Формы общения и их основные параметры




  Формы общения Параметры форм общения
Время проявления С кем и где общается ребенок Вид потребности Ведущий мотив общения Средство общения Продукты общения
1. Ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональная) 2 мес. (от 2 до 6 мес.) Мать, родные, которые обеспечивают выживание ребенка и удовлетворяют его первичные потребности Потребность в доброжелательном внимании взрослого Личностный: взрослый – это ласковый доброжелательный человек Экспрессивно-мимические реакции: улыбка, взгляд, мимика Неспецифическая общая активность. Подготовка к акту хватания
2. Ситуативно-деловая (предметно-действенная) 6 мес. (от 6 мес. До 3 лет) Совместная деятельность со взрослым в ходе предметной деятельности Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве Деловой: взрослый – образец для подражания, эксперт, помощник Предметно-действенные операции Развитие предметной деятельности. Подготовка к овладению речью
3. Внеситуативно-познавательная 3 – 4 года (с 3 лет до 5 лет) Совместная деятельность со взрослыми и самостоятельная деятельность ребенка Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении Познавательный: взрослый – источник познания. Партнер по обсуждению причин и связей Речевые операции Развитие наглядно-образного мышления и воображения
4. Внеситуативно-личностная 5 – 6 лет (с 5 до 7 лет) Общение разворачивается на фоне самостоятельной деятельности ребенка Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении. Ведущая роль – стремление к взаимопомощи и сопереживанию Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями и умениями Речь Накопление морально-нравственных ценностей. Развитие логического мышления. Готовность к обучению. Система мотивов, произвольность поведения
               

Это все в приложение. Здесь только описание заданий, инструкции, система оценки.

Методика исследования мотивации проводилась индивидуально. Диагностика протекала следующим образом. Педагог приводит ребенка в ком­нату, где на столе разложены игрушки и книжки, и спраши­вает, что бы он хотел: поиграть с игрушками (I ситуация); почитать книжку (II ситуация) или поговорить (III ситуация). Затем педагог организует ту деятельность, которую предпочел ребенок. После этого ребенку предлагается на выбор один из двух оставшихся типов деятельности. Если ребенок не может самостоятельно сделать выбор, педагог предлагает последователь­но поиграть, потом почитать, а затем поговорить. Каждая си­туация длится не более 15 мин.

В случае, если ребенок вновь и вновь выбирает, например, игровую ситуацию, не проявляя интереса к познавательному и личностному общению, взрослый после самостоятельного выбора ребенка мягко, но настойчиво предлагает ему отдать предпочтение двум оставшимся ситуациям общения.

[].

Типы общения выделяют по предпочтению одной из трех ситуаций:

1-я ситуация (совместная игра) — ситуативно-деловое обще­ние;

2-я ситуация (чтение книг) — внеситуативно-познавательное общение;

3-я ситуация (беседа) — внеситуативно-личностное обще­ние.

Обработка результатов

При определении ведущей формы общения у детей показатели их действий оцениваются в баллах. Особое внимание уделяете тематике и содержанию речевых высказываний. Наибольшее количество баллов выставляется за внеситуативные, социально-значимые, оценочные высказывания, свидетельствующие о способности ребенка к внеситуативно-личностному общению со взрослыми.

Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель.

I. Порядок выбора ситуации:

1.1. игры-занятия (1балл)

1.2. чтение книги (2 балла)

1.3. беседа на личностные темы (3 балла)

II. Продолжительность деятельности:

1.1. до 5 мин (1балл)

1.2. до 10 мин (2 балла)

1.3. до 15 мин (3 балла)

Максимальное количество баллов за каждый пункт в отдельности (I, II) – 3 баллов.

Минимальное количество баллов за каждый пункт в отдельности (I, II) – 1 балл.

Итоговые показатели по тестированию(I +II):

Максимальное количество баллов - 6 баллов

Минимальное количество баллов – 2 балла

Качественная характеристика уровня развития мотивации достижения:

Низкий – 2 балла

Средний – 4 балла

Высокий – 6 баллов

Характеристика уровней сформированности мотивации:

Низкий уровень: выбор одной и той же ситуации, преимущественно игровой (I); трудности в переключении внимания с одной деятельности на другую; при проведении II и III ситуации не испытывает интереса к происходящему; отсутствие речевого сопровождения деятельности.

Средний уровень: при переключении на другую ситуацию не выказывает особого интереса к новой деятельности; речевое сопровождение ситуации, осуществляется только после вопросов педагога, либо очень краткое и малоинформативное;

Высокий уровень: ребенок по своей инициативе меняет ситуации общения; сам выбирает, во II ситуации, сказку для прочтения; задает вопросы по ходу чтения, игры или беседы с педагогом; оречевляет свои действия и с удовольствием поясняет ответы.

Ведущей считается та форма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов.

 

2.2. Характеристика участников эксперимента

 

Нами были обследованы 10 детей подготовительной группы с нормальным речевым развитием и 10 детей с нарушениями звукопроизношения МБДОУ детского сада № 30 г. Владимира. Из них десять мальчиков и десять девочек. Возраст детей составляет 5-6 лет. На всех детей сформулировано логопедическое заключение, поставленное ПМПК – ФФНР и ФНР. Ребята стараются обращаться друг к другу доброжелательно, умеют сопереживать, радоваться успехам других, делиться друг с другом. Умеют оказать посильную помощь друг другу. Стараются играть вместе, доверительно относятся к взрослым. Показатели мотивации у детей с нарушениями звукопроизношения средние. Задания выполняют с интересом лишь немногие, повышенный интерес наблюдается в ситуации игры, есть желание к обучению, но оно прослеживается не у каждого ребенка. По окончании занятия дети уходят в хорошем настроении и ждут новых интересных заданий.

В целом, характер общего эмоционального климата группы – бодрый, жизнерадостный, дружелюбный. Дети с радостью и энтузиазмом принимают участие в подготовке различных мероприятий, детсадовских праздников.

Переписать!

2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента.

 

Проанализировав результаты констатирующего эксперимента, можно судить о том, что у детей 5-6 лет с ФФН, ФН, в отличает от детей в норме, прослеживается более низкий уровень формирования мотивации.

 

Уровень мотивации Дети с ФФН, ФН Дети с развитием речи в норме
Низкий уровень 3(15%) 1(5%)
Средний уровень 4(20%) 3(15%)
Высокий уровень 3(15%) 6(30%)

 

Данные исследования свидетельствуют о том, что у троих детей с ФФН, ФН выявлен низкий уровень мотивации. Дети данной категории не испытывали особого желания отвлекаться от игры и почитать, либо поговорить, на интересующие его темы. Испытуемые с ФФН, ФН в ходе эксперимента не оречевляли свои действия, все делали молча. Испытывали затруднения в выборе сказки, по сути, сказку выбирал экспериментатор, а ребенок безинтерено соглашался.

У четырех испытуемых с ФФН, ФН выявлен средний уровень мотивации. Ребята нехотя переходили от одной ситуации к другой. Однако, были и такие дети, кого лишь на короткое время заинтересовывала сказка, но просмотр картинок и слушание длилось не более 3 минут, далее интерес пропадал. Свои действия не оречевляли или детская речь была довольно краткой и малоинформативной. На вопросы педагога отвечали короткими фразами, состоящими из 2-4 слов, иногда можно было услышать некоторые пояснения. Например: «Каталась на коньках… Люблю гонки…Стол не может ходить. Он же не человек».

У троих детей с нарушениями выявлен высокий уровень сформированности мотивации. Данная категория детей имела довольно сильное отличие от двух предыдущих. Испытуемые сами, без подсказок или предложения педагога, по своей инициативе, предлагали сменить ситуацию общения, сами выбирали сказку, задавали вопросы по ходу прочтения сказки. Например: «О, это - Бармалей. Какой он страшный. А зачем ему борода? Давайте про него, мне мама не читала…». Испытуемые с удовольствием вели беседы, рассказывали довольно подробно про родителей, братьев и сестер, многие рассказывали стихи, которые они учили для праздника. Речь детей с ФФН, ФН была достаточно развернутой. Говорили они без остановки, если бы не лимит времени, то так и рассказали бы все обо всем. Например: «Я все буквы знаю(перечисляет буквы алфавита, не по порядку, но большинство называет правильно). Еще я могу считать до 10 назад и вперед (ошибок не было)… Я на занятиях с логопедом звук [Ш] учу, мне нравится заниматься. Еще люблю мультики. Самый классный «Спанч Боб». Давайте я вам расскажу, там так интересно».

Исходя из исследования детей в норме, лишь у одного ребенка низкий уровень мотивации. Ребенок сильно стеснялся. Молча собирал пазл и играл машинкой. При предложении педагогом конкретной сказки, лишь кивнул головой в знак согласия. О себе практически ничего не рассказал, отвечал лишь кратко на вопросы, но в основном пожимал плечами.

Средний уровень был выявлен у троих детей с нормальным развитием. Эти дети, в отличает от детей с нарушениями, были более живыми и более общительными.

У шести детей в норме высокий уровень. Эти дети очень много говорили, не хотели уходить. Например: «Можно я еще приду? Давайте после этого рассказа почитаем «ай, болит»… Хотите я вам завтра машинку принесу? у меня их много…» Сравнивать лучше сразу.

Уровень сформированности положительной мотивации определяется по результатам выполнения всех заданий. Данные представлены на рис. 1.

 

Рис. 1. Уровень сформированности мотивации у ребят с ФФН, ФН и детей в норме (до обучения).

 

Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил разделить детей по группам. У троих детей с нарушениями был выявлен низкий уровень мотивации. Дети не хотели участвовать в деятельности, сидели молча, их интересовала только игра.

У четверых детей с ФФН, ФН был выявлен средний уровень сформированности мотивации. При переходе от игровой ситуации к ситуации прочтения сказки они часто отвлекались, их мало интересовал сюжет сказки и картинки из книги. На протяжении всего исследования детям требовалась дополнительная помощь со стороны взрослого в виде наводящих вопросов.

Трое детей с ФФН, ФН показали высокий уровень. Эти дети легко шли на контакт, не испытывали трудности переключения внимания с одного вида деятельности на другой. Все им было интересно и они с удовольствием делились своим опытом.

Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что у детей с ФФН, ФН отмечается недостаточная усидчивость, сформированность переключения внимания с одного вида деятельности на другой, пониженный интерес к происходящему вокруг. Эти дети достаточно быстро утомляются, что приводит к нарушению способности четко и последовательно излагать свои мысли. У детей с нарушениями отмечается отставание в формировании положительной мотивации, поэтому детям необходимо проведение специальных занятий для повышения уровня положительной мотивации. Какая же мотивация доминирует? Сюда данные из таблицы.

 

 

 

 

Заключение

В итоге проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

В процессе исследовательской работы подтвердилась та гипотеза, которая была поставлена в начале: у детей с нарушением звукопроизношения наблюдается сниженная мотивация в посещении занятий учителя-логопеда.

Поставленные задачи в работе были реализованы:

1. Анализ педагогической и психологической литературы по данной теме позволил дать определение мотивации, проследить ее формирование в онтогенезе при нормальном и нарушенном речевом развитии, выделить критерии оценки уровней сформированности мотивации и проанализировать методические аспекты проблемы изучения положительной мотивации. Данные литературы свидетельствуют о недостаточности сведений в области изучаемой проблемы.

2. Была подобрана методика исследования уровня сформированнности мотивации у детей с ФФН, ФН, которая состояла из 3 ситуаций общения. Задания были направлены на исследование уровня мотивации, способности переключаться с одного вида деятельности на другой, сформированности усидчивости.

3. Исследовали уровень сформированности мотивации у старших дошкольников с нарушением звукопроизношения, посещащих МБДОУ детский сад №30 г. владимира. Анализ результатов исследования позволил определить, что у большинства детей с нарушениями наблюдается преимущественно низкий и средний уровени сформированности мотивации.

Дальнейшая разработка освещенной проблемы является весьма перспективной, так как формирование формирование мотивации с помощью социо-игровых методов способствует повышению уровнюмотивации к логопедическим занятиям. Т.о., создаются благоприятные условия для развития и коррекции нарушений звукопроизношения у детей-логопатов, у ребят появляется стимул в посещении занятий с логопдом, повышается самооценка и интерес к занятиям.

Данные исследования могут использоваться в процессе диагностического изучения старших дошкольников с нарушением звукопроизношения, в практической деятельности учителей-логопедов специальных образовательных учреждений для детей с нарушением речи и общеобразовательных учреждений.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: