у телефонной будки.

– Вы здесь?! – сказала она с нескрываемым возмущением.

– Моя внучка, – светлея лицом, прошептала Полина Ивановна.

– Так это вы не для себя звонили? Для других старались? – спросила девушка, с любопытством рассматривая меня.

– Бабусик, я пойду, – обратилась она к Полине Ивановне. – Один парень взял на меня билет в кино на «Покаяние». Что у кинотеатра делается! Психоз какой-то! А ты побеседуй с этим джентльменом. Приятная компания. Ну, помчалась. Целую!

Неотложка пришла через несколько минут. Возможно, девушка встретилась с врачом где-нибудь у лифта. Полину Ивановну осмотрели и сказали, что необходимо срочно отправить её в больницу. Положили на носилки, закрыли одеялом до подбородка и унесли.

Я смотрел в окно и удивлялся, почему машина так долго стоит у нашей парадной. Наконец она ушла. А на другой день я узнал, что ещё в лифте Полина Ивановна умерла.

460 слов По П. Васильеву*

 

Творческое задание

Напишите подробное изложение, передав содержание текста от III-его лица.

Объясните смысл названия рассказа Павла Васильева.

Текст 49

УТРО

Самое лучшее в мире – смотреть, как рождается день!

В небе вспыхнул первый луч солнца – ночная тьма тихонько прячется в ущелья гор и трещины камней, прячется в густой листве деревьев, в кружевах травы, окроплённой росою, а вершины горы улыбаются ласковой улыбкой. Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу, как придворные красавицы своему королю, кланяются и поют: «Приветствуем вас, владыка мира!»

Доброе солнце смеётся: эти волны всю ночь, играя, кружились, кружились, и теперь они такие растрёпанные, их зелёные одежды измяты, бархатные шлейфы спутаны.

«Добрый день! – говорит солнце, поднимаясь над морем. – Добрый день, красавицы! Но – довольно, тише! Детям невозможно будет купаться, если вы не перестанете так высоко прыгать! Надо, чтобы всем на земле было хорошо, не правда ли?»

Из трещин камней выбегают зелёные ящерицы и, мигая сонными

глазками, говорят друг дружке: «Сегодня будет жарко!»

Отягощённые росою, шаловливо покачиваются цветы, как они красивы утром, в уборе росы! Напишите-ка словами маленькие портреты цветов. Попробуйте, это легко – они такие простые...

Хитрые штучки! Превосходно знают, что невозможно человеку описать словами их милую красоту, и – смеются!

Цветы гордо улыбаются, потягиваясь к солнцу, его лучи горят в каплях росы, осыпая лепестки и листья блеском бриллиантов. А над ними уже кружатся золотые пчёлы и осы, кружатся, жадно пьют сладкий мёд, и в тёплом воздухе льётся их густая песня.

Проснулись красногрудые малиновки; стоят, покачиваясь на тонких ножках, и тоже поют свою песню тихой радости. Птицы лучше людей знают, как это хорошо – жить на земле! Малиновки всегда первые встречают солнце. Перья на грудках этих птичек окрашены в цвет утренней зари. В кустах прыгают весёлые чижи, они похожи на уличных детей, такие же озорники и так же неустанно кричат.

Гоняясь за мошками, мелькают ласточки и стрижи, точно чёрные стрелы, и звенят радостно и счастливо. Хорошо иметь быстрые, лёгкие крылья!

Вздрагивают ветви пиний – пинии похожи на огромные чаши, и кажется, что они налиты светом солнца, как золотистым вином.

Просыпаются люди, те, для которых вся жизнь – труд; просыпаются те, кто всю жизнь украшают, обогащают землю.

Умей любить солнце, источник всех радостей и сил, и будь весел, добр, как для всех одинаково доброе солнце.

Проснулись люди, и вот они идут на свои поля, к своему труду. Солнце смотрит на них и улыбается: оно лучше всех знает, сколько сделано людьми доброго на земле. Оно, когда-то, видело её пустынной, а ныне вся земля покрыта великой работой людей – наших отцов, дедов, прадедов.

Ах, они превосходно работали, наши предки, есть за что любить и уважать великую работу, сделанную ими всюду вокруг нас!

Над этим не мешает подумать, дети. Сказка о том, как люди работали на земле, – самая интересная сказка мира!..

421 слово По М. Горькому*

 

Творческое задание

Напишите подробное изложение.

Поразмышляйте над словами М. Горького: «Сказка о том, как люди работали на земле, – самая интересная сказка мира!..»

 


Текст 50

УЧИТЕЛЬ

В шестом классе пришёл новый классный руководитель, Виктор Юльевич Шенгели, литератор.

Он сделал перекличку. На фамилии «Свиньин» остановился и сказал: «Хорошая фамилия!» Класс заржал с готовностью, Сенька Свиньин налился краской. Учитель поднял недоумённо брови:

– Да что вы смеётесь? Почтенная фамилия! Был старинный боярский род Свиньиных. Пётр Первый посылал одного Свиньина в Голландию учиться.

Уже через три месяца все смотрели учителю в рот, обсуждали каждое его слово и дёргали губами и бровями точно как он.

И ещё учитель читал стихи. Каждый урок он начинал с какого-нибудь стихотворения. Выбирал причудливо: то общеизвестный «Белеет парус одинокий», то непонятный, но запоминающийся «…и воздух синь, как узелок с бельём у выписавшегося из больницы», то совсем уж какую-то абракадабру:

Стояли холода, и шёл «Тристан».

В оркестре пело раненое море,

Зелёный край за паром голубым.

На все, ну буквально на все случаи жизни был у него заготовлен стишок!

– Мы изучаем литературу! – объявлял он постоянно, как свежую новость. – Литература – лучшее, что есть у человечества. Поэзия – это сердце литературы, высшая концентрация всего лучшего, что есть в мире и в человеке. Это единственная пища для души. И от вас зависит, будете вы вырастать в людей или останетесь на животном уровне.

Когда литература была последним уроком, учитель предлагал:

– Пройдёмся?

Во время первой прогулки речь шла о Пушкине. Но рассказывал о нём Виктор Юльевич так, что возникало подозрение, не учились ли они в одном классе. Оказалось, что Пушкин был картёжник! Оказалось, что он страшно волочился за дамами! К тому же он был большим задирой, а о Москве говорил, что здесь «слишком много тёток».

– В этом доме Пушкин читал своего «Бориса Годунова». Кто коротко перескажет содержание?

Игорь сказал неуверенно:

– Он царевича Лжедимитрия убил.

– Поздравляю вас, Игорь. Вообще-то были две версии. Одна: Борис Годунов убил царевича Димитрия. Вторая: он не убивал царевича Димитрия и вообще был приличным человеком. Ваша версия с убийством другого человека – Лжедимитрия – полностью меняет представления историков. Не огорчайтесь, история – не алгебра. Точной наукой её не назовёшь. В каком-то смысле литература более точная наука. Что говорит великий писатель, то и становится исторической правдой. Военные историки нашли у Толстого множество ошибок в описании Бородинской битвы, а весь мир всё равно видит её именно такой, как описал её Толстой в «Войне и мире». Пушкин тоже не стоял на заднем дворе дворца, где произошло – или не произошло! – убийство Димитрия. То же самое распространяется и на историю с Моцартом. Ну, «Маленькие трагедии» вы читали, надеюсь.

– Гений и злодейство несовместны! – выпалил Миха.

– Да. Про Сальери точно не установлено, отравил ли он Моцарта. Это всего лишь историческая версия. А произведение Пушкина – это факт. Огромный факт русской литературы. Историки могут найти доказательство, что Сальери Моцарта не отравил, и всё равно им с «Маленькими трагедиями» спорить невозможно. Пушкин высказал великую мысль: несовместны в одном человеке гений и злодейство.

448 слов По Л. Улицкой*

 

Творческое задание

Напишите подробное изложение.

Поразмышляйте, почему учитель ставит художественную правду выше исторической. Выскажите своё мнение по этой проблеме.

 

 

Текст 51



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: