УЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ И ПИСАТЬ




Язык человека – это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает.

И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обратите внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно. Не заставляйте окружающих выслушивать свои длинные речи, не красуйтесь в своём языке: не будьте самовлюблённым болтуном.

Если вам приходится часто публично выступать, – на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, – то прежде всего следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Следите за временем. Это необходимо не только из уважения к окружающим – это важно, чтобы вас поняли. Первые пять минут слушатели могут вас слушать внимательно; вторые пять минут они вас ещё продолжают слушать. Через пятнадцать минут они только делают вид, что слушают вас, а на двадцатой минуте перестают делать вид и начинают перешёптываться о своих делах, а когда дойдёт до того, что вас прервут или начнут друг другу что-нибудь рассказывать, – вы пропали.

Второе правило. Чтобы выступление было интересным, всё, что вы говорите, должно быть интересным для вас. Можно даже читать доклад, но читайте его с интересом. Если выступающий с интересом для себя рассказывает или читает и аудитория это чувствует, то слушателям будет интересно. Интерес не создаётся в аудитории сам, интерес внушается аудитории выступающим. Конечно, если тема выступления не интересна, из попыток внушить интерес слушателям ничего не выйдет.

Постарайтесь так, чтобы в вашем выступлении не было просто цепи разных мыслей, а чтобы была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные. Тогда вас будет легче слушать, в вашем выступлении окажется тема, интрига, появится «ожидание конца», слушатели будут догадываться, к чему вы ведёте, в чём вы их хотите убедить, и будут с интересом слушать и ждать, как вы сформулируете в конце вашу основную мысль.

Это «ожидание конца» очень важно, и его можно поддерживать чисто внешними приёмами. Например, выступающий два-три раза говорит в разных местах своего выступления: «Я ещё об этом скажу», «Мы ещё к этому вернёмся», «Обратите внимание на... » и т. д.

А уметь хорошо писать нужно не только писателю и учёному. Даже хорошо, свободно и с известной долей юмора написанное письмо другу характеризует вас не меньше, чем ваша устная речь. Через письмо дайте почувствовать себя, своё расположение духа, свою раскованность в обращении к симпатичному вам человеку.

Но как научиться писать? Надо постоянно обращать внимание на свою речь и речь других, записывая иногда удачные выражения, точно выражающие мысль, существо дела. Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Дневники следует вести с юных лет, потом они вам будут просто интересны, а в момент их написания вы не только учитесь писать – вы невольно отчитываетесь в своей жизни, обдумываете то, что с вами было и как вы поступили. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».

(440 слов) По Д. Лихачёву

Творческое задание

Напишите подробное изложение.

Согласны ли вы с мнением Д. Лихачёва, что «язык человека – это его мировоззрение и его поведение»? Аргументируйте свой ответ, включив в него рассказ о самом ярком впечатлении этого учебного года.

Текст 52

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ

Достоевский любил всматриваться в лица, фигуры, походку, жесты людей. У него был пытливый взгляд художника. Разговаривая, Фёдор Михайлович обычно пристально смотрел в глаза собеседнику, как будто изучал его.

Писатель был жаден на новых людей, не пропускал случая познакомиться с интересным человеком. Литератор-бедняк, он пригревал иногда возле себя какого-нибудь голодного и бездомного жителя столицы. Одного из них в 1843 году принимал как дорогого гостя и к обеду, и к ужину. Говорил друзьям, что взялся описывать быт бедняков и рад случаю ближе познакомиться с «пролетарием столицы».

Достоевского интересовали вопросы социальные и политические, психология людей самых разных слоёв общества, вопросы медицины. При этом Достоевского интересовал не человек вообще, а его современник, тот, кого он встречал в канцеляриях, подвалах, в глухих переулках, на знаменитом Невском проспекте. Интересовала жизнь «униженных и оскорблённых». Недаром так он и назвал один из своих романов. Не видеть живых людей, писать на основе фантазии или только по воспоминаниям он не мог.

Придумывая различные сюжетные варианты, Достоевский углублялся в себя. Извлекались из памяти давние эпизоды, впечатления от случайно мелькнувших лиц, припоминались обрывки фраз, диалогов, яркие словечки. Достоевский забывал о еде, о сне. Он был наедине со своей мыслью, и только его одного окружают те, о ком все узнают завтра. Пока он их хозяин, он им судья. Он уподоблён мифическому богу, который сотворил и заселил мир. Это мир его героев.

Он жил в своих образах. Они жили в нём.

Писать Достоевский любил ночью, в совершенном уединении. Прекращал работу под утро. Не изменял этой привычке, даже если приходилось куда-нибудь выезжать. Его племянница вспоминала, как он поселился в Люблине, в небольшой, но очень удобной для работы комнате пустой каменной дачи. Лакей вдруг отказался прислуживать ему и рассказал хозяевам, что Фёдор Михайлович «замышляет кого-то убить», что он всё время ночами ходит по комнатам и сам с собой вслух говорит об этом! Достоевский в это время работал над романом «Преступление и наказание» и, как видно, обдумывал замысел Раскольникова об убийстве старухи-процентщицы.

Нередко, написав несколько глав романа, Достоевский через два-

три дня уничтожал написанное и начинал всё заново. Так было с романами «Братья Карамазовы», «Бесы». А роман «Идиот» он перед самой отправкой в редакцию забраковал и начал усиленно сокращать. Не раз говорил, что писатель должен прежде всего уметь вычёркивать, сокращать написанное.

Чрезвычайная требовательность к себе – неотъемлемая черта таланта – заставляла его менять варианты глав, заново переписывать сцены и диалоги.

Сам Достоевский не заботился о сохранении ни черновиков, ни первых вариантов произведений. Он берёг как зеницу ока лишь основной, окончательный вариант рукописи, боясь, как бы он не пропал даже по пути в редакцию. И писатель никогда не посылал дорогую ему рукопись, в которую вложено столько труда, мыслей, вдохновения и «мук слова», ни с посыльным, ни с прислугой – приносил её сам.

(440 слов) По В. Челышеву

Творческое задание

Напишите подробное изложение.

Ф.М. Достоевский «любил всматриваться в лица, в фигуры, походку, жесты людей». Попробуйте и вы описать самого себя: лицо, фигуру, походку, жесты, мимику, характерные черты и т. д. Оформите свои наблюдения в виде портретной зарисовки.

Текст 53

ФУНКЦИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Н.В. Гоголь когда-то сказал: «Сам необыкновенный язык наш есть ещё тайна. В нём все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких; он·беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно... »

Прежде всего богатство языка заключено в количестве слов. В самом известном однотомном словаре С.И. Ожегова объяснено около пятидесяти тысяч слов. В академическом семнадцатитомном «Словаре современного русского литературного языка» истолковано более ста двадцати тысяч слов, но его составители пишут в предисловии, что в этом словаре можно найти в основном только слова общеупотребительные и нормативные. С 2004 года издательство «Наука» приступило к изданию «Большого академического словаря русского языка» в 30-ти томах. Издание ещё не окончено.

Богатство русского языка заключается и во множестве различных выражений, словесных оборотов, синтаксических конструкций и форм слов, которые имеют близкое или одинаковое значение, но различную стилистическую окраску, и мы можем выбирать из них именно те слова, выражения, конструкции, которые лучше подходят в каждом отдельном случае.

У языка два назначения, две работы. Служить общению людей и быть средством мысли. Если соберутся несколько человек и начнут общаться, то между ними сразу появится «невидимка» – язык. Он объединяет людей, дарит им возможность взаимопонимания.

Человеку необходимо общение с другими людьми. Представьте, что люди лишились языка. Не могут говорить, понимать речь, читать, писать.

Они немедленно опустились бы на уровень коров, кошек и зайцев. Человеческое общество прекратило бы существовать.

Язык служит и для мышления. Знаки языка позволяют соединять значения, строить из них рассуждения, сопоставлять их – мыслить. Даже если я мыслю не вслух, а про себя, всё равно мои мысли должны быть как-то явлены мне самому, а значит, и здесь нужен язык.

Язык как средство общения – это мышление «на людях», для всех. Язык как средство мышления – это общение с самим собой, внутренний диалог, спор с собой, согласие. Эти назначения языка связаны неразрывно.

Конечно, мысль рождается в голове отдельного человека. Но родившись, она требует жизни, ей нужно существование, достойное мысли. Ею надо действовать, её надо высказывать, объяснять, истолковывать, уточнять, совершенствовать, доказывать и оспаривать, подтверждать и отрицать; нужно приводить новые аргументы «за» и «против» неё. Без этой естественной жизни мысль не существует.

Есть у языка и экспрессивная функция. Говорящий выражает не только словами, но и интонацией, тембром, темпом речи своё отношение к тому, что сообщается в высказывании, и к ситуации, в которой происходит разговор. Радость при встрече, приветливость, расположение, дружеское участие или, наоборот, недоброжелательность, отчуждённость, раздражение, вражда – это огромное множество оттенков выражается во всех языках, хотя и по-разному. Каждый язык выделяет свои особые средства для их выражения.

Есть поэтическая функция языка: создаются произведения, где язык становится художественной ценностью.

Назначения языка многочисленны, но в основе их всё-таки лежат две основные функции: быть средством общения и средством мысли.

(440 слов) По М. Панову

 

Творческое задание

Напишите подробное изложение.

Вспомните о двух функциях языка, которые М. Панов считал основными (язык – средство общения и средство мысли) и напишите поэтическую или прозаическую оду русскому языку или слову.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: