Новые современные методы обучения




Современные подходы в преподавании предметов образовательной области «Искусство» в 2020-2021 учебном году в условиях реализации новых государственных образовательных стандартов

Самоздра С.А., учитель ИЗО СШ № 22

 

Культура, сохраняя, транслируя и воссоздавая духовные ценности человечества, является бесспорным способом развития личности человека и формирования его внутреннего, морально-нравственного мира. Социокультурные трансформации в условиях революционного развития массовой культуры «масс-маркета» (упрощения, а под час и подмены смыслов, образов и эстетических идеалов) привело педагогическое сообщество на современном этапе развития социума в целом к значительным качественным изменениям в образовании, переосмыслении методов и приемов подачи материала, приобщения молодого поколения к нравственным, эстетическим и художественным идеалам человечества через введение инновационных подходов в преподавании дисциплин предметной области «Искусство».

Формирование потребности учащихся в активном мышлении, понимании смыслов, формирование целостного представления о действительности становится все более актуально. На современном этапе перед образовательными организациями государство ставит конкретные цели по уровню качества образования, предлагая идеальную модель выпускника на каждом этапе обучения: начального, основного, среднего образования. Этот идеальный образ предлагают нам Государственные Стандарты начального общего образования и основного общего образования.

Предметная область «Искусство» в общеобразовательной школе направлена на формирование культурной идентичности школьников на основе изучения отечественного и мирового искусства; на приобщение обучающихся к сфере духовной жизни общества; на развитие у детей художественно-ценностных ориентаций в окружающем мире, духовно-нравственных принципов и способности творческого освоения окружающей среды.

Изучая дисциплины предметной области «Искусство», учащийся на протяжении всего периода обучения учится воспринимать и анализировать целостную картину мира с учетом его изменения, сложившихся традиций, новаций и вызовов времени. Осмысленное изучение предметов искусства в школе - это возможность для учащихся научиться различать настоящее искусство и произведения низкого качества, прикоснуться к большому искусству через собственную творческую деятельность.

В условиях современного трансформирования, оцифровывания сознания учащегося все сложнее привлечь внимание школьника к художественному образу. Традиционные методы и приемы больше не действуют, да и сам учитель уже далеко не транслятор информации и не является единственным непреложным источником знаний. Современный школьник все больше погружается в мир масс-маркета (массовой культуры), которая, к сожалению, предлагает неокрепшему сознанию учащегося легко усваиваемые продукты, не требующие осмысленного погружения в причинно-следственные связи происходящего и не требующие формирования собственного мнения на картину мира. Современное образование привело учителя к тому, что необходимы изменения в самом подходе преподавания такой сложной с точки зрения осознания и понимания предметной области, как «Искусство».

Из этих потребностей общества основными задачами преподавания искусства в общеобразовательной школе становятся:

• приобретение учащимися навыков художественной и музыкальной деятельности;

• выявление одарённых в области искусства детей и дальнейшее их педагогическое сопровождение;

• воспитание грамотного зрителя и слушателя, то есть человека, у которого сформирована потребность в общении с искусством вне зависимости от выбранной профессии и рода занятий;

• использование искусства как средства арт-терапии, что наиболее важно для детей с особыми потребностями здоровья.

Быстро меняющаяся социальная ситуация, естественно, влечет за собой и изменения в контексте изучаемого материала, в формах его преподнесения, в отношениях между учителем и учениками. Значимым механизмом предметной области «Искусство» сегодня является продвижение инноваций в преподавании предметов искусства в школе.

Инновации - это идеи, процессы, средства и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования всей педагогической системы.

Педагогическая инновация – это намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики в повышении качества обучения.

Инновационные педагогические методы предполагают возрастание роли обучаемого в учебном процессе, смещение центра учебного процесса от учителя к ученику; возможность обратной связи педагога с каждым учащимся при использовании новых коммуникационных технологий. Ученик овладевает такими знаниями и умениями, которые позволяют ему не просто транслировать накопленный опыт в практическую деятельность, но и обладают определенным творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.

Актуальность инновационного обучения заключается в возможности использования личностно ориентированного обучения; поиска условий для раскрытия творческого потенциала ученика; соответствия социокультурной потребности современного общества самостоятельной творческой деятельности.

Основными целями инновационного обучения являются развитие способностей учащихся; формирование личностных качеств учащихся; выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества; развитие различных типов мышления; формирование качественных знаний, умений и навыков.

Данными целями определяются и задачиинновационного обучения: оптимизация учебно-воспитательного процесса; создание обстановки сотрудничества ученика и учителя; выработка долговременной положительной мотивации к обучению; включение учащихся в креативную деятельность; тщательный отбор материала и способов его подачи.

Основными принципами инновационного обучения являются: креативность (ориентация на творчество); усвоение знаний в системе; нетрадиционные формы уроков; использование наглядности.

Классификацию инновационных технологий нельзя назвать строгой, однако стоит выделить наиболее удачные и используемые технологии.

Проблемно-поисковое обучение. Постановка проблемы и самостоятельный поиск ее решения – принцип этой инновационной деятельности в школе. Хорошей идеей будет разделить класс на группы, которые будут аргументированно отстаивать свои ответы, сформулированные при мозговом штурме.

Модульное обучение. В модульном обучении объем знаний разбивается на значимые блоки (модули), которые осваиваются по схеме: учитель выдает определенный блок информации, потом происходит его применение на практике (творческие работы, семинары, практикумы, уроки-диспуты и т. д.), затем идет блок оценки (контрольные, зачеты). Модульная технология особенно перспективна при дистанционном обучении, когда необходима четкая система массивов знаний и их оценки. Модульная технология видится особо полезной в современном перенасыщенном информационном поле именно за счет своей строгой структурированности.

Портфолио как технология инновационной школы. Суть этого подхода заключается в самостоятельном сборе учащимся его значимых работ, проектов, отзывов, дипломов, похвальных листов и грамот. Портфолио имеет значимость именно как образовательная технология, ее конечная цель - разработать методы и приемы поиска нужных знаний и умений, а также оценивания своей учебной деятельности.

Все эти подходы развивают критическое мышление и ставят во главу угла самостоятельную поисковую деятельность ученика. Инновационные методы обучения должны ориентироваться на творческое начало в ученике и на самостоятельный поиск решения задачи или проблемы.

Новые современные методы обучения

Метод кейсов. При этом подходе учащимся не предоставляются пути решения проблемы, ученики вынуждены действовать максимально эффективно в поиске таких решений. Пример такого урока: разделить класс на группы, заранее дать возможность группам определиться с исторической эпохой и страной, культуру которой они хотят представить; каждой группе дать одинаковый набор продуктов, одинаковый набор для сервировки стола, снабдить выходом в интернет, кулинарными книгами, предложить приготовить этническое блюдо и сервировать стол с учетом имеющегося времени. Желательно, объявить победившую группу.

Синквейн – пятистрочная форма, применяемая в дидактических целях как метод синтеза информации: тема, ключевое слово (объект), признаки и свойства объекта, действия объекта, отношение к объекту, слово-резюме (суть) объекта. Синквейн уместен при ознакомлении с новым материалом на эмоциональном уровне или на стадии обобщения материала по разделу, теме, эпохе.

Кластеры - объединение однородных элементов, связанных единством темы, графический способ систематизации материала. Кластер носит подготовительный характер к восприятию материала, вносит игровую ситуацию в урок, что повышает умственную активность учащихся.

Технология «Образ и мысль». Познание происходит за счет способности понимать, но простое накопление фактов не приводит к истинному знанию. Информационный поток минимален, максимально чувственно-эстетическое восприятие. Основная форма работы: занятия-тренинги с участниками любого возраста по «пониманию» произведения искусства. Результат: развитие самостоятельности суждений, повышение самооценки участников занятия, развитие речи, развитие умения слушать и слышать, развитие мышления (абстрактного, логического, образного), развитие эстетического вкуса и др.

«Этюд» - создание композиции на основе музыкальных произведений. учащимся предложено подобрать произведения изобразительного искусства и литературы, иллюстрирующие прослушанное музыкальное произведение, обосновав свой выбор историческими и культурологическими фактами и примерами.

Урок-экскурсия. Особо интересным может быть для начальной инновационной школы ввиду того, что дети младшего школьного возраста еще сильно ориентированы на спонтанное запоминание и оценивание чего-то яркого и запоминающегося. Хорошей идеей было бы дать ученикам перед экскурсией задания запомнить и описать понравившуюся картину и свои чувства при одновременном аудио- и визуальном ряде. Явление синестезии (единство чувств восприятия) также стоит активно использовать при внедрении инновационных методов. Также можно использовать явление синестезии на уроках изобразительного искусства, музыки при изучении времен года.

Урок-дебаты, дискуссия. Ученики в группах выдвигают решение какого-то вопроса, ни один вариант не отвергается, из множества мнений рождаются самые невероятные гипотезы. Например, урок-дебаты по теме: «Сталинский ампир в Москве: за и против».

Мастер-класс. Особенно хорош будет на уроках рисования, лепки.

Урок-ролевая игра. Применим абсолютно ко всем учебным дисциплинам, творческий потенциал его практически неисчерпаем. Например: ролевая игра на уроке музыки «Суд над попсой».

Урок-модерация. Ученикам предлагается страничка в сети, посвященная той или иной учебной проблеме. Информация содержит ошибки, ученикам предлагается отыскать их и исправить страничку.

Урок-спектакль, посвященной какой-то остросоциальной проблеме.

Перечисленными методами, инновационная деятельность в школе, конечно, не ограничивается. Подобных методов достаточно много, все они характеризуются активным включением обучаемого в поиск новых знаний и умений, развитием его творческого начала и прагматичности.

Конечно, происходящие сегодня инновационные процессы в образовании имеют свои плюсы. Так, например, информационно-компьютерные технологии призваны облегчить учащимся путь освоения программных технологий для будущей профессии. Эти образовательные технологии призваны повышать стремление учеников к освоению предметов, снимать психологическое напряжение учащегося путем перехода от субъект-объектного взаимодействия на занятии к более объектному, расширять творческий потенциал, повышать эффективность труда учащихся.

Учителю же ИКТ помогают повысить общую информационную культуру. К тому же, именно эти инновационные технологии обучения включают в себя применение практики проектирования различных видов, что должно в еще большей степени оптимизировать процесс обучения и создать новые, превосходящие своею эффективностью программы и способы обучения.

Инновационные процессы в образовании направлены на продуктивное его развитие, подразумевающее вхождение в мировое образовательное пространство, что необходимо, но оно не предполагает освоение предметных знаний как таковых, а нацелено на развитие способностей, необходимых успешной личности, свободно овладевающей и ориентирующейся в современном стремительно изменяющемся мире.

Применение инновационных педагогических технологий и стратегий преподавания предметной области «Искусство» оптимизирует процесс изучения художественной культуры человеческой цивилизации путем усиления смыслового и личностного и мировоззренческого аспектов обучения, активизации творческого потенциала личности; ориентирует поиск эффективных способов реализации гуманитарно-эстетического образования.

Раскрыв потенциальные способности и попробовав их реализовать еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: