Введение
Права человека и права гражданина обычно упоминаются в одной «связке», однако их содержание не тождественно. Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина – из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности в государстве (в гражданстве). Гражданство есть устойчивая правая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Каждый гражданин того или иного государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве. Поэтому правомерен термин «гражданские права и свободы», синтезирующий обе группы прав и свобод.
Права гражданина – своеобразное ограничение равенства между людьми, поскольку их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства. Эти права обычно предполагают возможность участия в государственных делах, в выборах высших и местных органов государственной власти, допуска в своей стране к государственной службе. Следовательно, лица, не имеющие гражданства, этих прав в данном государстве не имеют. Такая дискриминация, допускаемая международным сообществом, объясняется правомерным желанием каждого государства предоставить указанные права только лицам, устойчиво связанным с судьбой страны и в полной мере несущим конституционные обязанности. Это не означает, что лица без гражданства не несут никаких обязанностей.
Некоторые права предоставляются исключительно гражданам по соображениям общенародных интересов или в силу особенностей некоторых гарантий.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в реализации прав, свобод и обязанностей человека.
Предметом исследования выступают нормы определяющие регулирование неотчуждаемых прав человека, их теоретические и практические аспекты.
Цель работы заключается в изучении конституционно-правового регулирования прав и свобод человека и гражданина.
Для достижения поставленной цели работы необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть формирование и развитие идеи прав человека;
- охарактеризовать понятие, юридические свойства, виды и правовое регулирование прав и свобод человека;
- исследовать особенности прав и свобод человека;
- изучить гарантии реализации прав и свобод.
Данное исследование базируется на изучении фундаментальных положений, содержащихся в теоретических трудах теории государства и права по конституционному праву, и другим правовым дисциплинам имеющих прямое отношение к анализируемым в работе проблемам.
В процессе исследования активно применяются, такие методы научного познания как исторический, логический, сравнительно-правовой и метод системного анализа.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Глава 1. Понятие прав и свобод человека
Возникновение и развитие идеи прав и свобод человека
Существенное влияние на весь процесс формирования и развития представлений о правовом государстве оказали идеи о правах и свободах человека, их прирожденном и неотчуждаемом характере.
История прав человека – это история прогрессирующего расширения правового признания в качестве человека тех или иных людей для того или иного круга отношений, история обогащения и распространения принципа правового равенства на все более широкий круг людей и отношений.
Великая идея естественноправового равенства и свободы всех людей была высказана уже античными мыслителями (софистами, Платоном, Аристотелем, стоиками, римскими юристами)[1].
Одна из ранних страниц распространения идеи прав человека на женщину связана с платоновской концепцией идеального строя, где женщины равноправны с мужчинами (правда, они не допускаются в число высших правителей). В формировании представлений о правах человека следует упомянуть и аристотелевскую защиту прав индивида (особенно в вопросах частной собственности индивидуальной семьи).
Идея неотьемлемости прав человека была выдвинута просветителями XVII-XVIII вв. (Ж.-Ж. Руссо, Г. Гроций, Дж. Локк, Ш. Монтескье и др.), в ходе борьбы против феодальных монархий Европы и впервые была выражена в Декларации независимости США (1776 г.), а позже - в Декларации прав человека и гражданина (Франция, 1789 г.). В дальнейшем данные декларации, сохраняющие конституционное значение в своих странах, оказали огромное воздействие на конституционное развитие во всем мире.[2]
На дальнейший генезис идей о правах и свободах человека и гражданина большое влияние оказала либерально-демократическая доктрина, которая акцентировала внимание на личностном аспекте
демократии, на незыблемости неотчужденных прав и свобод человека, на ограничении вмешательства государства в личную жизнь человека, на возможности человека обратиться с жалобой на государство и его органы в суд.
В современном правовом государстве неотчуждаемость прав является одним из основных их свойств: ни одно из провозглашенных в Конституции прав человека и гражданина не может быть изъято государством или ограничено в объёме без указания основных ограничений, а гражданин не может взять на себя обязательство перед кем бы то ни было не пользоваться своими правами, для возникновения же прав человека достаточно самого факта его рождения. Неотчуждаемые права впоследствии легли в основу концепции прав человека, определившей в конечном итоге содержание ряда важнейших международных актов: Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, иных международных пактов о правах человека.
В современном мире, когда проблема прав человека вышла далеко за пределы каждого отдельного государства, возникла необходимость в создании универсальных международно-правовых стандартов, которые являлись бы основными правами человека и перестали быть объектом только внутренней компетенции государства, а стали бы делом всего международного сообщества. Эти основные права отражены в ряде важнейших международноправовых актов, установивших общечеловеческие стандарты прав и интересов личности.
Сегодня объем прав и свобод личности определяется не только конкретными особенностями того или иного общества и государства, но и развитием общечеловеческих ценностей и культуры, уровнем и степенью интегрированности международного сообщества: «основу идей о правах человека составляют принципы свободы, равенства, гуманизма, личной неприкосновенности и др. Проблема прав человека трансформируется в цели, устремления и жизнь людей. Её значение измеряется не только и не столько гносеологическими, сколько социально-практическими ценностями»[3].
Принятие Билля о правах человека, включающего Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1976 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1976 г.), Факультативные протоколы № 1 и № 2 к Международному пакту о гражданских и политических правах, внесло коренные изменения в правосубъектность человека, который становится субъектом не только внутригосударственного (национального), но и международного права.
Согласно международному праву все лица, проживающие в государстве-участнике соответствующих международно-правовых актов и на которых распространяется юрисдикция этого государства, получают возможность пользоваться правами, предусмотренными актами, без различия по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального либо социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Это обязывает все государства привести своё национальное законодательство в соответствие с требованиями международных правовых актов. Поэтому гражданин, права которого нарушены, может обратиться непосредственно в Комитет по правам человека при ООН, если им исчерпаны все имеющиеся внутренние средства правовой защиты (ст. 2 Факультативного протокола № 1 к Международному пакту о гражданских и политических правах).
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. так же предусматривает возможность любого человека обратиться в Европейский суд для защиты нарушенного права на тех же условиях - исчерпанности всех внутригосударственных средств защиты прав, предусмотренных национальным законодательством.
Всеобщая декларация прав человека[4], Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод[5] и иные международные акты о правах человека определили тот универсальный набор основных прав и свобод, который в единстве призван обеспечить нормальную жизнедеятельность индивида. Этот каталог прав формировался на основе тысячелетнего опыта борьбы за свободу и социальный прогресс.
В российском общественном сознании долгое время бытовало традиционное понимание права как памятника истории, представление о универсальной ценности отечественной культуры. С этим связано и то, что до настоящего времени в теоретическом и обыденном сознании россиян не произошло естественной для европейского мышления прагматизации идеала прав человека, правового государства.
До начала 90-х гг. XX в. это оставалось в России в большей степени предметом научного знания - культурологии, политических и юридических наук, философии права, а не реальной практики реформирования социальной действительности. Следствием этого был диссонанс в общественном сознании - разрыв между нормативным и функциональным аспектами прав человека, вызванный противоречием между официальным признанием принципов правового государства и гражданского общества и отсутствием механизмов, способных последовательно проводить эти принципы. Однако, как отмечают некоторые авторы: «Для того чтобы исторически вырабатываемая общественная культура не утратила своей жизненности, чтобы она не замерла в неподвижном застое, необходимо, чтобы цивилизация включала в себя и право, обособляющее и оберегающее индивидуальное»[6].
Современные либерализация и демократизация российского общества, вступление России в 1996 г. в Совет Европы и выполнение в связи с этим целого комплекса обязательств: реформа пенитенциарной системы, передача религиозным организациям их собственности, изменение законодательства в соответствии с международными стандартами; создание института Уполномоченного по правам человека и т. д. способствовали трансформации правовой культуры общества и политического режима государства.
Первооснову правового статуса человека и гражданина в современном мире составляют права и свободы, большинство которых носят абсолютный характер, то есть являются неотъемлемыми и не подлежащими ограничению, в них заложен потенциал тех естественных и непременных свойств, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности человека и человечества в целом. Право индивида является естественным правом, присущим ему от рождения («права человека и фундаментальные свободы являются прирожденными правами»[7]), одним из главных ценностей человеческого бытия, и в качестве таковой выступает измерителем всех процессов, происходящих в обществе, так как нарушение естественных прирождённых прав человека деформирует нормальное развитие общества, дегуманизирует его.