На основании анализа образовательной программы годового плана ДОУ, документов обеспечивающих методическую работу, определите какие технологии применяются в ДОУ. Осуществите их анализ с точки зрения их соответствия образовательной программы ДОУ (способствуют ли применяемые технологии достижению цели и задач программы, соответствуют ли используемые в работе методы, приемы и формы работы заявленным технологиям).
3. Анализ предметно-развивающей среды групповой комнаты ДОО на соответствие предъявляемым требованиям ( группа по выбору студента)
Карта оценки предметно - развивающей среды по ФГОС
Критерии по ФГОС | оценка | примечание | |
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы | |||
Образовательное пространство группы оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы) | |||
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивают: • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей | |||
Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-развивающей среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей | |||
Полифункциональность материалов предполагает: • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.; • наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре | |||
Вариативность среды предполагает: • наличие в ДОУ или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей | |||
Доступность среды обеспечивает: · • доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ; · свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; • исправность и сохранность материалов и оборудования | |||
Безопасность предметно- развивающей среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования | |||
Итого баллов | |||
Выводы: |
- Разработать проект-презентацию предметно-развивающей среды групповой комнаты ДОО.
Приложение 6
Анализ предметно-развивающей среды групповой комнаты ДОО на соответствие предъявляемым требованиям ( группа по выбору студента)
Карта оценки предметно - развивающей среды по ФГОС
Критерии по ФГОС | оценка | примечание | |
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы | |||
Образовательное пространство группы оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы) | |||
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивают: • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей | |||
Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-развивающей среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей | |||
Полифункциональность материалов предполагает: • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.; • наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре | |||
Вариативность среды предполагает: • наличие в ДОУ или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей | |||
Доступность среды обеспечивает: · • доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ; · свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; • исправность и сохранность материалов и оборудования | |||
Безопасность предметно- развивающей среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования | |||
Итого баллов Max-40, min-8 от 1-5 баллов за каждый критерий | |||
Выводы: |
ЦЕЛЕВОЙ | Цель: Создание условия для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы. |
Задачи: · Создавать атмосферу эмоционального комфорта · Создавать условия для физического развития · Создавать условия для творческого самовыражения · Создавать условия для проявления познавательной активности детей · Создавать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций, музыки · Создавать условия для участия родителей в жизни группы | |
Принципы организации предметно-развивающей среды: · соответствие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и образовательной программы · соответствие возрастным особенностям и интересам детей · соответствие требованиям СанПиН (от 15 мая 2013 года) · Открытость среды для преобразований · Современность среды · Эстетика среды · Комфортность среды |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ | Компоненты предметно-развивающей среды | |||||||||||||||||
Художественно-эстетическое развитие | Социально-коммуникативное развитие | |||||||||||||||||
3-4 года | 4-5 лет | 5-8 лет | 3-4 года | 4-5 лет | 5-8 лет | |||||||||||||
уголок творчества; музыкальный уголок; уголок рисования; | уголок творчества; музыкальный уголок; уголок ручного труда; полочка красоты; уголок рисования; уголок конструирования | уголок творчества; музыкальный уголок; творческая мастерская; полочка красоты; уголок рисования; уголок конструирования | кукольный уголок; больница; парикмахерская; уголок ряженья; уголок уединения; | кукольный уголок; уголок сюжетно-ролевых игр; мое настроение; я пришел; уголок именинника; ладошка успеха; наши славные дела; уголок уединения; уголок нарядов; уголок дежурств | кукольный уголок; уголок сюжетно-ролевых игр; азбука настроения; я пришел; уголок именинника; панорама добрых дел; звезда недели (дня); наши успехи уголок уединения; уголок дежурств | |||||||||||||
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ | Компоненты предметно-развивающей среды по образовательным областям | |||||||||||||||||
Познавательное развитие | Речевое развитие | Физическое развитие | ||||||||||||||||
3-4 года | 4-5 лет | 5-8 лет | 3-4 года | 4-5 лет | 5-8 лет | 3-4 года | 4-5 лет | 5-8 лет | ||||||||||
сенсорный уголок; книжный уголок; уголок дидактических игр; уголок природы; уголок «песок-вода» | уголок природы; книжный уголок; уголок дидактических игр; уголок безопасности; уголок коллекционера; мини-музей; огород на окне | буквенный фриз; цифровой фриз; уголок занимательной математики; уголок природы; уголок дидактических игр; книжный уголок, полочка умных книг; мини-лаборатория; патриотический уголок; уголок безопасности; островок сокровищ; мини-музей; фоторепортаж макеты; огород на окне; уголок космоса; уголок «права ребенка»; уголок первоклассника | учите с нами; уголок речевых игр; театральный уголок; уголок общения | учите с нами; уголок речевой уголок; театральный уголок; уголок общения | учите с нами; уголок речи и грамотности; театральный уголок; уголок общения | физкультурный уголок; | физкультурный уголок; мы спортсмены; | Уголок двигательной активности; книга рекордов; | ||||||||||
Требования к зонам: | ||||||||||||||||||
Познавательное развитие | Речевое развитие | Физическое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Социально-коммуникативное развитие | ||||||||||||||
- Наличие календарей природы, коллекций - Наличие атрибутов и пособий для исследовательской деятельности - Наличия материалов для сенсорного образования - Наличие наглядного материала, игр, пособий для ознакомления с окружающим миром - Наличие художественной и энциклопедической литературы - Наличие материалов по правилам безопасности - Наличие дидактических и развивающих игр | - Наличие наборов предметных и сюжетных картинок, альбомов, иллюстраций, открыток, фотографий по разным темам - Наличие картотеки речевых игр - Наличие разных видов театров (пальчиковый, плоскостной, теневой, фланелеграф и др.) - Наличие атрибутов для театрализованных игр (маски, шапочки) | - Наличие атрибутов для подвижных игр - Наличие спортивных игр (городки, бадминтон, теннис и др.) - Наличие в группе условий для проведения закаливания и профилактики плоскостопия - Наличие нестандартного оборудования, изготовленного воспитателями и родителями - Наличие выносного материала для проведения подвижных игр на прогулке | - Наличие материалов для ИЗО, их разнообразие - Наличие литературы по искусству, репродукций, открыток и альбомов для рассматривания - Наличие конструкторов и строительного материала, игрушек для обыгрывания Наличие природного и бросового материала - Наличие музыкальных инструментов, игрушек, технические средства - Наличие дидактических игр | - Наличие фотографий, символов, отражающих жизнь группы, эмоции - Наличие атрибутов, игрушек, предметов – заместителей для сюжетно-ролевых игр - Наличие уголка дежурств - Наглядная информация для родителей - Наличие пособий, сделанных педагогами совместно с детьми и родителями | ||||||||||||||
Планируемый результат:предметно-развивающая среда ДОУ соответствующая всем требованиям ФГОС и особенностям образовательной программы | ||||||||||||||||||