Данный свод правил и определений поможет получить представление о ходе заседаний, тем, кто ещё не принимал участие в моделях.




 

 

Правила процедуры (Rules of Procedure) – свод правил, необходимых для ведения организованной дискуссии, принятия взвешенных решений, отражающих волю большинства при учете мнения и соблюдении прав меньшинства. Правила процедуры Модели основаны на правилах процедуры органов СНГ, но включают некоторые элементы, свойственные правилам процедуры государственных законодательных органов.

 

Делегат (Delegate) – лицо, наделенное полномочиями выступать на международном форуме от лица государства или международной организации. Так как делегаты Модели СНГ выражают не свое личное мнение, а мнение своего правительства, они должны избегать местоимения «я», заменяя его на «мы», «наша делегация», «наше правительство» и т. п. Обращаясь друг к другу или к председателю делегаты должны избегать использовать второе лицо, то есть вместо «не могли бы Вы пояснить …» следует говорить «не мог бы уважаемый представитель <название страны> пояснить …». На заседаниях делегаты должны придерживаться официального стиля в одежде. В случае неуважительного отношения делегата к председателю, другим делегатам или Модели СНГ в целом председатель может вынести предложение лишить делегата права выступать на определенный срок, но не более чем до конца заседания. В случае повторных нарушений полномочия делегата могут быть отозваны руководством Модели. Делегаты обязаны посещать все заседания своего органа.

 

Председатель (chairman) - член Президиума, который предоставляет слово, то есть ни один из делегатов не должен говорить, не получив на то согласия председателя. В связи с исключительностью своей роли, председатель отказывается от права представлять интересы своей страны, и может вносить предложения и высказывать свое мнение только по процедурным вопросам. В своих действиях председатель должен опираться на правила процедуры и согласие большинства делегатов.

 

Эксперт (Expert) – член Президиума, участвующий в заседаниях в личном качестве. Он обладает меньшими правами, чем делегаты, так, он не может сам запрашивать слова, вносить предложения и голосовать. В своих выступлениях эксперт может напоминать делегатам факты и доводить до них официальную позицию ООН, но он не должен высказывать свое личное мнение по какому-либо вопросу.

Предложение (Proposal, Motion) – инициатива, выдвигаемая одним из делегатов или председателей. Предложение может касаться хода заседания (процедурное предложение, procedural motion) или Итогового Документа (предложение по существу вопроса, substantive motion, proposal). К предложениям по существу относятся проекты Решений. Список процедурных предложений приложен ниже.

 

Рассмотрение предложения (Consideration of a motion) проходит в три этапа: ознакомление с предложением (introduction), обсуждение предложения (debate) и голосование по предложению (voting). На первом этапе автор предложения оглашает его сущность (процедурные предложения) или зачитывает текст (предложения по существу). Затем, если еще хотя бы одна делегация это предложение поддерживает, автор получает право выступить в поддержку своего предложения и ответить на вопросы. Если после этого этапа ни у одной делегации нет возражений против предложения, то оно считается принятым консенсусом. При наличии возражений форум переходит к обсуждению предложения, то есть к выступлениям за и против. Регламент прений по процедурным предложениям устанавливает председатель, а по предложениям по существу – форум в целом путем соответствующих процедурных предложений.

 

Решение (Decision) – документ, отражающий коллективную волю участников форума. Работа над Решением проходит в четыре этапа. Сначала, на общих прениях (General Debate), все делегаты высказывают свою позицию по вопросу в целом, а также свои пожелания по содержанию и структуре Решения. Затем, после неформальных консультаций, форум рассматривает поданные проекты решений (draft decisions) и утверждает одно из них в качестве рабочего (working draft). После этого в рабочий проект Решения вносятся оговорки и особые мнения. Оговорки и особые мнения обсуждения не подлежат. На последнем этапе измененный текст Решения еще раз проверяют, после чего он утверждается в качестве окончательного.

Выступление (speech) – речь делегата, в которой выражается позиция его страны по вопросу, стоящему на повестке дня, в целом (на этапе общих прений) либо по обсуждаемому предложению. Во втором случае в выступлении обычно содержится призыв голосовать за или против этого предложения, причем делегат должен заявить о цели своего выступления в его начале. После выступления делегат может согласиться ответить на вопросы других делегатов.

Вопрос к оратору (point of information) – вопрос, касающийся позиции страны или сути обсуждаемого предложения, который может быть задан после выступления делегата.

Вопрос личной привилегии (point of personal privilege) – вопрос, который ставится, если делегат испытывает какое-либо личное неудобство: ему плохо слышно выступающего или ему не выдали текст проекта Решения. Вопрос личной привилегии – это единственный случай, когда делегат может прервать выступление другого делегата.

Вопрос к председателю (point of procedural inquiry) – вопрос, касающийся правил процедуры, хода заседания и организационных моментов.

Вопрос к эксперту (point of substantive inquiry) – вопрос, касающийся фактической стороны обсуждаемой проблемы и официальной позиции СНГ. Он может быть задан с разрешения председателя.

Вопрос по ведению заседания (point of order) – вопрос, который ставится, если делегату кажется, что председатель или другой делегат нарушают правила процедуры. Этот вопрос должен быть немедленно разрешен председателем. При этом решение председателя может быть опротестовано.


Настоятельно рекомендуется принять во внимание выдержки непосредственно из Правил Процедуры СНГ (www.cis.minsk.by):

 

 

"Председательство
Правило 11
Полномочия Председателя Совета
Председатель Совета: открывает и закрывает заседание; представляет для утверждения повестку дня и регламент работы; предоставляет слово для докладов и выступлений; ставит на голосование проекты документов и предложения по рассматриваемым вопросам; оглашает справки и заявления; подписывает протокольные решения; обеспечивает соблюдение настоящих Правил процедуры.

Правило 12
Функции Исполнительного секретаря Содружества на заседании
1. Исполнительный секретарь Содружества Независимых Государств (далее - Исполнительный секретарь) представляет проекты документов, включенные в повестку дня заседания, информирует об итогах работы органов Содружества, экспертных групп по подготовке проектов, а также об особых мнениях государств-участников и органов Содружества по рассматриваемым проектам документов.

 

Правило 15
Обсуждение вопросов

1. Председатель соблюдает очередность обсуждения вопросов повестки дня.

2. Председатель может при необходимости предоставить слово Исполнительному секретарю, Эксперту для разъяснения представленной информации или предлагаемого решения.

3. Во время обсуждения повестки дня каждый делегат может высказать предложения по порядку ведения заседания и по этому предложению принимается решение. Выступающий по порядку ведения заседания не может говорить по существу обсуждаемого вопроса.

4. Во время обсуждения любого вопроса повестки дня каждый делегат может внести предложение о перерыве заседания. Такое предложение не обсуждается, а ставится на голосование и по нему принимается решение.

Правило 16
Предложения и поправки в ходе заседания

Предложения и поправки, выработанные в ходе заседания, по проектам документов, включенным в повестку дня, представляются, как правило, в письменной форме в Исполнительный Секретариат для распространения государствам-участникам.

Правило 17
Закрытие заседаний

Заседания завершаются подписанием документов, после чего объявляются закрытыми.

 

Правило 19
Форма и порядок принятия документов

1. На заседании подписываются договоры, принимаются решения, заявления, обращения, а также протокольные решения.

2. Заключение договоров и вступление их в силу осуществляется в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 года.

 

Правило 20
Решения Совета. Консенсус

1. Решения по вопросам, кроме процедурных, принимаются консенсусом. Консенсус определяется как отсутствие официального возражения хотя бы одного из государств-участников, выдвигаемого им как представляющее препятствие для принятия решения по рассматриваемому вопросу.

Принятое таким образом решение обязательно для государств-участников, участвовавших в его принятии.

2. Любое государство-участник может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не является препятствием для принятия решения.

3. Решения по процедурным вопросам принимаются простым большинством голосов участвующих.

4. Результаты голосования при принятии решений заносятся в протокол заседания.

Правило 21
Порядок внесения оговорок

1. Государство-участник может при подписании, ратификации, принятии или утверждении договора или присоединении к нему сформулировать оговорку.

2. Исполнительный Секретариат как депозитарий получает и рассылает государствам-участникам договора текст оговорок, сделанных государствами в момент ратификации или присоединения.


3. Оговорки в договоре и возражения против них должны быть зафиксированы в форме приложения к основному тексту договора.

Правило 25
Наблюдатели

1. Представители государств, не являющихся участниками Содружества, а также представители международных организаций могут по решению участников присутствовать на заседаниях в качестве наблюдателей.

2. Список наблюдателей формирует Исполнительный секретарь, который с согласия Председателя информирует участников заседания о присутствии на нем наблюдателей.

 

Правило 26
Рабочий язык

Рабочим языком Совета глав государств и Совета глав правительств является русский язык."

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: